Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «‘Северные конвои’ в годы Первой Мировой Войны.»

Совсем недавно Россия и весь мир отметили крайне знаменательную дату — 100-летие начала Первой мировой войны. Продолжительное время эта страшная война и многие ее участники были незаслуженно забыты, эти ужаснейшие страницы истории фактически стёрты из памяти народов современной России. До сих пор нет в нашей стране, как например, на Западе, достойных, монументальных памятников, посвященных тем событиям и участникам войны.

Написание диплома за 10 дней

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Европейский север в годы первой мировой войны

.1 Европейский Север на пороге Первой Мировой Войны

.2 Роль Архангельского и Мурманского портов в годы Первой Мировой войны

Глава 2. Организация безопасного мореплавания в Северных водах в годы Первой Мировой войны

.1 Северные конвои в годы Первой Мировой войны

.2 Роль северных конвоев в годы Первой Мировой войны

.3 Методическая разработка факультатива по теме «Северные конвои в годы Первой Мировой войны»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Совсем недавно Россия и весь мир отметили крайне знаменательную дату — 100-летие начала Первой мировой войны. Продолжительное время эта страшная война и многие ее участники были незаслуженно забыты, эти ужаснейшие страницы истории фактически стёрты из памяти народов современной России. До сих пор нет в нашей стране, как например, на Западе, достойных, монументальных памятников, посвященных тем событиям и участникам войны.

В пламени «Великой войны» сгорели четыре империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. Последние две подверглись территориальному разделению. Завершению «Великой войны» сопутствовал мощный революционно-энергетический выброс, наиболее мощно проявившемся в России (Великая Российская революция) и Германии (Ноябрьская революция). В побежденной Германии Первая мировая война породила реваншистские настроения, на которых, в последующем, умело сыграла нацистская партия. В странах-колониях по всему миру начались национально-освободительные движения.

Для нашей страны Первая мировая война знаменательна в первую очередь тем, что именно в этот период, формировавшийся давно комплекс социальных, экономических и политических противоречий выплеснулся в «Окаянные дни» для России — Революцию и братоубийственную Гражданскую войну 1917-1922 годов.

События, происходившие на территории Европейского Севера, достойны особого внимания. В результате того, что в начале войны неприятельскими флотами были блокированы черноморские и балтийские порты, единственными удобным регионом для приема союзнических поставок стали порты Европейского Севера, а конкретно порт Архангельска. Недооценка важности северных портов в довоенные годы чуть было не обернулась провалом снабжения российской промышленности и армии в первые месяцы войны.

Последующие сложности, возникшие в процессе транспортировки грузов, разгрузка в порту и последующая доставка в центральную часть страны привели к стремительному развитию данного региона и расширению Архангельска от небольшого портового городка до порта мирового масштаба, форсированному строительству железной дороги к незамерзающему Мурманскому побережью и возведению там нового порта — Романова-на-Мурмане.

Актуальность данной работы связана в первую очередь с вновь возрастающим интересом, как в нашей стране, так и во всем мире, к Первой Мировой войне, ввиду недавнего 100-летнего юбилея этого события. А также с постепенно возрастающим интересом исследователей к роли российских регионов в годы «Великой войны». В частности роли Европейского Севера, ставшего в годы Первой мировой войны важнейшей стратегической периферией. Эта война, получившая на западе название «Великая» не уступает по значимости другим события потрясшим мир, в течение того же 20 века. Неоспоримым является то обстоятельство, что Первая мировая война серьезно повлияла на развитие цивилизации, а в особенности европейской. Каким бы путем пошло её развитие, если бы не разразился первый конфликт мирового масштаба.

Объект исследования — проблема военно-технического и политического сотрудничества России со странами Антанты в годы Первой мировой войны как первый опыт подобного сотрудничества в мировой истории.

Предмет исследования — военные поставки грузов в северные морские порты России как первый в своем роде опыт экономического взаимодействия союзных стран в войне такого масштаба — мировой войне.

Хронологические рамки охватываю практически весь период Первой мировой войны, пока продолжались поставки союзнических грузов в северные порты, а именно 1914-1917. В 1918 году поставки прекратились ввиду нестабильной политической и социальной обстановки в России.

Территориальные рамки данного исследования охватывают территорию Европейского Севера России (сегодня Баренц-регион), а также страны союзницы Российской Империи — США, Англия и Франция.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Цель данной работы — исследовать процесс поставок союзнических грузов в годы Первой мировой войны северным морским путем, а также все возникшие трудности, связанные с этими событиями.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

.Рассмотреть социально-экономическую обстановку на территории Европейского севера накануне Первой мировой войны;

2.Рассмотреть социально-экономические изменения региона, связанные с началом войны, а также с началом поставок союзнических грузов;

.Рассмотреть трудности, возникшие перед правительством в связи с возможным началом союзнических грузов;

.Определить степень изученности данной темы;

.Проследить процесс доставок союзнических грузов от портов стран Антанты до северных портов России;

.Рассмотреть условия, на которых совершалось подобного рода сотрудничество между Россией и Антантой;

.Оценить роль и место «северных конвоев» в годы Первой мировой войны;

.Сравнить процесс доставки грузов северным направлением в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн;

.Разработать Классный час по теме исследования.

В российской и зарубежной историографии представлено мало исследований затрагивающих данную проблему.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В целом данная тема изучена слабо. Условно историографию данного периода можно разделить на три периода: 1914-1920 — годы Первой мировой войны, последующей иностранной интервенции и Гражданской войны в Северном крае; 1920-1980-е — советский период; 1990 и последующие годы — постсоветский период.

Уже в годы войны было выпущено ряд трудов, авторами которых были крупные общественные деятели северного края, такие как крупный промышленник и активный участник тех событий И.И. Данишевский. Будучи заинтересованным в судьбе родного края, он работал над планами экономического развития региона. Больше количество важной информации представлено в различных статистических справочниках и таможенных книгах.

В последующее после войны десятилетие выходило очень много трудов современников тех событий, посвященных данной тематике. Однако в то же время поднялся серьезный вопрос о претензиях и контрпретензиях между бывшими союзниками по Антанте. Ввиду того, что эта тематика была «политической», она нередко подвергалась разного рода фальсификациям. Связаны они были как с поставками союзнических грузов, так и с нежеланием признавать их важность для России. Всё это в разной степени повлияло на снижение исследовательского интереса к Европейскому северу и его роли в «Великой войне».

Утвердившаяся в те же годы ленинская концепция империализма как предшествующего этапа для социалистической революции повлияла на то, что публикации, посвященные теме Первой мировой войны, выходили все реже и реже. А те события, как правило, излагались в главах, предваряющих основное содержание исследований по истории социалистической революции.

Освещение вопросов, связанных с социально-экономической модернизацией края, а также проблемы рабочих движений в этот период носят явно тенденциозный характер. Искаженно рассматривается положение рабочего человека. Значительно преувеличивается роль рабочих выступлений.

В 20-30-е годы усилилось давление на краеведение. Исторические исследования локальных и региональных проблем приветствовались только с целью подтверждения общей концепции, и потому постепенно исчезло.

Интерес к данной теме возрос лишь с возникновением угрозы новой войны. Выходит большое количество трудов, посвященных как действию армий, так и организации тыловых служб. Выходит ряд трудов, в большинстве своем под грифом «для служебного пользования» по исследованию опыта полученного в годы Первой мировой войны, а именно в вопросах модернизации северных портов, организации торговых операций с союзными государствами, создании флотилии СЛО и охрана северных морских коммуникаций.

Наиболее объективные труды, посвященные данной тематике, выходят в первый и последующие годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда СССР вступил в «Антигитлеровскую коалицию» и наладил «новые» союзнические взаимоотношения с США и Англией. Были восстановлены фактически по образцу Первой мировой войны поставки союзнических грузов в Северные порты и порты Владивостока.

Среди этих исследований серьезную нишу занимает фундаментальный труд А.Л. Сидорова «Отношения России с союзниками и иностранные поставки во время Первой мировой войны», в котором автор детально рассмотрел механизмы союзнических поставок через порты Европейского Севера.

В этот же период выходит ряд интересных публикаций, содержащие положительные оценки союзнических отношений между Россией и странами Антанты.

В ходе «Холодной войны» союзнические поставки вновь оцениваются односторонне. Союзные страны обвиняются в навязывании условий поставок, в нарушении союзнических обязательств, а также в попытках вмешиваться во внутренние дела России. По мнению Т.И. Трошиной, подобные выводы являются справедливыми, но выдавались они без тщательного исторического анализа.

Серьезного внимания заслуживает работа П.А. Варнека. Опираясь на воспоминания участников тех грандиозных событий, военных моряков, участвовавших не только в преобразованиях края, но и в различных военных операциях, будь то конвоирование судов или организация обороны Архангельского порта и Кольского полуострова. Находясь в эмиграции, автор не мог воспользоваться российскими архивами, поэтому основной упор делал на материалах, полученных из английских и немецких архивов, а также на воспоминания видных участников тех событий Н.Э. Викорста, С.М. Поливанова, Н.Н. Коркунова и многих других.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

С конца 1980-х годов, появляется доступ к закрытым прежде военным архивам. Новые архивные данные, а также возможность работы с зарубежными источниками и научными трудами, позволили закрыть множество «белых пятен», связанных с историей Первой мировой войны.

У историков-краеведов, в том числе северных регионов, возрастает интерес к региональным проблемам истории Первой мировой войны. Исследователи с новой силой приступили к процессу изучения северного края в годы войны, строительству мурманской железной дороги, а также к процессу модернизации северных портов и связанных с ними территорий.

Из последних наиболее крупных работ, посвященных Европейскому Северу в годы Первой мировой войны, выделяется научная работа Т.И. Трошиной «Великая война и Северный край: Европейский Север России в годы Первой мировой войны». В данной работе автор ярко и доступно описывает мобилизацию экономики северного края на нужды воюющей страны, а также грандиозное дорожное и портовое строительство, развернувшееся на территории Европейского Севера в годы Первой мировой войны.

С конца 1990-х годов начинается работа по созданию региональных энциклопедий с целью объединения огромного количества разрозненных историко-краеведческих материалов, в том числе и по истории Первой мировой войны.

Значительно способствует этим процессам развитие сети Интернет, расширивший информационное пространство для исследователей.

Широкое распространение получили коллективные дискуссии, конференции и «круглые столы», посвященные тематике Первой мировой войны и связанные с нею спорными вопросами.

Для сравнительного анализа событий, происходивших в годы Первой мировой войны и Великой отечественной войны, привлечены различные научные работы, освящавшие северные конвои в годы Второй мировой войны. Например, сборник стаей и воспоминаний, посвященных северным конвоям в годы Второй мировой войны «Северные конвои: исследования, воспоминания, документы». Данная научная работа освящает различные стороны сотрудничества на Севере СССР и союзных стран.

Значительный анализ сотрудничества СССР и союзников по антигитлеровской коалиции, а также роли в этих процессах Европейского севера и «Арктических конвоев» в годы Второй мировой войны представлен в научных трудах М.Н. Супруна, А.Х. Паперно, Н.В. Бутениной.

Анализ научных работ показал недостаточную степень изученность данной проблемы.

В процессе создания данной исследовательской работы привлечены самые различные источники: архивные документы, выписки из таможенных книг, материалы периодической печати времен Первой мировой войны, воспоминания участников тех событий, фотографические материалы.

Вообще, упоминания о Европейском Севере в первые годы войны взяты из докладов Московскому торгово-промышленному обществу, связанных с разработкой и реализацией планов, стратегической модернизации Архангельского порта, строительства железнодорожного сообщения и порта на незамерзающем побережья Кольского полуострова.

В тоже время выпускается ряд документов, связанных со строительством железной дороги Вологда-Архангельск и развития портов в тяжелое военное время. Из этих документов можно узнать о множестве споров и дискуссий, шедших еще в довоенное время и связанных с развитием края.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Из привлеченных к исследованию источников можно выделить различные актовые материалы, такие как: договоры между Россией и странами Антанты о поставках военных грузов, а также о поставках российской пшеницы Англии и Франции. Из законодательных актов в исследовании рассматривались разного рода указы правительства России. Например, одним из таких было «Высочайшее повеление о скорейшем сооружении пути на Мурман».

Благодаря небольшому количеству мемуаров современников тех событий можно взглянуть на эти драматические события глазами простого человека. Однако данный вид источников требует тщательного критического анализа, учитывая как возраст, в котором находился автор в момент описываемых событий, так и его личное отношение к власти или войне в целом.

Интересным источником являются материалы периодической печати. В годы Первой мировой войны на территории северного края выходило большое количество газет и журналов.

Помимо этого, к исследованию были привлечены различный картографический материал как того времени, так и современный. Карты дают возможность наиболее точно оценить масштабы проведенных работ в крае, а также проследить курсы как доставки грузов северными морскими путями, так и транспортировку грузов по территории Европейского севера в центральную часть страны. В некоторых случаях, ввиду отсутствия карт времен Первой мировой войны, но при наличии записей о пунктах прохождения грузов, к данному исследованию привлекались современные кары. Накладывая маршруты прохождения грузов на современную карту, можно точно или приблизительно воссоздать пути следования грузов как по морскому пути, так и по суше.

Особенно ценным, хоть и специфическим, является иллюстративный и фотоматериал. С конца 1916 года особое разрешение на съемку на территории Архангельска получил фотограф А. Поплавский. Его фотографии хранятся в краеведческом музее и архиве города Архангельска. Помимо этого, сохранилось много снимков простых фотолюбителей, дающие возможность увидеть масштабы изменений, коснувшиеся северного края. Особенная ценность фотографии в том, что ее крайне сложно сфальсифицировать, и это дает возможность объективно посмотреть на многие интересующие вопросы.

Путешествовавший в 1916 году по местам строительства мурманской железной дороги С.М. Прокудин-Горский сделал большое количество фотографических снимков. Изумительного качества цветные фотографии Прокудина-Горского являют собой редкую возможность потомкам, лицезреть это удивительное и по-своему знаменательное историческое событие.

Использованный мною историко-сравнительный метод состоит в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени и выявлении сходства и различия между ними. Использовался для сравнения событий происходивших в годы Первой мировой войны с подобными событиями в годы Второй мировой войны, технологии поставок и приема грузов, а также роль региона в этих событиях. Там же мною был использован историко-системный метод при рассмотрении разного рода фактов, при создании единой, целостной картины событий. Метод анализа использовался при работе с различными историческими источниками и научными работами. Метод обобщения использовался при систематизации имеющегося материала.

Дипломная работа апробирована на «46-й Студенческой научно-практической конференции ВоГУ», проходившей 3 марта 2017 года.

Работа состоит из введения и трех глав: 1 глава — «Европейский Север на пороге Первой Мировой войны»; 2 глава — ««Северные конвой» в годы Первой мировой войны»; 3 глава — Методическая часть (разработка классного часа по теме ««Северные конвои» в годы Первой Мировой войны», заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Европейский север в годы первой мировой войны

1.1Европейский север на пороге Первой Мировой войны

На рубеже ХIX-XX веков, Европейский север, представлял весьма обширный территориально, но вместе с тем, слабозаселенный регион страны. По данным переписи 1897 г. здесь проживали около 2 млн. человек.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Европейский север имел своеобразный, нелинейный путь исторического развития. Бывали периоды, когда эти удаленные от центра страны обширные северные территории находились под пристальным вниманием правительства России, и на их развитие выделялись серьезные финансовые средства. Так, в эпоху Петровских преобразований Архангельск со своим удобным географическим положением и местными природными ресурсами был востребован как платформа для создания военного парусного флота. Основанное Петром I адмиралтейство и созданные в Архангельске корабли, вооруженные «пермскими» пушками, помогли ему завладеть Балтийским морем. Примыкающие к Архангельскому порту территории, так или иначе были втянуты в процесс корабельного строительства, модернизации портов и обустройства прилегающих территорий.

На протяжении XVIII и первой половины XIX веков Европейский север активно развивался, хотя постепенно стали намечаться первые признаки упадка, связанные с развитием страны на южном и западном направлениях, с открытием и созданием более удобных портов на Черном и Балтийском морях. Данный регион находится в зоне рискованного земледелия, поэтому его население на самых ранних этапах было вынуждено перейти к товарно-денежным отношениям, занимаясь преимущественно промысловой и ремесленной деятельностью, а на вырученные средства закупать необходимое продовольствие.

Начавшаяся военно-промышленная модернизация, поводом для которой послужила неудачная для России Крымская война, привела к упразднению Архангельского адмиралтейства, утрате интереса к экономическому потенциалу региона. По новой военной доктрине, в которой не было места Европейскому северу, были упразднены Архангельский военный порт и Новодвинская крепость, как и находящиеся там военные гарнизоны.

Военный истеблишмент не предвидел возможных военных действий на территории северных губерний. Считалось, что территории Русского севера из-за своего географического расположения и удаленности от центра страны не имеют военно-стратегического интереса у потенциального противника. Большую часть года, с ноября по май, моря были скованы льдами, в остальное время без помощи опытных лоцманов данный путь был очень опасен. В свою очередь, с включением в границы нашего государства Финляндии отпала необходимость защиты Карелии от возможного военного вторжения с запада. Из возможных государств-противников на северо-западе была Норвегия, которая в свою очередь не воспринималась как серьезный противник. Опасность исходила лишь от возможной высадки десанта на берегах Архангельского порта и Мурманского побережья, который можно будет ликвидировать военными силами, доставленными по железной дороге Вологда-Архангельск.

При этом следует отметить, что на отдельных участках северо-запада все было далеко не так спокойно. С конца XIX века в «восточных льдах», а именно в Шпицбергене, Новой Земле и побережье Мурмана практически единолично властвовали норвежцы. Занимавшиеся морской охотой и ловлей рыбы, норвежские суда силой вытесняли поморов с их традиционных промысловых районов. Также вышеуказанные территории привлекали норвежскую сторону своими богатыми природными ресурсами и даже принялись за активную разработку угля на Шпицбергене, абсолютно не считаясь с Россией. Лишь серьезные намерения норвежской стороны завладеть территорией Новой земли вынудило Россию принять ряд чрезвычайных мер по разрешению вопроса в данном регионе, а именно: начать постепенную колонизацию архипелага (с 1872 года); установить крейсерскую охрану российских территориальных вод (в летнее время охрану северного моря несло посыльное судно балтийского флота «Бакан»); ввести регулярные пароходные рейсы; продолжить арктические исследования.

Утрата интереса к региону и значительное сокращение финансовых поступлений постепенно привели к экономическому кризису региона. Со второй половины XIX века он переходил в состоянии экономической стагнации. Железоплавильные заводы в Карелии потеряли прежнее значение и не могли конкурировать с промышленными центрами Украины. Были упразднены заводы Архангельского адмиралтейства. Стремительно развивающиеся железнодорожные сообщения на Урале и в Сибири составляли серьезную альтернативу традиционным речным путям Русского севера. Начался серьезный отток купеческих капиталов. Приток населения прекратился. На большей части Вологодской и части Олонецкой губерний население отошло от промыслов к сельскохозяйственному труду.

Однако, несмотря на утрату прежнего внимания со стороны правительства к региону, он продолжал жить, делая упор в основном на лесную промышленность и промыслово-ремесленную деятельность.

Основным богатством края оставалась лесопильная и деревообрабатывающая промышленность. Лес составлял основное богатство и являлся главной статьей вывоза края. Помимо Архангельска, лесозаготовительные заводы были разбросаны по различным бухтам Белого моря. В период навигации к ним подходили иностранные баржи, где они примитивным образом, при использовании устаревшего оборудования, загружались лесом. Таким образом, развитие лесной промышленности и транспортного сообщения привело к развитию некоторых городков, населенных пунктов северного края. В сложившихся условиях заработали олонецкие железоделательные заводы. Основными работниками, трудившимися на данных предприятиях и занимающимися заготовкой сырья, оставались местные жители и горожане. Несмотря на наметившийся экономический рост, правительство Российской империи не изменило отношение к региону.

Отошедшей на второй план, но все же стабильной отраслью оставались рыбный и зверобойные промыслы. Северная пушнина была ходовым товаром на международном рынке. Северный край издревле славился своими неисчерпаемыми морскими и речными богатствами. Но серьезной добычей рыбы практически никто не занимался за исключением небольших местных предприятий и коренного населения русских поморов и туземцев-лопарей, которые были искусными моряками-рыболовами с пеленок. Лишь за несколько лет до начала Великой войны несколько предприимчивых промышленников приступили к рациональной эксплуатации рыбных богатств Русского севера, его рек, морей и океанских вод. К началу войны рыболовный флот состоял из нескольких паровых траулеров, парусных шняков, карбасов и ботов.

Города и населенные пункты региона были связаны между собой и центральной частью России транспортной системой, в основном водной, реки Северная Двина, Онега, Пинега, Мезень, Печора, и с помощью каналов. Водное сообщение Северной Двины главным образом служило для сплавки леса и доставки небольшого количества грузов от Котласа, главной железнодорожной станции, до Вятки. Данные речные сообщения через Сухону и Мариинскую систему в бассейны Невы и Волги из-за своей протяженности и плохой оснащенности годились лишь для барж небольшого водоизмещения, что значительно уменьшало его возможности. Никуда не годный речной флот страдал нехваткой буксиров.

Единственным железнодорожным сообщением между Вологдой и Архангельском был участок железной дороги Ярославль-Вологда-Архангельск. Строительство железной дороги велось обществом «Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога», которое возглавлял выдающийся ярославский меценат Савва Иванович Мамонтов.

Строительство железной дороги проходило в крайне тяжелых условиях по заболоченной и малонаселенной местности. В целях экономии дорогу изначально строили узкоколейной с шириной колеи — 1006 мм. В дальнейшем это серьезно отразилось на ее пропускной способности. Процедура доставки грузов в центральную часть страны также значительно удлинялась. Грузы доставлялись по узкоколейному участку в Вологду, где перегружались в вагоны широкой колеи.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Торжественное открытие состоялось 17 ноября 1987 года, однако регулярное движение было открыто лишь в 1898 году. Конечной явилась станция Архангельск-пристань, расположенная на северном берегу реки Северная Двина, напротив города Архангельск. Строительство моста через Северную Двину на тот момент не планировалось, он появился лишь в 1964 году. Отсутствие удобной переправы впоследствии крайне осложнило перегрузку грузов, предназначенных для дальнейшей транспортировки по железной дороге.

Дорога использовалась для доставки в центральную часть страны (далее — на внутрироссийский и мировой рынки) леса, железа, льна и различной промысловой продукции севера, а также в обратную сторону — для доставки рабочей силы на сезонные заработки.

Строительство железнодорожной линии Петроград — Петрозаводск в Олонецкой губернии запущено лишь накануне войны — в мае 1914 года. С 20 января 1916 года дорога сдана в эксплуатацию.

Дискуссии об устройстве военно-морской базы России с 90-х годов XIX века. Мнения о выборе местоположения базы в правящих кругах разделились. Сторонники «традиционного подхода», а именно начальник главного штаба генерал-адъютант Обручев Н.Н. и управляющий морским министерством Чихачев Н.М., предлагали, как вариант, Балтийское побережье — Либаву. Но данное предложение было жестко раскритиковано тогдашним министром финансов С.Ю. Витте ввиду колоссальных финансовых затрат, связанных с возведение молов, серьезными земляными работами, устройством бассейнов и каналов на необходимом удалении от берега. Свою позицию Сергей Юльевич подкреплял одним важным обстоятельством, а именно геостратегическим фактором. Приведя в пример Крымскую войну, он указал на возможность парализовать русский флот, если неприятельский флот блокирует проливы.

В качестве альтернативы министр предложил незамерзающее зимой мурманское побережье. В связи с отсутствием проливов и незамерзающими зимой водами суда имели круглогодичный выход в море. Влечение императора к северу, как выразился в своих воспоминаниях Витте, имели не беспочвенные основания. Во-первых, русские люди на севере — крестьянство, были русскими как по духу, так и по истории; во вторых, во времена, когда Александр был еще наследником, на севере разразился голод, а цесаревич состоял во главе комитета, решающего вопрос поставки провианта голодающему населению. Именно в тот период он столкнулся с необходимостью строительства более быстрого способа доставки провианта — железной дороги. С целью ознакомления с береговой линией северного побережья для возможного базирования военно-морского флота, по личному поручению императора Александра III, С.Ю. Витте летом 1894 года совершил поездку на север. Из всех бухт и гаваней мурманского побережья больше всего к созданию военно-морской базы подходила Екатерининская гавань. Витте писал: «Действительно, Екатерининская гавань представляла собою замечательную гавань как по своему объему, полноводью, так и по своей защищенности. Эта гавань никогда не замерзает вследствие теплого морского течения — Гольфстрима. Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел; она производит еще более грандиозное впечатление, нежели Владивостокский порт и Владивостокская гавань».

В Екатерининской бухте находился основанный в 1899 году город-порт Александровск. Имелась развитая инфраструктура: навигационная система, почтово-телеграфные отделения, гидрометеорологические станции. В период навигации совершало регулярные рейсы Архангельско-Мурманское срочное пароходство.

Связать Петроград с северным побережьем Витте предлагал железнодорожной артерией. Однако его мечтам не суждено было сбыться. Симпатизировавший Витте Александр III скончался, а преемник — Николай II, будучи сторонником развития Дальнего Востока, отверг как балтийский, так и мурманский проекты. К строительству железной дороги, связывающей незамерзающие бухту мурманского побережья с Петроградом, приступят лишь в самый разгар войны — в 1915 году.

Отдельно следует отметить единственный действующий порт края на 1914 г. — Архангельск, находившийся примерно в 30 милях от открытого моря, на правом берегу Северной Двины. Архангельский порт представлял собой несколько плохо оборудованных пристаней и пакгаузов. В порту имелись 4 городские пристани, 7-8 плавучих пристаней и два плота, устанавливающиеся в период навигации для небольших судов, а также 35 частных пристаней.

Вокзал Архангельска, в отличие от пристаней, находился на другом берегу реки, у мелкого песчаного берега. Строительство моста через Северную Двину на тот момент не планировалось, он появился лишь в 1964 году. Отсутствие удобной переправы впоследствии крайне осложнило перегрузку товара и грузов, предназначенных для дальнейшей транспортировки по железной дороге. Грузы, предназначавшиеся на отправку по железной дороге, приходилось перегружать на паромы и небольшие шаланды, затем переправлять их к вокзалу и там разгружать фактически вручную по вагонам.

Основной процент портового оборота, а именно 96%, составлял лес и различные пиломатериалы. Введённые С.Ю. Витте протекционистские железнодорожные тарифы привели к увеличению экспорта сибирской пшеницы через Архангельский порт. Хлеб доставлялся в порт на баржах, с которых перегружался в трюмы пароходов. Высокий фрахт на экспорт крайне препятствовал развитию отечественного мореплавания, поэтому значительная часть морских перевозок осуществлялась иностранными компаниями. Таким образом, Архангельский порт имел сугубо экспортную направленность, где экспорт в 10 раз превышал импорт.

Одна из причин упадка порта кроется в его недоступности в зимнее время. С октября замерзает северная Двина, в декабре горло Белого моря забивается льдом, полностью блокируя подступ к порту, до мая.

Речной путь, соединяющий Архангельск с центральной частью страны, широко использовался в период былого расцвета Архангельского порта. Со второй половины XIX века данное сообщение было вновь востребовано в связи с необходимостью экспорта сибирской пшеницы заграницу. Были созданы ряд пароходных кампаний: «Акционерное Северо-Двинское пароходное общество» с центром в Великом Устюге и «Северное пароходство Котлас-Архангельск-Мурман» с правлением в Архангельске. Северо-Двинский речной флот насчитывал 650 самоходных и несамоходных судов. Несмотря на это, судоходство находилось в плачевном состоянии. Наиболее удобное время, приходившееся на период навигации, также было осложнено. Двина имела большое количество мелей и перевалов, плохую освещенность в ночное время. Серьезной проблемой была зимняя стоянка судов, во время весеннего ледохода плохо закрепленные суда уносило. В связи с этим страховые общества отказывались страховать суда, ходившие по Северо-Двинскому пути.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

К началу 1914 года в Архангельске не существовало какого-либо военно-морского управления. Отсутствовал план мобилизации края. Военно-морской флот представлял жалкое зрелище: пять гидрографических судна Отдельной съемки Белого моря, два экспедиционных корабля с норвежской командой, и административный пароход «Мурман» — единственный корабль, вооруженный 37-мм пушкой, с офицерским командным составом, но вольнонаемной командой. В период навигации, с целью защиты русских промысловиков от браконьеров, из Балтийского моря командировалось посыльное судно «Бакан».

Территории Европейского севера, а именно Архангельская, Олонецкая и Вологодская губернии, входившие в Петербургский военный округ, согласно уставу 1875 года мобилизовались в первую очередь. Полученные телеграммы о мобилизации поступили в уезды 17 июля, а

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

671

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке