Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «События мая 1968 года в мировом кинематографе»

Актуальность работы. Майско-июньские события 1968 года занимают важное место в истории как Франции, так и всего западного общества. События мая 1968 г. явились важнейшим социокультурным феноменом, означавшим переход западного общества на новый уровень развития. Они стали символом краха, или, по крайней мере, кризиса «общества потребления» в том виде, в каком его строили.

Введение

Актуальность работы. Майско-июньские события 1968 года занимают важное место в истории как Франции, так и всего западного общества. События мая 1968 г. явились важнейшим социокультурным феноменом, означавшим переход западного общества на новый уровень развития. Они стали символом краха, или, по крайней мере, кризиса «общества потребления» в том виде, в каком его строили. Зачастую именно с этого события принято вести отсчет для совершенно нового периода в социально-политической и культурной жизни страны. Глубокие процессы изменения в культуре, новые модели передачи педагогических знаний, свободное отношение к информации, смена традиционных институтов семьи, а также изменения в положении женщины, откуда последовал подъем феминистских движений — всё это несёт в себе новый этап в истории Франции. Мировоззрение студентов — основоположников майско-июньских событий, нашло свой источник вдохновения в трудах философов-экзистенциалистов, а также в кинематографе французской «новой волны». В соответствии с идеями, заложенными в философии экзистенциализма, студенты поднимали вопросы о личной свободе, отчужденности индивида в обществе, оспаривали существующие привычные взгляды на общественное устройство. Полагаясь на идеи кинематографа того времени, бунтующая молодежь отказывалась от обыденности и любых пережитков прошлого. Современное постиндустриальное общество все равно остается «обществом потребления», соответственно проблемы, существующие в нем, корнями уходят и в события полувековой давности. В этой связи обращение к проблеме мая 1968 г. во Франции представляет как научную, так и политическую актуальность.

Тема работы в определенной степени носит новаторский характер, что определяется своеобразием избранного ракурса темы, а именно рассмотрением событий мая 1968 г. во Франции сквозь призму кинематографа. Работа основана на междисциплинарном подходе: для анализа исторического события используется весьма своеобразный источниковый материал, а именно кинематограф. А взгляд художника бывает, как правило, не только интересным, но и весьма верным, так как он чувствует ситуацию интуитивно. Важным является проанализировать формирование, развитие и изменение видений, суждений и настроений в отношении майских событий 1968 г. кинематограф майский революция

В работе предпринята попытка определить эволюцию отношения к майским событиям и их восприятие не только «бунтующим поколением», но и последующими поколениями, их детьми и внуками. Для достижения этой цели в качестве источника использовались художественных фильмы как конца 1960-х гг., так и современные.

Целью работы заключается в анализе майских событий 1968 г. во Франции сквозь призму мирового кинематографа.

Поставленная цель обусловила следующие задачи работы:

проанализировать изменение подходов и оценок к событиям мая 1968 г. в исторической науке;

изучить отношение деятелей культуры и искусства к событиям мая 1968 г.;

исследовать отражение этих событий в кинематографе 1970-х гг., а также в современном французском кино.

Объектом исследования являются события мая 1968 г. как социокультурного феномена.

Предметом исследования является освещение майских событий 1968 г. в кинематографе.

Методы исследования, используемые для написания дипломной работы:

Поскольку работа носит междисциплинарный характер, основной методологией, применяемой в работе, является методология визуальной антропологии, использующая в качестве главного источника фото-, видео- и киносъемку.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В работе также использовался аналитический метод, необходимый для анализа кинематографа и литературы, установления хронологической цепочки событий и фактов, и для определения между ними причинно- следственных связей.

Помимо этого, в работе использовался сравнительный метод, необходимый для установления параллелей и сопоставления различных точек зрения, а также способствующий созданию целостной картины событий мая 1968 г.

В качестве источниковой базы данной работы, в силу проблематики темы, основной группой источников явились источники неофициального происхождения, а именно, кинофильмы. В 1972 г. Жан-Люк Годар совместно с Жан-Пьер Гореном выпустили кинофильм «Всё в порядке», где проводится параллель между событиями 1968-го и 1972 года, а также делается попытка переосмысления майских событий. Через два года увидела свет картина Алена Таннера «Иона, которому будет 25 лет в 2000 году». В 1978 г. в прокате появился фильм «Побег» режиссера Жерара Ури, в котором уделяется большое внимание майским событиям 1968-го. Из современного кинематографа майским событиям и одной из его производных — сексуальной революции, Бернардо Бертолуччи посвятил фильм «Мечтатели», который вышел в 2003 г. Спустя всего год увидела свет еще одна картина не менее известного режиссёра Филиппа Гарреля «Постоянные любовники», непосредственно связанная с тематикой майских событий 1968 г. Если Бертолуччи показал майские события в атмосфере праздности и как нечто поэтическое и даже утопическое, то «Любовники» полностью проникнуты чувством страха. Из последних фильмов в работе рассматривается картина Оливье Дюкастеля и Жака Мартино «Рождённые в 68-м» вышедшая в 2008 г. Герои картины критикуют систему общественного устройства, основательно подрывают производственную систему и социальные отношения.

К источникам неофициального происхождения так же следует отнести мемуарную литературу, воспоминания, публицистику и периодику. В частности, записи интервью режиссера Ж.-Л.Годара, в которых упоминаются рассматриваемые в работе художественные картины, содержатся в книге «Борьба на два фронта: Жан-Люк Годар и группа Дзига Вертов». Важным источником по анализу современного кинематографа явилась книга Б. Бертолуччи «Моё прекрасное наваждение. Воспоминания, письма, беседы. 19622010». В работе имеются интересные факты, беседы и интервью, в частности изложена грамотная критика картин «Мечтатели» и «Постоянные любовники».

Степень научной изученности проблемы. События мая 1968 г. привлекали и привлекают внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей.

Глава I. Май 1968 года как социокультурное событие

.1 «Общество потребления» и его кризис

Массовым выступлениям молодежи и рабочих, которые произошли в мае 1968 предшествовал целый ряд событий, в той или иной степени оказавший влияние на эти волнения. В 1958 году к власти в стране пришел Шарль Де Голль. Находясь в обстановке распада колониальной системы, а вместе с этим на гране финансового банкротства, Франция нуждалась в человеке, который сможет восстановить порядок в стране. После подписания двусторонних соглашений в Эвиане, войне в Алжире был положен конец впоследствии чего образовалось независимое алжирское государство. «В полдень 19 марта впервые за 88 месяцев на всей территории Алжира был прекращен огонь.»

Будучи до этого на посту премьер — министра, он провел конституционную реформу, которая сильно расширила полномочия президента и умерила права парламента. Де Голль вывел страну из военных структур НАТО, что улучшило отношения с СССР, а позднее, «двадцать первого февраля 1966 года на пресс-конференции генерал де Голль объявил о полном выходе Франции из военной организации НАТО».

В послевоенные годы во Франции происходил стабильный рост экономики и это не могло не снижать уровень безработицы. Однако, не смотря на экономический рост в обществе всё больше накапливались недовольства. Студенты всё чаще говорили об абсолютной неудовлетворенности учебного процесса, связанного с «жестким дисциплинарным уставом в студенческих городках, переполненностью аудиторий, бесправием студентов перед администрацией и профессорами, отказом властей допустить студентов до участия в управлении делами в высшей школе».

Еще одним из наболевших вопросов были тяжелые условия труда на предприятиях. «К началу 68-го года во Франции насчитывалось до 500 тыс. безработных. Из них 150-200 тыс. приходилось на долю молодежи. В отличие от прошлых лет, безработица затронула и лиц умственного труда».

К этому времени социальная сфера начала сильно трансформироваться. В модели социальной структуры, сложившейся в зрелом индустриальном обществе на первое место выдвигалось понятие престижности. До этого времени статус престижа воспринимался в качестве результата завоевания позиции элиты в иерархической системе. Однако, уже в сформировавшемся индустриальном обществе он носил скорее социально психологический, а не материальный характер. Достижение статуса престижности подразумевало не столько желание в приобретении каких-либо вещей, сколько в поддержании определенного образа жизни и на этой почве человек воспринимался обществом в качестве члена того или иного слоя. Престиж — это социальная характеристика, которая не является непосредственно производной от экономического положения и количественных параметров уровня жизни. Источники и символы престижа могут достаточно розниться. В основе понятий престижа лежат прежде всего определенные культурные нормы, а основным способом завоевания и поддержания престижа является следование некоему образу жизни, стандартам поведения и потребления. Члены каждого такого статусного социального класса (страты) могут существенно отличаться по профессиональной занятости и размерам доходов, но обладают схожим образом жизни и общественным положением. «Превращение категорий престижа в один из ключевых факторов идентификации человека было неразрывно связано со становлением социально-экономической системы «государства благосостояния»».

Впервые в истории, Франция становится способной обеспечить своих членов гарантированным минимумом продуктов и одежды, доступом услуг в сфере образования и здравоохранения. Такие изменения не могли не сказаться и на сознании людей. Раньше полем самореализации личности была сфера производства, но теперь, социум оказывается под воздействием сферы потребления. «Новая логика экономики заменяет аскетическую модель производства и потребления, основанную на воздержании, трезвости, бережливости, расчетливости, гедонисткой моралью, которая сводится к искусству потреблять, тратить и наслаждаться.

Эта экономика создает мир, в котором люди оцениваются по их способностям к потреблению, по их жизненному стандарту и стилю жизни». — писал в эти годы известный французский социолог П. Бурдье. Статусные отличия в обществе теперь напрямую связаны не с наличием имущества или источником доходов индивида, а с потребительскими стандартами (уровнем доходов и моделей их реализации). Такое изменения происходит и в психологии людей. Раньше, для того чтобы личность могла реализоваться, ей необходимо было достигнуть успеха в экономической сфере. Теперь же весь образ жизни концентрируется в сфере потребления, досуга.

В структуре самого потребительского спроса произошли не меньшие перемены. Покупка продуктов вышла за пределы отвечающие физиологии человека и стала отражать личные предпочтения. То же самое происходило в выборе одежды, обуви, бытовых предметах. В это время появляется производство массово й моды. С увеличением обеспечения жилья для населения в ведущих странах Запада, появляется спрос на выбор индивидуального дома или квартиры.

Можно с уверенностью сказать, что развитие рекламы играло огромную роль в изменении структуры потребления. «В 1950-е годы в европейских странах был использован американский опыт массированной товарной рекламы в печатных средствах массовой информации, на радио. С конца 1960-х реклама появилась и на экранах телевизоров». Вещи и блага, с помощью рекламы «более не предлагаются для того или иного конкретного применения — они навязываются, развертываются парадом, ищут и обступают вас, доказывают вам свое существование избыточным излиянием своих видимостей. Вещь нацелена на вас, она вас любит. А поскольку она вас любит, вы и сами себя чувствуете существующим — вы «персонализированы». Это и есть главное, сама же покупка играет второстепенную роль».

Реклама, действовала на психологию людей, не просто стимулировав потребность в материальных благах, но также определяя их направление. Она показывала чёткое различие между людьми, что повышало желание человека соответствовать тому или иному статусу, порождая тем самым определенные стереотипы. При существенной разницы моделей потребления, свойственных представителям различных страт, начал формироваться комплекс «потребительского» поведения, воспринимаемый как основа социокультурных ценностей.

Новый жизненный уклад создал благоприятную почву для систем услуг, таких как образование и медицина. Становится бесплатным обучение в школах для детей 10-12 лет. Расширяются возможности среднего профессионального и высшего образования. В области здравоохранения появляются новые препараты, улучшается медицинское обслуживание и его доступность, увеличивающая срок жизни.

Массовое потребление, связанное с изменением схемы экономической стратегии, направленной на стимулирование общественного спроса, заложило представление об «обществе потребления», как об особенном этапе развития индустриального общества. Превратившись в главную область самореализации личности, росла динамичность и многообразие материального быта. Он начинает сосредоточить в себе основные отличия правил жизни различных страт. Быт, будучи частным, превращается в глубоко социальную сферу, в свою очередь показывая какие изменения произошли в обществе.

Тоффлер так описывает разницу в поколениях послевоенного времени и их детьми: «более того, наше отношение к вещам отражает основную систему человеческих ценностей. Нет ничего более драматичного, чем разница между новым поколением детей, которые с легкостью расстаются со старыми игрушками ради новой, усовершенствованной модели, и теми, кто, подобно своим родителям, долго и с любовью нянчит старую куклу, пока она не рассыплется от старости. Эта разница и характеризует весь контраст между прошлым и будущим, между обществом, основанном на стабильности, и новым, очень быстро формирующимся обществом, основанном на скоротечности».

Однако, такая политика лишала человека необходимости борьбы за выживание. Всему населению был гарантирован минимум прожиточных средств. «Общество возложило на себя ответственность за всеобщее бесплатное школьное образование, проведение активной политики в сфере жилищного строительства, пенсионного обеспечения, социального страхования. Но тем самым удар был нанесен по самому западному образу жизни с характерным для него восприятием материального достатка как гарантии личной независимости, обогащения как наиболее эффективного пути продвижения по социальной лестнице, накопления материальных благ как свидетельства индивидуального социального успеха.»

В это время главные Западные страны постепенно становятся носителями глобального социального конфликта, главная причина которого заключалась в ярчайшем противоречии самого способа социализации человека, путём потребительских стандартов. Хоть «общество потребления», и выводило личность из системы экономического и производственного подчинения, оно не лишало ее новых ролевых рамок.

Молодежь воспринимала состязания в престижности «потребительской корзины» как что-то полностью пустое, в отличии от старших поколений, выросших в годы тяжелого военного времени, которые очень легко адаптировались к «обществу потребления». Иммигранты, имевшие свою собственную конфессию и этнические составляющие, вообще оказывались за пределами новой системы социального распределения.

Начиналась «сексуальная революция», возникало множество «контркультур», религиозные и общественные группы. Высшей точкой стала волна масштабных общественных выступлений, обрушившихся на страны Запада в 60-е годы. Активными их участниками стали две социальные группы — студенты и рабочие, включая так же прослойку тех, кто занят умственным трудом, а именно интеллигенцию. «Бастующая интеллигенция, не только протягивающая руку помощи рабочим, но и пробующая, пусть пока на ощупь, выдвигать программу своих требований в качестве одного из отрядов трудящихся,-такого страны Запада до сих пор почти не знали».Весной и летом 1968 г. в истории Франции произошли события, ознаменовавшие себя насыщенными острыми классовыми столкновениями. Эти события имели формат движения широких слоёв населения против политики правящей верхушки. Для Франции этот период прочно стал переломным пунктом в истории, точкой отсчета совсем нового для нее периода. Началом майско-июньских событий являются выступления французского студенчества.

Большинство студентов осуждало империализм и капитализм, остро воспринимало бедность среди богатства, не принимало неравенство. «Превратившись в массовую прослойку населения, сконцентрированные в университетах и студенческих городках, обладавшие сравнительно высоким образовательным уровнем, студенты были той средой, в которой легко распространялись самые радикальные идеи.»

В марте и апреле 1968 г. не останавливались столкновения между студентами и администрацией университетов. «С января по апрель 1968 г. исследователи насчитывают 49 таких выступлений.» Самые сильные стачки развернулись в парижском университете в Сорбонне и в его филиале в Нан- тере. Все недовольства были связаны с устаревшей системой французского высшего образования, которая сложилась еще при Наполеоне I. Сложная система экзаменов приводила к тому, что больше половины учащихся не могли закончить учебу даже на первом курсе. «Но даже те, кто получал диплом о высшем образовании, в отличие от довоенного времени и первых послевоенных лет, не имели гарантий трудоустройства и не могли рассчитывать на

обеспеченное будущее.» 22 марта 1968 года полторы сотни студентов историко-филологического факультета, заряженные экстремистскими настроениями, захватили администрацию в Нантере и заявили об образовании движения «22 марта».

Основное ядро «Движения» среди бунтующих студентов стали играть анархисты и группировка троцкистов под названием «Революционная коммунистическая молодежь», одним из главных фигур которых был 23-летний студент-социолог Даниэль Кон-Бендит а вместе с ним такие лица как Ж.Соважо, А.Жейсмар, А.Кривин, Ж.-П.Дютей.

Интересный взгляд о Д. Кон-Бендите даёт Айвазова С.Г. : он был «супер-звездой» движения 22 марта, так же «входивший в анархистскую группу «Черное и красное». Он, как и подобает сокрушающему все «авторитеты» анархисту, отрицал и свое лидерство, и всякое лидерство в «Движении» во- обще. ««Движение 22 марта» и действовавшие в унисон с ним другие го- шистские молодежные группки анархистского, троцкистского и других толков объявили себя «революционным студенческим авангардом» и, используя революционно-романтические настроения учащейся молодежи, сумели на некоторое время завоевать популярность в ее среде.» Студенты срывали занятия, разжигали конфликт с полицией. «3 мая 1968 г. в ответ на угрозу исключения Кон-Бендита и его друзей из универститета студенты организовали митинг протеста во дворе старого здания Сорбонны.»

Полиция в свою очередь ответила жестокими избиениями и арестами студентов, в последствии чего Национальный союз студентов и Национальный профсоюз работников высших школ объявили забастовку. Митинг был разогнан на следующий день во дворе Сорбонны, на что студенты заблокировали улицы близ университета перевёрнутыми автомобилями. В ответ полиция применила слезоточивый газ, «а студенты бросали в них вывороченные из мостовой булыжники». В тот день были десятки раненных, 500 человек были арестовано. «В последующие дни студенческие волнения, помимо столицы, охватили университетские центры Тулузы, Нанта, Лиона, Страсбурга и многих других городов.» Важно отметить, что жестокость полиции была указанием свыше. Поведение полиции взбудоражило общественность.

Секретариат ЦК ФКП в своём заявлении от 7 мая полностью поддерживает студенчество, утверждая, что «ответственность за сложившуюся ситуацию несет голлистская власть, которая в течении 10 лет поддерживала и усугубляла отсталость французской системы образования». Так же ФКП побуждала к борьбе за быструю и полную остановку полицейских репрессий, а также за продолжение учебных занятий на факультетах. Однако все призывы оказались тщетными, поскольку Сорбонна оставалась заблокированной.

В этом хаосе в ночь с 10 на 11 мая в Латинском квартале вспыхнули новые волнения, представляющие из себя истинную трагедию. В вечер 10 мая состоялась демонстрация из 60 тысяч студентов и рабочих, с требованиями освободить всех арестованных участников студенческих восстаний, устранить из учебных заведений полицейских и продолжить занятия. Демонстрация 10 мая закончилась тем, что около полусотни сооруженных баррикад перегородили улицы в Латинском квартале.

«В два часа ночи отряды полиции и роты республиканской безопасности предприняли «операцию по очистке» кварталов вокруг Сорбонны, где собрались около трех тысяч студентов и лицеистов.» В ночь с 10 на 11 мая, «367 человек было ранено», около 400 человек были арестованы. По данным парижской префектуры 739 участников движения попало в госпитали и больницы.

Страна была в ужасе. «.. .полицейское насилие против студентов в ночь на 11 мая в Латинском квартале стало поводом призвать трудящихся отреагировать что привело к проведению дня общенациональной забастовки 13 мая.» В этот день по всей Франции прокатилась общенародная забастовка. Участие в ней приняли и крупнейшие профсоюзные центры. В демонстрациях участвовали тысячи человек, а в Париже несколько сотен тысяч. Помимо основных требований таких как демократизация учебных заведений и свобода арестованных, были такие лозунги: «Десяти лет достаточно!» , «Прощай, де Голль». С этого дня рабочие усиленно включаются в забастовку и даже берут инициативу движения в свои руки.

Одновременно с демонстрацией 13 мая начались забастовки, которые быстро переросли во всеобщую стачку. В своей книге «Уроки, которые стоит выучить» Ж.Сеги говорит, что: «успех того дня быстро распространился на весь общественный и частный сектор, породив идею расширения борьбы до полной остановки всей экономической деятельности.» Теперь же в движение начинают включаться врачи и ученые, градостроители и работники музеев, учителя и актеры. «По оценке Экономического и социального совета, рост безработицы на 2/3 был вызван структурной перестройкой французской экономики.

Структурные изменения и капиталистическая концентрация вели к свертыванию некоторых отраслей промышленности и упадку целых районов, особенно на севере и востоке страны, что приводило к массовому увольнению рабочих.»

Первыми забастовали рабочие авиазавода «Сюд-Авиасьон» близ Нанта. Через два дня к борьбе подключился завод «Рено» в Клеоне, а также почти сразу завод «Рено» во Флене. Требования были следующими: сокращение продолжительности рабочей неделе без урезания зарплаты. Рабочие постепенно захватывали предприятия. Рост списка заводов, учреждений и предприятий, которые были захвачены трудящимися, увеличивался на глазах. «Если утром 17 мая число бастующих составляло 300 тыс. человек, то к вечеру того же дня оно удвоилось. 18 мая бастовало уже 2 млн. трудящихся, 20 мая- 6 млн. К 24 мая число бастующих составило около 10 млн. человек из общего числа 13-14 млн. работающих по найму».

Движение охватило множество важных областей жизни, а именно транспорт, связь, СМИ, банки, государственные учреждения и крупные магазины. Произошло закрытие театров, кино а так же школ. Жизнь в стране оказалась в подвешенном состоянии. Рабочие заявили о решении бастовать до тех пор, пока не будут выполнены их требования повысить заработную плату, сократить рабочую неделю, демократизировать профсоюзы на предприятиях.

Положение крестьян так же находилось в плачевном состоянии. С аграрной политикой правительства, которая укрепляла крупные индивидуальные хозяйства с помощью вытеснения слабых хозяйств, множеству крестьян приходилось уходить в города. «В 1967-1968 гг. ежегодно покидали землю около 120 тыс. человек». 24 мая они провели национальный день борьбы против сельскохозяйственной политики правительства, организовали демонстрации, перегородили дороги . 24 мая де Голль выступил с обещанием обеспечения каждому французу более широкого участия в деятельности предприятий и согласился с потребностью переустройства нынешнего общества. Дату проведения референдума по этому вопросу планировалось назначить на 16 июня. Однако, в условиях продолжающейся забастовке подобные обещания де Голля вовсе не воспринялись широкой публикой.

В очередном стремлении успокоить бунтующих, правительство организовало встречу представителей ВКТ и ФДКТ, состоявшаяся в 3 часа дня 25 мая в министерстве по общественным вопросам. Переговоры шли до самого утра 27 мая, когда были разработаны общие положения договора. «Правительство и предприниматели пошли на повышение гарантированного минимума заработной платы почти на 35% в промышленности и на 56% в сельском хозяйстве, на общее повышение уровня зарплаты в среднем на 13%, на упразднение зональных различий в зарплате, повышение пенсий, постепенное сокращение рабочей недели до 40 часов без уменьшения зарплаты, на принятие мер по ликвидации безработицы и улучшению профессионального образования, а также на выработку законопроекта о гарантии прав профсоюзов на предприятиях. Дни забастовки должны были быть оплачены в размере 50%». Однако подобные условия, продиктованные властями, не полностью удовлетворили рабочих, в следствии чего ВКТ заявила о продолжении забастовки.

Неудавшиеся планы властей вместе с непрекращающимися волнениями создали у гошистов и других левых некоммунистических сил впечатление дискредитации правительства. В такой обстановке лишь крепкое слияние всех левых сил могло привести к плодотворным результатам, которые бы удовлетворили бастующих. «Руководство компартии неоднократно предлагало лидерам ФДСЛС встретиться с целью разработки совместной политической программы которая давала бы ориентацию для дальнейших действий. Однако руководство ФДСЛС уклонялось от диалога с компартией» .

Конец мая 1968 года стал кульминацией в сильнейшей классовой борьбе. Все неудавшиеся попытки правительства устранить беспорядки и особенно генезис этих беспорядков в полной мере очернили режим Пятой республики. Наряду с этим хромал и уровень объединения действий всех левых сил , для того чтобы победу одержали трудящиеся.

На антикоммунистическом митинге 27 мая, который проходил на стадионе Шарлети, ораторы, а именно лидеры гошистов и других левых выступили со словами, что «отныне якобы «всё возможно». Они высказывались против Гренельских переговоров, отвергнув и саму идею борьбы за удовлетворение насущных нужд трудящихся, и предложили в обход ФКП создать «новую политическую силу». На утро лидер ФДЛСЛ Ф. Миттеран предложил организовать временное правительство во главе с бывшим премьер- министром четвертой республики П. Мендес-Франсом, а в качестве президента этой республики выдвинул свою кандидатуру.

Но лидеры ФДСЛС допустили ошибки: « во-первых, как заявил 28 мая 1968 г. на встрече ФКП-ФДСЛС В.Роше, «нельзя серьезно говорить о движении к социализму без коммунистов и тем более выступать с антикоммунистических позиций, как это произошло на стадионе Шарлетти» , а так же были недооценены способности правительства и президента республики, который в это время даже не думал сдавать свои позиции. Заключительный аккорд прозвучал 29-30 мая, когда де Голль уехал в неизвестном направлении, по утру 29 мая, когда было назначено раннее заседание правительства. Пошли слухи, что он решила уйти в отставку, но на самом деле, как стало известно, он прибыл в Западную Германию и находился среди французских оккупантов, под командованием генерала Массю. К вечеру он дал сообщение, что на следующий день приедет в Париж, где сделает выступление на радио.

«Вопреки мнению левацких лидеров, что в сложившейся обстановке «все возможно», что нужно переходить от забастовки к восстанию, руководители ФКП и ВКТ не верили в отставку де Голля и в то, что власть «вакантна». Они видели всю опасность сложившегося положения и ориентировали массы на укрепление единства своих рядов.» По словам В.Роше, путь был «только таким: или добиваться, чтобы забастовка привела к удовлетворению основных требований трудящихся и в то же время в политическом плане продолжать борьбу за осуществление необходимых демократических перемен в рамках законности. Такова была позиция нашей партии. — Или же прямо прибегнуть к испытанию сил, т.е. пойти на восстание, включая и использование вооруженной борьбы для свержения власти силой. Такова была авантюристическая позиция некоторых «ультралевых групп»».

По возвращению в Париж, де Голль выступил по радио с 12- минутной речью, сообщив, что остаётся на посту президента до конца своего срока. Так же он заявил, что распускает Национальное собрание и назначает досрочно парламентские выборы. Де Голль добился большого успеха, благодаря поддержки со стороны организаций своих сторонников, государственного аппарата, а так же армии. Сторонники режима де Голля провели в этот же день митинг в его поддержку выкрикивая лозунги «Де Голль не один!», «Коммунизм не пройдет!».

мая началась подготовка к парламентским выборам. Из записи бесед

посла СССР во Франции В.А.Зорина с членом политбюро ЦК ФКП Р.Гюйо следует, что исходя из заявления де Голля, он выбирает вариант сохранения власти и в случае возникновения целесообразности применит силу.

Всё это происходило на фоне еще незаконченной забастовки рабочих. Например, забастовка завода «Рено» завершилась только 16 июня, завода «Юзинор- Дюнкерк» — 26 июня. Примерно в эти сроки завершило свои протесты и студенчество. В первых числах июня начали возобновляться переговоры между профсоюзами, правительством и предпринимателями, которые на этот раз проходили по отдельным отраслям промышленности, что вносило большую ясность в решении вопросов. «По различным отраслям промышленности заработная плата увеличилась на 13-18% (для некоторых категорий трудящихся предусматривалось и более значительное повышение заработной платы). Предприниматели были вынуждены пойти на сокращение зональных и возрастных различий в оплате труда. В ряде отраслей профсоюзам удалось добиться пятой недели отпуска для молодых рабочих и получить более конкретные обещания о постепенном сокращении рабочей недели»1. Но рабочие и служащие некоторых предприятий по прежнему были не удовлетворены решением правительства и продолжили бастовать до середины июня. «Проходившие 23 и 30 июня парламентские выборы показали значительный сдвиг вправо, а «левые силы в целом отступили».2 Распределение голосов и мест вНациональном собрании на выборах: (см. Таблица) 1 .

Число голосов%Число местФКП4 435 35720,234Объединенная социалистическая партия ФДСЛС874 2123,90ЮДР и «независимые республиканцы»10 201 02440354Центр «демократия и прогресс»2 290 16516,333Умеренные410 6991,8Посконин В.С. Французская … — С. 15.

Роше В. Избранные… — С. 384.

Манфред А.З. Указ. соч. С.500.

Различные140 0970,69правые группи-ровки

Деголлевская партия ЮДР получила полное превосходство в Национальном собрании. Однако, майско-июньские забастовки серьезно повлияли на отношение ко всему режиму де Голля. Со слов В.Роше, сказанных им на пленуме ЦК ФКП: «Итоги избирательной кампании не могут затушевать уроков майского кризиса. Голлизму будет все труднее и труднее управлять Францией так, как он управлял ею в течение последних десяти лет». 12 июля 1968 г. правительство Помпиду сменилось на правительство Кув де Мюрвиля и ситуация в стране стала налаживаться.

Вместе с тем кризис в мае-июне 1968 г. раскрыл всю суть классовых противоречий, которые копились предшествующие 10 лет. Этот кризис говорил о натиске рабочего класса «не только на отдельные группы капиталистов, но и на всю систему государственно-монополистического господства».

Это событие показало наглядно большое стремление к масштабным переменам общества у французских трудящихся. Было поставлено под вопрос само наличие господства монополий. Движение в котором участвовало 10 млн. рабочих, студентов и трудящихся, ослабило режим личной власти, который раньше казался незыблемым, а статус президента Франции генерала де Голля был очень сильно подорван. Рабочий класс показал своими действиями, «что именно он является главной антикапиталистической силой», с помощью которой возможно осуществление социально-экономических требований как для себя, так и для других слоев общества. Но также, забастовочная борьба трудящихся явила собой урок, заключающийся в том, что успех в сопротивлении может принести наличие ясной политической программы а так же

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

719

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке