Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Социокультурные трансформации гендерной составляющей рекламного сообщения в fashion-индустрии середины ХХ-начала ХХІ вв.»

Половой диморфизм, преломляясь через сферу социального, обуславливает различный статус мужчин и женщин в обществе. В ходе исторического развития гендерные стереотипы подвергаются трансформациям, отражая фундаментальные установки той или иной эпохи и культуры. Репрезентация гендерных установок особо зримо проявляется в области моды, которая представляет собой один из важнейших рычагов регуляции в структуре социокультурных отношений. Этот феномен реализуется практически во всех сферах жизни человека и имеет прямое влияние на экономическое и социальное развитие общества.

Оглавление

Введение

Глава 1. Роль гендерных стереотипов в формировании рекламного сообщения

.1 Понятие «гендер» в контексте социогуманитарного знания

.2 Основные свойства и функции гендерных стереотипов в социальной системе

.3 Влияние гендерных стереотипов на построение рекламного сообщения

Глава 2. Трансформация гендерных образов рекламных сообщений в fashion-индустрии: от модерна к постмодерну

.1 Роль рекламы в системе fashion-индустрии

.2 Гендерные особенности рекламных стратегий в индустрии моды середины ХХ в.

.3 Влияние постмодернистского дискурса на гендерные аспекты рекламы в начале ХХI в.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Введение

Половой диморфизм, преломляясь через сферу социального, обуславливает различный статус мужчин и женщин в обществе. В ходе исторического развития гендерные стереотипы подвергаются трансформациям, отражая фундаментальные установки той или иной эпохи и культуры. Репрезентация гендерных установок особо зримо проявляется в области моды, которая представляет собой один из важнейших рычагов регуляции в структуре социокультурных отношений. Этот феномен реализуется практически во всех сферах жизни человека и имеет прямое влияние на экономическое и социальное развитие общества.

Актуальность данной работы обусловлена возросшим интересом к изучению гендерных аспектов рекламного сообщения в мире моды. Современную жизнь сложно представить без рекламы, которая выступает действенным механизмом трансляции гендерных стереотипов в области fashion-индустрии. Реализуя мотивационно-регуляторную функцию поведения личности, реклама охватывает массовую аудиторию и действует на постоянной основе. Анализ степени влияния гендерных стереотипов на построение рекламного сообщения в индустрии моды является актуальной задачей социально-гуманитарного знания.

Гендерное измерение культуры и личности является наиболее острой проблемой социальной жизни. С одной стороны, в современном обществе, которое мы можем охарактеризовать процессами демократизации и гуманизации, возрастает способность к восприятию «другого», иных ценностей и точек зрения, признанию правомерности существования многих истин. В сфере отношения полов эти процессы привели к заметному повышению статуса женщины в обществе и культуре, отказу от жесткой нормативности как женских, так и мужских социальных ролей, постепенному возрастанию уровня толерантности социума в отношении маргинальных типов гендерного поведения, расширению границ понятия «гендерная норма» и т.д.

С другой стороны, несмотря на принципы демократии и гуманизма, практики социокультурного контроля гендерного поведения индивида в обществе не только не исчезают, но и становятся более гибкими и многообразными, что усугубляет ситуацию гендерной асимметрии в современном мире, провоцирует кризис идентичности личности, препятствует процессу социальной интеграции отдельных индивидов и социальных групп.

Поскольку современная мода оказывает влияние на различные сферы жизни общества, представляется целесообразным проследить репрезентацию гендерных отношений в области рекламы модной продукции середины ХХ- начала XXI вв.

Объектом исследования является рекламное сообщение в области fashion-индустрии.

Предметом — трансформация гендерной составляющей рекламного сообщения в fashion-индустрии.

Целью настоящей работы является изучение социокультурных трансформаций гендерной составляющей рекламного сообщения в fashion- индустрии середины ХХ-начала ХХI вв.

Для достижения поставленной цели в работе планируется решение следующих задач:

выявить сущность понятия «гендер» в контексте социогуманитарного знания;

определить свойства и функции гендерных стереотипов в социальной системе;

выявить роль гендерных стереотипов в формировании рекламного сообщения;

проанализировать роль рекламы в fashion-индустрии;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

рассмотреть гендерные особенности рекламных стратегий в индустрии моды середины ХХ в;

определить влияние постмодернистского дискурса на гендерные аспекты рекламы в начале ХХI в.

Новизна работы заключается в определении трансформации гендерной составляющей рекламного сообщения в fashion-индустрии при переходе от модерна к постмодерну.

Методологической основой исследования являются методы:

анализа и синтеза;

сравнение;

системный;

структурно-функциональный;

гендерный;

знаково-символический.

Степень изученности проблемы.

В научный обиход понятие «гендер», которое призвано акцентировать социокультурные основания межполовых различий, вводится в результате исследований психолога Р. Столлера и антрополога Г. Рубина. Весомым вкладом в разработку категории «гендер» стала гипотеза Дж. Скотт, согласно которой «гендер», в отличие от пола, является продуктом и объектом власти, ее дискурсивных и институциональных механизмов подчинения и господства. Французский социолог Э. Дюркгейм, американские социологи Т. Парсонс, Р. Бейлс, П. Бергер и немецкий социолог Т. Лукман занимались гендерной проблематикой, внесли вклад в формирование социально-конструктивистского подхода. На основе теорий американского психолога Э. Эриксона, английского социолога Э. Гидденса, американского социолога И. Гофмана, французского философа и культуролога М. Фуко была проанализирована проблематика трансформации базовой идентичности и факторы, влияющие на ее становление и функционирование.

Особое внимание в нашей работе уделено таким изданиям как «Введение в гендерные исследования» под редакцией доктора философских наук, профессора И.А.Жеребкиной1, «Гендерная теория и историческое знание» Н.Пушкарёвой, «Мультиполярный подход в типологии гендерной идентичности» Л.П.Великановой, в которых особое место занимает разработка гендерной терминологии и освещение основных аспектов гендерной проблематики.

Различные теории гендера были представлены в статье о данном феномене для «Словаря гендерных терминов» под редакцией Денисовой А.А.4 Создание словаря стало первым опытом такой работы в рамках отечественного социогуманитарного знания. По мере усиления научного внимания к гендерным аспектам культурных и социальных процессов и явлений появляется целый ряд исследований, которые посвящены таким аспектам гендерной проблематики, как лингвистический, социологический, психологический, антропологический, исторический, философский, культурологический и др.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Исследование гендерных стереотипов, а также их репрезентация в СМИ представлены в работах Астафьева Я.У., Грошева И.В., Сукманова Д.Г., Розановой Т.П. и Андреевой М.М., Петрова М.С., Здравомысловой Е.А. и др.

Грошев И.В. в работе «Гендерные образы рекламы» изучает гендерные рекламные образцы, что позволяет провести анализ стереотипов, а так же социальных ролей и моделей поведения, которые навязываются рекламой. Автор также выделяет несколько основных гендерных образцов- стереотипов.

Петров М.С. в статье «Гендерные образы и стереотипы современной российской рекламы»12 утверждает, что гендерные стереотипы представляют собой установки, которые возникают над биологически-половой реальностью и отражают совокупность биологических признаков и социальных ролей. Они свойственны представителям данного пола в рамках данной культуры.

В книге Дударевой А.В. «Рекламный образ. Мужчина и женщина» речь идет о взаимосвязи между физиологическими и генетическими различиями полов, выявляется какие предпосылки влияют на возникновение стереотипов, и каким образом они воздействуют на восприятие рекламы и доверие к ней индивида.

Феномен моды в её историческом, семиотическом, социологическом и гендерном аспектах получил осмысление в работах Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Г. Зиммеля, А.А. Васильева, К.Ю. Михалевой, О.Б. Вайнштейн, А.Б. Гофмана, В. Зомбарта, А. Смита и др.

В книге «Система моды» К.Ю. Михалева описывает институализацию моды, а также механизмы ее функционирования. Автор проводит экскурс в историю моды, а также анализирует явления моды в современной обществе.

В работе М.И. Килошенко «Психология моды: теоретический и прикладной аспекты» представлен обзор широкого спектра теорий и гипотез в области моды и понимание fashion как уникального социального явления.

Мы же собираемся осветить те аспекты функционирования гендерные компоненты в рекламном сообщении, использующемся в индустрии моды, которые не стали предметом пристального изучения в рамках современного социогуманитарного знания.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена Введением, двумя главами, Заключением, Списком литературы и Приложением.

Глава 1. Роль гендерных стереотипов в формировании рекламного сообщения

Задачами данной главы являются анализ определений гендера, гендерных ролей и стереотипов, гендерной ассиметрии, определение свойств и функций гендерных стереотипов в социальной системе и влияние рекламы на их формирование.

1.1 Понятие «гендер» в контексте социогуманитарного знания

Данный параграф посвящен изучению гендерной терминологии, анализу исторического развития гендерных исследований и их влиянию на социокультурное развитие общества. Задачами параграфа является анализ определений гендера, гендерных ролей и стереотипов, гендерной ассиметрии. Изучение истории появления гендера, развития и актуализации гендерных исследований.

Область гендерных отношений является значимой сферой исследования социальных наук. Она основывается на теоретических аспектах изучения межгендерного взаимодействия, на практических проблемах реализации равноправия между мужчинами и женщинами, ликвидации гендерной ассиметрии.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Исследование гендерных трансформаций в современном обществе является актуальным уже на протяжении нескольких десятков лет. К гендерной тематике, как научному аспекту исследования социальной реальности, научное сообщество относится с осторожностью. Специфика данного отношения заключается в основном в отсутствии полного понимания термина «гендер» и неясного представления о сути исследования гендерной тематики. Однако значимость гендерных исследований определяется не только новизной ее тезауруса, сколько тем, что гендерный феномен играет важную роль для жизни каждого индивида, организации и всего общества. Если речь идет о макросоциальном уровне, то немаловажным дихронизмом гендера является иерархическая организация социальной системы и, по мнению Е.А. Здравомысловой и А.А. Темкиной: «выступает одним из базовых измерений социальной структуры общества, наряду с классовой принадлежностью, возрастом». Гендер включается в социальные институты, а потому приобретает фундаментальность и постоянство. Он выступает одной из форм социального неравенства, а именно неравенства мужских и женских возможностей, в зависимости от гендерной группы.

Дословно термин «gender» в переводе с английского означает «род» и происходит от латинского «genus», что так же трактуется как «род». В английской лингвистике данный термин использовался в лексике и словарях только в данном значении до открытия в университете Калифорнии в Лос- Анджелесе центра по изучению гендерного самосознания, деятельность которого была направлена на проблемы транссексуальности. «Сотрудник калифорнийского центра психоаналитик Роберт Столлер обобщил результаты своей работы в нескольких книгах, впервые использовав этот лингвистический термин для обозначения понятия пол в социальном смысле 26». Далее на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме он выступил с предложением ввести термин, который будет обозначать пол в социальном контексте. На том конгрессе Столлер выступил с докладом о понятии гендерного самосознания. В основе его концепции лежало разделение

биологического и культурного компонентов пола. Следуя его теории «пол» является биологической составляющей, структурируемой благодаря гормонам, генам, нервной системе и морфологии. Гендер же должен соотносится с культурой. Таким образом Роберт Столлер создал инструмент в контексте гуманитарного знания, отделяющий понятие «пол» в социокультурном смысле слова от этого же понятия в биологии.

Определения гендера трактовалось различными философами и культурологами в различных смыслах.

Историк Джан Скотт призывала видеть в гендере ««исторически первую форму фиксации властных отношений», образующих некую «сеть властных отношений». Она была первым исследователем, который обратил внимание на языковое конструирование понятий «мужественности» и «женственности» увидела процессы конструирования властных отношений через язык. Концепция Джан вполне закономерно была отождествлена с эпистемологическим поворотом на Западе, где проходили процессы «сращивания» литературы и истории, смены конструктивистских идей идеями «прозрачности фактов» и множественности толкований, чем характеризовалась эпоха постконструктивизма и постмодернизма.

Философ и социолог Джудит Лорбер представила гендер как социальный институт, который «производит группу, которая может эксплуатироваться как работники, социальные партнеры, матери, воспитатели на рынке труда и в домашней сфере». Однако в то же время в другом контексте Дж. Лорбер определяет гендер как социально достигаемый статус. Компонентами гендера, как социального института в рамках концепции Лорбер выступают гендерные статусы, гендерное разделение труда, гендерные родственные связи, гендерный социальный контроль, гендерная идеология, гендерные репрезентации в символическом языке, искусстве, культуре.

Такие социологи как, Г. Гарфинкель, К. Уэст и Д. Циммерман утверждали, что гендер является системой межличностного взаимодействия, с помощью которого воспроизводятся стандарты мужского и женского, как компонентов социального порядка. Следуя данной теории гендер предстает, как достигаемый статус. Концепция социологов предполагает конструирование гендера культурными, психологическими и социальными средствами. Гендерная константа начинает свое формирование в раннем детстве и вырабатывается у индивида к пяти годам, после чего он либо принимает ее, либо старается ее изменить.

Культуролог и философ Тереза де Лауретис, категорически отвергнув биологические детерминанты гендера, отметила: «Гендер — это, скорее, составной эффект различных репрезентаций, продукт разных социальных институций — семьи, системы образования, масс-медиа, медицины, права, но также — что менее очевидно — языка, искусства, литературы, кино, научных теорий», таким образом, гендер у нее — это технология и результат (эффект) представления (перформанса) определенных идей, от нормативной половой идентичности до полной ее смены, в том числе через промежуточные стадии (трансгендеры, тансвеститы и проч.)». А ее соотечественница и современница, автор «Энциклопедии феминизма» Лиза Таттл, является представительницей довольно близкого понимания гендера, именуя его «способом интерпретации биологического, закрепленным писанными и неписанными законами данного общества».

На микросоциальном уровне гендер является неким ограничителем субъектности. Субъектность в данном случае представляет собой возможность личности в реализации своего внутреннего потенциала, исполнения тех социальных ролей, которые удовлетворяют ее потребности, участия в действительно интересующих ее сферах деятельности. В данном случае именно гендер выступает как стратификационная преграда для индивида в воплощении его личностной и социально субъектности. Из этого следует, что личность не может полновесно осуществлять изменения в себе и социуме, воплощать свои профессиональные и другие виды способностей.

Но здесь предстает одна значимая проблема, смысл которой заключается в том, что гендер воспроизводится за счет индивидов, и, соответственно, стратификационные барьеры возникают благодаря их действиям. Гендер укрепляется в сознании еще с раннего детства, социумом навязываются гендерные роли и стереотипы, обязывающие индивида к их выполнению. Детьми усваиваются правила, нормы и ценности гендерной культуры, в которой уже созданы социально-детерминированные представления о специфике женского и мужского, распределении социальных ролей между мужчинами и женщинами и соотношении их социальных статусов. Итак, на протяжении всей своей жизни, начиная с детского возраста, индивиды воспроизводят общепринятые гендерные роли и стереотипы, присвоенные им социумом. Следуя, выше сказанному, появляется необходимость более подробной трактовки понятий «гендерные роли» и «гендерные стереотипы».

Согласно словарю гендерной терминологии: «Гендерные роли — один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин». На данный момент не существует единой концепции гендерных ролей как таковой, их происхождение, характеристики и развитие рассматриваются в рамках различных психологических, социологических и биосоциальных теорий. Но существующие исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние культура и общество, устоявшиеся в них представления о содержании и специфике гендерных ролей. А в ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям. Мужчины и женщины согласно биологическому полу выполняют различные социальные роли, однако не каждый индивид выполняет ту роль, которая приписана ему обществом в соответствии с его биологическим полом. Из этого следует, что женщина по биологическому признаку в обществе может выполнять роль мужчины, так же как мужчина по биологическому признаку, в обществе может выполнять роль женщины. Здесь речь идет именно о тех социальных ролях, которые значатся общепринятыми в обществе. Представление о том, какими должны быть эти социальные роли, сложилось исторически. Некоторые особенности этих ролей подчиняются временному и этническому критериям, но есть коренные модели поведения, которые определяют мужчину и женщину в обществе. Так, традиционно женщина считается хранительницей домашнего очага, рожает и воспитывает детей, мужчина воспринимается обществом как добытчик, который обязан дать своей семье все необходимые материальные блага.

Формироваться женские исследования стали в 1960-х годах. Женщин не устраивало то, как общество расценивает их значимость. Мощный толчок развитию гендерных исследований, дала сильная волна женского движения на Западе конца 60-х — начала 70-х годов XX в.

Существуют 3 исследовательских направления, которые появились в результате женского движения:

либеральный феминизм -полоролевой подход;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

радикальный феминизм — исследования женщин;

Эти направления развивались, сменяя и отрицая друг друга, и в настоящее время сосуществуют в рамках научного сообщества.

Либеральный феминизм — полоролевой подход (sex-role theory). Основная суть этого подхода состоит в том, что он обеспечивает равенство мужчин и женщин в публичной сфере.

Конвенции гендерного договора предписывают женщине роль домохозяйки и включают в себя такие параметры ее положения, как отсутствие экономической независимости и самостоятельного источника существования, выполнение материнской и супружеской роли в семье.

Такая гендерная онтология осмысливалась по-разному. Т. Парсонс в 40- 50-х выдвинул теорию полоролевого разделения на примере семьи. Согласно ее положениям, женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, мужчина -инструментальную. Экспрессивная роль состоит из заботы о детях и регулирования взаимоотношений в семье; инструментальная — подразумевает связь между семьей и внешним миром, это профессиональная деятельность, которая приносит социальный статус и материальный доход. Хоть его позиция впоследствии и была подвергнута критике32, анализ разделения подовых ролей проясняет и подтверждает онтологические основания положения женщины в западном обществе накануне возникновения женского движения.

Либеральные феминистки определяли положение женщин в рамках теории Т. Парсонса. Они формулировали тезис об угнетении женщин и мужчин предписанными им традиционными ролями. Своей политической задачей они видели изменение ролей, в частности выхода женщины за пределы роли домохозяйки.

Главной установкой либерального феминизма стала ориентация на новое, «объективное» знание о женщинах (и мужчинах). Такое «истинное» знание предполагалось получить, сделав женщин «видимыми», т.е. включив их в качестве субъекта и объекта познания. Данная методология стала называться «добавление женщин» (adding women). Включить женщин как субъект познания на данном этапе означало обеспечить фактическое присутствие их в научном сообществе. Включить как объект — означало сделать женский опыт предметом исследования. Для выполнения этой задачи в рамках либерального феминизма разрабатывается возможность занятия женщинами различные статусные позиции и обсуждается женская история, женская литература, женский труд, т.е. изучаются женщины.

Радикальный феминизм- исследования женщин (women studies) стали определяться как университетская программа (факультет, центр, кафедра, специальность), где можно получить знания о мире и людях с разнообразных междисциплинарных и феминистских позиций, а главное — с женской точки зрения. Именно это отличало программы женских исследований от факультетов социологии, психологии, философии, экономики или истории». Главной идеей этого направления является невозможность уничтожения патриархальный отношения между полами. Женщина останется угнетенной до тех пор, пока не будут осмыслены истинные основы патриархата.

Сексуальность и репродуктивные возможности интерпретируются как основа угнетения женщины

Радикальный феминизм продолжал традицию либерального, акцентируя свое внимание на роль домохозяйки. Но в области практик и опытов главными проблемами становятся особенности женского опыта и переосмысления женской роли.

Политическим фактором этого исследовательского направления стала радикальная ветвь женского движения марксистской и социалистической направленности. Участницы университетских протестов, студентки, организовывают «группы роста сознания», где молодые женщины обсуждали свои, личные проблемы — зависимость от партнера, оскорбление чувства собственного достоинства, вынужденные аборты, проблемы контакта и понимания с мужчинами. Их личное становится публичным.

Радикальные феминистки адаптировали марксистские категории к анализу отношений полов. Центральной стала категория «патриархата» (универсальная политическая структура, наделяющая мужчин преимуществами за счет женщин),34 главными были вопросы угнетения женщин, власти, проблемы неравенства. Осмысление опыта женщин посредством таких категорий выступило в качестве когнитивной практики радикального женского движения 70-х годов.

Радикальные феминистки строят свою методологию изучения гендерных отношений. Они считают, что стратегия добавления женщин в науку не только недостаточна, но и оскорбительна. «Добавить женщину» — еще не значит изменить перспективу отношений между полами.

Социальный конструктивизм — гендерные исследования (gender studies).

Данный подход определяет гендера как социально сконструированное отношение неравенства по признаку пола. Гендер — это сложный социокультурный конструкт, который включает в себя различия в социальных ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужчиной и женщиной, созданный обществом. Поэтому можно рассмотреть теорию социального конструирования гендера. Сторонниками этой теории являются К. Уэст, Д. Зиммерман. Под гендером они понимают «организованную модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, конструируемую основными институтами общества».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Сторонники данного подхода обращают внимание на роль исследователя/исследовательницы как «социального конструктора знания», на его/ее субъективность и предвзятость, на недостижимость истинного и неизменного знания.

Развитие исследований женщин на Западе привело к изменению подхода. Женские опыты различаются в разных культурах и социальных группах. Категория различия становится основной в определении женственности. Различия задаются прежде всего через контексты возраста, расы, класса и сексуальной ориентации. В каждом обществе присутствует несколько гендерных контрактов, и один из них является господствующим.

Может только удивлять грандиозный рост популярности женских исследований в рамках университетских программ: «К концу 1990-х годов число самостоятельных факультетов женских исследований в США достигло 30, образовательные программы женских исследований существуют в 600 колледжах и университетах 34 штатов, включая 130 программ поствузовского образования (магистратура и докторантура по женским исследованиям)».

Таким образом, различение исследований женщин и гендерных исследований на Западе отражает развитие и смену методологии феминистского подхода. Если структурно-функциональный анализ стал познавательным инструментом либерального феминизма, то когнитивной практикой радикальной ветви женского движения стали марксизм и психоанализ — теории, которые легли в основу исследования женщин. В них подчеркивались отношения власти, неравенства, дискриминации, особенности женского опыта, его отличия от мужского и необходимость его озвучивания и изучения.

В России гендерные исследования начали развиваться в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века, когда стали возникать первые феминистские группы и независимые женские организации, а в журналах появились первые публикации и переводы статей по гендерной проблематике38. Опубликованная в 1989 году в журнале «Коммунист» статья А. Посадской, Н. Римашевской и Н. Захаровой «Как мы решали женский вопрос» стала своего рода программным документом начальной стадии нового направления в науке и общественном женском движении, которое было названо «новой эрой феминизма в России».

Процесс становления гендерных исследований в России происходит в отличном от Запада социокультурном контексте: это отличия онтологические, политические, гносеологические и когнитивные.39 Онтологически российская гендерная система, контекст «решенного женского вопроса», контракт «работающая мать», конструкция «несостоявшейся маскулинности» (failed masculinity) определяют особенности подходов к проблематике мужского/женского.

Несмотря на сравнительно непродолжительную, всего лишь немного более двадцатилетнюю историю российских гендерных исследований, можно согласиться с периодизацией становления и развития этого научного направления, предложенной Е. Здравомысловой и А. Темкиной. Хоть эта периодизация и является по мнению исследователей весьма условной, она помогает более четко понять своеобразие задач, решаемых в разные периоды развития российских гендерных исследований.

Первый этап. Он может быть охарактеризован как период внедрения новой научной парадигмы, когда энтузиазма первооткрывателей отечественных гендерных исследований было больше, чем теоретических знаний и практического опыта. Этот этап продолжался с конца 1980-х до 1992 года, и его основные задачи имели, скорее, организационный и просветительский, чем исследовательский характер.

Второй этап характеризуется как период институализации российских гендерных исследований, который наиболее активно начался в 1993-1995 годах. Это было время роста числа гендерных центров и официальной регистрации как новых, так и ранее созданных научных коллективов и организаций.

Другую ветвь исследований гендерных отношений можно охарактеризовать как феминистское направление.

Прояснить корни гендерного подхода в данном случае может сопоставление положения российских женщин с западными. Сомнение в релевантности западных моделей приводит исследователей к проблематизации категории единого женского опыта и способствует поиску ответов на вопросы в рамках третьего подхода к гендерным отношениям — социального конструктивизма. Здесь основной вопрос гендерных отношений формулируется следующим образом: как сконструирован (особый) российский опыт отношений мужественности и женственности и в чем его особенность?

Третий этап — консолидация ученых и преподавателей российских гендерных исследований приходится на 1996-1998 годы. Первым шагом на пути к налаживанию более тесных научных контактов и связей между гендерными исследователями из России и стран СНГ была научная конференция, состоявшаяся в январе 1996 года «Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития». На ней российские ученые впервые собрались для обсуждения институциональных, методологических, социальных и других проблем, связанных с гендерными/женскими исследованиями и их преподаванием в российской высшей школе. Этот этап был, вероятно, наиболее важным и ответственным периодом, с которого начинается развитие собственно «российских» гендерных исследований. Важным итогом процессов, происходивших на третьем этапе, который условно возможно обозначить как этап консолидации, явилось создание информационной Сети, которая объединила гендерных ученых и преподавателей России и стран СНГ и по сей день позволяет обмениваться информацией, создавать совместные проекты, приглашать преподавателей для чтения лекций в университеты разных городов.

Четвертый этап развития российских гендерных исследований начался в последние два года ХХ столетия и, вероятно, все еще продолжается. Характерной особенностью этого этапа является активизация работы, направленной на легитимизацию и более широкое распространение гендерного образования в российских университетах.

В основе гендерных исследований является постулирование двух гендерных групп — «мужчин» и «женщин». Гендерный подход формируется как оппозиция отношений между полами. «Даже тогда, когда допускаются национальные или культурные различия, последние трактуются как второстепенные феномены, вариации на единственную универсальную тему, согласно которой гендер всегда означает одно и то же: асимметричное, если не антагонистическое отношение между мужчинами и женщинами, структурирующее функции этих гендерных групп таким образом, что они вовлечены в разные типы деятельности и существуют в разных социальных пространствах».

Как правило, гендерная ассиметрия имеет дискриминативный характер, проявляющийся не только в отношении женщин. Одной из таких форм дискриминативной гендерной ассиметрии, касающаяся мужчин, является воинская повинность. «О гендерной асимметрии говорят в тех случаях, когда рассматривают не прямой акт целенаправленного подавления и угнетения человека, принадлежащего к данной гендерной группе». В чем же отличие понятий «дискриминация» и «ассиметрия»? Термин «дискриминация, как правило, используется в случаях конкретных нарушений принципов равных возможностей и прав (при приеме на работу, при увольнении и др.). Об ассиметрии речь идет касательно законодательства и различных культурных артефактов. Ярким примером ассиметрии выступает российское пенсионное законодательство, исходя из которого пенсионнный возраст женщин ниже, чем у мужчин.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, несмотря на значительные трудности и проблемы, которых особенно много было на первых шагах развития гендерных исследований, за двадцать лет они смогли институализироваться как новое направление российской гуманитаристики, которое получило определенное признание в академической и образовательной сферах. За двадцать лет «география» гендерных исследований значительно расширилась и сегодня гендерные исследования проводятся и преподаются более чем в 60-ти городах России и стран СНГ. Наметилось увеличение интереса к исследованию гендерной проблематики на примере регионов России.

В условия современного российского общества во многих сферах женщины намного превосходят по численности мужчин (к примеру, в сфере школьного образования, социальной защиты населения, высок процент женщин в судебных органах), но несмотря на это в процентном соотношении женщины намного уступают мужчинам в управлении большинства политических партий и в руководящих структурах федерального и регионального уровней. В большинстве же западных стран женщины занимают важнейшие государственные посты, такие как министр обороны или иностранных дел, например для России такое участие в политическом руководстве страны до сих пор считается неприемлемым.

Закладывается гендерная ассиметрия еще на уровне социализации. Подробно о механизмах воспроизведения гендерной ассиметрии писала Н. Чодороу Нэнси в своей знаменитой книге: «Воспроизводство материнской заботы. Психоанализ и социология гендера»: «Личностные качества мужчин и женщин, их жизненные

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

815

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке