Актуальность данной темы обусловлена тем, что сегодня высокоразвиты информационные технологии. Вместе с этим происходит развитие массовых коммуникаций. Сегодняшняя эпоха — это эпоха интернета. «Всемирная паутина» сегодня является частицей культурной жизни и жизни учреждений культуры в частности.

Содержание

Введение

. Теоретические основы музейного туризма

.1 Музейный туризм и его место в системе туристского предложения

.2 Место литературных музеев в социокультурном пространстве

. Литературное наследие Вологодской области как основа формирования музейных экспозиций

.1 Литературное наследие Вологодской области XVIII-XIX века в музейных экспозициях

.2 Литературное наследие Вологодской области XX века в музейных экспозициях

.3 Литературное наследие В.А. Гиляровского и его отражение в музейных экспозициях

. Обоснование программы создания виртуального музея В.А. Гиляровского

.1 Понятие виртуального музея и его сущность

.2 Технология создания и реализации виртуального музея

.3 Проект программы создания виртуального музея В.А. Гиляровского

.4 Виртуальный маршрут по мотивам повести «Мои скитания» (Вологодский край и сопредельные регионы)

Заключение

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список использованных источников

Приложения

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что сегодня высокоразвиты информационные технологии. Вместе с этим происходит развитие массовых коммуникаций. Сегодняшняя эпоха — это эпоха интернета. «Всемирная паутина» сегодня является частицей культурной жизни и жизни учреждений культуры в частности.

Шаг за шагом музеи вливаются в этот процесс и приспосабливаются к новой эпохе. Для музейных работников компьютер становится инструментом для работы, идет быстрое освоение виртуального мира. На сегодняшний день за рубежом и в российской части «Всемирной паутины» появляется многочисленные сайты, которые представляют в интернете музеи из всех российских регионов. музей литературный экспозиция

В виртуальном мире музей постепенно избавляется от зеркального отображения реальной жизни и основывает самостоятельный характер. В виртуальном пространстве сегодня не только обмениваются информацией, здесь проводятся межмузейные конференции, ведутся дискуссии, идет разработка проектных заданий, создаются партнерские сетевые альянсы.

Музейное представление в информационном мире имеет иной характер. Идет активное освоение интерактивных форм. Для того, чтобы создать большую привлекательность музейным сайтам, возможно использование игровых элементов, например, анимация, пазлы. Для более объемного представления о музее, сайты включают, архитектурные развертки, интерактивные планы этажей, трехмерную графику.

«Виртуальные экскурсии» — еще один дополнительный способ сделать посещение веб-сайта музея выгодно отличающимся от посещения реального музея, предложив пользователю уникальное путешествие (зачастую лишь только виртуальное), например, экскурсию по фондам.

В современном мире очень часто стали упоминаться термины «виртуальная экскурсия», «виртуальная выставка». Не смотря на это, тема «виртуальности» в данной области остается малоизученной и недостаточно раскрытой по некоторым причинам. Первая причина состоит в недавнем появлении русскоязычной версии интернет. Вторая причина исходит из истории, когда Советский музей был так сказать вещью в себе. Он ориентировался в основном на хранение, комплектование и изучение коллекций. И поэтому музеи оказались совершенно не готовыми к рынку, тем более что зарождающейся в России рыночной экономике тоже было не до них. Саморазвитие музейной коммуникации не могло рывком подняться на качественно новый уровень. Музеям потребовались годы, чтобы от выбивания денег из властей, иностранных благотворителей или меценатства начать зарабатывать.

Итак, такое явление как «виртуальные выставки» появилось в нашем обиходе совсем недавно, и уместным было бы считать, что данная тема нуждается в дальнейшей разработке.

Объект исследования: музейный туризм и его место в системе туристского предложения. Предмет исследования — возможности виртуальных музеев в современном социокультурном пространстве.

Цель исследования: создание нового туристского предложения «Виртуальный музей Владимира Алексеевича Гиляровского по мотивам повести «Мои скитания»».

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть музейный туризм и его место в системе современного туристского предложения;

2.Определить место литературных музеев в социокультурном пространстве;

.Исследовать литературное наследие Вологодской области XVIII-XIX и XX веков в музейных экспозициях;

.Рассмотреть литературное наследие В.А. Гиляровского и его отражение в музейных экспозициях;

.Выявить сущность понятия «виртуальный музей»;

.Проанализировать технологию создания и реализацию виртуального музея;

.Разработать проект программы «Виртуальный музей Владимира Алексеевича Гиляровского по мотивам повести «Мои скитания».

В работе использованы теоретические методы: систематизация и обобщение информации, анализ литературы.

Степень разработанности проблемы. Возможности информационных технологий всегда вызывали интерес многих программистов, социологов, психологов, педагогов, ученых и многих других. Теоретические концепции компьютерной деятельности разрабатывали Андреев А.А. [2], Иванова Г.С. [16], Могилевская Т.И. [37] и другие. В области туризма, в частности музейного туризма работали Вавилова Е.В. [9], Дворниченко В.В. [14], Именнова Л.С. [20], Кусков А.С. [32], Сенин В.С. [46,47], Сергеева Т.К. [48], Тарасенок А.И., Храбовченко В.В. [53]. По вопросам музейной деятельности актуальны работы Именновой Л.С. [21, 23], Рыжковой О.В. [45], Сотниковой С.И. [50], Шляхтиной Л.М. [55], Юреневой Т.Ю. [56]. В научный анализ теории и практики виртуальных музеев значительный вклад внесли Нургалеева Л.В. [43], Туманова Е.В. [52]. Вопросы литературного наследия В.А. Гиляровского изучались в работах Абаренковой Е.И. [1], Гура В.В. [12], Киселевой Е.Г. [28], Лобанова В.М. [33], Морозова Н.И. [38]

Практическая значимость: Разработанная программа планируется быть реализованной в 2018 году.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении указана актуальность выбранной темы, объект, предмет исследования, цель, задачи работы. В первой главе рассмотрены теоретические основы музейного туризма. Вторая глава посвящена литературному наследию Вологодской области как формирование музейных экспозиций. В третьей главе представлена разработка проекта по данной теме. В заключении приведены выводы по исследованию.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1. Теоретические основы музейного туризма

.1 Музейный туризм и его место в системе туристского предложения

При развитии общества в наших современных условиях, можно говорить о нехватке духовных ценностей. Разнообразные предложения по проведению досуга позволяют сократить данный недостаток. Одной из таких форм является туризм, а точнее культурный туризм, который включает в себя музеи.

Культурный туризм — это часть туризма, целью которого является знакомство с культурой и культурной средой посещаемого места, включая ландшафт, знакомство с устоями жителей и их способом существования, художественной культурой и искусством, различными конфигурациями проведения досуга местными жителями. К культурному туризму можно отнести и посещение культурных мероприятий, музеев, особых предметов цивилизационного наследия. Термин «культурный туризм» появился не так давно — в 80-е годы XX столетия. В рамках культурного туризма возникла направленность, которая сегодня существует уже самостоятельно — это музейный туризм [48].

Особая работа музеев в сфере туризма — изготовление и осуществление различных туристских товаров музейного характера. Сюда возможно отнести формирование экспозиций, организацию внутренних и наружных экскурсий, присутствие музейных торговых центров. Данная направленность в туризме — юная. Она появилась — в 1970-е годы на западе и в середине 1990-х годов в Российской Федерации, когда музеям довелось находить самоопределение, когда они должны были искать собственный новейший подход формирования и новейшие внебюджетные ключи привлечения денег, в том числе участия в туристской работе [9].

Значимость «ренессанса» заинтересованности к посещению музеев у туристов заключается в изменении их внешнего вида и внутреннего пространства, которые притягивает к себе посетителя. Вследствие этого возможно заявлять о новейшем раскладе в осознании того, что предполагает собою музей, и какого его место в современном социокультурном пространстве. Основной фигурой музея является вовлеченный в область работы музея индивид. К примеру, согласно плану Ренцо Пьяно был создан крупный музей Нидерландов — НЕМО [4].

Данный музей расскажет посетителям, как устроен окружающий мир. В музее большое количество экспонатов, которые выполнены из подручных материалов. Как только прикоснешься к экспонату, он тут же оживает. Даже правило, которое записано во все программные документы музея, гласит «Трогать руками обязательно!» Это не совсем музей. Это познавательный центр, где дети могут сами ставить эксперименты и увидеть не только результат, но и сам процесс. Посетитель становится руководителем или участником процесса. Взрослые: родители, дедушки-бабушки, учителя играют в простые игры, предлагаемые музеем, с таким же азартом и увлечением, как и дети [61].

Формирование диалоговых экспозиций содействует преодолению пассивно-созерцательных конфигураций восприятия музейных данных. По этой причине возникла такая направленность, как детский музей. Здесь ребята постигают все, без исключения, то, что их окружает через общение с фантастическими персонажами с помощью игровых форм. Образцом музея подобного вида считаются: Музей Муми-Троллей в Тампере, Музей игрушек в Праге, Юнибакен — детский музей в Швеции. Подобная вариация музеев порождает большую заинтересованность у отца с матерью и ребенка, заинтересовывает путешественников из разных государств.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Во всех странах в настоящее время прослеживается резкое увеличение музейных построек. В многочисленных населенных пунктах рассматриваются планы конкретного расширения и перестройки имеющихся музеев, формируются новейшие музеи, которые хранят и репрезентируют мастерство — от древнего вплоть до сверхсовременного, с целью привлечения туристов. В формирование музеев, в том числе в музейном построении, вкладываются большие средства. Из числа разнообразных музеев, какие созданы в минувшие годы, в основном концентрируют на себе внимание те сооружения, которые претендуют на роль духовного центра в культурном пространстве. Подобные постройки выделяются насыщенностью и уникальностью стиля, в каком они сделаны, «агрессивностью» характера». Подобным, к примеру, считается Музей искусств Милуоки, созданный согласно плану Сантьяго Калатравы в 2001 году. Основной изюминкой белого сооружения считается «Солнечный бриз» — специфические «крылья», которые раскрываются в ясную погоду и складываются в пасмурную, либо просто в ночное время [14].

В настоящий период арт-планы имеют все шансы порождать заинтересованность именно к тем дистанциям, которые находятся в кризисе или же они могут быть тем инструментом, который способен вывести экономику в новой степени.

В нынешнем обществе путешественников интересует множества музеев, которые помогают им пополнять свои духовные ценности. Здесь также можно говорить и о таких музеях, как воображаемый. Такой музей делает «проницаемыми» прошлые пределы, которые определяли существование искусства в культурном пространстве, главным образом преобразовывая значимость зрительного условия в культуре. Мировоззренческая концепция тут сопряжена с тем, что сегодняшний музей представляет собой открытое абсолютно для всех учреждение, которое отказывается от прошлой элитарности [26]. Его могут посещать абсолютно все, у кого есть желание. Сверхсовременные научно-технические способности, разрешающие формировать большие плоскости остекления, предназначаются для декларации мысли о демократичности музея. Это формирует иллюзию взаимосвязи мира искусства и обыденности. Сооружения, стены которых как будто растворяются, прекращают быть границей пространств, возводятся для музеев, репрезентирующих как традиционное мастерство, так и сегодняшнее [8]. Наиболее эффектным образцом подобного музея считается, открытый в 1997 году отдел музея Гуггенхайма в Бильбао архитектора Френка Гери. С поддержкой компьютерных проектов Гери основал многомерную форму предстоящего музея, и с помощью этих же проектов продлил формирование сооружения. Производственные чертежи формировались проектами автоматически на базе макета. Ни одна стальная деталь конструкции музея Гуггенхайма не повторяется, каждая — уникальна.

На сегодняшний день значимость наружного типа музея особенно актуальна. Гостей интересует не только внутренне убранство музея, но и внешнее. Ранее в музеях были границы, которые отделяли посетителей от экспоната. Сейчас в зданиях музея имеется многообразие комнат, бесцветные перегородки, многообразная цветная палитра, а также различные световые эффекты, которые придают музею особо привлекательный вид. Архитектура музея берет на себя функцию удивлять посетителя, так как подлинных шедевров на все музеи мира не хватает. С целью эффективного выживания музей обязан выглядеть модно и дерзко, чтобы было видно издалека, в какой степени он престижен [20].

Таким образом, нынешних путешественников интересует и притягивает к себе необыкновенная модель здания музеев. Архитектура сегодняшнего музея удивляет туристов своим внешним видом, который насыщен новейшим современным дизайном. Новаторские решения и необыкновенные планы формирования музеев имеют все шансы быть вариантом возрождения культурной жизни города. Строительство современных музеев становится визитной карточкой города. Сегодня музей существует как культурная площадка, многофункциональное пространство, предназначенное для встреч, концертов. Современный музей может стать в дальнейшем визитной карточкой города.

1.2 Место литературных музеев в социокультурном пространстве

Осмыслению места литературного музея в социокультурном пространстве современной Российской Федерации отдано огромное число академических трудов музееведов, историков, культурологов, социологов. Они акцентируют внимание на различных нюансах работы такого рода музея [19].

На сегодняшний день, в связи с тем, что работа музеев с культурным наследием стремительно развивается, регионы России стали оцениваться обществом не только как территориальные, но и как культурные субъекты и объекты внимания. С возникновением новых конфигураций и методов общения литературных музеев с социумом, возникла необходимость музеев в том, чтобы отыскать самоопределение и роль в общественной сфере и виртуальном пространстве. Совместная работа музея и социума формируется стремительным темпом, так как музеи выходят за рамки своей обычной работы и дают клиентам новые формы получения и обработки данных, основой которых является непосредственно музей. Огромную роль на сегодняшний день играют так называемые виртуальные музеи, который активно контактирует с пользователями.

Сейчас музей считается достаточно юным социокультурным институтом, музееведение как дисциплина возникло в конце XIX в. Однако понятие музей возникло значительно ранее, когда над ним стали работать люди с философским, научным, художественным, историческим, политическим и просто обыденным сознанием. Музей формировались с целью: решать задачи, какие предопределял социум.

С целью установить социокультурное предназначение музея, в 1990-х годах музей анализируют с теоретической точки зрения музееведения [20]. Полное общенаучное исследование понятия «музей» провел Странский. Рассмотрев и сопоставить приблизительно двадцать разных определений музея, он сделал вывод, что музей — это особенная научная и цивилизованная организация, которая подбирает и составляет естественные и общественные предметы, которые являются настоящей ценностью. Эти прпедметы применяют в научных и культурных целях. В связи с этим в музее проявляется особенное отношение человека к действительности [22]. Отметим, что развитие музея связано с задачами, которые он выполняет по отношению к обществу и культуре.

С целью установить роль понятия «деятельность», можно выявит функции музея. Вместе с этим музей рассматривается как особую организацию, которая осуществляет конкретную деятельность. Подобным методом можно выделить ту деятельность музея, которая отличается от деятельности других учреждений: комплектование фондов, научные исследования, научно-фондовая, экспозиционно-выставочная и образовательно-воспитательная.

К функциям музея относятся:

    Функция документирования (собственно музейную функцию); Функция доказательства, т. е. подтверждения посредством музейных предметов развития общества, культуры или же природы; Образовательно-воспитательная функция, которая обусловлена информационными и экспрессивными свойствами музейных предметов. Она включает в себя как просветительные, так и образовательные аспекты; Функция организации свободного времени, которая отвечает общественным потребностям в культурных формах досуга, эмоциональной разрядке [4].

Особое место занимают литературные музеи. Они связывают использованные материалы о жизни писателя, его личный творческий процесс со всей культурной, литературной жизнью страны, формируя и углубляя у посетителей интерес к литературе и искусству.

Согласно определению, литературные музеи — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие сбор, сохранение, выставление и пропаганду материалов о писателях или об историко-литературном процессе в целом. Первый литературный музей в России был образован в 1879 году при Царскосельском лицее. Цель создания — сохранение памяти о великом русском поэте А.С. Пушкине. Позднее были созданы музеи, посвященные памяти М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева и других видных деятелей русской литературы.

Согласно содержанию и характеру работы литературные музеи можно распределить на мемориальные — расположенные на участке, где проживал и создавал свои произведения автор, где осталось его личное имущество, сохранилось внутреннее убранство. Пример тому — музей-квартира А.С. Пушкина на набережной р. Мойка дом. 12 [19]. Историко-литературные музеи носят общекультурный характер, как правило, они посвящены формированию литературы в многозначном контексте. Например, Музей института русской литературы (Пушкинский дом) (1905 г.) в Санкт-Петербурге, где хранятся рукописи известных деятелей литературы и искусства.

Огромной известностью литературные музеи пользуются за границей. К примеру, в Великобритании имеется ряд музеев в Лондоне, Стратфорде-он-Эйвон, Бирмингеме, которые посвящены В. Шекспиру. В Париже огромной известностью пользуются музеи В. Гюго, О. Бальзака, А. Дюма. Музей А. Дюма находится в пригороде Парижа и носит название одного из самых известных его романов — замок Монте-Кристо.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В последние годы развитее литературных музеев обретает новые формы. Распространенными считаются музеи, приуроченные не только к деятелям литературы, но их литературным героям. К примеру, знаменитый музей Шерлока Холмса на Бейкер стрит д. 12. Музеем в обычном значении слова жилище на Бейкер-стрит назвать трудно. Безусловно, данное местоположение постоянно представляется как настоящее. С того времени, как появилась первая история про шпиона, написанная его другом доктором, на Бейкер-стрит началось настоящее паломничество. Почтальоны приносили мешки корреспонденции: читатели восторгались дедуктивным способом, консультировались с Холмсом о собственных подозрениях, говорили о правонарушениях, свидетелями которых они были [51].

В организации, где расположен дом, представленный Конаном Дойлом, трудилось целое отделение, которое занималось чтением этих писем. Те, в которых находились настоящие улики, тут же посылали в Скотленд-Ярд. Основатели музея, который открыли в 1990 году, попытались в точности воспроизвести атмосферу границы столетий. В том числе билет представляет собой счет на размещение в меблированных комнатах, которые выписывала своим постояльцам миссис Хадсон. Попробовать классические британские яства возможно в ресторанчике расположенном тут же.

Другим образцом может служить музей в Замке Иф близ Марселя. Дворец Иф, созданный согласно распоряжению Франциска I, считается первой королевской крепостью Марселя. Он исполняет три функции: охрана ключевых торговых портов королевства от проникновения испанских и турецких полков, прикрытие выхода в море и стоянок на якоре новейшего флота царских галер и, в конечном итоге, защита Марселя, дополненного к Франции в 1480 г [53]. В 1844 г. Александр Дюма публикует «Графа Монте-Кристо». Иф становится местом заточения героя романа Эдмона Дантеса. Книга мгновенно приобретает успех. В 1880 г. монумент создан с целью посещения людьми, где гости имеют все шансы обследовать камеры, которые занимали герои романа, взглянуть экранизации романа, которые демонстрируют тут же, приобрести непосредственно роман и ознакомиться с биографией А. Дюма.

Музей иного героя литературы, Остапа Бендера, создан в 1995 году в незначительной шестиметровой дворницкой на Петроградской стороне (ул. Большая Посадская, д. 9/5). Автор, руководитель и экскурсовод в одном лице, Анатолий Котов — победитель премии «Золотой Остап-2000» и эмоциональный почитатель дилогии Ильфа и Петрова. На собирание коллекции ушло 30 лет. Имущество Бендера и его организации искали у знакомых, в лавках старьевщика, а в некоторых случаях, просто на улице. Две трети экспонатов были подарены посетителями музея, отчего его по праву называют «народным».

Итак, литературные музеи представляют значительную роль в формировании туризма сегодня. В некоторых случаях, как, к примеру, в Марселе, такие музеи считаются одной из основных достопримечательностей города. Осмыслению места литературного музея в социокультурном пространстве современной Российской Федерации отдано огромное число академических трудов музееведов, историков, культурологов. Их опыт всесторонне изучается.

2. Литературное наследие Вологодской области как основа формирования музейных экспозиций

Вологодчина — это старинный русский край с абсолютно всеми его приметами: неброская изящность северной природы, безымянные дивные речки с безупречной водой, белокаменные стены древнейших монастырей и храмов [3]. В настоящее время к границам Вологодчины можно отнести не только территории, которые относились к ней еще с древности, но и староновгородские края — Устюжна, Череповец, Кириллов, что наделяет историю Вологодской области неповторимым богатством.

Для некоторых людей посещение сайта музея становится переломным моментом в жизни, помогает обрести мир в душе и понять что-то важное. Кто-то навсегда влюбится в чудесные узоры вологодского кружева или великоустюгскую чернь по серебру.

Наследие Вологодской области с точки зрения культуры содержит памятники археологии, а также монументального искусства. Здесь же можно проследить и за историей области, зодчества и градостроительства, а также исторические городские и деревенские поселения. Исторические сухопутные и водные пути сообщений, культурные ландшафты, кроме того музеи, зоны бытования художественных ремесел и промыслов — все это включено в культурное наследие Вологодской области, которым мы можем любоваться. Если оценивать условия привлекательности Вологодской области, то первое место можно отвести богатейшему культурно-историческому достоянию. На территории области в 2012 году насчитывалось 761 недвижимый памятник истории и культуры, в том числе федерального значения — 218 объектов. 100 памятников являются объектами музейного показа, в том числе музей фресок Дионисия, занесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО [5].

Наибольшая доля особенно привлекательных и имеющих значение предметов культурного наследия находится в «руках» региона. На территории Вологодской области находятся двадцать восемь музеев, из них один — федерального значения (Кирилло-Белозерский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), три — областного значения (Вологодский и Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей — заповедник, Вологодская картинная галерея), двадцать четыре — муниципальных.

Одиннадцать населенных пунктов Вологодской области на данный момент относятся к списку исторических городов и населенных мест России: города Вологда, Великий Устюг, Белозерск, Вытегра, Грязовец, Кириллов, Никольск, Тотьма, Устюжна, Череповец, с. Ферапонтово. Кроме того, г. Кaдникoв, пос. Устье и с. Верховажье, а также селения, которые содержат в себе монументы археологии Чaгoдoщeнскoгo района, вступают в перепись населенных пунктов, которые имеют значимые градостроительные ансамбли и комплексы, естественные рельефы и древний культурный слой [6].

Имеются районы, которые также содержат устои народных промыслов с древности, а это является одним из условий привлечения путешественников в район. В области остались великолепные творения прикладного народного творчества — резные прялки и чудно вышитые полотенца, древние сказки, лирические частушки, проголосные песни, что говорит о многогранной талантливости вологжан.

Индивидуальность Вологодчины в большом разнообразии исконно вологодских народных промыслов — «Северная чернь», «Шемогодская резьба по бересте», «Мороз по жести», «Вологодское кружево», «Великоустюгская финифть».

В Вологде также особую привлекательность составляют парково-усадебные комплексы. Например, сюда можно отнести усадьбу Батюшковых в с. Даниловское Устюженского района, Брянчаниновых в д. Покровское Грязовецкого района, Гальских под г. Череповцом, дом А.Ф. Можайского в с. Можайское Вологодского района, усадебный парк в с. Никольское Усть-Кубинского района, усадьба Горка в Сокольском районе [3].

Сферу культуры Вологодской области представляют театры, музеи, библиотеки, концертные компании, Дворцы культуры и центры досуга, музыкальные школы и школы искусств. Особенно неповторима библиотечная сеть Вологодской области, которая продолжает устои книжной культуры края. Истоки данной культуры идут от монастырского книгописания и книжных собраний Вологодского дворянства. В течение двух веков Вологодская область была кладезью устного народного творчества. Фольклористы записывали здесь былины и сказки, обрядовый фольклор и многознаменательные легенды и стихи. Согласно числу описаний крестьянских свадебных обрядов вологодский край не имеет равных. Известные собрания сказок А.Н. Афанасьева, былины П.Н. Рыбникова презентованы абсолютно во всех общерусских сборниках. Сформированная фольклорная традиция, несомненно, показывала воздействие на древнерусскую литературу. Старейший перечень «Задонщины» (1470 г.) хранился в Кирилло-Белозерском монастыре.

С Великим Устюгом связаны два знаковых для истории русской литературы творения «переходного» ХVII в. — «Повесть о Савве Грудцыне» и «Повесть о Соломонии Бесноватой», которые входят в структуру «Жития преподобного Прокопия Устюгского». Недостаток крепостного права на большей территории Вологодской губернии, следовательно, и недостаток «дворянских гнезд» — центров культуры европейского типа, свидетельствует об определенной «скудности» вологодской литературы XVIII-начала XIX вв. Исключением является имя К.Н. Батюшкова (1787-1855 гг.), уроженца Вологды. Его лиризм новейшего вида был прямым предшественником пушкинского слова. Начало XX в. выявило новые таланты на литературном поприще: Н.А. Бердяева, А.А. Малиновского, А.В. Луначарского, А.М. Ремизова. С вологодским краем связаны имена И. Северянина, А. Куприна, Н. Клюева [31].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, вследствие высокого духовного потенциала творческой интеллигенции культурная жизнь вологжан насыщенна и многообразна. На вологодской земле прославились имена поэтов Н. Рубцова, А. Яшина, О. Фокиной; писателей В. Белова, С. Викулова и других.

Сохранение всего литературного наследия Вологодского края имеет национальное значение. Разрешить данную непростую проблему призваны библиотеки области.

2.1 Литературное наследие Вологодской области XVIII-XIX века в музейных экспозициях

Вологодская земля славится особенным краем до 30-х гг. XX в. Вологодская область, можно сказать, оберегала устное народное творчество. Тут целиком сберегалась концепция жанров классического фольклора. Длительный период отечественные фольклористы записывали здесь былины и сказки, обрядовый фольклор и исторические легенды, духовные стихи и образцы детского творчества. Вологодский фольклор можно найти абсолютно во всех общерусских сборниках, начиная со знаменитых собраний сказок А.Н. Афанасьева и былин П.Н. Рыбникова. По количеству и качеству описаний крестьянского свадебного обряда вологодский край не имеет себе равных [6].

Многие годы на писательскую жизнедеятельность вологодского края особое воздействие проявило совершенно внелитературное условие, как политическая ссылка. Первым в длинном перечне ссыльных литераторов был рецензент, прозаик и публикатор Н.И. Надеждин (1804-1856 гг.), который был выслан в 1837 г. на север Вологодской губернии из-за публикации «философического письма» П.А. Чаадаева. В истоке XX столетия в Вологде отбывала ссылку значительная категория революционеров, многие из них вскоре показали себя в писательской сфере. Вся декламирующая Российская Федерация знала имена Н.А. Бердяева, А.А. Богданова-Малиновского, А.В. Луначарского, А.М. Ремизова и других.

С вологодским краем связана участь и ряда других писателей окончания XIX-начала XX вв. В Череповце миновали детские годы поэта-эгофутуриста Игоря Северянина (1887-1941). Преемник традиционного российского реализма А.И. Куприн (1870-1938) долго проживал и трудился в селе Даниловском, неподалеку от Устюжны [7].

В Вологде кроме того появился на свет и вырос знаменитый актер, русский журналист, поэт, прозаик Владимир Алексеевич Гиляровский (1853(55)-1935). Он участвовал в русско-турецкой войне, во время которой писал стихи. Посвятил себя также театру и большую часть жизнь Гиляровский отдал журналисткой деятельности.

Нельзя не сказать и о В.Т. Шаламове (1907-1982), который также родился и вырос в Вологде. Это автор не только всемирно известных «Колымских рассказов», трагического эпоса сталинских лагерей, но и проникновенно-лиричной книги воспоминаний о детстве «Четвертая Вологда» [25].

Такие люди положили начало литературным музеям, которые основаны в память о них. Такие музеи хранят дух тех эпох, в которых жили и трудились знаменитые писатели, поэты, актеры, вышедшие из Вологодчины.

В селе Даниловское Устюженского района есть возможность посетить Дом-музей Батюшковых и А. Куприна. Это бывшая усадьба вологодских дворян Батюшковых. С их именем связано немало поразительных и зачаровывающих сказаний (Приложение 1).

Первое предание связано с началом рода: прародителем его является монгольский хан Батый, который полюбил русскую княжну, а потом, приняв православную веру, взял ее в жены и перешел на службу к московским князьям. Данная романтическая история фактического доказательства не нашла. В «Российской родословной книге» П.А. Долгорукова Батюшковы записаны как древнейшая дворянская фамилия, «существовавшая в России прежде 1600 года». В 1612 году Иоанн Никитич Батюшков согласно дарственной грамоте был удостоен владениями в «Есенецком стане», в том числе и сельцом Даниловское, а кроме того близкими к нему деревнями и пустошами.

В XVIII — начале XIX в. в усадьбе, которая принадлежит именно Батюшковым, Лев Андреевич Батюшков построил дом для себя. К большому счастью, этот дом мы можем видеть и сейчас. Он сохранен полностью в его первоначальном виде. Это деревянное одноэтажное здание с мезонином, а также пристройками. Со стороны парка мы можем любоваться открытой верандой с колоннами, и кроме этого балкон. В 1813 году, когда сюда привели французов, взятых в плен, у особняка был создан парк из лип. Сначала здесь было создано четырнадцати аллей, на сегодняшний день их только шесть. Когда делали опись имущества, то согласно данным, около дома также были фруктовый сад, различные дворовые постройки, а также церковь, около которой находилось родовое кладбище. К сожалению, ничего не сохранилось до наших дней. От бывших владельцев еще остался второй дом, который мы можем видеть практически напротив усадьбы. Он находится на искусственной земельной возвышенности. Его нижнее каменное основание датируется XVIII веком. Сейчас в этом здании находится администрация местного сельскохозяйственного предприятия.

До 1917 года имение принадлежало Батюшковым. Его мужчины передавали из рук в руки. Это делали только по мужской линии. После того, как прошла революция, эт

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1098

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке