Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Специфика публицистики Дмитрия Быкова (на материалах публикаций в ‘Новой газете’)»

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что за последние несколько лет возрос интерес россиян к политике. Дмитрий Быков — ведущий политический журналист, его тексты в «Новой газете» — это оперативный отклик на события, которые происходят в России и мире.

Оглавление

Введение

Глава 1.Тексты Дмитрия Быкова как креолизованные

1.1 Жанрово-тематическое своеобразие публицистики Дмитрия Быкова

.2 Синтез вербальных и невербальных компонентов в текстах Дмитрия Быкова

Выводы по главе

Глава 2. Стилистическое своеобразие текстов Дмитрия Быкова

2.1 Лексические приемы в публицистике Дмитрия Быкова

.2. Фигуры мысли в текстах Д. Быкова

.3 Фигуры речи в текстах Д. Быкова

Выводы по главе

Заключение

Список использованных источников

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Приложения

Введение

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что за последние несколько лет возрос интерес россиян к политике. Дмитрий Быков — ведущий политический журналист, его тексты в «Новой газете» — это оперативный отклик на события, которые происходят в России и мире.

«Новая газета» — известное и успешное оппозиционное издание, а еженедельная авторская колонка Быкова — одна из самых читаемых в данной газете. Журналист в своих материалах затрагивает социальную и экономическую проблематику, но эти темы так или иначе связаны с политикой. Используя разнообразные композиционные, лексические, синтаксические приемы, Быков влияет на аудиторию, формируя мнение читателей о происходящих политических событиях.

Объект: публицистические тексты Дмитрия Быкова в «Новой газете» за 2015-2017 годы включительно.

Предмет: жанровая, тематическая, композиционная и стилистическая специфика текстов Дмитрия Быкова.

Цель работы: выявить, в чем заключается специфика публицистики Дмитрия Быкова.

Задачи:

. Определить жанрово-тематическое своеобразие текстов Дмитрия Быкова.

. Рассмотреть тексты Дмитрия Быкова как креолизованные.

. Определить, какую лексику использует Дмитрий Быков в своих публикациях.

. Выделить наиболее частые фигуры мысли и фигуры речи, которые встречаются в публицистке Быкова.

Теоретической основой исследования послужили научные работы о языке СМИ и публицистике таких авторов, как Г. Солганик, Н. Клушина, Л. Рацибурская и других исследователей. В работе также используется статьи из периодической печати, посвященные современному состоянию журналистики и языку СМИ.

Методы, использованные в данной работе: обобщение, синтез, классификация, изучения материалов научных изданий по проблеме.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Основным материалом исследования являются тексты Дмитрия Быкова в «Новой газете» с 2015 по 2017 года включительно.

Новизна работы заключается в том, что мы рассматриваем творчество Дмитрия Быкова с точки зрения направления, в котором он является основоположником, — поэтического журнализма. Современная наука не дает дефиницию этому понятию, и в этом аспекте публицистика Быкова не была исследована. В работе впервые даётся определение термина «поэтический журнализм» и рассматривается публицистика Быкова с точки зрения влияния на нее постмодернизма. В работе выделяются черты этого направления, которые присутствуют в текстах журналиста.

Кроме того, в работе впервые анализируются материалы Быкова как синтез вербальных и невербальных компонентов, то есть его тексты рассматриваются как креолизованные.

Степень изученности темы. Научных работ, посвященных специфике публицистики Дмитрия Быкова, не существует. Однако многие исследователи (Н. Клушина, Г. Солганик и другие) изучали язык публицистики в целом, а также композиционные, стилистические и лексические особенности газетных текстов.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе работы рассмотрены вопросы, касающиеся жанрового и тематического своеобразия публицистки Дмитрия Быкова, а также тексты журналиста с точки зрения синтеза вербальных и невербальных компонентов.

Вторая глава работы представляет собой анализ лексических приемов, которые использует Быков. В главе также выделяются основные фигуры мысли и фигуры речи, которые встречаются в публицистике Быкова.

Глава 1.Тексты Дмитрия Быкова как креолизованные

.1 Жанрово-тематическое своеобразие текстов Дмитрия Быкова

В основании жанров журналистики лежит классификация из литературоведения, связанная с выделением трёх родов (групп). В настоящий момент существует тенденция к дроблению и усложнению жанров. Так, например, исследователь А. Тертычный выделяет 8 информационных, 23 аналитических и 12 художественно-публицистических жанров [58, с.14- 63]. Некоторые исследователи отвергают жанры как таковые или выводят систему жанров из одного какого-либо признака (критерия), что делает типологию чересчур узкой и однобокой. Несмотря на то, что существуют разные подходы к жанрам, мы считаем, что целесообразно пользоваться традиционной системой жанров.

В нашей работе мы будем пользоваться традиционной теорией жанров, в которой выделяется информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Мы рассмотрим их в соответствии с концепцией исследователя Л. В. Шибаевой. Согласно данной концепции в основе каждого жанра лежит предмет, функция и метод [61, с. 5-21].

Мы проанализировали публицистику Дмитрия Быкова в соответствии с этими категориями.

Предмет публицистики

По мнению исследователя Л.В. Шибаевой, предмет публицистики — социальная действительность [61, 7].

Особенностью предмета публицистики является «политическое постижение действительности, осуществляемое в агитационно-пропагандистских целях и имеющее своим конечным следствием воздействие на организацию социального поведения масс» [60, с. 20-27].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Пример из текста Дмитрия Быкова «Юбилейное»: «Патриарх Кураев со сцены всю толпу благословит. Роскошное, на гербовой бумаге приветствие оплоту тёмных сил от Путина прибудет из Гааги» [37, с.24]. Этот пример является иллюстрацией того, что предмет материалов Быкова — политическая действительность. Журналист часто упоминает фамилии политических лидеров, его тексты являются откликом на события, которые происходят в России.

Функции публицистики

Л. В. Шибаева выделяет три функции публицистики: информационная, воздействующая и языкотворческая [61,10]. Все эти функции присутствуют в текстах Быкова. Информационная функция реализуется через оперативный отклик на события. Например, 11 декабря 2016 стало известно, что телецентр Останкино в целях безопасности обнесли проволокой, уже 13 декабря текст с упоминанием этого факта появился в «Новой газете»: «Внезапно — как бы на случай глобальной русской весны — проволокой колючей Останкино обнесли» [11, 24].

Воздействующая функция в текстах Быкова выражается, например, в прямых призывах к русскому народу: «Хватит дрожать, осинки. Хватит любить скотов. Можно им слать посылки изредка. Я готов» [11, 24].

Языкотворческая функция реализуется через окказионализмы и языковую игру, так, например, журналист использует слово «кирдык», олицетворяя его: «Кирдык таится под кустами, стучится в мирное жильё» [3, 24].

Метод публицистики

«Художественно-публицистические жанры решают публицистические задачи методами искусства, используют для исследования действительности и обобщений возможности художественного образа» [61, 15].

Образы нередко встречаются в публицистике Дмитрия Быкова: «Спасая землю, утлую скорлупку, весь мир хрипит Архангельской трубой: пожалуйста, алло, возьмите трубку!» [8, 24]. В этом примере несколько образов: земля сравнивается со скорлупкой, мир олицетворяется, он «хрипит» в трубу, произнося слова.

Помимо предмета, функции и метода, у публицистики есть константные и переменные черты. К первым относятся чередование экспрессии и стандарта, социальная оценочность, авторская позиция, образность речи, доступность изложения.

Чередование экспрессии и стандарта, согласно исследованию В.Г. Костомарова, в публицистике осуществляется на трех уровнях:

) «внутрифразовом» — чередование «стандартного обозначения с его так или иначе окрашенным эквивалентом», который «расшифровывается нормативно-стандартными, нейтрально-немаркированными средствами»;

) «контекстном» — «текстовое сочетание, чередование содержательно независимых друг от друга элементов разных стилистических и иных окрасок: присоединительные конструкции, метафоризация, «перемена ролей» терминов и иноязычных элементов…»;

) «композиционном» — «отталкивание от пословиц и поговорок, «цитат» и целых литературных произведений» [51, с. 143-145].

Пример из текста Быкова: «Коней на переправе не меняют, свиней на переправе не едят…» [31, с. 24].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Чередование экспрессии и стандарта на композиционном уровне.

«Оценочность — универсальная черта публицистического стиля. Она не ограничивается пределами лексической системы данного стиля, а пронизывает все ярусы публицистических текстов.

Оценочность, как основной стилеобразующий фактор публицистических материалов, начинает играть свою роль уже на самой ранней стадии создания текста. Оценочность проявляется в отборе и классификации фактов и явлений действительности, в их описании под определенным углом зрения, в соотношении негативных и позитивных деталей, в специфических лингвистических средствах. Именно такую преобразованную информацию и потребляет читатель» [48, с. 274].

Пример: «Наслушавшись в избытке этих бредней, я сам их генерирую на раз. Но главное — в последний раз, в последний! Какое завлекалово для масс, таких неблагодарных и пассивных!» [31, с. 24].

Оценочность тесно связана с такой константой чертой публицистики, как авторская позиция. В текстах Быкова всегда есть скрытая или открытая авторская оценка происходящего. В предыдущем примере присутствует и открытая оценка («наслушавшись бредней»), и скрытая, которая реализуется посредством иронии («неблагодарные и пассивные массы»). Аудитория всегда может понять из текстов, какова точка зрения автора на то или иное событие или процесс.

Образность — это ещё одна константная черта публицистики, она достигается за счёт наличия выразительных средств, которые добавляют экспрессивности.

Пример: «Теперь моя натруженная Родина, всеобщая заслуженная мать, задумала как будто выдать Сноудена» [23, с. 28].

Доступность публицистики обусловливается тем, что она рассчитана на массового читателя.

Помимо перечисленных константных черт, существуют переменные черты публицистики. По мнению исследователя Н.И. Клушиной, к переменным (то есть ставшими ведущими в определённую конкретную эпоху жизни социума) чертам относится интертекстуальность, ирония, диалогичность, разговорность и языковая игра [49, с. 43-46].

Все эти черты нашли отражение в творчестве Быкова.

Интертекстуальность можно рассматривать как языковую игру. «Языковая игра трактуется как игровые манипуляции с языком — его лексическими, грамматическими и фонетическими ресурсами, целью которых является получение «квалифицированным» (посвященным) читателем-эрудитом эстетического удовлетворения от построенного на игровых взаимоотношениях с ним текста. От читателя ожидается умение выявить, вычленить, разгадать, освоить максимально большое число содержащихся в тексте лингвистических тайн» [54, с. 23-35].

«Мы прокормить страну не можем, но можем всю пересажать. Российских трудностей примета — удар с размахом по своим! Когда-нибудь мы вспомним это и не поверится самим» [18, с. 24]. Данная цитата взята из стихотворения Булата Окуджавы «Мы за ценой не постоим».

«Россия испокон веков в одном лице и дама, и собачка. Мы запросто об этом говорим, являя всем соседям лик упрямый» [6, с. 24]. (Аллюзия на произведение А. П. Чехова «Дама с собачкой»).

Быков использует этот приём для создания эффекта узнавания аудиторией литературных образов, которые призваны подтвердить мысль автора.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.Ирония- «иносказание, задача которого -высмеять определённое явление или человека за счёт употребления слов в противоположном значении.

Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы» [69, с. 71].

«На сцену выйдет Рябцева-главред, и зал замрёт, восторженно притихнув,-нас будет с прессой тысяча пятьсот, — когда её помощник Венедиктов за нею шлейф торжественно внесёт» [37, с. 24].

Цель приема — донести свою позицию до аудитории, не высказывая свою мысль напрямую.

. Диалогичность — «свойство текста, основанное на том, что за каждым текстом стоят языковые личности автора и адресата» [68, с. 103].

«Бомбами потрясают, всем, говорят под дых… Их ли от нас спасают?» [11, с. 24].

Цель: сократить дистанцию с аудиторией.

. Разговорность. «Разговорный — свойственный устной речи, обиходным выражениям» [70, с. 213].

«Еще припомнят все эти бредни и пламенный абордаж, и то, как сами они намедни кричали, что Крым не наш, — что им до моря?» [20, с. 28].

Цель: автор сближает себя и читателя, создавая видимость диалога.

. Языковая игра — «определенный тип речевого поведения говорящих, основанный на преднамеренном (сознательном, продуманном) нарушении системных отношений языка, т.е. на деструкции речевой нормы с целью создания неканонических языковых форм и структур» [71, 503].

«Я мог бы, конечно, сказать «на горбу», и рифма бы вышла на «сами себу», но рифма кривая уже не важна, когда мировая маячит война» [22, с. 24].

Цель: удержание внимание аудитории с помощью языковой игры.

Таким образом, в текстах Быкова присутствует как константные, так и переменные черты публицистики.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Существует жанровое своеобразие текстов Дмитрия Быкова. Оно заключается в том, что публицист пишет в новом жанре — поэтический фельетон.

Литературный критик Николай Александров относит творчество Дмитрия Быкова именно к этому жанру.

Фельетон — «жанр художественно-публицистической литературы; ему присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое, начало. Общие приметы — актуальность и подвижность предмета сообщения или рассуждения, видимая «бесплановость», лёгкость, непринуждённость композиции, пародийное использование художественных и внехудожественных жанров и стилей» [65, с. 54].

По мнению Н. Александрова, фельетонная поэзия «довольно ярко контрастирует с безликим политическим словом, когда политическое высказывание и всякая политическая риторика теряет всякую ценность, расплывается в совершенно непонятные периоды и, как правило, за ней ничего не стоит. А поэтическая речь хотя бы в силу дисциплины, в силу того, что она требует рифмы, звучит гораздо более афористично, более остро и, разумеется, она противостоит разного рода политическим высказываниям, и в общей официальной риторике она воспринимается с совершенно другим знаком и выглядит на этом фоне гораздо более выгодно» [63].

Сам Быков отмечает: «Сочинять политические фельетоны в стихах я начал, когда мне надоело делать это в прозе, вероятно, это было как-то связано с отсутствием ротации в русской политике, или с дефицитом живых и ярких персонажей в ней, или с повторяемостью ее событий: как справедливо писал Слуцкий, поэзия делает интересным даже то, что в прозе уже категорически не звучит» [41, с. 5].

Политический фельетон — это жанр, прежде всего, «оценочный, характеризующийся оппозиционностью, полемичностью, сатирическо-критичной тональностью и злободневностью тематики. Коммуникативной целью политического фельетона являются критическое осмысление автором определенной злободневной политической ситуации и оценка» [47, с. 52].

Своеобразие Быкова заключается не только в том, что он пишет в жанре поэтического фельетона, но и в том, что он является основоположником такого направления, как поэтический журнализм.

Как отмечает писатель О. Кудрин, говоря про Быкова: «Он — поэт эпохи! Но эпохи журнализма» [52, с. 214].

Журнализм — «особенности журналистского видения, журналистского творчества, журналистской работы, подразумевающей общественно-политическую направленность, злободневность и оперативность» [55, с. 13].

Журнализм — это «метод, способ подхода к действительности, состоящий не в исследовании факта, а в мгновенной оценке его. Он сосредоточен на поверхности жизни» [62, с. 68].

Поэзия — «один из двух основных способов организации художественной речи. Важнейшим отличием поэзии от прозы является особый ритм (отчетливое деление на соизмеримые ритмические отрезки, которые не совпадают с синтаксическим членением фразы» [64, с. 123].

Под поэтическим журнализмом мы будем понимать направление журналистского творчества, отличительными чертами которого являются общественно-политическая тематика, злободневность, оперативность и стихотворная форма. Все эти черты присутствуют в текстах Дмитрия Быкова.

Тематика текстов Дмитрия Быкова

Дмитрий Быков — политический журналист, в подавляющем большинстве его текстов присутствует тема политики. Он затрагивает и социальные, и экономические проблемы, но все они, так или иначе, связаны с политикой. Выделив политику как главную тему, мы разделили её на 6 подтем.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

.        Внутренняя политика

«Иным не нравится и Путин, и я из этого числа, он одурил Россию бредом, развел агрессию и лесть, - но те, что будут править следом, возможно, хуже. Шансы есть. Вот, например, явился Дюмин, железней Путина на вид, хоть говорят, что быстроумен и — как он это? — духовит» [33, с. 28].

«Я требую: пускай сажают Носика, накликавшего Сирии беду. Кого еще? Не нашего же боссика? (Не скажем, кто имеется в виду). Не власти же российские пассивные бомбили этот самый гумконвой? Мы знаем: все решения по Сирии сам Носик принял бритой головой. Товарищи, оставьте мысль нелепую, что властью управляется страна. Вся авантюра с этою Алеппою была еврейским лобби внушена» [24, с. 28].

Являясь оппозиционным журналистом, Быков выступает против существующей власти. Он критикует её за нетерпимость к инакомыслию, за то, что правительство завело страну в тупик. По мнению Быкова, агрессия — это основная линия поведения власти. Он уверен, что необходима сменяемость власти, так как нынешняя верхушка, по его мнению, виновата во многих существующих в России проблемах.

. Внешняя политика

«Враждебные сроду к заморским гостям — несем мы свободу другим волостям, но, промыслом Божьим зажаты в горсти, себе лишь не можем ее принести. Гренада-Гренада, Ангола, Донбасс… Как надо, как надо — мы знаем за вас!» [22, с. 24]

«Теперь уж и Медведев, говорят, не едет к ним. Совсем кранты Давосу! Кто ниже-то Медведева, прикинь? — но вот и он их, кажется, покинул… Не ездил бы я, кстати, и в Пекин. У нас одни конфузы с тем Пекином. О газовых контрактах промолчу, но всякий жест грозит газетной смутой: Обаму не похлопай по плечу, жену партнера пледом не укутай…» [4, с. 28]

«Уже узнали все, кто мыслит просто, не верит байкам, не хватает звезд, что санкции для нас — предлог для роста. Кто патриот, тот видит этот рост» [21, с. 24].

Быков осуждает захватническую тактику, которой придерживается российская власть. Кроме того, публицист сожалеет, что из-за этого Россия настроила против себя другие страны. Часто Быков в своих текстах упоминает санкции, которые послужили причиной экономического кризиса в России. Также публицист затрагивает тему лжепатриотизма, он иронично описывает людей, которые утверждают, что санкции — это благо.

. Поэт и власть

«Есть вариант, что я смирюсь, противиться устав,

Есть вариант, что притворюсь (родня, не обессудь)» [13, с. 28].

«Вот я пишу — и как-то даже страшно. Вопрос: зачем я это все пишу? Когда идут последние парады к последнему владыке на прием — пора писать незримые баллады: пустой листок без подписи на нем, и каждый будет думать: «Автор — гений!» — зане творец и должен быть незрим, — и заполнять, по мере разумений, пустоты содержанием своим» [21, с. 24].

Тему «поэт и власть» можно называть вечной, к ней обращался, например, А.С. Пушкин. Быков отмечет, что сложно быть поэтом при существующей власти, Быкову кажется, что его творчество никому не нужно. Есть и опасение, что к нему могут быть применены репрессивные меры, так как Быков понимает, что неудобен существующей власти.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

. Народ и власть

«Скептический оставьте холодок, молчи о рабстве, нанятый мошенник! Она умрет, сжимая поводок, и мы умрем, лобзая свой ошейник» [6, с. 24].

«Запутавшись в сетях и бреднях разнообразных темных сил, в теченье двух веков последних народ России все сносил» [33, с. 28].

«Борьбу никто не выбирал. Они рабы. Не с них начнется. Оставь надежду, либерал» [7, с. 32].

С горечью Дмитрий Быков отмечает, что народ все терпит, подобно рабам. Этот мотив сближает его с таким писателем, как Н.А. Некрасов, который также писал о рабском сознании народа.

. Оппозиция и власть

«Что толку офисным планктоном пугать твердыню ФСБ? Смешон чекистским наковальням весь этот писк: «Рассеем тьму!» Считаться можно лишь с Навальным. Но и Навальный — тоже тьфу» [7, с. 32].

«Сидит в ШИЗО Олег Навальный, в воскресный день посмевший спать: его брательник ненормальный задумал акцию опять» [18, с. 24].

«Я буду изгнан из профессии, а Макаревич — из страны» [16, с. 28].

Быков считает, что государственная машина выстраивает образ оппозиции и либералов как пятой колонны, предателей Родины. В текстах рисуется образ полицейского государства, которое не терпит инакомыслие.

. СМИ и власть

«Первый сверху на Лизу садится и подушкою душит второй. Нарастают крутые детали, подключается первый канал: умыкнули её, затолкали на матрас, что ужасно вонял…» [19, с. 28].

«Бандиты, мыслящие матом; попы со скрепой в голове; нацист; патологоанатом с телеканала НТВ, вся злоба бешеная наша, срамная каша лже-идей, вся эта ложь, вся эта Раша, что называется, тудей…» [2, с. 24].

У правительственных СМИ главная цель — пропаганда и манипуляция, они фабрикуют факты, лгут, транслируют только одну, выгодную власти точку зрения.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, тексты Дмитрия Быкова посвящены, в основном,

политике, но рассматривает он эту тему в тесной связи с другими. Журналист показывает влияние политики на разные сферы жизни, например, на институт прессы. Быков находится в оппозиции к существующей власти и негативно оценивает деятельность правящей верхушки.

1.2 Синтез вербальных и невербальных компонентов в текстах Дмитрия Быкова

В текстах Дмитрия Быкова есть вербальные и невербальные компоненты. Благодаря изобразительному элементу — карикатурам, которые иллюстрируют тексты Быкова, появляется новый смысловой пласт; текст и картинка воспринимаются как единое целое, дополняя друг друга.

По форме тексты Быкова бывают разделены на один, два, три или четыре столбца и располагаются на полосе как прозаический текст. У некоторых есть эпиграфы, взятые из произведений известных писателей. Например, строка из повести «Гладкие лебеди» братьев Стругацких («А может быть, это не они сидят за колючей проволокой, а вы сидите»).

Заголовок текстов, как правило, представляет собой субстантивированное прилагательное, четко определяющее основную тему материала: «Насильное», «Преемническое», «Ассамблейное». Иногда заголовок — английское заимствование, например, «Fidelity». Это окказионализм, так как в английском языке такого слова нет, журналист образовал его от имени Фиделя Кастро. По такому же принципу образован и заголовок «Носиковое», только уже не от имени, а от фамилии Носик, именно этому блогеру посвящен текст Дмитрия Быкова.

Второй вид заголовков, который встречается гораздо реже, — это существительное, например, текст под заголовком «Записка».

Третий вид — словосочетание (прилагательное с существительным): «Русская песня», «Горячий блюз», «Аксиологический вальс».

В каждом материале есть подзаголовок, он представляет собой цитату, взятую из этого же текста Быкова. Например, заголовок текста — «На трехлетие», подзаголовок — «Тут был один полуостров Божий, но Бога там больше нет». В тексте эта фраза тоже присутствует: «Нас всех накрыло одной рогожей, притом до скончанья лет. Тут был один полуостров Божий,но Бога там больше нет» [20, с. 28]. Вынося фразу в подзаголовок, Быков тем самым акцентирует внимание аудитории на главной мысли текста.

Иллюстрируются материалы карикатурами художника Петра Саруханова. Карикатура наглядно выражает главную мысль материала. Нередко она добавляет комический эффект.

Примеры:

декабря 2016 года Быков опубликовал текст под заголовком «Аксиологический вальс». Он посвящён просьбе режиссёра Александра Сокурова отпустить режиссёра Олега Сенцова, которого приговорили к 20 годам заключения. Просьба была адресована президенту России. Цитата из текста Быкова:

«Непробойна броня,

И теория наша стройна:

Ведь не можем же мы

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ХРИСТИАНСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ,

Если завтра война,

Да уже и сегодня война»

[1, с. 24].

Материал проиллюстрирован карикатурой Саруханова, на которой изображён молоток в виде креста.

И текст, и иллюстрация выражают одну мысль: власть привыкла действовать жестокими методами, милосердие ей чуждо, а потому снисхождения ждать не стоит. Наличие визуального компонента усиливает эмоциональное восприятие аудиторией текста.

В тексте от 19 ноября 2016 года «Суверенное» Быков пишет об инаугурации Дональда Трампа, на которую Россию пригласили, а Украину — нет:

«На встрече с Трампом

Вкусного коктейля

Мы пососем,

А Порошенко нет!»

[35, с. 24].

На иллюстрации — рука статуи Свободы, которая держит стакан кока-колы (См. Приложение).

Тем самым карикатура придаёт дополнительный комический эффект тексту, подчёркивая ироничность, с какой Быков описывает данное событие.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, специфика языка печатных СМИ состоит во взаимодействии вербальных и графических компонентов. «Тип и размер шрифта (из текста Быкова : «Но не можем же мы

РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ХРИСТИАНСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ!» [1, с. 24]), наличие иллюстраций, использование цвета, качество бумаги, расположение материалов на полосе — всё это тесно соединяется со словесным рядом, образуя единое целое — синкретический язык прессы» [44, c. 86].

Выводы по главе

. В текстах Дмитрия Быкова есть как константные черты публицистического стиля (чередование экспрессии и стандарта, социальная оценочность, авторская позиция, образность речи, доступность изложения), так и переменные черты (ирония, интертекстуальность, диалогичность, разговорность и языковая игра).

. Дмитрий Быков пишет в жанре поэтического фельетона. Фельетону присуще критическое, нередко комическое, в том числе, сатирическое, начало. Также этот жанр характеризуется актуальностью предмета сообщения или рассуждения, легкостью повествования, пародийностью.

. Быков является основоположником направления «поэтический журнализм». Черты этого направления — общественно-политическая тематика, злободневность, оперативность и стихотворная форма.

. Подавляющее большинство текстов Дмитрий Быкова посвящены политике, в этой теме выделяются такие подтемы, как внешняя политика, внутренняя политика, народ и власть, поэт и власть, оппозиция и власть, СМИ и власть.

. Автор выражает свою гражданскую позицию в своих материалах. Являясь оппозиционным журналистом, Быков критикует власть за нетерпимость к инакомыслию, чрезмерную агрессивность.

. Тексты Быкова — синтез вербальных и невербальных компонентов. Их сочетание образует креолизованный текст. Материалы Быкова проиллюстрированы карикатурами Петра Саруханова. Они создают дополнительный эффект, усиливают эмоциональное восприятие текста.

. Заголовок текстов, как правило, представляет собой субстантивированное прилагательное, четко определяющее основную тему материала. В каждом материале есть подзаголовок, который представляет собой цитату, взятую из этого же текста Быкова. Вынося фразу в подзаголовок, Быков тем самым акцентирует внимание аудитории на главной мысли текста.

Глава 2. Стилистическое своеобразие текстов Дмитрия Быкова

.1 Лексические приемы текстов Дмитрия Быкова

публицистика быков поэтический фельетон

По мнению исследователей Н. Костомарова, Г. Солганика, Н. Клушиной, в языке СМИ происодят изменения в связи с экстралингвистическими факторами, такими, как наличие массовой неоднородной аудитории, вторичность текста, новыми каналами коммуникации, поликодовости текста.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Тенденцию, которая сейчас существует в языке СМИ, можно описать как демократизация языка. Отход от стандарта, свобода в выборе языковых средств, использование стилистического контраста. Публицисты используют в своих текстах разговорную лексику, жаргонизмы, сленг.

Соответственно меняется и тип автора.

Публицист — это «свободно (нередко радикально) мыслящий человек, выступающий от собственного имени, защищающий идеалы прогресса, демократии, реализующий себя в свободной, эмоциональной речи, лишенной по возможности штампов. Отказ от старой стилистической системы сопровождается выдвижением нового стилеобразующего центра, перемещающегося в сторону языковой личности журналиста» [57, c. 50].

«Слияние книжности и разговорности, размывание в текстах СМИ границ официального и неофициального, публичного и обиходно-бытового общения исследователи объясняют стремлением журналистов реализовать основную стратегию современных СМИ — стратегию близости к адресату» [50, c. 28].

Эта стратегия в публицистике Дмитрия Быкова — одна из основных. Кроме того, публицист реализовывает коммуникационную стратегию, цель которой в конечном итоге — убедить читателя в правильности своей точки зрения. Быков использует и стратегию дискредитации, цель которой — изменить мнения адресатов о политиках, президенте страны.

Для текстов Дмитрия Быкова характерен стилистический контраст. «Стилистическая контаминация в средствах массовой коммуникации, проявляющаяся в смешении книжных, разговорных, просторечных, жаргонных лексем, стилистически разнородных синтаксических конструкций, в смешении высокого и сниженного, старого и нового, разрешенного и запрещенного» [50, c. 27-28].

Примеры.

Разговорная лексика:

«Вот говорят, что нынче в браке нельзя прожить 15 лет, а я скажу, что это враки, и повторю, что это бред» [3, c. 24].

. Бред — перен. разг. Что-л. несуразное, бессмысленное, неправдоподобное

2. Враки — мн.разг. То же, что: враньё <#»900758.files/image001.gif»>

Петр Саруханов / «Новая газета»

Пусть видит мир,

От зависти потея,

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Каков реальный

Суверенитет!

На встрече с Трампом

Вкусного коктейля

Мы пососем,

А Порошенко нет!

Нам разрешили

Эру перегибов,

Какой мы ждали

Все шестнадцать лет.

Теперь за яйца

Всех своих сислибов

Повесим мы,

А Порошенко нет!

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Мы салютуем

Звездчатому флагу,

Мы шлем Конгрессу

Пламенный привет!

С годами, может,

Даже и в Гаагу

Нас пригласят.

А Порошенко — нет.

*Что-то не то с рифмой. Совсем либералы от страха с ума сошли.

«Говоря с вожаком Всероссийского стада акульего, он его умолял, чтобы вышел на волю Сенцов…»

Аксиологический вальс

Я не только за фильмы

Теперь почитаю Сокурова.

Не одним же кино интересен художник, в конце-то концов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Говоря с вожаком

Всероссийского стада акульего,

Он его умолял,

Чтобы вышел на волю Сенцов.

На такие мольбы

Отвечают обычно обсценностями,

Но владея собой,

Многолетней борьбой умудрен,

Но не можем же мы

РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ХРИСТИАНСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ!

Есть решенье суда, —

Отчеканил анапестом он.

Не желаю отчета

Европе давать, ни Америке я.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Все по локоть в крови

И не смеют учить нас азам.

Он сидит не за дело, конечно.

Сидит за намерения.

Но намеренья были плохие —

Видать по глазам.

В непростых временах

Сохраняем Отечество в целости мы.

Непробойна броня,

И теория наша стройна:

Ведь не можем же мы

РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ХРИСТИАНСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ,

Если завтра война,

Да уже и сегодня война.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Петр Саруханов / «Новая газета»

Что жалеть нам Сенцова

С насильственно выданным паспортом?

Милосердию трудно протыриться в наши места,

Если даже главпоп,

Выступая в главхраме с посланием пасторским,

Вспоминает начальство охотней и чаще,

Чем лично Христа.

И боюсь, что Христос,

Выступая судьею над нашими бренностями,

Каменея лицом,

Как в одном итальянском кино**,

Скажет: я не могу

РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ХРИСТИАНСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

И пошлет их туда,

Где им самое место давно.

примечания

*Аксиология — учение о ценностях.

**«Евангелие от Матфея»

(«Говоря с вожаком Всероссийского стада акульего, он его умолял, чтобы вышел на волю Сенцов…», «Новая газета» в № 136 от 5 декабря 2016)