Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Трансформация политической системы Йемена в условиях современного ближневосточного конфликта»

Тема представляет большой интерес как для широкого круга общественности, так и для специалистов в области политики, так как объектом исследования будут служить современные глобальные конфликты, в данном случае, проблемы Ближнего Востока.

Написание диплома за 10 дней

Введение

Актуальность темы. Проблема трансформации политической системы остается актуальной как для России, так и для многих стран современного мира.

Тема представляет большой интерес как для широкого круга общественности, так и для специалистов в области политики, так как объектом исследования будут служить современные глобальные конфликты, в данном случае, проблемы Ближнего Востока.

От равновесия на Ближнем Востоке зависит судьба многих стран, в том числе и России. Можно выделить несколько факторов, влияющих на ситуацию и на политическую систему в других странах.

Первое, на что нужно обратить внимание, это мировой экономический кризис. На просторах интернета, в новостях, можно найти большое количество причин кризиса: присоединение Крыма, война на Украине, санкции США, и падение мировых цен на нефть. И, если рассматривать ситуацию на Ближнем Востоке, то она практически напрямую связана с данными обстоятельствами, а именно, ценами на нефть. Если рассматривать ситуацию в Йемене, а именно начавшееся в марте 2015 года полномасштабное вторжение Саудовской коалиции, это повлияло на курс рубля, а также и нефти. Несмотря на то, что Йемен практически не влияет на мировой рынок нефти, военные действия происходят в районе основных морских коммуникаций транспортировки нефти и газа, Баб-эль-Мандебского пролива, что и является причиной колебаний цен на чёрное золото. Именно из-за этого практически вся (исключая поставки нефти из Ирана) ближневосточная нефть находится в зоне риска.

Второй, также немаловажной проблемой, является вопрос о миграции. В связи с войнами во многих регионах Ближнего Востока, большое количество мирного населения бегут в страны Европы. СМИ постоянно передают новую информацию о миграции из ближневосточных стран, о поступлении всё новых беженцев в страны Европы, и о том, к каким последствиям это приводит. Йемен тоже не является исключением в вопросе о миграции. Здесь данный процесс происходил по-другому, чем северных странах Ближнего Востока. Проблемой данной ситуации стало географическое положение страны, то, что война охватила практически все пути отступления. Единственной надеждой была помощь извне. Во время объявления гуманитарного перемирия, в Йемен отправлялись самолёты МЧС РФ, которые и вывозили большое число людей, не только граждан России, но также и граждан других стран, проживающих на территории данной страны, включая и йеменцев.

Третье, что является проблемой самого Ближнего Востока, а также Европы и России, это терроризм. Страх перед террористическими организациями всё больше охватывает мировое сообщество. СМИ постоянно публикует всё новые материалы о том, какие события происходят в различных точках Европы. Терроризм и в арабских странах Ближнего Востока тоже не исключение.

Все существующие современные проблемы Ближнего Востока, а именно: изменения политической системы, культурных ценностей, уничтожение политических институтов, всё это является трансформацией, которая в той или иной степени оказывает воздействие и на другие страны.

Все перечисленные выше факторы взаимосвязаны друг с другом и оказывают большое влияние на политическую систему не только России, Европы, США, но и всего Ближнего Востока, включая и Йемен. Тема недостаточно исследована в российской науке и по этой причине она остаётся актуальной на данный момент времени.

Научная разработанность темы. Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти. Д. Истон, один из ведущих американских политологов начал разработку политической системы и ввел данный термин в 50 — 60 гг. ХХ века. Он определял политическую систему как совокупность взаимодействий, посредством которых ценности авторитетным образом привносятся в общество и распределяются в нем в работе «The Political System».

Наиболее последовательным представителем структурно-функционального подхода к политологии по праву считается американский ученый Г. Алмонд. В своём исследовании «Comparative Political Systems» в отличие от Истона, Алмонд интересовался не столько анализом взаимодействий, сколько значением устойчивых структур политической системы. Термин «структура» наряду с термином «культура» занимает главное место в анализе Алмонда. Под «структурой» он подразумевает доступную наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему.

Также американский академик Д. Трумэн, который объяснял политическую систему на основе теории «Групп давления», где рассматриваются отношения тех или иных групп интересов для поддержания и «стабильности» общества.

Изучением данной теории интересовались и Г. Пауэлл и М. Каплана, в которой объясняется способность устойчивости системы к стрессовым ситуациям, обеспечение определенной «независимости» системы от постоянных колебаний внешних условий.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Ещё один основоположник политической системы Т. Парсонс считал, что фундаментальной функцией политической системы является целеполагание, т.е. определение целей и задач общества, а также обеспечение эффективного коллективного действия для достижения этих целей.

Также политическую систему и её трансформацию рассматривают и в глобальной общественной системе, М.А. Идрисова в своей работе «Трансформация политической системы в эпоху глобализации» разделяет систему на подсистемы и как трансформация влияет на это.

Если рассматривать политическую систему в условиях трансформации, то можно назвать большое количество исследователей данной темы. Один из них А.Н. Борисов в диссертации «Эволюция политической системы в условиях трансформации тоталитарного общества» раскрывает основные этапы трансформации политической системы.

Более детально разобрала трансформацию в своей работе «Трансформация политической системы современного российского общества: институциональные и социокультурные составляющие», Е.В. Бродовская, которая изучала трансформацию на основе различных методов и подходов.

Политической системой занимались и восточные исследователи. Али Хади Хамиди Альшакраи, который рассматривал политическую систему, как два отдельных термина «система» и «политическое» и с последующим их изучением, сводил всё в общую систему в одной из своих лекций «Определение политической системы и её характеристики».

В своей работе, где рассматривались основные понятия политической системы Фалех Шаншал, сравнивающий теорию политической системы с политической теорией Аль Фараби, Ибн Сины, Насир ад-Дин ат-Туси и Мулла Садра.

Еще одним исследователем политической науки можно назвать Абдулла Мохаммед Аль-Михлафи, который рассматривал политическую систему Йемена в работе «Политическая система Йемена. Танец со змеёй».

Объект: политическая система Йемена.

Предмет: трансформация политической системы Йемена в период современного ближневосточного конфликта.

Цель: выявить проблемы и перспективы трансформации политической системы Йемена.

Исходя из поставленной цели, ставятся следующие задачи:

-сформулировать методологическую базу исследования трансформации политической системы Йемена в условиях современного ближневосточного конфликта;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

-раскрыть содержание понятия «политическая система»;

-выявить специфику институтов политической системы стран Ближнего Востока;

-определить аксиологические основания политической системы Ближнего Востока;

-типологизировать специфику современных ближневосточных конфликтов;

-провести анализ политической системы Йемена;

-выявить особенности трансформации политической системы Йемена в условиях современного ближневосточного конфликта.

1. Теоретико-методологические основания исследования политической системы

1.1Основные теоретически подходы к понятию «политическая система»

Понятие «политическая система» обозначает определённые структуры политической деятельности, отношений между политическими субъектами и типами политического процесса, а так же является одной из ключевых категорий политической науки. Через данное понятие раскрывается характер политической власти в определённом государстве. Оно охватывает все политические связи, явления и процессы. Рассматривается не только политическая сфера, но и общественная.

Понятие «политическая система» представляет собой совокупность тех или иных явлений, объектов, предметов, ассоциирующих с понятием «политика». Под данную категорию попадают политические институты, политические партии, нормы, культура, ценности и, конечно, само государство. Все структурные элементы не существуют независимо друг от друга, а составляют общую систему, то есть взаимосвязанную структуру, где изменение какой-либо одной части приведёт к изменению всей системы.

Все жизнеспособные политические системы выполняют две важнейшие функции: 1) предлагают обществу ценности; 2) вынуждают большинство членов признавать их в качестве обязательных.

Понятие «политическая система» наиболее емкое, так как в него входит большое количество субъектов не только политической, но и социальной науки. Основные характеристики политической системы:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Политическая идеология.

Политическая система предполагает взаимосвязь социальных элементов её системы. В неё входят: общественные организации, группы определённых людей, отдельные индивиды данных групп, и все они имеют специфические признаки, которые и характеризуют данную систему. В её основе заложена соответствующая идеология, которая отражает интересы больших социальных групп. Идеология социальной среды является одной из образующих политической системы, которая помогает функционировать в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Фундаментом идеологии социальных институтов являются идеи, ценности, традиции, которые и формируют облик социальной системы.

Политическая культура.

Политическая культура является составной частью общенациональной культуры, а также политического опыта всего человечества, полученным в ходе его развития. Само явление (политическая культура) полиструктурное, многоуровневое, связь политической культуры с социальными и политическими процессами определяет её сложную структуру, строение и организацию. Все ориентиры и ценности, которые её структурируют, как раз и формируют политическую деятельность человека. Только лишь тогда, когда политическая деятельность человека сформирована, выделяются определённые мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценности.

Политические нормы.

Политические нормы — это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни, отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти (борьбу, удержание и использование). Следовательно, это нормы организации политических институтов, процедур и процессов, которые реализуются в собственно политической сфере. Политические нормы закреплены в различных актах, как конституция, программа партии. Они закрепляют основные характеристики отношения между различными элементами политической системы, как на территории данной страны, так и на территории другой, регулируют отношения между властью и обычными гражданами. Они создают механизмы общественного доверия, что обеспечивает стабильное функционирование социальной системы, препятствует возникновению противоречий, способных разрушать систему изнутри.

В любом случае, политическая система является частью глобальной общественной системы и, в свою очередь, политическая система состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем. В структуре политической системы, выделяются три подсистемы, которые неизбежно подвергаются трансформации: институциональная, информационная и нормативная подсистемы.

Институциональная подсистема состоит из таких элементов, как государство, политические партии, политические движения, организации и т.д. Ведущей организацией, сосредоточивающей в себе максимальную политическую власть, является государство. Однако большое значение имеют и политические партии, и группы интересов в политической системе. Политические партии и общественные организации влияют на формирование государственных структур, осуществляя корректировку политических целей, направляя политическое развитие.

Информационная подсистема устанавливает связь между политическими организациями политической системы. В ее состав входят разнообразные средства массовой информации, под которыми подразумеваются телевидение, радио, газеты, журналы, книги, рассчитанные нести информацию на огромную территорию. Значение этой подсистемы велико, так как люди, способны оценивать действия, как политические так и общественные, лишь при наличии определенного объема знаний и информации, которую им предоставляют.

Нормативная подсистема образует всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращение этих требований в решения, осуществление решений. Эти нормы — основные правила участия во всех типах политического процесса, они способствуют политическому взаимодействию, без них едва ли можно избежать беспорядка или хаоса.

Если рассматривать трансформацию именно нормативного компонента политической системы, то на сегодняшний день можно выделить два основных направления: адаптация правовой системы в глобальный мир или превращение в «режим-изгой», обреченный на замкнутость в собственных границах. Более подробно трансформация будет рассмотрена в следующем параграфе.

.2 Трансформация как составляющая политического процесса

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

«Трансформация», с позднелатинского «transformatio», означает превращение. Во многих словарях можно найти синонимы данного термина, как изменение, преображение, преобразование, но все они имеют одинаковое значение. В данном параграфе будет рассмотрена трансформация именно политической системы и влияние трансформации на неё.

Под политической трансформацией понимается преобразование структур, процессов и целей, затрагивающее распределение или осуществление властных полномочий по управлению каким-либо обществом, и ведущее к образованию новой политической системы.

А.Н. Бирисова выделяет несколько дефиниций, описывающие схожие с трансформацией процессы: «переход», «смена системы», «системное изменение».

Понятие «переход» (в переводе с английского «Transition») означает фазу перехода от старого режима к новому. По сравнению с ним понятие «трансформация» носит более широкий характер, оно предполагает полное перерастание одной социальной системы в другую, практически без сохранения старой, что неизбежно предусматривает, в том числе, и успешно осуществленный «переход». Понятие «смена системы» (с немецкого «Systemwechsel») является синонимом «трансформации». Хотя следует указать, что оно отражает замену старой общественной системы, на новую.

Если рассматривать понятие «системное изменение» (то есть «Systemwandel» на немецком) охватывает, процесс реформирования, который осуществляется в рамках охваченной кризисом системы с целью ее стабилизации. В противоположность «смене системы», которая предусматривает крах старой системы как обязательную и необходимую предпосылку всех преобразований, понятие «системное изменение», таким образом, предполагает, наоборот, ее сохранение, ограничиваясь лишь принятием последней определенных «мер безопасности».

То есть все эти понятия в какой-то степени взаимосвязаны друг с другом. Довольно умеренное «системное изменение» создает предпосылки для начала «перехода», который со временем развивается в «трансформацию» и завершается «сменой системы». Трансформация является незаконченной, пока старая система полностью не перейдёт в новую.

Трансформация политической системы проходит несколько этапов:

1.Свою начальную фазу она проходит еще в рамках завершающего периода существования старой системы, когда уже затухающая система демонстрирует свою недееспособность к функционированию, либо в долгую стагнацию.

2.Следующая фаза политической и экономической переориентации, это процесс поиска новых путей институционального урегулирования, с одной стороны, и борьба между старой и новой элитой за собственность, власть и влияние, с другой.

3.Предпоследним этапом можно выделить консолидацию. А именно укрепление политической и экономической системы, то есть переход к новым системам.

4.И заключающим этапом трансформации можно назвать нормальную работу новой, установившейся системы.

Трансформация в политической среде затрагивает все аспекты, в том числе и общественные. П.И. Беглов в своей работе рассматривает трансформационную активность, которая в той же степени влияет на политическую систему. Под данным понятием подразумевается совокупность определённых действий индивидов, групп или организаций, которые прямо или косвенно вызывают смещения в базовых общественных институтах. Главными формами такой активности являются:

1.Целенаправленное реформирование общественных институтов. Реализуется преимущественно политической элитой.

2.Практическая инновационно-предпринимательская деятельность. Главным субъектом является формирующийся средний класс.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

3.Адаптационное социальное поведение, характерное для «либерально» настроенных групп и слоев.

4.Реактивно-протестное поведение, которое свойственно «протестно» настроенным группам и слоям.

В ходе дальнейшего развития трансформации появилась необходимость комплексного анализа систем. Это исследовала Е.В. Бродовская, синтезируя системные, бихевиоральные, структурно-функциональные и неоинституциональные подходы, что позволило ей выделить целый ряд методологических принципов:

-развитие политических систем сопряжено с инверсионными, дихотомичными процессами, обеспечивающими сочетание устойчивости и динамичности;

-стабильное функционирование политической системы базируется на ее способности реализовывать три основные формы динамики, а именно: воспроизводство, адаптацию и развитие;

-внутрисистемные характеристики политической системы в значительной степени зависят от усложнения и дифференциации ее структурных и функциональных параметров;

-состояние внесистемных характеристик политической системы отражает степень политической вовлеченности граждан и социальной интегрированности (объединения) общества, распространенности горизонтальных связей и самоорганизации различных акторов;

-дифференцированность политических систем делает невозможной экстраполяцию линейных унифицированных моделей развития;

-характер взаимосвязи политической системы со средой опосредован политической культурой общества;

-институциональные и неинституциональные аспекты функционирования политической системы общества находятся во взаимодействии;

-нарушение внутрисистемного взаимодействия политической системы со средой приводит к дискретности (разделению) поступательного перманентного процесса развития.

Политическая трансформация системы рассматриваться как процесс, проходящий по стадиям, который включает в себя три основных направления:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

-инновационное, связанное с созданием новых эффективных элементов системы;

-инерционное, стабилизирующее радикальные преобразования;

-дисфункциональное, которое выражается в разрушении сегментов старой системы и, как следствие, в дезорганизации жизнедеятельности общества.

Политическая трансформация отражает способности политической системы адаптироваться к новым требованиям социума, поддерживать рациональные традиционные структуры, создавать новые институты, которые могли бы обеспечивать «обратную связь» между властью и гражданами. То есть в любом случае, какие бы изменения не происходили, они всегда будут в той или иной степени соответствовать желаниям большинства.

Политические трансформации, которые инициируются «сверху», они могут осуществляться успешно лишь при наличии массовой поддержки со стороны народа. Для этого требуется широкая разъяснительная кампания в СМИ и подготовка нового поколения политиков и рациональной бюрократии.

Связь между народом и властью должна быть постоянной. Трансформация политической системы происходит постепенно, в течение нескольких этапов. И общество является субъектом этих изменений, если не брать во внимание гибридный режим, целью которого является, как можно больше устранить общество от политики.

.3 Специфика политической системы на Ближнем Востоке

На протяжении всего XX века шло постепенное развитие Ближнего Востока. С открытием месторождений нефти и газа стремительно начала подниматься вверх экономика страны, жизненные условия и вся политическая система в целом. Еще до нахождения природных ресурсов, «большинство стран Ближнего и Среднего Востока представляли собой традиционные общества с рудиментарной политической системой, в которой доминировали феодально-сословные, династические, клановые, родовые отношения, традиционные и религиозные ценности». До сих пор политическая система большинства стран Ближнего Востока остаётся слабой, а с последними событиями она претерпевает большие изменения.

Если рассматривать политическую систему Арабского Востока, то большинство политических институтов существенно отличаются от своих западных аналогов по содержанию. Функции, уровень развитости, внедрения политической жизни в общество и т.д. Сравнивая современные институты Запада и Востока, можно увидеть, что важнейшим политическим институтом в обеих институциональных матрицах является государство и его органы.

Выделяются следующие показатели политической системы:

-непререкаемый авторитет политического руководства.

-законность политических институтов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

национальный путь развития.

И пока перечисленные показатели работают, политическая система продолжает развиваться. Но в случае невыполнения одного из пунктов, система начинает рушиться. В подобных ситуациях политическая система не всегда может найти быстрое и правильное решение, и такая система находится в «фазе кризиса». И пока система находится в данной фазе, власть может принимать различные неожиданные для своей страны решения, иногда изменения проходят даже радикальными методами, и всё ради восстановления прежней политической системы.

Более подробно изучением политической системы занимался профессор иракского университета Али Хади Хамиди Альшакраи. Он рассматривал это понятие как два отдельных термина: «система» и «политическое». Али Хади были выделены основные характеристики системы:

·Системы представляет собой набор взаимосвязанных элементов;

·Все элементы системы взаимодействуют друг с другом;

·Каждый элемент системы также характеризуется определёнными свойствами.

На основе этих характеристик можно сделать вывод, что система является основной составляющей понятия «политическая система».

«Политическое», Али Талеб рассматривал как жизнь государственного деятеля и его участие в общественных делах, а так же действия власти, то есть государственной конституции и системы управления.

Определив для каждого термина свои особенности, было составлено общее определение политической системы. Профессор считал, что это группы элементов, взаимодействующих друг с другом, в соответствии с конкретной политической и правовой идеологией на местном, региональном и глобальном уровнях. При этом включая в себя законодательную, исполнительную и судебную власть, для достижения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей, связанных с развитием и безопасности.

Детально политическая система была разобрана в исследовании арабского профессора Фалеха Шаншала. Он определял данное понятие как группу взаимосвязанных и перекрывающих друг друга политических институтов, принимающих решения с целью разрешения разногласий и споров в обществе с помощью имеющейся у них политической власти. Основными составляющими политической системы являются: политические организации, политические нормы, политические отношения, и т.п. Каждый из этих элементов влияет друг на друга и является частью социальной жизни. Исходя из вышеперечисленных характеристик политической системы,

Фалех Шаншал выделяет функции, как:

. Определение цели и роли общества;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

. Мобилизация общественной силы;

. Интеграция и стандартизация элементов, составляющие общество;

. Легитимизация самой политической системы.

Есть несколько политических систем с точки зрения осуществления власти:

I.Монархия, представленная абсолютной монархией, авторитаризмом, диктатурой.

II.Демократия, представленная прямой демократией, полупрямой демократией и представительной демократией..Политическая система в исламе.

В своей работе Фалех Шаншал описывал политические взгляды и других ученых Востока, таких как Ибн Рушд, который считал, что лучшая политика — это религиозная политика, которая может управлять людьми по законам пророка и его последователей. Религия является важным фактором в политике, что также подчеркивал и Мулла Садра, который считал Шариат верным учением и давал следующее объяснение: «Политика не обходится без Шариата, как тело не обходится без духа».

Еще один восточный ученый, Насир ад-Дин ат-Туси полагал, что политика является уделом добродетельных правителей, и существует связь между политикой и религией. Позже некоторые западные философы тоже писали о связи политики с религией, но в более позднее время, и примером тому может служить Бенедикт Спиноза с богословско-политическим трактатом. Многие восточные философы как Аль Фараби, Ибн Сина считали политику частью религии, практически все их идеи совпадали, отличие составляло лишь их изложение.

Ислам является политикой-религией, причем религией, без хитрости и обмана управляющей делами людей, а также страны. И важным тут является продолжение поддержания арабской нации, сохранение доверия народа и самой политической системы в целом. Но то, какие события происходят в политике сегодня, не совсем то, что описывали мыслители прошлых веков.

2. Факторы развития современного ближневосточного конфликта

.1 Аксиологические основания политической культуры

Одним из важных элементов политической культуры является политическая этика. Она создает механизм общественного доверия, что обеспечивает стабильное функционирование социальной системы, препятствует возникновению противоречий, способных разрушать систему изнутри (если политическая этика и политическая система согласованы между собой). Роль этики по-прежнему актуальна в формировании политической культуры.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Политическая этика — это составная часть общественной нравственности, социальной этики. Одними из ярких произведений, раскрывающих проблемы этики, были работы Платона и Аристотеля. Их этические учения, по существу, являются лишь утопическими идеями, которые содержат учения о благе, о добродетелях, свободе воли, нравственных идеалах. Проблемам этики были посвящены работы Аристотеля «Никомахова этика», «Большая этика». В первой работе Аристотель высказал следующую идею: «не просто знать, что такое добродетель, а стать добродетельным. В сфере нравственной нечего рассуждать, надо совершать нравственные поступки». В другой работе Аристотель размышлял о данном термине: «…слово ethos, нрав, происходит от слова ethos, обычай, так что этическая добродетель называется так по созвучию со словом привычка. Уже отсюда ясно, что ни одна добродетель вне-разумной части души не возникает в нас от природы: что существует от природы, то уже не изменится под влиянием привычки».

Этика — от греческого «этос», «нрав, обычай» — философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. В свою очередь, термин «мораль» происходит от латинского слова «mos» — нрав, или закон, предписание, установка. Мораль возникла и развивается на основе различных взаимоотношений между людьми, понимается как нравственность, определённая форма общественных отношений, как способ регулирования действий человека при помощи норм. В каждой цивилизации формируются свои моральные ценности и проблемы, которые определяются историческими условиями. Политическая этика занимается нормативными аспектами политики, идеями, ценностями, которые реализуются при помощи коллективных действий.

Взаимоотношение политики и этики создают большие проблемы в политической и социальной среде, и существовала данная проблематика ещё с давних времён среди философов и политиков. Тем не менее, в настоящее время этот вопрос требует обсуждения. Политика должна быть основана на нравственности, а затем рассматриваются и другие её аспекты, как потребности и приоритеты. Мораль в политике должна быть для всех одинакова, чтобы не росло угнетение и тирания, что повлечёт за собой политизацию народа, где будет появляться экстремизм и насилие, а, следовательно, будут искажаться добродетельные идеалы, хорошие образцы для подражания, что чревато потерей доверия между всеми членами общества. Если этика обязывает иметь дело с отдельными лицами или группами лиц, то «этическая политика» вступает в отношение с массами и лицами, представляющие эти массы. Политика превратилась в авторитарную и стала отражением зла, которая захватила власть и использует народ. Там, где процветала политика, мораль ощущалась всё меньше.

В рамках гражданских ориентиров человек осознает свои возможности как участника публичных отношений, в которых действуют особые органы и институты, чья деятельность влияет на наличие и реализацию его прав и свобод. С точки зрения собственно политических представлений человек вырабатывает свое отношение к практической деятельности конкретного правительства, партий, официальных лиц и т.д. Так, в частности «россияне в своей основной массе предпочитают активную роль государства в решении проблем страны. Многие опросы иллюстрируют склонность населения России к авторитарной форме власти».

В связи с этим возникает потребность в выстраивании определённых отношений между массами и политической элитой, потребность в создании и в дальнейшем обновлении политической этики. В свою очередь, политическая этика является частью раздела этики, но в центре внимания политической этики находится проблема соотношения морали и власти. Т.В. Карадже отмечает, что «в отличие от других сфер жизнедеятельности общественной системы, где принципы морали носят всеобщий императивный характер, независимо и в равной степени распространяясь на всех, в политическом поле нравственная оценка одних и тех же действий и поступков будет различной».

В чем же специфика этики арабского Востока? Каковы основные черты исламской этики? Что делает исламскую или «мусульманскую» этику мусульманской? Делает её мусульманской тот факт, что она связана с исламом, а также она основывается на положениях, которые зафиксированы в авторитетных текстах ислама, то есть в Коране и Сунне, и на знаниях, которые были получены в ходе периодов развития исламской цивилизации.

«Мусульманская этика — это наука о том, как должен поступать человек». Этика — это нормативная наука, и мусульманская этика тоже не исключение. Она не описывает то, что вокруг происходит, она описывает то, что должно происходить в реальности. Конечно, всё, что предлагается этикой зачастую отклоняется от норм морали, но это уже вопросы каждого человека в отдельности. Так же можно считать, что мусульманская этика является этикой отдельного индивида или индивидуального поступка. Также мусульманская этика рассматривает взаимодействие людей, или их поступки, качающиеся друг друга, и является социальной этикой. Поступком в данном контексте можно считать некие действия, как движения определёнными частями тела, или действия, связанные с речью. И то и другое свидетельствует о состоянии, о намерениях, о нравах того человека, который совершает данные действия.

Можно сделать вывод о том, что именно эти действия являются данными силовыми линиями, соединяющие «явное» (результаты того, что услышал или увидел другой человек), и «скрытое» (внутреннее состояние, склад мыслей, нравов, души того человека, который совершает действие). Именно этим и занимается этика, то есть поступками человека, а точнее тем, как должен поступать человек.

Также свои представления об этике описывает в своей работе «Корреляция нравственных уровней политического развития арабской нации». Юсеф Абдулрахим Хасан Шибли. За основу он брал работу Заки Мубарака «Мораль Аль Газали», где описывались установки по этике. Имам Аль Газали даёт понимание этики, как поведения, которое принято в соответствии с законом. Этика — это наука о поведении, о добродетельных делах и пороках человека. Это определённые привычки (традиции и нормы), которые распространены в обществе. О смысле благоразумия и мудрости.

Наука, изучающая поведение, моральные ценности людей на основе религии, государственных принципов и других наук в целом. Этика может объясняться через такие понятия как «загробная жизнь», её называют иногда и наукой о «качестве сердца», или даже «праведники морали». То есть Аль Газали связывает тему морали и религии, достижение конца или загробной жизни, с понятием «этика». Весь путь человека, от начала до конца, связан с понятием этика, с тем, как он должен жить, вести себя в обществе, его отношение к религии, науке, ко всему, что его окружает, всё связано с данным понятием. И от того, как он пройдёт жизненный путь, будет зависеть его воздаяние после его смерти. Аль Газали непосредственно соединял понятия морали и религии и объяснял ясно и понятно: «Если мы нарушаем правила морали религии, то мы нарушаем этику, а если следуем правилам морали религии, то мы следуем этике». Дахам Хасан в своей статье «Этика и политическая наука» писал, что мораль не может быть подарком от одного человека другому, мораль не встроена в человека от рождения, это не нечто застывшее в своём развитие, это постоянно изменяющийся элемент в социальной жизни общества, постоянно дополняющий себя определёнными ценностями и нормами.

Таким образом, можно сказать, что одной из насущных проблем политической этики является необходимость преодоления формального разделения политики и морали как основных социальных регулятивных систем, придание им подлинно результативных форм для того, чтобы эффективно регулировать общественные отношения. Решение данных задач требует новых подходов, которые предполагают изменения и дополнения основных элементов политики и морали в политической практике, для формирования и совершенствования, во-первых, политической и, во-вторых, моральной систем. Развитие политики должно выражаться в совершенствовании ее структуры, в снижении основных негативных её тенденций, связанных с выхолащиванием в политике морального и нравственно-ценностного содержания, которые могут привести к разрыву связей между политикой и моралью, между обществом и властью. Но если брать в качестве примера события, которые происходят в настоящее время на Ближнем Востоке, понятие этики, культуры и в целом религии претерпевает кризис. Происходит не просто изменение политической культуры, наблюдается её постепенный распад, а потеря одного элемента приведёт к уничтожению всей политической системы.

.2 Современный ближневосточный конфликт: сущность и структура

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Прежде чем переходить к самой структуре и сущности ближневосточного конфликта, следует обратить внимание на определения и понятия конфликта, политического конфликта и политического кризиса.

Для определения конфликтов, касающиеся всего государства, как главного института политической системы, в политологии используется понятие — политический кризис. Понятие «политический кризис» подразумевает под собой такое состояние политической системы общества, при котором обостряются существующие в обществе конфликты и резко усиливается политическая напряжённость.

Политические кризисы разделяются на:

внешние политические кризисы, вызванные международными конфликтами.

внутренние политические кризисы, как парламентский кризис, конституционный кризис.

Правительственный кризис представляет собой достаточно частое явление, заключающееся в потере правительством своего авторитета в невыполнении распоряжений правительства исп. органами. В случае, когда правительство не способно преодолеть сложившуюся кризисную ситуацию, парламент вправе отправить правительство в отставку.

Парламентский кризис — это трансформация баланса сил в законодательный органах законодательной власти, когда решение, принимаемые парламентом противоречат воле большинства граждан страны. Результатом парламентского кризиса становится роспуск высшего законодательного органа государственной власти и назначения новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и тогда, когда основные фракции парламента, имеющие противоположные интересы, имеют равные по силе представительства, что мешает принятию решений и блокируется.

Конституционный кризис подразумевает фактическую утрату конституции страны. Существующая конституция теряет свою легитимность и подразумевает пересмотрение. Политический кризис подразумевает:

-отсутствие нормального рабочего взаимодействия между центрами власти,

-конфронтация одного властного центра с другим,

-падение эффективности социально политического регулирования и осуществление контроля,

-нарастание стихийных форм политического протеста.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Соотношение политических конфликтов и кризисов можно представить в таком виде, когда конфликт может послужить началом кризиса и наоборот. Конфликт по времени протяжённости может включать в себя множество кризисов и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса. Несмотря на то, что политические кризисы и конфликты дестабилизируют обстановку в стране и обществе, они могут послужить началом нового этапа политического развития, в случае позитивного урегулирования.

Конфликт — это способ взаимодействия людей, в процессе которого преобладает тенденция противостояния, вражды, дестабилизации достигнутого сотрудничества согласия и единства. В таком состоянии могут находиться как отдельные индивиды, институты, социальные общности, культуры, а так же целые исторические системы. Таким образом, можно дать следующее определение: политический конфликт — это противоборство, столкновения субъектов в политике, вызванное противоположностью их политических взглядов, ценностей и интересов. Предметом и объектом политических конфликтов выступает государственная власть, владение ею, порядок формирования властных институтов, политический статус социальных групп, символы и ценности, составляющие базу политической власти и в целом политического общества. Основой и источником политических конфликтов выступает противоборство между политическим обществом, как целостной системой и неравенством составляющих её индивидов и групп.

Так какова же сущность и структура современного конфликта на Ближнем Востоке? Следует рассматривать проблему с самого её начала, а именно с Арабской весны 2011 года.

Арабская весна — революционная волна демонстраций и протестов, предпосылки к которой начались ещё 18 декабря 2010 года. Произошли революции в Тунисе и Египте; гражданская война в Ливии, которая привела к падению режима; гражданские восстания в Бахрейне, Сирии (где до сих пор проходят военные действия) и Йемене (разговор о котором пойдёт в следующей главе); массовые протесты в Алжире, Ираке, Иордании, Марокко и Омане; и менее значительные протесты в Кувейте, Ливане, Мавритании, Саудовской Аравии, Судане и Западной Сахаре.

Целью революций были преобразования в экономических, политических сферах, а также смена власти. В каких-то странах это уже происходило, а в некоторых и по сегодняшний день идёт война.

Рассматривая Арабский Восток середины ХХ столетия, можно проследить, что революции, начавшиеся в тех регионах, проходили в основном под лозунгами свободы. Свободы от колониальных захватчиков, в тот период от Великобритании и Франции. Все страны арабского мира вели борьбу за свою свободу, за свержение правящего в них режима. Одно из самых распространённых слов во времена революций стало слово «Тахрир» (ر حري ت), что переводится как «Свобода». Именно так называли улицы и площади многих арабских городов, организации и партии, которые боролись против власти, боролись они за идею освобождения, отстаивая желания большинства, а именно народа.

Так что же случилось с арабским народом в настоящее время? Многие организации продолжают бороться за независимость, отстаивать права, бороться за свободу, за изменение режима. Современные революции, войны с лозунгами и символами свободы, которые постоянно можно заметить в СМИ. Конфликты, которые происходили больше полувека назад, совершенно отличаются от современных проблем. Если раньше для людей свобода была не просто названием площади, а символом революции, то сейчас это лишь пелена, утопия, которую пытаются достигнуть радикальными мерами, уничтожением ни одного конкретного противника, а всей власти, и оппозиции в том числе. А если брать в пример северные арабские страны, то свобода считается в денежном эквиваленте, где находятся огромные запасы природных ресурсов. Конфликт в арабском мире идет постоянно, многие даже не понимают, за что они воюют, за что проливается кровь собратьев. Если изначально были ещё надежды на построение нового светлого будущего, то сейчас исчезает надежда даже на то, чтобы просто выжить.

.3 Внутренние и внешние факторы ближневосточного конфликта

Арабские страны представляют собой общее геополитическое, культурное и религиозное пространство, занимают территорию Северной Африки и Западной Азии площадью 14 млн км². К арабскому миру относятся 22 страны-члена Лиги арабских государств: Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иорданию, Ирак, Йемен, Катар, Коморские острова, Кувейт, Ливан, Ливию, Мавританию, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовскую Аравию, Сирию, Сомали, Судан, Тунис и Палестина.

Все вышеперечисленные государства занимают в той или иной степени своё уникальное место в международных отношениях, и имеют возможность в формировании своей внешней политики. Но есть некая особенность арабского мира — отсутствие четко определенной страны-лидера, которая играла бы роль полюса. При этом, рассматривая историю Ближнего Востока, можно сделать вывод, что это пространство условное и нестабильное.

«…Оно способно создавать многочисленность конкурирующих «центров силы», вовсе не принадлежащих только к государствам создателям ЛАГ, но и к их ближайшей периферии»40. На роль лидирующих стран выходят Саудовская Аравия и Египет, но время от времени претендуют и выходят на первый план многие другие страны, например, Катар и Объединённые Арабские Эмираты, при решении тех или иных проблем. Сегодня в роли лидера выступает коалиция арабских государств во главе с Саудовской Аравией.

Несмотря на то, что арабские страны являются развивающимися, они являются частью мировой политики, начиная примерно с 50х годов ХХ века, а именно с открытия нефтяных месторождений. Но не только полезные ископаемые являются причиной частых конфликтов в этих регионах. Территориально-географические внешнеполитические ресурсы характеризуются благоприятным геополитическим положением: Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, военно-стратегическое положение страны. Факторов социальных волнений на арабском Востоке довольно много. Они носят как объективный, так и субъективный характер. В основе социальных революций лежат внутренние факторы, хотя и внешнеполитические ресурсы играют важную роль в сложившейся там ситуации. Так какие факторы привели к социальным потрясениям? В данном вопросе следует отдельно рассмотреть и проанализировать как внутренние, так и внешние факторы ближневосточного конфликта.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Первый, и один из важнейших факторов, который следует отметить, это экономика арабских стран. Она является как внутренним, так и внешним фактором одновременно. Постепенно проводятся преобразования, направленные на модернизацию государств Ближнего Востока в условиях интеграции в мировую экономику. «Правящие элиты стремятся соединить европейские реформы с традиционными мусульманскими ценностями, и законами Шариата, что ведёт к зарождению двойственности политической культуры арабских стран».41 Роль политической культуры заключается в снижении политических рисков, и в данном случае социально- экономических субъектов власти. На сегодняшний день ситуация во многих странах критическая, политическая культура теряет свою функциональность на данных территориях, и, если в ближайшие время, государства не смогут найти альтернативные пути решения данной проблемы, то, возможно, изменятся во многом культурные и ценностные ориентации Ближнего Востока.

Если рассматривать экономику как внутренний фактор арабских стран, то можно выявить её однобокое развитие, полную зависимость от нефти и газодобычи. А одна из причин современного ближневосточного конфликта, есть борьба за присвоение той или иной территории, богатой природными ресурсами, что может привести к уничтожению или частичному уничтожению одной из сторон. Примером данного конфликта может служить введение войск арабской коалиции на территорию Йемена.

Следующий фактор, который также является важным, это конфессиональная составляющая. Ислам — религия, неотделимая от государства и поэтому многие живут по законам Шариата. Но ислам в свою очередь разделяется на большое количество течений: сунниты, шииты, зейдиты, салафиты и многие другие. Приверженцы этих направлений в исламе скрывают в себе конфликтный потенциал, который неоднократно приводил в истории к напряженностям и вооруженным столкновениями на межэтнической и межконфессиональной почве (например, между курдами и арабами, суннитами и шиитами в Ираке, между христианами и мусульманами в Ливане). Проецируя эти данные на современный ближневосточный конфликт, можно привести пример воюющей на Ближнем Востоке и запрещённой организации на территории России — ИГИЛ. Как утверждает сама организация, она воюет за идею, за распространения ислама и уничтожение неверующих. Кто не с нами, тот против нас, такова логика боевиков. В таком случае конфликт уже считается этнополитическим. Братские народы ведут войну против своих, следовательно, это приводит к очередной стадии развала государства изнутри. Но опять же, данный религиозный фактор перекликается с экономическим, по причине того, что многие из боевиков Исламского Государства являются наёмниками, которые готовы воевать за деньги.

Очередным фактором конфликта на Ближнем Востоке — сама бедность. Для большинства государств арабского мира остается актуальной проблема бедности, так как 20,3 % населения арабского мира живет менее чем на два доллара в день. Данный фактор является дестабилизирующим для развития арабского социума. Существенно вырос удельный вес бедного населения в начале XXI в., он достиг цифры в 40 %, в том числе в Египте — 43%, а в Йемене — 60%. Такие цифры возникают из-за большого количества безработных людей в арабских странах. В основном это старики, женщины, дети и, в большей степени, молодёжь. Начало Арабской весны сопровождалась выходом безработных, бедных, недовольных властью людей, на главные площади городов с лозунгами свободы и смены правящего режима, что перерастало в беспорядки, революцию, а в дальнейшем в гражданскую войну.

Добавлением к вышеуказанному фактору можно выделить племенной фактор. Большая часть арабского мира состоит из традиционных обществ, и по настоящее время во многих арабских странах существует большое количество племён, которые тоже участвуют в политической жизни своего государства, и наибольшее влияние племён ощущается именно во время конфликта. Примером может служить племя шейха Ахмара в Йемене, который встал на сторону народа, против режима уже экс-президента Али Абдулла Салеха, помогая бороться с его режимом собственно армией и военной техникой.

Основное отличие южных арабских стран от северных — это различные подходы к управлению государством. Несмотря на то, что государства практически граничат друг с другом, отличие можно обнаружить практически везде, единственное, что остаётся неизменным, так это религия, но даже к ней в этих двух регионах разное отношение. Одни государства построены на управлении людей при помощи материальных благ, другие при помощи духовных.

Перечисленные факторы пересекаются и постоянно дополняют друг друга. Причины социальных волнений в арабских странах Северной Африки и Ближнего Востока вначале XXI в. кроются в многочисленных факторах как внутреннего, так и внешнего порядка. Арабские революции, большая часть которых переросла в войны, рассматриваются как негативные последствия, не только в экономической, социальной, но и в и политической сфере. Для данных государств будет актуально в будущем проводить ротацию властвующей элиты, чтобы избежать очередных переворотов и революций на их территориях.

3. Политическая система современного Йемена: проблемы и перспективы развития

.1 Трансформация политической системы Йемена в условиях ближневосточного конфликта

Изменение политической системы Йемена происходило практически постоянно, начиная с междоусобиц в вождествах IX века Исламской эпохи, и заканчивая войной с Саудовской Аравией в настоящее время. Смена правителей данного государства сопровождалась чаще не мирными переговорами, а насильственным захватом и удержанием власти, а следом за этим и изменением системы, меняющейся постепенно за столь долгий период.

Османская империя была единственным государством на Ближнем Востоке, которая правила так успешно и так долго и оказала наибольшее влияние на Йемен. Но существовал ряд внутренних и внешних факторов, которые воздействовали на управление. Внешними факторами были войны с другими государствами, в том числе и Россией. В свою очередь внешние факторы оказывали влияние на внутренние. И уже под конец существования империи начали возрастать сепаратистские движения на периферии: Египет, Хиджаз, Йемен, Магриб и Восточная Азия.

В данном контексте хотелось бы рассмотреть некоторые положения, которые Османская империя оставила Йемену.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Первое, на что стоит обратить внимание, это то, что Йемен находился под влиянием и защитой османов, от других государств, претендующих на территории Йемена.

Второе, Османский халифат защищал Йемен и укреплял прибрежные и внутренние города, а также усиливал и защищал различные йеменские острова, установив повсюду огромное количество военных объектов, многие из которых сохранились и по сей день. Фортификационные сооружения на острове Бахрейн, выдвигались сооружения и в прибрежных городах, строились огромные стены, замки в районе Баб-эль-Мандебского пролива, города Забид, Ходейда и Камрань и Асир. Также стратегические объекты строились и центральных районах страны. Например, в пределах города Саны, с южной его стороны, находился оборонный комплекс, который был резиденцией руководства.

Третье, и одно из важных преобразований, которое Османское государство проводило, является объединение северного Йемена. Регионы были фрагментированы между имамами и различными вождествами, которые постоянно враждовали между собой. Объединив данные территории под одним руководством, османы, не только укрепили свои позиции, но и восстановили тем самым братские отношения между враждующими племенами, чего очень не хватает современному Йемену.

Развитие Йемена происходило в течение всего периода правления Османской империи. Преобразования были не только в военной сфере, но и во многих других отраслях. Строительство новых городов, расширение старых, в том числе и столицы Саны. Развитие в сфере образования, здравоохранения и промышленности тоже не были исключением. Если брать во внимание государственную организацию Османской империи, то она была очень проста. Её главными направлениями были военная и гражданская администрации. Про военную администрацию Йемена было описано выше, а гражданская администрация данной территории Аравийского полуострова имела определённую систему. Создавались различные советы, и каждый отвечал за определённые регионы северного Йемена.

Муниципальный совет по управлению. Советы в регионах и крупных городах, состоящие из представителей народа, выражающие мнения жителей данного региона.

Общественный совет. Данный совет обладает более широкими полномочиями. Состоит из 30 представителей, в его главе находится префект со своим заместителем.

Верховный совет представителей (Совет посланников). Данный совет находился в столице халифата, в Стамбуле, но представители данного совета также находились и в Йемене. В нём обсуждались вопросы, касающиеся всей страны, её улучшения и увеличения территорий.

В период правления Османской империи советы играли важную роль в общении граждан с властью. Так продолжалось вплоть до распада Османской империи, а с её распадом начали происходить резкие изменения не только в структуре страны, но и во всей политической системе общества.

После падения Османской империи имамат снова устанавливает контроль над северной частью Йемена, и в 1920м году государство получило название Йеменское Мутаваккилийское Королевство (территория северного Йемена). В северном Йемене преобладали зейдиты (умеренные шииты), а в южном — сунниты. Заключались различные союзы с крупными государствами как, Италия, Великобритания и СССР. Но в стране начали возникать оппозиционные организации и группировки, которые выступали против монархии, за преодоление вековой отсталости. Установленная в 1920м году абсолютная теократическая монархия была свергнута в 1962 году в ходе революции и страна была провозглашена Йеменской Арабской Республикой (ЙАР). В свою очередь, это вызвало изнурительные восемь лет гражданской войны, в которой противостояли роялисты имама, поддерживаемые Саудовской Аравией, и республиканцы, поддержанные Египтом. Когда война закончилась, перед страной встали острые вопросы социально-экономического развития и становления современных государственных институтов. Несмотря на значительные успехи ЙАР в мирном строительстве, инфраструктуры и экономики в 1970 — 1980 гг. ЙАР продолжала отставать от НДРЙ в развитии, образовании и базовых социальных услугах. В отличие от Юга, Север пользовался плодами формально свободной рыночной экономики и относительно большими политическими свободами, которые позволили ему интегрировать в региональный торгово-экономический комплекс.

Ещё в начале XIX века в 1839 году Великобритания захватила южные территории Йемена (в данном случае город порт Аден), которые не являлись частью Османской империи. Так как существовала внутренняя нестабильность, отсутствовало национальное единство между севером и югом, южный Йемен не смог противостоять оккупантам. Только в 1967 году южный Йемен получил полную независимость от Великобритании и был провозглашён Народной Демократической Республикой Йемен (НДРЙ). Это было единственное арабское государство, которое создавалось на базе марксистской идеологии. Экономика оказалась под контролем государства, центральное руководство запретило оппозиционные партии и серьезно урезало политические свободы граждан. В то же время граждане получили доступ к необходимым услугам и товарам; значительных успехов достигли в области распространения грамотности и образования.

Первой влиятельной южнойеменской националистической организацией стала Лига сынов Южной Аравии. С января 1966 г. (ЛСЮА) стал называться Фронтом освобождения оккупированного юга Йемена (ФСОЮЙ). В начале 50-х гг. в Адене возникла марксистская группа во главе с Абдаллой Базибом. Июльская революция 1952 г. в Египте способствовала развитию национально-освободительного движения в Йемене. В 1962 г. на конференции профсоюзных лидеров было принято решение об учреждении Народной социалистической партии. А в 1963 г. была создана другая патриотическая организация — Национальный фронт освобождения оккупированного юга Йемена (НФ). Оба фронта (ФСОЮЙ) и (НФ) повели вооруженную борьбу против англичан и федеральной власти, но в середине 1960-х гг. между ними возникли острые политические противоречия, которые переросли в боевые столкновения.

В середине 80х начале 90х годов, в СССР начинается перестройка, что также сказывается на южном Йемене, так как Москва перестаёт поддерживать дружественные политические режимы за рубежом, сосредоточившись на внутренних проблемах. Из-за кризисного положения, руководство НДРЙ приходит к выводу, что объединение с ЙАР приведёт к восстановлению экономики и выходу из кризисного положения в стране. В конце 1989 года подписывается соглашение об объединении и в 1990 году ЙАР и НДРЙ объединяются в Йеменскую Республику под руководством президента Али Абдулла Салеха, который был президентом ещё бывшей ЙАР с 1978 года. Данный союз через три года привел к новому системному кризису. События приняли такой поворот из-за того, что лидеры главной политической силы Юга — Йеменской Социалистической партии не захотели признать свое поражение на парламентских выборах в апреле 1993 г. Из-за этого они не могли претендовать на главные посты в объединённом государстве. С нежеланием потерять власть, были предприняты попытки отделения Юга, но снова потерпели поражение. Единство было сохранено, благодаря тому, что южнойеменский народ в отличие от значительной группы руководителей, не стремился к отделению. Конструктивную роль в объединении сыграла и позиция религиозных лидеров.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Следует подчеркнуть важную роль в политическом процессе Йеменской Республики, вооружённых сил, которые включают образования племен, как до, так и после объединения. Активная роль армии в политике государства предопределена двумя основными факторами. Во-первых, неразвитостью других общенациональных институтов, что делает армию естественным выразителем национальных интересов. Во-вторых, слабостью переговорных механизмов, что предполагает опору на военную силу как гарантию политической стабильности. В-третьих, неправительственные организации (НПО) ЙР фактически отстранены от активного участия в общественной жизни. Что, однако, не умаляет их значения в целом для поддержания стабильности в стране и в регионе. Особенно сейчас, когда международная коалиция ведёт войну против Йемена.

Рассматривая уже на сегодняшний день конфликт в Йемене, политическая ситуация развивается от плохой к ещё более худшей, начиная с массовых антиправительственных выступлений 2011 года. В результате чего власть бывшего президента Али Абдулла Салеха, ушедшего в отставку, перешла к Абдо Раббо Мансуру Хади, в феврале 2012 года, но конфликт только продолжил усугубляться. Страна является одной из беднейших стран Арабского Востока, у которой имеется ряд социально-экономических проблем, а сейчас уже ухудшается политическое положение.

Текущая ситуация дает основания утверждать, что именно «арабская весна» привела к экономической стагнации и краху политического процесса в стране. Так, переходное правительство, которое было создано при посредничестве Совета сотрудничества стран Залива в ноябре 2011 г. не провело перестройку политических процессов, не устранило коррупции, а поддержало, по сути, партизанские интересы, нестабильную корпоративную практику, чтобы преодолеть внутренние противоречия, поэтому потеряло контроль над ситуацией, и страна медленно погружалась в хаос. Правящей элите не удалось сохранить единство арабского народа и соблюдение законов. До событий 2011 года экс-президент Салех занимал особое место на верхушке государственной власти, и с самого начала своего правления его первейшей заботой стало укрепление системы безопасности, прежде всего личной, он сделал ставку на традиции племенной солидарности, доверяя вождям племен больше, чем политическим и корпоративным интересам местных элит. Лидер страны выстраивал многоуровневую систему безопасности, ставя в подчинение своих близких и родственников. Простояв у власти 34 года, Али Абдулла Салех сумел сколотить гигантское состояние, объем которого оценивается в 32-60 миллиардов долларов, приобрел на территории страны большую часть нефтяных месторождений и сельскохозяйственных угодий, завладел производственными активами и недвижимостью, и всё это сопровождалось ростом коррупции среди государственных служащих.

В последние десять лет своего правления, властвующая партия и её ближайшие союзники полностью потеряли доверие, что послужило нарастающему недоверию и политическим проблемам между оппозиционными партиями и другими политическими организациями. Появились взаимные страх и подозрение в том, что каждая из партий создаст отдельные, независимые движения для того, чтобы пожать плоды объединения страны исключительно в свою пользу.

После отставки Салеха, Хади в 2012 году пытался вести мирные переговоры, опираясь на солидарность и поддержку йеменского народа и международного сообщества. Одним из первых его решений был переход к федеративной модели государственного управления. Также президент заявил, что одной из важных целей является борьба с террористической организацией Аль-Каида. В интервью Washington Post в сентябре 2012 года Хади предупредил, что его страна еще не оправилась от народного восстания, которое свергло его предшественника, и есть риск гражданской войны «хуже, чем в Афганистане». Он также заявил, что Йемен столкнулся ещё с одной проблемой, а именно, движением Ансар Аллах (Хуситы), которые набирают силу и выдвигают некоторые требования настоящей власти. Он стремился ослабить силы, выступающие против него: партию «Ислях» и ее племенных и военных союзников, включая бывшего президента Али Салеха, поэтому и занимал менее враждебное отношение к хуситам, вызывая этим гнев исламистских партий, которые обвиняют его в том, что он закрывает глаза на вменяемые хуситам в вину преступления.

Движение Ансар Аллах стало выставлять свои требования, которые переросли в политические протесты, а затем и в вооруженные выступления. В результате движение объявило о своем несогласии с решением правительства, взяв на себя право говорить от имени «голодающего и угнетаемого» народа. Организовало восстание с требованием изменения состава действующего правительства и формирования нового на основании национального партнерства; потребовало восстановления субсидий на нефтепродукты и реализации соглашений национального диалога.

Хади так и не смог принять принципиальных решений в условиях данного кризиса, не удалось примирить разные интересы многоконфессионального общества, и центральная власть сложила полномочия 22 января 2015 г. А на следующий день президент Хади ушел в отставку. Несмотря на то, что президент ушел в отставку, через несколько дней он решил отозвать свое прошение об отставке, что впрочем, не могло вернуть ему власть. Власть фактически перешла уже к хуситам, а президент с министрами оказались под домашним арестом. 22 февраля 2015 г. президенту Хади удалось сбежать в Аден, откуда он заявил, что всё ещё является президентом и призвал все политические решения, принятые Аль-Хуси, считать незаконными и недействительными. Сепаратистские движения поддержали президента и обвинили движение Аль-Хуси в распаде страны.

Оппозиционно настроенные к захватившему власть в Йемене шиитскому движению «Ансар Аллах» (хуситы) политические партии объявили о создании «Национального объединения по спасению Йемена». Лидер национального объединения Маниа Аль-Матари заявил, что цель движения — предотвратить распад Йемена, построить демократическое федеративное государство и противостоять вооруженным группировкам. К новому движению присоединились исламисты, представители бывшей правящей партии «Всеобщий национальный конгресс» и сторонники президента Хади, которые пытались руководить страной из Адена.

В конце концов, весной 2015 года, Хади покинул страну вместе с дипмиссиями арабских государств. 26 марта Саудовская Аравия и Египет приняли решение провести воздушную операцию в Йемене «Буря решимости». Для понимания масштаба хаоса, который охватил Йемен — на юге страны действует суннитская группировка «Аль-Каида на Аравийском полуострове», в центре армия воевала с хуситами. То есть религиозный базис сохранялся: сунниты, шииты, ваххабиты. За каждым из религиозных направлений стоят региональные державы, и все это усиливается с борьбой за первенство в регионе между Ираном (шииты) и Саудовской Аравией (ваххабиты). Салех поддерживает хуситов, Аль Хади был на стороне Саудовской Аравии.

Страна полностью погрузилась в хаос. Война, которая продолжается и по сей день, уносит большое количество жизней, в том числе и гражданских. Несмотря на то, что армия коалиции арабских государств показывает свою полную неподготовленность к войне, ущерб Йемену составляет несколько миллиардов долларов США. За год военных действий на территории Йемена появилось много радикальных организаций, в том числе и запрещённая на территории РФ террористическая группировка ИГИЛ, которые воюют на стороне арабской коалиции. За год военных действий сложно проанализировать, кто в действительности находится у власти — Абд Раббо Мансур Хади, который якобы уже в отставке, или Мухаммед Али Аль-Хуси, президент Революционного комитета. Обе силы оспаривают друг у друга власть.

.2 Перспективы эффективного функционирования политической системы Йемена

Йемен, одно из старейших государств в истории арабской цивилизации, беда которого заключается в его стратегическом положении и родоплеменном строе, что и является причиной интереса к этой стране со стороны мировых игроков. Конкретного одного йеменского народа не существует, есть большое количество племен, которые враждуют между собой. Так как разобраться в этих отношениях бывает очень сложно, мировые силы опираются на те группы племён, которые объединены в конгломераты. А базисом этого объединения является религия, в данном контексте, это ислам.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Во многих, даже практически во всех арабских странах, ислам является религией, неотделимой от государства и поэтому многие живут по законам Шариата. Все следуют Корану и не нарушают того, что там прописано.

Сейчас же, в странах Востока, религия также не отделена от государства, и при этом принята конституция. Но как в северных странах Арабского Востока, так и в южных, конституции имеют религиозно-политический характер. Отличием является то, каким именно образом происходит управление данным государством. В одном случае религия занимает первое место среди гражданского населения, в другом случае первое место занимает светская власть.

Имеет смысл сказать о такой системе, как патернализм, так как особенно на Востоке она остается важным политическим фактором. И с той, и с другой стороны присутствует патернализм, но в двух различных формах.

«Если в структурах власти институтов ислама кровнородственные отношения не носят ярко выраженного характера, то в институтах светской власти патернализм имеет ярко выраженный характер, что значительно снижает эффективность управления, а соответственно и доверие граждан к этим структурам». Если выстраивать взаимоотношение ислама и светской власти с семейно-родственными, национальными образованиями, то ислам имеет очевидные преимущества в данном вопросе. Но то, что касается правления не просто определённым участком сообщества, а целого государства, особенно если на его территории находятся огромные запасы природных ресурсов, и если оно может предоставить огромное количество разнообразных услуг, то религия уходит на второй план.

В конечном счете, всё сводится к власти, и та власть сильнее, где проводится политика, основанная на доверии народа данного государства. В странах дальнего арабского Востока упор идёт на религию, потому что среди мусульман, мало кто может пойти против собственной религии, в ценностях которой их воспитывают с раннего детства. Основная задача состоит в том, чтобы стать лидером, так как это ключевая фигура в современной политической системе арабских государств.

Таким образом, одна из основных проблем заложена в религиозной подоплеке. Огромный упор идет на религию, как со стороны мировых сообществ, так и глав Йеменской Республики. И пока народ Йемена находится под властью религии, не имея никаких представлений о том, что они лишь марионетки большой игры со стороны властвующей элиты, в конфликте будут задействованы все, кто встанет на защиту своих религиозных чувств и потерпит поражение.

Помимо религиозной составляющей, присутствует проблема сепаратизма. В конце восьмидесятых годов ХХ столетия политическая ситуация в Северном Йемене была относительно стабильна. Экономическое развитие шло быстрее, чем в НДРЙ. В ЙАР заметно вырос уровень жизни и укреплялись вооруженные силы, стабильно развивалась политическая обстановка, в то время как НДРЙ столкнулась с растущим кризисом из гражданской войны и снижения гуманитарной помощи со стороны СССР. Поэтому объединение двух частей Йемена было привлекательно для НДРЙ. Партийное и государственное руководство страны согласилось с идеей объединения Йемена по сценарию северо-йеменской стороны в 1990 г. Но несмотря на объединение в 1994 году началась непродолжительная гражданская война между севером и югом, но в июле того же года закончилась победой севера. Менталитет народов севера и юга отличаются друг от друга, даже если по религиозным соображениям все они исповедуют суннитский ислам. Если не затрагивать данные факторы, то нужно выделить другие составляющие, такие как:

1.Экономический вопрос, ведь южане зависят от государства, и на сегодняшний день от севера. Так как при объединении они ожидали работы, жилья, но были разочарованы быстрым развитием свободного рынка.

2.Отсутствие равенства прав и свобод граждан в провинциях южного Йемена. Многие южане также считают, что их земля, в недрах которой залегает нефть, была незаконно присвоена правителями Северного Йемена. Территория захвачена и распределялась среди лиц, которые связаны с правительством Саны. Несколько сотен тысяч военных и гражданских служащих с юга были вынуждены досрочно выйти на пенсию и жить ниже прожиточного уровня.68 Хотя такой прожиточный минимум установился почти во всех частях Йемена, жители юга всё равно чувствуют ущемление своих прав и винят во всем север.

В перечень претензий с южной стороны можно включить ещё множество, но необходимо упомянуть следующее. В конце 2015 начале 2016 года, армия севера покинула южную часть Йемена и перестала защищать её территории от наёмников Саудовской Аравии. В кротчайшие сроки активизировались радикальные организации, а точнее, террористические организации, такие как Аль-Каида и ИГИЛ. «Одновременно с боевиками ИГИЛ зону своего влияния на территории Йемена расширяет и «Аль-Каида», под оккупацией которой находятся уже 2 города — Зинджибар и Джаар, расположенные также на юге Йемена. Кроме того, в городе Аден террористам удалось захватить несколько кварталов, отбив их у все того же Хади». После ухода армии Али Абдулла Салеха, не только солдаты арабской коалиции стали терпеть полный крах и терять территории, но и большое количество гражданских лиц на юге Йемена оказались под властью террористических группировок.

Новое отделение юга от севера (требуют южане) принесёт только новые проблемы, и это видно из событий, происходящих на территории южного Йемена. А политика, которую предлагал Мансур Хади, федеративное устройство, тоже является неправильной позицией, которая приведёт к новым межрегиональным конфликтам и развитию терроризма на тех территориях, а, следовательно, и последующему развалу страны. В период кризиса нужно держаться вместе, «…мы не признаем разделения на регионы и не призываем к этому, а выступаем за единство йеменского народа в соответствии с принятой конституцией…».

Одной из главных проблем не просто йеменского народа, а арабской общественности в целом, это проблема единства. Единства в религии, идеях, менталитете, власти. Даже после окончания войны, мирное сосуществование будет не долгим, разгорятся новые конфликты, и так будет продолжаться до тех пор, пока единая культура и образование не станет выше, чем религия и желание вернуться в имамат.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Сверх общих идей по устранению конфликта на территории Йемена, следует проводить и реформы на государственном уровне. В 2011 году, в период разгара арабской весны были попытки внести пакет реформ, что увенчалось неудачей. В пакет реформ включались следующие пункты:

-принятие новой конституции, что превращает Йемен в парламентскую республику.

-вступление оппозиции в «объединённое правительство».

-введение в состав правительства только народных избранников из обеих палат парламента, начиная с 2012 г.

-защита прав этнических и религиозных меньшинств: афроарабов, христиан, европейцев и евреев.

Данная инициатива рассматривалась восставшими, как очередная попытка потянуть время и реформы.

С приходом нового президента, проводилась конференция ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива) по достижению национального диалога. Тогда выносились на повестку дня следующие вопросы:

1.подготовка конституции, в том числе созыв Конституционной комиссии;

2.конституционная реформа в сфере реформирования политической системы, в том числе возможность подачи конституционных поправок йеменским народом посредством референдума;

3.установление диалога с Югом, таким образом, чтобы способствовать принятию справедливых решений, гарантирующих единство страны;

4.рассмотрение национальных вопросов — в частности, расследование инцидента в Сааде;

5.проведение всеобъемлющих реформ, направленных на установление демократической системы, в том числе реформирование системы государственной службы, судебной системы и местного самоуправления;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

6.принятие мер, направленных на достижение национального примирения и осуществления правосудия, а также мер, направленных на недопущение нарушения прав человека и норм гуманитарного права в будущем;

7.принятие правовых и иных мер для обеспечения лучшей защиты уязвимых групп населения, включая детей и женщин;

8.содействие определению приоритетных направлений в области реконструкции и устойчивого развития в целях создания возможностей для трудоустройства и улучшения экономического, социального и культурного развития.

На сегодняшний день момент Йемен пытается закрывать все входы и выходы из страны. Мирные переговоры откладываются, переносятся на другие сроки, делаются попытки всё решить на месте, внутри страны и без вмешательства извне. Данный ход является не верным, в такой ситуации, когда правящие элиты не могут договориться между собой, следует обращаться к помощи третьей. За год военных действий между Йеменом и арабской коалицией, конечно, доверие было подорвано доверие, но не следует забывать о России, которая является союзником Йемена в этом конфликте и которая не раз оказывала помощь государству.

Заключение

политический кризис парламентский

Трансформация политической системы Йемена происходила постоянно, но основная особенность её трансформации заключается в том, что в Йемене это происходит радикальными путями. Важным остается тот момент, что эта трансформация претерпевает практически одни и те же фазы изменения, только на современном уровне, в рамках данного исследования, в условиях современного ближневосточного конфликта, где политическая система претерпевает колоссальные изменения в столь кротчайшие сроки, что может привести к её полному уничтожению, вместе с государством так таковым.

Йемен — уже четвертое государство, погрузившееся в хаос с начала «арабской весны», вслед за Ираком, Ливией, Сирией. И скоро он не потухнет, просто потому, что борьба за современность и справедливость в каждой из этих стран обернулась не движением вперед, а сведением исторических, племенных и религиозных счетов, некоторым из которых за тысячу лет.

Различные рекомендации международных субъектов, инициативы ССАГПЗ и все попытки реализации мирного договора были осложнены и сошли на нет. У участников конфликта слишком много несовпадающих целей и задач, о которых было сказано выше, и, к сожалению, сохранение целостности Йеменской Республики не входило в их планы. Важным остается и тот факт, что для сохранения целостности государства требуются объединенные усилия не только самой власти, но и целого народа.

Целостность социальной системы — единственная возможная форма существования сильного государства. Именно компромиссные подходы и нахождение политического консенсуса должны были бы предшествовать решениям, чтобы политическое согласие стало основой юридических решений для прекращения действий военных устранения и выявления их причин; любого военного присутствия в столице — Сане и других городах; реализация других мер для уменьшения риска внутренней вооруженной конфронтации в Йемене и атак извне.

Выделим несколько составляющих, являющиеся проблемой ближневосточного конфликта:

Первое, на что следует обратить внимание, это религия. Полностью искоренить религию из ближневосточных стран невозможно, её нужно закреплять хорошим образованием, а не словом Аллаха. Отсюда вытекают и такие организации, как Аль-Каида, ИГИЛ и другие радикалы, которые готовы убивать во имя Аллаха, в которого и сами с трудом верят. Единственное, что из этого исходит, так это получение прибыли и всемирной известности, но никак не идеи.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Второе, это проблема единства общества. То, что де-юре ЙАР и НДРЙ представляют собой Йеменскую республику, не означает это де-факто. Внутренняя и скрытая ненависть друг к другу в мирное время и открытая агрессия в военное время, не позволяет говорить ни о каком договоре объединения двух сторон. Период единства и мирного времени можно датировать с 1995 по 2010 года, когда отмечался значительный рост политических свобод и политического участия населения в общественной жизни. Время, которое сопровождалось становлением демократических институтов и ближе к концу правления Салеха шло образование оппозиционных партий, которые начинали выступать с критикой правительственного курса.

Третье, потеря доверия, доверия и своим союзникам в том числе. Йеменской стороне следует помнить, что Россия играла важную роль урегулировании конфликта во время гражданской войны между севером и югом в 1994 году. А недавний визит в феврале 2015 года представителей йеменских партий в Москву, только укрепил союз между странами. Поэтому Россия может выступать в роли посредника для прекращения этого конфликта.

Если анализировать политическую систему Йемена по этапам, которые были описаны ранее (Начальный этап, этап переориентации, консолидация и заключительный этап), то Йемен находится на втором этапе, борьба между старой и новой элитой за собственность, власть и влияние, с другой. Существует только проблема, текущий этап затянулся на долгое время, а если и происходит переход к консолидации, то после этого возвращается снова к переориентации.

Литература

1.Аристотель. Большая этика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И. Доватура. — М.: Мысль, 1983.

2.Балкис А.M. Правящая политическая элита в Йемене с 1978 по 1994 гг. — Каир.: Библиотека Александрии, 2000.

3.Бардаков А.И., Поломошнов А.Ф., Гурбанов Э.А.-О. Ислам — политический и социально-культурный фактор развития Северного Кавказа. ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2. С — 29.

4.Васильев А.М. Цунами революций //Азия и Африка сегодня. 2011. № 3. С. 2.

5.Герасимов О.Г. Йеменская революция. 1962 — 1975. М., 1979.

6.Гусейнов А.А. Этика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Стёпин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

472

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке