Содержание
Введение
. Социально-экономическая структура региона
.1 Социально-экономическая характеристика Архангельской области
.2 Социально-экономическая характеристика Вологодской области
.3 Основные социально-экономические проблемы региона
. Роль транспорта в планах регионального развития туризма
.1 Виды транспорта и их развитие
.2 Рекреационные ресурсы и их распределение по региону
. Региональные проекты развития туризма
.1 Туристские потоки на территории исследования
.2 Перспективы развития туризма
.3 Проект транспортного обеспечения НП «Онежское Поморье»
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
В данной выпускной квалификационной работе рассматривается проблема транспортного обеспечения севера Европейской части Российской Федерации, как основного фактора, который влияет на социально-экономическое и рекреационное развитие региона. Регион рассматривается на примере двух областей: Архангельской и Вологодской. Эти области в настоящее время являются важным стратегическим регионом Севера России, с богатыми природно-сырьевыми и рекреационными ресурсами.
В соответствии со «Стратегией развития Арктической зоной Российской федерации до 2020 года», этому региону уделяется большое значение в перспективном развитии социально-экономической сферы Русского Севера. (Стратегия…,2011)
Исследование данной проблемы является актуальной задачей, так как анализ транспортного обеспечения северных территорий европейской части России, как основа социально-экономического и рекреационного развития региона представляет существенный научный и практический интерес. Север Европейской части России характеризуется высокими темпами рекреационного развития. Но территория является слабо изученной в отношении рационального использования рекреационных ресурсов. Однако транспортное обеспечение региона является не достаточно эффективным, для развития социально-экономических и рекреационных аспектов региона. (Селин, 2011)
В работе рассматривается современные задачи транспортного обеспечения региона, анализируется современное состояние железнодорожного, авиа, водного и шоссейного транспорта.
Актуальность исследования обуславливается: существенным влиянием транспортной обеспеченности региона на социально-экономическую и рекреационную базу Архангельской и Вологодской областей.
Целью исследования является: изучение современной транспортной обеспеченности региона, как основного фактора развития социально-экономической и рекреационной базы региона.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
· Анализ транспортной системы Архангельской и Вологодской областей;
· Оценка транспортной обеспеченности региона;
· Рассмотрение и анализ программ развития регионов;
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
· Создание модельного проекта транспортного обеспечения национального парка «Онежское поморье»
Объект исследования — это территория Архангельской и Вологодской областей.
Предмет исследования: транспортное обеспечение северных областей РФ.
Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили работы отечественных специалистов в области социально-экономического развития и рекреационного развития севера европейской части России.
Практическая значимость.
Выполнение ВКР являются основой для проекта вовлечения резервов социально-экономического потенциала территории в развитие рекреационного природопользования в регионе.
Результаты ВКР могут быть использованы для дальнейшего развития транспортной базы на севере европейской части России, развитие которой должно улучшить социально-экономическое и рекреационное развитие региона. Предложены конкретные маршруты транспортного обеспечения морского круизного туризма для нового НП «Онежское Поморье».
1. Социально-экономическая структура региона
Рассматриваемая территория входит в Северо-Западный федеральный округ.
В административной структуре этого региона находятся: Мурманская, Архангельская, Вологодская, Псковская, Новгородская и Калининградская области, республики Коми и Карелия. Общая площадь составляет 1,6779 млн. км2. Площадь рассматриваемой территории (Архангельской и Вологодской областей) составляет 733,1 тыс. км2, что составляет около 44% всей площади Северо-Западного федерального округа. На севере территория омывается Белым, Баренцевым и Карским морями, которые являются бассейном Северного Ледовитого океана. На западе граничит с Ленинградской областью и республикой Карелия, Финляндией и Норвегией. На юге: Тверской, Ярославльской, Костромской, Кировской областями, Пермским краем. На востоке: Свердловской и Тюменской областями. Для более подробного рассмотрения нами выбраны Архангельская и Вологодская области. архангельский транспортный рекреационный вологодский
1.1 Социально-экономическая характеристика Архангельской области
Архангельская область находится на севере европейской части России. Область имеет выгодное физико-географическое и экономико-географическое положение. Она образована в 1937 году. Площадь области составляет. Область включает в себя 19 муниципальных районов.
Население.
Численность населения Архангельской области на 1 января 2016 года составляет 1 173 763 чел. включая Ненецкий автономный округ согласно данным Росстата о предварительной оценке численности населения на 01.01.2016. Численность экономически активного населения Архангельской области в 2012 году составила 636 тыс. человек, что равнялось 0,84 % общероссийской численности. Число занятых — 604 тыс. человек (0,888 %). Уровень безработицы — 5,4 % (98,2 % от среднего уровня по России). (Архангельская область, 1997)
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Экономика Архангельской области характеризуется относительно низкой производительностью труда. Так, средняя производительность труда в экономике региона составляет около 0,65 млн. руб. на человека в год, что составляет около 15% текущего уровня производительности труда в экономике США. В большинстве секторов экономики Архангельской области уровень производительности сопоставим со средними по РФ показателями, однако значительно уступает уровню европейских стран.
ВРП Архангельской области в 2012 году составил 469 млрд. рублей, ВРП на душу населения — 388 тыс. рублей. (#»907321.files/image001.gif»>
Рис. 1. Структура ВРП Архангельской области за 2014 год (по #»907321.files/image002.gif»>
Рис. 2 Структура ВРП Вологодской обл. в 2014 году, % (#»907321.files/image003.gif»>
Рис. 3 Картосхема основных водных артерий Архангельской области Основные водные транспортные артерии Вологодской области: р. Шексна р. Сухона р. Юг
Шексна — река в Вологодской области России, левый приток Волги. Длина 139 км, площадь бассейна 19 тыс. км². Берёт начало из Белого озера, впадает в Рыбинское водохранилище.
Замерзает в конце октября — декабре, вскрывается в апреле — начале мая.
Входит в состав Волго-Балтийского водного пути и Северо-Двинской водной системы. На реке 2 гидроузла — Шекснинская ГЭС и Рыбинская ГЭС. (#»907321.files/image004.gif»>
Рис. 4 Картосхема основных водных артерий Вологодской области
Морские порты
Порты Севера Европейской части России относятся к бассейну Северного Ледовитого океана. В него входят порты, располагающиеся на Белом и Баренцевом морях.
Порты Архангельской области.
Основными портами Архангельской области являются:
· Онега, располагающийся в устье реки на Белом море
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
· Архангельск, располагающийся в устье реки на Белом море
· Мезень, располагающийся в устье реки на Белом море.
Морской порт Онега расположен в устье реки Онега, в 7 км. От Онежской губы Белого моря, напротив устья реки Поньга. Навигация в порту длится с мая по январь, в остальное время порт недоступен для судов, однако возможна ледокольная проводка по заявке. К причалам порта ведут подходные каналы и фарватеры протяженностью 12 миль. В Онежском морском порту 7 причалов, общая длина причальной линии около 900 метров. На территории порта Онега работают 4 стивидорные компании. В г. Онега функционирует ОАО «Онежский ЛДК», который переваливает лесные грузы на экспорт. Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» осуществляет местные пассажирские перевозки и выгрузку генеральных грузов местного назначения. (#»907321.files/image005.gif»>
Рис.5 Карта автомобильных дорог Архангельской обл. (Дорожное агентство «Архангельскавтодор #»907321.files/image006.gif»>
Рис. 6 Картосхема автомобильных дорог Вологодской области
Сеть железных дорог региона
Рис.7. Карта-схема железнодорожных путей Архангельской и Вологодской областей
Железнодорожный транспорт в Архангельской области — одна из составляющих частей транспортной системы региона. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования — 1771 километр, большая часть этих путей относится к Архангельскому отделению
Железнодорожные линии региона
Москва — Архангельск, ориентированная в меридиональном направлении; от границы с Вологодской областью через ст. «Коноша I — Няндома — Плесецкая — Обозерская»; от линии отходят тупиковые ветви «Исакогорка — Северодвинск — Нёнокса» (87 км), и «Архангельск-Город — Карпогоры-Пассажирские» (212 км), имеющая ведомственное продолжение на северо-восток до станции Явзорская, а также магистральная линия от Обозерской на Беломорск (причём поток поездов на ней в несколько раз больше, чем на линии от Обозерской на Архангельск).
Москва — Воркута, ответвляющаяся от линии Москва — Архангельск в восточном направлении от ст. Коноша I через Котлас — Сольвычегодск (в посёлке Вычегодский) до границы с республикой Коми. От линии отходит тупиковая ветка на Великий Устюг. В Котласе — стыкование с магистральной меридиональной линией «Киров — Котлас»;
Беломорск — Обозерская — магистральная широтная линия, соединяющая меридиональные линии Москва — Архангельск и Санкт-Петербург — Мурманск протяжённостью 352 км; западная часть находится на территории Республики Карелия, восточная — на территории Архангельской области; имеется ответвление «243 км — Онега» (26 км);
Микунь — Вендинга — тупиковая ветка, проходит по территории Республики Коми, но участок примерно 20 километров («Вежайка — Еринь») проходит по территории Архангельской области.
Заонежская железная дорога — тупиковая линия, ведёт на запад от станции Пукса.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Железная дорога космодрома Плесецк — тупиковая линия, ведёт на восток от станции Плесецкая, длина около 90 км.
Конецгорская узкоколейная железная дорога- узкоколейная железная дорога в Виноградовском районе Архангельской области, начинается в Рочегде;
Кудемская узкоколейная железная дорога — лесовозная УЖД в городском округе «Северодвинск»
Лойгинская узкоколейная железная дорога — третья по протяжённости узкоколейная железная дорога на пространстве бывшего СССР, находится в Устьянском районе Архангельской области и Тарногском районе Вологодской области
Множество других ведомственных веток. Почти все они разобраны.
Множество узкоколеек (многие из которых изолированные), большая часть их разобрана.
Единственная электрифицированная линия: «Вологда — Коноша — Обозерская — Беломорск».
Двухпутные линии: «Вологда — Коноша — Обозерская», «Коноша — Вересово», «Вельск — Котлас» (и далее на Микунь). Все остальные линии — однопутные.
Железная дорога в Вологодской области относится к Октябрьской железной дороге и Северной Железной дороге. Основными жд узлами являются город Череповец и город Вологда. (#»907321.files/image008.gif»>
Рис. 8 Количество пассажиров (Годовой отсчет ОАО «Аэропорт Архангельск» за 2015 год)
Аэропорт Котласа
Аэропорт Котлас расположен в одноименном городе Архангельской области. С июля 2004, аэропорт был в собственности у компании «Аэросервис. На 2007 год в службах и подразделениях аэропорта работало 100 человек. Аэропорт обслуживает чартерные, транзитные рейсы и полеты санитарной авиации. В летний период в аэропорту размещаются самолеты, которые выполняют полеты по защите лесов от пожаров. С августа 2014 аэропорт города Котлас, после различных юридических процессов, связанных с задолжностями и банкротством аэропорта, был выкуплен Архангельским аэропортом.
Таблица 3: Перевозчики
(#»907321.files/image009.gif»>
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Рис. 9 Никольская часовня в Кенозерском НП (#»907321.files/image010.gif»>
Рис. 10 Пинежские пещеры (#»907321.files/image011.gif»>
Рис. 11. Курорт Солониха (#»907321.files/image012.gif»>
Рис. 12 Соловецкий монастырь (#»907321.files/image013.gif»>
Рис 13. Каргополь (#»907321.files/image014.gif»>
Рис 14 Деревня «Малые Корелы» (#»907321.files/image015.gif»>
Рис. 15 Ферапонтов монастырь в НП «Русский Север» (#»907321.files/image011.gif»>
Рис. 16 Резиденция Деда Мороза в Великом Устюге (#»907321.files/image016.gif»>
Рис. 17 Картосхема Архангельской области, с гостиницами
Рис. 18 Картосхема Вологодской области с гостиницами
Различия в транспортной доступности таких туристских ресурсов как национальные парки может в значительной степени ограничивать их посещаемость рекреантами.
Например: национальный парк «Кенозерский» находится вблизи ответвления на Каргополь федеральной трассы М-8 «Холмогоры». Железнодорожная ветка Северной железной дороги, которая ведет в Архангельск, доставляет туристов до станции Плесецк, откуда есть автобусное сообщение в д. Вершинино, где расположены администрация и гостиница Парка. Это обеспечивает значительный туристкий поток в этот национальный парк (до 50 тыс. туристов в год).
«Водлозерский» национальный парк находится в пределах дороги Пудожь — Медвежьегорск в Республике Карелия, которая примыкает к трассе Р-21 «Хибины», что тоже является важным фактором, обеспечивающим туристскую доступность парка.
Национальный парк «Русский Север» находится в 120 км на север от Вологды, областного центра Вологодской области по трассе А-119.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Самыми труднодоступными для туристов объектами на территории Архангельской области являются созданные недавно национальные парки «Русская Арктика» и «Онежское Поморье», не имеющие прямого наземного транспортного сообщения.
3. Перспективные проекты развития туризма в регионе
.1 Туристские потоки на территории исследования
Туристская отрасль Архангельской области является одной из характеризуется положительной динамикой въездного туристского потока (в 2010 году — 329,6 тыс. человек, в 2013 году — 379,5 тыс. человек). За 2013 год рост въездного туристского потока в Архангельскую область составил 12 процентов по сравнению с предыдущим годом.
Доля иностранных туристов, прибывших в Архангельскую область в 2010 и 2013 годах, составила соответственно 2,4 процента и 2,5 процента. Среди стран, лидирующих по прибытию своих граждан в Архангельскую область, — страны Баренцева/Евроарктического региона (Норвегия, Финляндия и Швеция), Германия, Франция, Великобритания. (Maintaining the Order in the Arctic Ocean, 2011)
В число наиболее посещаемых муниципальных образований Архангельской области входят: «Город Архангельск» — 28 процентов, «Приморский муниципальный район» — 17 процентов, «Устьянский муниципальный район» — 10,5 процента, «Вельский муниципальный район» — 7 процентов, «Каргопольский муниципальный район» — 5 процентов, другие районы — 32,5 процента.
По целям пребывания в Архангельской области структура въездного туристского потока представлена следующим образом:
· с деловой целью — 44 процента;
· с целью досуга, рекреации и отдыха — 17 процентов;
· с целью лечения и профилактики — 9 процентов;
· с прочими целями — 30 процентов.
По продолжительности пребывания в Архангельской области 74 процента туристов находятся в регионе от 1 до 3 дней, 11 процентов — от 4 до 7 дней, 6 процентов — от 8 до 11 дней. Средняя стоимость туристского продукта по Архангельской области на 3-5 дней составляет 15-17 тыс. рублей.
Оборот туристского продукта в 2012 году составил 3149,1 млн. рублей (в 2010 году — 1588,4 млн. рублей). Объем платных услуг, осуществляемых коллективными средствами размещения, в 2013 году составил 1,935 млн. рублей, сумма налоговых отчислений от коллективных средств размещения в бюджетную систему всех уровней — 184 млн. рублей.
Уровень инвестиций в сферу туризма в 2013 году составил около 109 млн. рублей, что меньше показателя 2008 года на 41 процент.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Доля туризма в валовом региональном продукте Архангельской области в 2013 году составила около 1,5 процента.
Производительность труда в сфере туризма в 2012 году составила 0,56 млн. рублей.
В целом туристская отрасль Архангельской области характеризуется положительной динамикой въездного и внутреннего туристского потока. В 2012 году Архангельскую область посетило — 338,1 тыс. человек, в 2013 году — 379,5 тыс. человек (рост 12 процентов), в 2014 году — 390,8 тыс. человек (рост 3 процента). По итогам 2015 года турпоток в регион составил 402,3 тыс. человек.
Рис. 19 Динамика туристских потоков в Архангельской области (#»907321.files/image019.gif»>
Рис 20 Карта-схема территории НП «Онежское Поморье» (#»907321.files/image020.gif»>
Рис. 21 Аэропорт Летняя Золотица и Самолет Ан-2
Рис. 22 Здание Аэропорта (#»907321.files/image022.gif»>
Рис.23 Круизный маршрут №1
Второй маршрут более продолжительный, предназначен для тех, кто больше времени хочет побывать в парке, увидеть песчаные дюны, поросшие таежной растительностью. Для приехавших в город Архангельск туристов устраивается экскурсия по городу, затем их отвозят в Северодвинск, находящийся в 39 км от Архангельска. Из Северодвинска отправляется паром до д. Лопшеньги на Онежском полуострове. Проживание в каютах на теплоходе. Длина маршрута около 117 км по морю. Время путешествия зависит от погоды.
Рис.24 Круизный маршрут №2. (Архангельск — Лопшеньга — Архангельск)
Третий маршрут включает в себя морское круизное путешествие на теплоходе с экскурсионным посещением Соловецкого комплекса, с ночевку в гостинице на острове. Далее — морской переход до НП «Онежское Поморье» с остановкой в гостинице в Летней Золотице, с экскурсией по экотропе. Морской переход на теплоходе до Северодвинска с заходом в поморскую деревню Лопшеньга. На это путешествие понадобится 4-6 дней, в зависимости от погоды.
Рис.25 Круизный маршрут №3 (Кемь — Соловки — Летняя Золотица — Архангельск)
Заключение
На основе вы полненных исследований и обобщений можно сделать следующие выводы, касающиеся транспортного обеспечения туристско-рекреационной сферы.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
. Как показывает зарубежный опыт, успешное развитие туристской сферы базируется на широком комплексе применяемых технологий менеджмента, маркетинга, PR и рекламы туристских продуктов, в опоре на развитие транспортной, гостиничной, ресторанной инфраструктуры и других аспектах деятельности, обеспечивающей устойчивое развитие туристско-рекреационной отрасли.
. В суровых условиях труднодоступных северных территорий России развитие транспортных коммуникаций с целью обеспечения потребностей населения в производстве и перемещении промышленной продукции и осуществления туристской деятельности приобретает всё большее значение. Разработка новых транспортных маршрутов по России для целей развития внутреннего и въездного туризма способствует общему развитию социально-экономической сферы регионов.
. Предложенные нами новые транспортные маршруты будут способствовать развитию туризма в новом национальном парке «Онежское Поморье». Нам представляется, что наиболее перспективным направлением будет развитие морского круизного туризма, с заходом в НП «Онежское Поморье» (причал Летняя Золотица) с использованием имеющихся в НП экологических маршрутов.
Литература
1. Архангельская область /под ред. С.А. Селезнева. Архангельск. 1997 . 278 с.;
2. Бызова Н.М. Ландшафтная структура Архангельской области и проблемы природопользования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки, № 1 , 2012. С. 47-57.
. География Вологодской области /Под ред Е.А.Скупиной, Вологда. 2012. 254 с.
. Григорьев А.А., Зелюткина Л.О., Исаченко Т.Е., Коростелев Е.М., Паранина А.Н., Севастьянов Д.В. Наследие Северо-Запада России и рекреационное природопользование. СПб.: Астерион, 2013 — 152 с.
. Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира. Смоленск. 2000. 192 с.
. Дорофеев А.А. К вопросу об уровнях значимости туристских центров и объектов.// Сб. Географические основы рекреации и туризма: теория, образование, практика / Отв. ред. А.А.Ткаченко, Тверь, «Тверская усадьба. 2008 — 128 с.
. Здоров А.Б. Экономика туризма. Учебник.М. Финансы и статистика. 2007.277с.
. Зелюткина Л.О., Коростелев Е.М., Севастьянов Д.В. — Водно-волоковые системы Севера России. География. История. Природопользование./ Под. Ред. Д.В.Севастьянова. СПб. 2013.-199 с.
. Исаченко А.Г. Введение в экологическую географию. Уч. пособие. СПб.: Изд.СПБУ, 2003 — 192 с.
. Разумовский В.М. Природопользование: Учебник. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 296 с.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
. Русанов И.П. О комплексном развитии транспортно-логистических систем в регионах России, прилегающих к Арктике // Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г. стр. 563-565
12. Севастьянов Д.В., Коростелев Е.М., Гаврилов Ю.Г., Карпова А.В. Рекреационное природопользование как фактор устойчивого развития районов Российской Арктики // География и природные ресурсы, 2015, №4 с.88-96.
. Селин В.С. Северные регионы России: экономическая динамика и проблемы развития // Регион: экономика и социология , 2011, №4 — с.3-18.
14. Толковый Военно-Морской Словарь М. 2010. 456 с.]
. Трофименко Ю.В., Якимов М.Р. Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем.- Москва: Логос, 2013.- С.17.- 464 с.
. Транспорт в России. Статистический сборник. М.: Росстат. 2009. — 215 с.
17. Maintaining the Order in the Arctic Ocean: Cooperation and Confrontation among Coastal Nations. East Asian Strategic Review National Institute for Defence Studies. Tokyo, Japan. 2011. P. 59−85.
18. Russian Arctic Offshore Hydrocarbon Exploration: Investment Risks// Greenpeace 2012. 26 c.
19. Ресурсы сети Интернет:
20. http://www.ronl.ru//ekonomika/358679/- Экономика Архангельской обл.
21. http://newsruss.ru/doc/index. — Структура экономики Архангельской области..
22. http://www.travelshunters.ru/study-62-1.html/ Вологодская область. Ресурсы.
23. http://vologda-oblast.ru/o_regione/ekonomika/ Вологодская область.Экономика
. http://vsereki.ru/severnyj-ledovityj-okean/ Водные ресурсы бассейна СЛО.
25. http://polartrans.ru/information/morskoj-port-onega/ Порт Онега
26. http://vsereki.ru/severnyj-ledovityj-okean/bassejn-belogo-morya/mezen Порт Мезень
27. http://vsereki.ru/severnyj-ledovityj-okean/bassejn-belogo-morya/dvina Сев.Двина
28. http://www.loglink.ru/catalog/card1458 Порты Севера
. http://tranzit-nord.narod.ru/index/0-7 Транспорт
30. http://trassa-m.ru/trassa-m8 Федеральные трассы
31. http://info.auto.ru/insure/faq/article/6240/ Автотранспорт
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
32. http://www.gks.ru/bgd/regl/B09_55/IssWWW.exe/Stg/02-htm Железные дороги
33. http://aviadocs.net/CAI/ao11-1312.pdf Аэропорты и аэродромы севера
34. http://www.avia35.ru/schedule/ Авиатранспорт
. http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2013/ Города севера
. http://refleader.ru/jgepolpolotrjge.html Туристские ресурсы
. http://www.pomorland.travel/upload/files/statistika Туризм в Арх. обл.
. http://government.ru/news/432/ Стратегия развития Арктической зоны РФ до 2020 г. Гос Программа, 2011.
39. http://pikabu.ru/story/ayeroport_quotletnyaya_zolotitsaquot Онежское Поморье
Приложение
Табл. 4. Структура экономики Архангельской Области
(http://newsruss.ru/doc/index.php/Экономика_Архангельской)
Табл. 5 Структура экономики Вологодской области
(http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi)