Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Взаимоотношения Советского государства и РПЦ в период 1917-1953 гг.»

Актуальность выбранной темы в первую очередь определяется тем, что история второй половины ХХ века прошла во многом под влиянием событий и последствий крупнейшей войны в истории человечества, Второй Мировой войны.

Написание диплома за 10 дней

Введение

Актуальность выбранной темы в первую очередь определяется тем, что история второй половины ХХ века прошла во многом под влиянием событий и последствий крупнейшей войны в истории человечества, Второй Мировой войны.

Многие аспекты её истории наложили глубокий отпечаток на развитие человеческой цивилизации, что не может не вызывать широкий интерес общественности к событиям тех лет.

Для современной исторической науки важным является изучение слабо изученных страниц отечественной истории. Одной из таких тем является проблема репрессий советской власти против православной церкви вообще и отдельных церковников в частности в период 1917-х-1953-х гг. Возможность изучать эту проблематику объективно и беспристрастно, используя до недавнего времени засекреченные архивные документы, делает указанную тему достаточно актуальной для современной историком науки. Особый интерес ученых вызывает исследование репрессивных мер против отдельных категорий общества на региональном уровне, поскольку именно на примере регионов можно увидеть какие последствия для социума имела политика репрессий в СССР.

На фоне идеологических разногласий и Гражданской войны 1918-1920 гг. между советской властью и Русской Православной Церковью (РПЦ) установились отношения антагонистического характера, которые после утверждение коммунистического режима проявились в репрессивных мерах в отношении православного духовенства.

После объявления служителей культа контрреволюционными элементами поводом для ареста священнослужителя могла послужить даже его проповедь, в которой он вел речь об антицерковных действиях советской власти или пересказывал послание Патриарха с критикой власти.

В результате такой политики количество священников, которые стали

жертвами террора до конца 1921 г. в масштабах советского государства составляет 10 тыс. лиц1.

Тем временем, в рамках кампании по изъятию церковных ценностей на помощь голодающим, в соответствующих силовых структур появился повод для применения репрессивных мер против церковников с целью установление тотального контроля над православной церковью.

Формирование и развитие вероисповедной политики в России — это проблема, не потерявшая своей актуальности до настоящего времени. Рассматриваются вопросы развития Церкви в этот период, воздействие модернизационных процессов на религиозную жизнь общества. Особенность Юга России, как арены ожесточенной гражданской войны, наложила свой отпечаток на внутрицерковную систему в Русской Православной церкви. Постоянное вмешательство местных властей во внутрицерковную жизнь разрушало канонические традиции Церкви. Для вытеснения Православной церкви из жизни общества государственная власть применяла жестокие методы: расстрелы священников, разрушение и закрытие храмов.

Взаимоотношениям Церкви и государства в СССР посвящено уже немало диссертаций, монографий, а также множество статей и публикаций. При этом простор для исследований до сих пор остается весьма широким. Материалы отечественных и зарубежных архивов постепенно дополняют и проясняют картину данного периода нашей истории.

-1950-е гг. — один из наиболее интересных этапов сложного пути церковно-государственных отношений. Поворот государственной политики от уничтожения Церкви к ее восстановлению может показаться необъяснимым (отчасти из-за недоступности некоторых документов) и допускает разные трактовки, нередко зависящие от политических симпатий и антипатий авторов. К сожалению, даже в серьезные статьи и монографии проникают неподтвержденные документально легенды о митрополите

сирийском Илии (Караме), о покаянии руководителей СССР в прежнем безбожии и т.д.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В связи с этим каждая новая научная работа, раскрывающая нюансы церковно-государственных отношений середины XX в., становится заметным событием в научной жизни.

Взаимоотношения Русской Православной Церкви (РПЦ) с государством вообще и Советским государством в частности всегда составляли важную и интересную страницу ее истории. Особую актуальность эта проблема приобрела в свете современного привилегированного положения РПЦ.

В условиях современной России важно понять истинные отношения между государством и Церковью.

Церковь, являясь выразителем религиозных потребностей миллионов людей, формирует в то же время их сознание и поведение. В связи с этим возникает необходимость более основательного изучения политики Советского государства в отношении религии, церкви и верующих на различных этапах истории.

В истории взаимоотношений Советского государства и Церкви очень важными, определяющими были 20-30-е годы XX в., когда на десятилетия закладывался фундамент государственно-церковных отношений.

Марксизм определял религию как «опиум для народа». Данное определение, взятое на вооружение советскими идеологами того времени, отражало социально-политический феномен религии, но не касалось многих аспектов, связанных с культурой, моралью, этикой, правом и бытом.

Цель исследования — анализ взаимоотношений Советского государства и Русской православной церкви, а также политики партийных организаций и советских органов в религиозном вопросе в 1917-1953-е гг.

Задачи исследования состоят в том, чтобы:

показать состояние Русской Православной церкви после Октября 1917 г., а также начало процесса «обновленчества» в ней в 1920-е гг.;

оценить партийную линию большевиков по отношению к религии и церкви в 1920-х гг.;

рассмотреть основные моменты (события, итоги) кампании по изъятию церковных ценностей в 1920-х гг.;

раскрыть вопрос об антирелигиозной работе, судебных процессах и репрессиях против деятелей РПЦ, положении церкви в 1920-х гг.;

отметить изменения в партийной политике в отношении церкви в конце 1920-х — начале 1930-х гг.;

показать идеологическую борьбу и репрессии против РПЦ в 1930-хгг.;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Степень изученности проблемы. В историографии условно можно

выделить два этапа исследований взаимоотношений Церкви и Советского государства: советский (до 1991 г.) и современный.

Следует заметить, что в историографии, посвященной проблемам религии и Церкви в СССР, период 1917-1953-х годов получил достаточно полное, но несколько одностороннее отображение. В исследованиях советских зарубежных авторов эта тема рассматривается с определенных идеологических позиций. Поэтому для характеристики историографии проблемы взаимоотношений Русской Православной Церкви и Советского государства в 1917-1953-е годы требуется проблемно-хронологический подход.

Некоторые вопросы истории РПЦ, критика ее идеологии, а также проблема взаимоотношений Советского государства и РПЦ всегда привлекали внимание советских исследователей. Давая характеристику этому комплексу работ, необходимо отметить сборники партийных документов, которые создавали идеологическую основу политики большевистской партии и Советского государства по отношению к религии и церкви, а также зачастую подменяли источниковую базу исследований.

Сюда же относятся произведения соратников В.И. Ленина3, видных деятелей коммунистической партии и Советского государства того времени, следует отметить, что в них отразился опыт деятельности советских и партийных органов по регулированию взаимоотношений с религиозными организациями.

Первые публикации, посвященные реализации декрета о свободе совести и советского законодательства о религиозных культах, появившиеся в 20-30-е годы были небольшими по объему, содержали мало теоретических выводов, но в то же время, отличались насыщенностью фактического материала и политической заостренностью.

Новый этап разработок проблем государственно-церковных отношений начинается со 2-й половины 1950-х годов. В это время появились публикации, которые отражали процессы становления антирелигиозной работы в разные периоды развития советского общества, раскрывали механизм осуществления декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»4.

В работах 1970-80-х годов выделяется новый аспект, связанный с освещением нарушений законодательства о культах, репрессиями против духовенства и верующих, а также механизмами этих репрессии .

С конца 1980-х гг. значительный вклад в изучение государственно- церковных отношений в 1917-1953-е гг. внесли В.А. Алексеев, М.И. Одинцов.

Так В.А. Алексеев подчеркивает роль И.В. Сталина и его окружения в

организации масштабных гонений на Церковь.

Работы М.И. Одинцова содержат довольно большой объем документальных данных о политике государства в отношении Церкви в 1930- е гг., изученных в архивных фондах Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории.

В сжатом виде изложение событий государственно-церковных отношений рассматриваемого периода, представлены в работах А.Н. Кашеварова.

О.Ю. Васильева опубликовала несколько работ, посвященных исследованию отдельных проблем государственно-церковных отношений в СССР в 1920-1940-е гг.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Исследованию внутрицерковных процессов, посвящены публикации М.В. Шкаровского. Ряд его работ посвящен изложению событий церковной истории данного периода в целом на территории СССР .

Непосредственно тема государственно-церковных отношений в 1917- 1953 гг. наиболее полно затронута в работе М.Ю. Крапивина . В одной из последних по времени своих работ8, Крапивин обратился к рассмотрению положения и взаимоотношений различных религиозных групп в СССР в довоенное время. Тему государственноцерковных отношений М.Ю. Крапивин развил в своей докторской диссертации, в которой, однако, Восточной Сибири, в Западной Сибири , на Дальнем Востоке , в Крыму .

В целом на сегодняшний день в историографии в части раскрытия темы государственно-церковных отношений в 1917-1953 гг. в СССР, несмотря на значительный массив работ, наблюдается ряд пробелов. Во-первых, в ней глубокой проработке подвергнуты лишь отдельные наиболее значительные события, но отсутствует цельный последовательный разбор процесса государственно-церковных отношений в рассматриваемый период. Во- вторых, события в церковной среде и в государственном аппарате

рассматриваются изолированно друг от друга.

Объектом исследования являются отношения Советского государства и РПЦ в 1917-50-е гг. XX столетия.

Предмет исследования — политика Советского государства в отношении РПЦ, государственные институты СССР и в церковные структуры 1917- 1953-х гг.

Хронологические рамки исследования охватывают период, начиная с октября 1917 г. по 1953 г. XX столетия.

В эти различные годы принимались основные документы, регламентирующие деятельность религиозных организаций. В 1920-30-е гг. Церковь переходит к позиции лояльности советской власти, возникает альтернатива ортодоксальному религиозному движению, в лице антирелигиозного движения — Союз воинствующих безбожников (СВБ). Все это и определило хронологические рамки исследования.

Источниковая база исследования.

Следует отметить, что в работе использованы несколько групп источников.

Первая группа источников представляет собой комплекс официальных документов партии и правительства.

Вторая группа документов, состоящая из документов и материалов Русской Православной Церкви.

В третью группу источников входят документы (докладные записки, отчеты, циркуляры и т.д.) деятельности специализированных органов

Советского государства, осуществлявших его религиозно-церковную политику — Комиссии по проведению отделения Церкви от Государства (КОМОТЦЕР-ГОР) или Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б), Комиссии президиума ЦИК СССР по вопросам культов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Четвертую группу источников представляют документы органов ВЧК- ОГПУ-НКВД о репрессиях и судебных процессах над представителями православного духовенства.

Отдельную — пятую группу источников составили материалы кампании по изъятию церковных ценностей в 1920-е гг., дополненные региональными документами Государственного архива Липецкой области, позволяющие оценить масштабы экспроприации церковных ценностей в рассматриваемый период.

Шестой группой источников по исследуемой теме является периодическая печать 1917-1953 гг.

Взятые в совокупности перечисленные источники составили необходимую основу для решения исследовательских задач.

Научная новизна исследования заключается в том, что, во-первых, в нем сделана попытка комплексного анализа истории государственно- церковных отношений в 1917-1953 гг., во-вторых, систематизирован опыт отечественных и зарубежных ученых по заявленной проблематике.

Практическое значение работы состоит, в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы в научной и преподавательской деятельности, при подготовке лекций и семинаров, а также при подготовке исследований по отечественной истории, истории РПЦ и т.д.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

ГЛАВА I. «ЦЕРКОВНАЯ» ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 1917-1929 гг.

.1 Состояние Русской Православной церкви после Октября 1917 г. и начало процесса обновленчества в РПЦ

Русская Православная Церковь вступила в период революционных потрясений внешне мощной организацией9.

Однако, подобная «организационная мощь» РПЦ резко контрастировала с начавшимся в русском обществе процессом падения религиозности, со снижением авторитета церковной организации у широких масс населения.

Религиозность падала по нескольким причинам:

Под влиянием антицерковной пропаганды массы рабочих (бывших крестьян оказались оторваны от традиционной религиозной культуры и в целом отошли от церкви;

Церковь под давлением была вынуждена отмалчиваться по социальным проблемам, назревшим в обществе .

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

К этому добавить и общее падение нравственности и собственно в церковной среде, большинство довольно бедно и было вынуждено в первую очередь изыскивать средства на пропитание, а уже затем думать о духовном воспитании паствы.

Общий итог рассуждениям о печальном духовном положении духовенства и мирян РПЦ перед революцией подводит митр. Вениамин (Федченков): «Духовная жизнь и религиозное горение к тому времени начали слабеть. Вера становилась лишь долгом и традицией. Огня не было в нас и в окружающих».

После Февральской революции к власти в стране пришло Временное правительство.

Новой властью был проведен ряд мер по секуляризации общества. Так,

марта 1917 г. были отменены национальные и вероисповедные ограничения12.

14 июля 1917 г. было принято Постановление Временного правительства «О свободе совести», в котором впервые в российской истории предусматривалось, что «каждому гражданину Российского Государства обеспечивается свобода совести»13.

июня 1917 года в ведение Министерства народного просвещения были переданы церковно-приходские и церковно-учительские школы14.

июля 1917 г. Одновременно с отменой синодальной системы управления, создано министерство по делам религий, в подчинении которому продолжала оставаться Церковь.

К компетенции Временного правительства было отнесено издание нормативных актов, определяющих внутреннее устройство религиозных объединений, которое должно было осуществляться по согласованию с ними.

Согласно постановлению Временного правительства от 17 августа 1917 года, Поместному собору Российской Православной Церкви предоставлялось право «выработать и внести на утверждение Временного правительства законопроект о новом порядке свободного самоуправления Церкви».

И все же, несмотря на все эти издержки, РПЦ получила по сравнению с Синодальным периодом гораздо большую самостоятельность и смогла

учреждении Министерства исповеданий» Постановление Временного Правительства России от 20 марта 1917 г. «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» организовать созыв Собора

Вместе с этим развивается движение за реформирование церковной организации, создаются многочисленные кружки и общества, в которых идут дискуссии о необходимых переменах. В ходе внутрицерковных реформ в епархиях образовались исполнительные епархиальные комитеты, ограничивавшие власть епископата, вводится выборный порядок замещения духовных и административных должностей .

августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля произошло торжественное открытие первого после длительного перерыва Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви .

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В самый разгар деятельности Собора произошел Октябрьский переворот 7 ноября (25 октября) 1917 г., в результате которого власть в стране захватила партия большевиков во главе с В.И. Лениным.

На октябрьский переворот церковный Собор отреагировал, прежде всего, «ускоренным учреждением патриаршества»

ноября 1917 г. патриархом был избран митрополит Московский Тихон (Белавин).

Свое видение государственно-церковных отношений Собор сформулировал в своем определении «О правовом положении Православной Российской Церкви», принятом 2 декабря 1917 г. составленное в повелительной к новой (советской) власти форме и начиналось такими словами: «Священный Собор Православной Российской Церкви признает, что для обеспечения свободы и независимости Православной Церкви в России, при изменившемся государственном строе, должны быть приняты Государством следующие основные положения: …».

В частности, РПЦ предлагалось предоставить различные социальные,

налоговые и пр. привилегии.

В первой половине 1918 г. церковная жизнь проходила под знаком сопротивления декрету от 20 января 1918 г.

Уже 19 января 1918 года патриарха Тихона публикует послание «Об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной», а 25 января 1918 г. Собор принял постановление, угрожавшее анафемой всем, кто принял бы участие в реализации декрета от 20 января, так как этот декрет есть «акт открытого против Церкви гонения».

Несмотря на все более ухудшающуюся обстановку в стране: начало Гражданской войны, преследование инакомыслящих, Собор пытался продолжать свою деятельность, принимая решения направленные на противодействие новому режиму.

Все большее влияние на состояние церковной жизни в рассматриваемый период начинает оказывать движение за «обновление» РПЦ.

События февраля-октября 1917 г. реанимировали обновленческие силы, сформировавшиеся еще в годы первой русской революции 1905-1907 гг. В начале марта 1917 г. в Петрограде был создан «Союз прогрессивного петроградского духовенства», который 7 марта преобразовался в «Союз демократического православного духовенства и мирян».

На фоне возрождения либерально-обновленческих идей, популярных в годы первой русской революции, в феврале-октябре 1917 г., формируется новое поколение церковных обновленцев. Согласно утверждению членов

«Союза демократического духовенства и мирян», главная цель движения «быть в единении с народом в великой работе по созданию нового государственного строя, при котором наилучшим образом были бы разрешены все наболевшие религиозные, культурные, политические и социально-экономические вопросы.

Руководители «Всероссийского союза демократического православного духовенства и мирян» священники Александр Введенский и Александр Боярский критически оценили воззвание патриарха Тихона от 19 января, предававшее анафеме «врагов Церкви Христовой».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Опубликовав свои замечания в газете «Правда Божия», они призвали

«просветлять, одухотворять, просвещать» революцию, но ни в коем случае не анафематствовать ее».

Послание патриарха Тихона, подписанное 17 ноября 1921 года, о запрещении нововведений в церковно-богослужебной практике оказалось неприемлемым для многих священнослужителей, во всем остальном послушных патриарху, и вызвало их протест. Митрополит Петроградский Вениамин дал благословение пришедшей к нему делегации духовенства «служить и трудиться по-прежнему». Это был уже своего рода революционный шаг, который привел в дальнейшем к расколу в РПЦ.

В событиях гражданской войны патриарх Тихону проводил политику лояльного отношения к существующему строю, а также категорически отрицал какое-либо своё участие в контрреволюционных действиях и в антисоветских вооружённых выступлениях, он, как и некоторые авторитетные иерархи Русской Православной Церкви старался держаться принципа аполитичности. Митрополит Вениамин, обращаясь летом 1918 года к петроградскому духовенству, писал: «Всякая политика, как реакционная, так и модная прогрессивная, должна быть чужда для вас. Пастыри не с аристократией, плутократией или демократией, не с буржуями или пролетариями, но со всеми и для всех верующих…».

На данный момент достаточно трудно определить насколько тесными были контакты патриарха Тихона с епархиями находившимися под

контролем белого движения.

С 1918 года на юг России, где формировались вооружённые силы белого движения во главе с генералом А.И. Деникиным, стали перебираться священнослужители, не согласные с Советской властью.

Помимо военного духовенства на занятых белогвардейцами территориях продолжали нести службу многочисленные приходские священники, которые отнюдь не стремились настраивать верующие массы против белого движения. Напротив, в большинстве случаев они оказывали ему поддержку. Лояльность части духовенства и пособничество белым рассматривались как контрреволюционные преступления, в силу чего в годы гражданской войны целый ряд священнослужителей, был подвергнут репрессиям со стороны Советской власти.

Помимо архиереев, из числа пресвитеров и диаконов в этот период было убито несколько тысяч человек.

Крайне сложная ситуация в период гражданской войны сложилась в сфере церковного управления, поскольку отсутствовала связь между руководством Церкви в лице патриарха и высших иерархов, находившихся в Москве, и епархиями, расположенными в губерниях занятых белыми.

Затруднёнными в своей деятельности оказались постоянные органы Высшего церковного управления. Большая часть Синода оказалась в эмиграции. Распался, за убылью своих членов, Высший Церковный Совет. В сущности, в 1920-1921 годах высшая церковная власть осуществлялась единолично патриархом, опиравшимся на помощь своих немногочисленных помощников и ближайших советников. Затруднена была и связь между церковным центром и епархиальными кафедрами. Поэтому принимается постановление о самоуправлении епархий, при невозможности для них поддерживать связь с каноническим центром, а также и в случае прекращения деятельности Высшего Церковного Управления26.

Несмотря на объективные трудности, из гражданской войны Русская Православная Церковь вышла в основе своей несокрушенной. Но уже к этому времени власти стали разрабатывать планы кардинального «решения» проблемы существования религиозных организаций в Советской России.

Традиционно Русская Православная Церковь имела господствующее положение в России. Всякое выступление против нее рассматривалось как тяжкое государственное преступление. Власти преследовали за «отпадение» от православия как за уголовно наказуемое деяние и требовали неукоснительного отправления религиозного исполнения.

С 1917 г. в российском обществе начался процесс постреволюционной модернизации. В орбиту этих изменений попала не только экономическая, социальная, политическая, культурная, но и религиозная жизнь страны. «С каждым великим историческим переворотом в общественных порядках происходит так же и переворот в воззрениях и представлениях людей, а значит и в их религиозных представлениях», — писал К. Маркс.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Рассматривая вопрос о религиозной политике советской власти, Н.А. Бердяев пришел к выводу, что «непримиримо враждебное отношение коммунизма ко всякой религии не есть явление случайное, он принадлежит к самой сущности коммунистического миросозерцания». Николай Александрович рассматривал коммунизм не как социально-экономическую систему, а как идеологию, фанатически враждебную всякой религии и, прежде всего, христианской. По его мнению, «Коммунизм целостен, он охватывает всю жизнь, он не относится к какой — либо социальной области». И в этом Н.А. Бердяев видел неизбежность столкновения коммунизма с другими религиозными верованиями.

Следует отметить, что религиозная политика советского государства в 20-30-е гг. XX в. развивалась как под воздействием идеологических установок РКП(б), так и кризисных процессов в самой РПЦ.

В этих условиях у местных властей с одной стороны, не всегда хватало выдержки и хладнокровия при проведении в жизнь первых декретов государственной власти. А с другой, сама внутрицерковная система Русской Православной Церкви не была готова к восприятию новых постреволюционных преобразований в обществе. Складывавшаяся в те годы ситуация требовала осторожности, терпимости, строгой последовательности проведения религиозной политики в жизнь, глубокого понимания реформы государственно-церковных отношений. Вместо этого сказывалось порой желание быстрее, одним ударом разрешить все вопросы, а в качестве универсального средства избиралось административное давление, репрессивные мероприятия.

С первых же дней установления Советской власти началась борьба за идеологическое перевоспитание народа. В январе 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет об отделении государства от Церкви и школы от Церкви, определивший на всю последующую историю советского государства политику государственных органов по отношению к Церкви. Декрет юридически закрепил недопустимость государственных субсидий и преимуществ религиозным организациям, объявил их имущество народным достоянием. Возможно, декларированием свободы совести было призвано сгладить негативную реакцию верующих на это радикальное по тем временам мероприятие, каковым являлось отделение государства от Церкви. Формально этот декрет провозглашал право на свободу совести. В реальной политике общей стратегией, определяющей политику Советской власти и

характеризующей весь ее период, является всесторонний контроль и подавление свободы мировоззренческого выбора, юридическим отражением которой является право на свободу совести30. Исполнение декрета было возложено на Народный комиссариат юстиции, при котором 13 апреля 1918 г. создана комиссия по его применению. В нее вошли народные комиссары, юристы, представители Православной Церкви, различных религиозных

течений.

Внедрять декрет с первых же дней начинают радикальными способами. Уже в начале 1919 г. по Самарской губернии прокатилась волна «атеистического коммунизма».

Приехавшая в Черениховскую волость некая товарищ Медведева первым делом отдала распоряжение снять иконы в советских учреждениях:

«мы коммунисты бога не признаем. Если не снимете иконы, будете платить штраф».

Подобные действия, были встречены религиозной частью населения «в штыки». 22 февраля 1919 г. в селе Любимовка председатель Волостного Исполнительного Комитета Петр Тимофеевич Буханцев, согласно предписанию Наркома юстиции, попросил священника местной церкви сдать книги с записями о рождении, смертях и браках. 23 февраля священник С. Остроумов после богослужения объявил присутствующим в церкви гражданам об этом предписании.

Эта мера со стороны правительства и предшествующий ей вынос икон из волостного совета взбудоражили общественность. 24 февраля поднялось восстание, главной движущей силой которого были женщины. Ворвавшись в волсовет, они потребовали выдать им волостного председателя и секретаря, а также вернуть мужей-красноармейцев. Восстание разогнала милиция, основную массу распустили.

Лица, признанные контрреволюционерами были заключены под

стражу, до дальнейшего разбирательства. И этот случай был не единичным. Восстания, рассматриваемые традиционно в истории в контексте борьбы с продотрядами имели также и религиозные основания. В воззваниях восставших в Самарской губернии главным фактом, обличающим Советскую власть и коммунистов, являлось проведение в жизнь декрета от 23 января 1918 г. «В настоящее время мы являемся восставшими против коммунистов-насильников. Нам известно, как они насмехались над иконами и повыбрасывали их. Это была их первая вина»34. Во многих селениях в числе или даже во главе восставших были священники.

Особенность Юга России, как арены ожесточенной гражданской войны, наложила свой отпечаток на внутрицерковную систему в РПЦ. В ходе гражданской войны, отторгнутые от Патриархии епархии, переходили на самоуправление, организуя местные центры. Так 19 мая 1919 г. в Ставрополе состоялся Юго-восточный Русский Церковный Собор. Одним из инициаторов созыва Собора являлся протопресвитер Георгий Шавельский, возглавлявший в войсках Деникина управление военным духовенством. Характеризуя положение РПЦ на Юге России в конце 1918 — начале 1919 гг., он отмечал, что «высшей церковной власти в крае не было. Связь с патриархом порвалась. Каждая епархия жила своей жизнью.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Вопросы, превышающие компетенцию епархиальной власти, или решались, на свой страх епископами, или оставлялись без последствий…». Получалось, по мнению протопресвитера Г. Шавельского, странное явление: огромная территория, почти весь юго-восток России с несколькими епархиями оказалась без высшей церковной власти, которая одна могла бы и направлять и исправлять церковную жизнь. В Соборе принимали участие епископы, клирики и миряне по выборам от Ставропольской, Донской, Кубанской, Владикавказской и Сухумо-Черноморской епархий.

Председателем был избран митрополит Новочеркасский и Донской Митрофан. На Соборе было утверждено определение «О признании выделения Кубанского викариатства из Ставропольской епархии». Этим документом окончательно утверждалась самостоятельность Кубанской епархии. Считаясь с невозможностью непосредственных связей освобожденных местностей с Патриархом Тихоном, Собор решил «впредь до восстановления правильных деловых сношений с патриархом Тихоном, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом установить Временное церковное управление для епархий, уже освобожденных и постепенно освобождаемых Вооруженными Силами на юге России». В этом решении Собора также подчеркивалось, что «Временное высшее церковное управление сим получает всю полноту церковной власти в указанной местности и пользуется ею, пока не состоится… освобождение нашего святейшего патриарха Тихона, коему и будет дан отчет во всем совершенном от его имени на благо святой нашей матери — Православной Российской Церкви»36. Таким образом, епархии Юга России переходили в подчинение ВВЦУ. Собор издал обращение к христианам всего мира, в котором звучал призыв «соединиться всем христианам для дружной борьбы с врагом». Следует, однако, отметить, что некоторые обращения к Собору, носившие откровенно шовинистический погромный характер, были отвергнуты большинством его членов. Так, не получило поддержки составленное членами Екатеринодарского братства

Святого Креста во главе с протоиереем В. Востоковым воззвание, в котором предлагалось «объявить по войскам зов бороться прежде всего за гонимую Святую Церковь и за спасение распятой революцией России от жестокого ига еврейско-масонских организаций»37.

Первые заседания Высшего Временного Церковного Управления

проходили в Екатеринодаре, позже в Таганроге и Новочеркасске. Главное внимание ВВЦУ было обращено на устроение и усовершенствование разных сторон церковной жизни, касавшихся богослужения, проповеди, переустройства учебного и воспитательного дела в семинариях. Сравнивая работу дореволюционного Синода, Высшего Церковного Совета при патриархе Тихоне и Высшего Временного Церковного Управления, в которых протоиерею Георгию Шавельскому довелось заседать, он считал, что наибольшее удовлетворение он получил от своего участия в ВВЦУ под председательством 73-летнего архиепископа Донского Митрофана. «Наш председатель, — вспоминал Г. Шавельский, — сразу же внес в заседания ВВЦУ спокойствие, серьезность и деловитость. Между членами ВВЦУ сразу установились драгоценные для дела: солидарность, единодушное доверие друг к другу». Едины были члены ВВЦУ и в поддержке белого движения. Высшее Временное Церковное Управление опередило все общественные выступления в том, что оно первое поддержало А.И. Деникина в его стремлении признать адмирала А.В. Колчака «Верховным правителем». В период гражданской войны духовенство было втянуто в политическую борьбу. Так в войсках у Деникина служило более 1 тыс. священнослужителей.

Первые шаги советской власти в отношении религии члены Совета Союза духовенства Ставропольской епархии характеризовали, как

«страшный натиск многочисленных врагов». Они готовились к борьбе с новой властью, для которой, по их мнению, необходимы «религиозно- воодушевленные руководители, вокруг которых должны создаваться организации из живых и действенных членов церкви»39. Неприятие духовенством новой законодательной базы, изменившей юридический статус РПЦ в государстве, а также участие священнослужителей в политической

борьбе против советской власти были питательной средой для антицерковных ак

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

756

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке