Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе.
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. В период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо: учитывать психологические особенности 10–11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс; т.е нужно обязательно изучить всю документацию будущего 5 класса с помощью классного руководителя 4 класса. Учитель, который вел в 4 классе, обязан передать всю имеющую документацию на класс. Также необходимо анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, были предусмотрены следующие организации: составление программы адаптационного периода с учетом возможностей детей и уже по проведенным диагностикам и наблюдении, составить еще одну программу на сей раз коррекционную для тех детей, у которых адаптационный период протекает сложно.
Хочу сказать, что мною начата адаптационная работа с классами уже с 1 сентября и сравнивая свою работу с 2008 годом я внесла некоторые коррективы в программу. Это порядок диагностических работ с учащимися и анкетирования родителей в одно и то же время. Это дает больше информации о ребенке. Также наблюдения на уроках и переменах, беседы с учащимися в непринужденной обстановке. Если в том году у меня не хватало времени и не стану скрывать опыта, то в этом году я подробнее изучаю каждую свою деятельность. Мне легче выявить детей с имеющимися проблемами, в том плане что я их уже изучала в 4 классе. Поэтому напоминаю еще раз обязательно классным руководителям 5 класса и бывшего 4 нужно встретиться, переговорить и конечно же передать все документы касающего этого класса, и настоятельно рекомендую это делать всем остальным преподавателям. Передавая класс передавайте, пожалуйста и документы на ребенка для дальнейшего изучения.
На первой неделе обучения 5 класса мною были проведены тренинговые работы и первый этап адаптационного периода пятиклассников посвящен знакомству учеников друг с другом. Ребята делятся тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное — в каждом. Они с удовольствием слушали друг о друге. Поэтому очень важно в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. На этом этапе целесообразно партнерское участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя. Также составлены на первую неделю индивидуальные адаптационные карты. Карты составлялись на основе проведенных диагностик на выявление школьной мотивации, на основе диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, наблюдений и данных о здоровье ученика, взятые у учителя 4 класса Терешиной и мед. работника. в конце адаптационного периода индивидуальные адаптационные карты составляются по таким же параметрам , но у учащихся с дезадаптацией, т.е. учащихся которые относятся к 3 группе.
Я зачитаю общие данные о картах. 12 человек имеют высокую школьную мотивацию, учебной активности, 8 человек имеют нормальную школьную мотивацию и 1 человек с положительным отношением к школе, но которого школа привлекает больше внеурочными сторонами.
У 11 человек группа здоровья основная, у 10 человек группа здоровья 2 основная, т.е. им нужно санировать зубы. 1 человек не исследован это Курцев , потому, что его не было и истории болезни в нашей мед. пункте нет.
Также хочу сказать, что у 9 человек трудоспособность на высоком уровне, у 10 на среднем , у 2 ниже среднего и у 1 на низком.
Школьная тревожность у 5 человек высокая, у 6 человек повышенная , у человек 1 средняя и у 8 учащихся низкая. В связи с этими данными хочу обратить внимание на то, что почти у всех основных учащихся школьная тревожность на низком уровне. А это значит, что мы на правильном пути. Посещая 4 класс, знакомясь с ними, мы снимаем с них потихоньку тревожность перехода с 4 на 5 сами этого не замечаем. Они понемногу, дозировано знакомятся с учителями предметниками. И это не пустые слова, а уже доказано диагностированием.
Хочу сказать, что коррекционная работа классного руководителя и психолога уже началась. По диагностическим данным я составила рекомендации, и они получены классным руководителем 5 класса, а она в свою очередь начала работу по ней. Ежё нам потребуется помощь социального педагога , нам понадобится информация о режиме дня школьников учеников 5 класса, о фамилии учеников , мы объявим чуть позже. Почему нам нужна такая информация, потому, что переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поэтому в адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, наоборот, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. В период адаптации важно обеспечить ребёнку спокойную, щадящую обстановку, чёткий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. И хочу еще сказать, режим школьника нам нужен о детях привозных, вот еще одно доказательство верного направления работы с 4 классом.
Классные руководители, педагоги-предметники должны продолжить наблюдать за поведением и учебной деятельностью детей в течении 2 месяцев. Учитывая, что процесс адаптации детей к среднему звену школы длится обычно два месяца, конечную психологическую оценку его эффективности я начну не ранее начала ноября.
Также хочу зачитать рекомендации данные Людмиле Владимировне, почему? А потому, что они касаются не только её, и остальных учителей предметников ведущих в этом классе.
Школьную мотивацию нужно повышать:
— через управление эмоциями, эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая положительными эмоциями, протекает намного успешнее, чем, деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
-вести совместную с детьми работу по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
-учитывать возрастные особенности школьников( планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; проведение урока с учетом сильных и слабых учеников; дифференцированный подход к ученикам);
-выбирать задания в соответствии с возможностями ученика;
-использовать проблемные ситуации, споров, дискуссий;
-нестандартные формы проведения уроков;
-создавать ситуации успеха; атмосферу взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
-использовать групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности;
-эмоциональную речь учителя;
-использовать познавательные и дидактические игры, игровые технологии;
-применять поощрения и порицания;
— не сомневаться в возможностях ученика, ведь дети чувствуют учителя;
-формировать адекватную самооценку учащихся;
-стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
— помнить индивидуальность ребенка и не забывать наполняемость класса. В такой обстановке особенно трудно работать. нужно помнить всегда о том, что в обучении и воспитании не может быть вакуума, если он образуется, то его немедленно заполнит окружающая среда в лицах, носителях и знаний и норм, но не факт , что это будет то, что надо.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.