Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Авраам Ибн Дауд и его идеи»

Развитие естественнонаучных знаний среди арабов в XI веке привело к постепенному отходу от неоплатонизма с его спиритуализмом и обращению к натуралистическим воззрениям Аристотеля. Было принято без доказательства, что весь космический процесс подчиняется неизменным законам причины и следствия, нарушить которые не дано никому. Материя не была создана Богом и не проистекает из Него; Она вечна и несотворима.

Этот взгляд не оставлял места вмешательству Б-га или Провидения в природу и историю, не говоря уже о чудесах. Такое мировоззрение не могло не произвести на сторонников теизма самого тревожного впечатления. Новое подтверждение еврейского религиозного учения было более чем когда-либо необходимо. Эту задачу взял на себя Авраам Ибн-Дауд (или — по-еврейски было бы бен-Давид) из Толедо (ок. 1180), автор Книги Эмуна рама (Возвышенная вера), которая представляет собой первую попытку еврейской мысли изложить традицию с точки зрения учения Аристотеля.

Хотя мы и не знаем, считал ли он, что философия кому-то нужна, если есть Тора? На вид все это выглядит так: он очень лояльно и дружественно относится и к Аристотелю, и к еврейской традиции, просто одно и то же, только разными словами написано. Кстати, у кого раньше? Убежденный в том, что учение Аристотеля — последнее слово в науке философии, точно так же, как Тора — в мировоззрении жизни, Ибн-Дауд с самого начала заявляет, что между религией и философией не только нет противоречия, но что в действительности они учат одним и тем же истинам.

В отличие от своих предшественников, в том числе Саадьи и Бехаи, которые связывают доказательство бытия Бога с доктриной Творения, Ибн-Дауд заимствует у Аристотеля более прямой довод, который основан на понимании природы движения. Исходя из предпосылки, что движение (то есть изменение) лежит в основе всех природных явлений на земле и на небе, Аристотель утверждал необходимость существования «первопричины движения», которая, оставаясь сама неподвижной, является причиной любых изменений.

Однако в то время, как в системе Аристотеля этот довод приводил к признанию Бога как первопричины движения, Ибн-Дауд прибегает к нему для того, чтобы доказать происхождение мира от Бога. Верно то, что мир рождается из первичной материи, как учит Аристотель, но сама первичная материя — непосредственное создание Бога. Ибн-Дауд использует также доказательство, основанное на идее необходимости бытия, выдвинутое арабскими философами Авиценой (Ибн-Синой) и Алфари. Тот факт, что бытие всех существ Вселенной всего лишь «возможно», требует наличия абсолютно «необходимого» существа, которое является одновременно причиной и условием бытия всех существ. Кто это, как не Бог? То есть — Авраам Ибн-Дауд просто замкнул тот круг, который сами же начертили себе философы,- и замкнул тем, что надо было им понять с самого начала: причина всех причин и следствие всех следствий — это и есть Творец, и с ним евреи знакомы лично, причем с самого начала. Вот такая «аристотелевская философия» на еврейский лад — но изложеная грамотно и добротно, причем полностью в терминах, понятных и любимых философами.

В целом попытка Ибн-Дауда интерпретировать традицию в терминах философии Аристотеля как раз подготовила путь к более глубокой и ясной разработке этой темы, которую предпринял вскоре после него великий Маймонид в своем эпохальном труде «Путеводитель для заблудших».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

905

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке