Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Чоросы — ойротские князья»

В истории Алтая и Центральной Азии средних веков и нового времени, особенно после распада Юаньской империи (конец XIV в.) и до середины XVIII в., заметную роль играли ойраты (ойроты). О происхождении этого народа и его этническом составе существуют разные точки зрения. Преобладающая часть исследователей относит их к числу монгольских народов.

В период существования Джунгарского ханства (XVII-середина XVIII в.) ойроты или дёрбен ойроты состояли из следующих крупных этнических (племенных) групп: дёрбет, джунгар (чорос), хойит, торгоут и хошоут. Однако в первой трети XVII в. основная масса торгоутов и часть дёрбетов перекочевали в низовье Волги, и образовали там Калмыцкое ханство во главе с тайши Хо-Урлюком. А хошоуты, под главенством правителя Туру-Байху (младший брат Байбагас-хана) переселились на Куку-нор и также создали свое Хошоутское ханство.

По монгольским и китайским летописям известно, что князья (нойоны) хошоутов вели свое происхождение от Хабуту-Хасара — младшего брата Чингис-хана. А торгоутские князья происходили от кереитского ван-хана Тогорила (современник Чингис-хана) и, наконец, князья хойитов являются потомками Кутука-беки (по «Шара-Туджи»). О дёрбетских и джунгарских нойонах достоверно известно, во-первых, то, что они принадлежали роду (омок, оток) чорос. А во-вторых, первым исторически достоверным лицом был Хутхай-тафу — сановник (тысячник) монгольского Эльбек-хана (правил в 1392-1399 гг.). По поводу основателя рода чорос существуют различные легенды и предания.

Согласно одной легенде, основатель рода был найден в люльке, подвешенной на дерево; с его ветки, похожей на носик чайника (цорго/чорго), стекала дождевая влага в рот ребенка [Очир А.,1996, с.6]. А по другой легенде, похожей на первую, найденышу дали имя Чорос потому, что возле него стояла чашка (вероятно, «чара/чоро» — большая деревянная чашка или чара). Нашедшие его люди сказали: «Имеющий отцом урун дерево и матерью ули птицу Одун-Бодын тайши». Его вырастили, воспитали и сделали своим царем. Еще в одной легенде говорится, что матерью подкидыша — сироты была дочь дракона (лу) в облике утки, а отцом — сын божества тенгри [Потанин Г.Н., 1883, с.326; КИЛП, с.143]. Попытка связать имя рода чорос с созвучным названием деревянной трубки (чорго/цорго) или чашки (чоро/чара), очевидно, является поздней народной этимологией.

Между тем, в генеалогии джунгарских ханов и тайшей из рода чорос, зафиксированной в китайских и русских источниках, есть прямое указание на то, что они ведут происхождение от Биохана или Боханя (см. генеалогическую таблицу в конце статьи). Нас заинтересовал вопрос: был ли у Био-хана (Боханя) реальный исторический прототип? В поисках ответа на вопрос мы обратились к письменным источникам и вот что обнаружили. Например, о родоначальнике государей найманов написано: «Царя найманов, бывшего у них до вражды Чингис-хана с найманами, называли Инанч-Билгэ Буку-хан: В древние времена Буку-хан был великим государем, (к памяти) которого уйгуры и много других племен относятся с полным уважением и рассказывают, что он родился от одного дерева (подчеркнуто нами — Н.Е.)» [Рашидаддин, т.1, кн.1, с.150-151]. В унисон этому в китайской летописи «Ляо-ши» есть краткое упоминание о том, что столица Уйгурского каганата Орду-балык была основана Буку-ханом [Малявкин А.Г., 1974, с.73, 141]. Наконец, имя этого кагана имеется в рунической надписи на каменной стеле в честь уйгурского Бёгю-кагана [Кляшторный С.Г., 1987, с.19-37]. Теперь с большой долей вероятности можно допустить, что уйгурский Буку (Бёгю)-каган и найманский Буку-хан — это одно и то же лицо. Ибо уйгуры (он уйгур), тогуз-огузы, секиз-огузы (найманы), jети-огузы (долоны) и другие родственные племена длительное время находились в составе конфедерации 15 племен теле (гао-гюй) и расселялись на территории от Иртыша до Селенги, т.е. на Алтае-Саянской и Хангайской горной стране. Есть также основание предположить, что уйгуро-огузский Бёгю (Буку)-каган через тысячелетие стал Био-ханом генеалогических преданий ойрато-джунгарских князей из рода чорос. Для объяснения последнего положения обратимся к проблеме этимологии этнонима чорос.

Среди научных (лингвистических) гипотез о происхождении этнонима чорос (цорос) наибольший интерес вызывает мнение Г.И. Рамстедта, считавшего, что он происходит от киргизского этнонима чоро. Мы уже отмечали, что этнонимы чоро и чорос могли образоваться от древнетюркского политического термина чор/чур (титула, звания главы племени), путем добавления аффикса множественного числа ос/ас. Так, в исторических источниках упоминаются, например, что во главе пяти племен восточной, правой части (дулу) Западно-тюркского каганата стояли пять великих чоров. А в чудь позднее возникшем Восточно-тюркском каганате предводителями племен западной, левой части (тардуш) были шесть чуров. В дальнейшем эта система была перенята правителями Уйгурского каганата. Важно то, что чоры (чуры) стояли во главе племен, занимавших территории южного Алтая и северной Джунгарии. В рунических эпитафиях VIII-IX вв. имеются имена некоторых тюркутских и уйгурских аристократов — чуров (чоров): Ынанчи-чур, Кюль-чур, Моюн-чур (Баян-чор), Кутлуг-чор-тегин [Екеев Н.В., 2002а, с.126-127].

Таким образом, по мере усиления ойротских князей — потомков чоров (чуров) в послеюаньское время, их клан (род) стал называться чорос (чурас). Монгольские и китайские источники свидетельствуют, что к концу XIV в. этот политический термин приобрел четко выраженное этническое значение, т.е. стал этнонимом. Подобную же эволюцию претерпели другие древнетюркские и древне-монгольские административно-военные образования. Например, тёлэс>тёлёс и тардуш>тодош, тургак> тургаут/торгоут и минг (тысяча)>мингат и т.д.

Нельзя обойти вниманием то, что в алтайских исторических преданиях говорится о наличии родственных связей отока (сёока) тодош с чоросами. Например, предание об Алаганчыке из сёока тодош, который в одном сражении совершил неслыханный поступок — убил старшего богатыря своего сёока по имени Пойдо. Историческим прототипом Пойдо является Пойдон (Бойдон) Сакылов. Его отец Сакыл Кулин и дед Кула-тайши относились к боковой линии правящей чоросской династии джунгарских ханов. Реальность указанных лиц подтверждается сибирской историей и калмыцкими летописями. У Бойдона Сакылова, погибшего в 1709 г., остался сын Манзу, также известный в истории Сибири. В другом предании повествуется о том, что в верховьях Иртыша проводилась свадьба сына ойротского хана. Права открыть торжество и держать занавес (кёжёгё) невесты было предоставлено певцу и острослову Кёйё (Кёjё) также из сёока тодош. В этом предании отразились события времен правления хана Цеван-Рабтана. Скажем также, что название подразделения манjи-тодош, по рассказам стариков, произошло от имени человека. Вполне допустимо, что манjитодоши являются потомками подданных Манзу (Манjи) Бойдонова. В других преданиях подчеркивается, что в числе дружин, сражавшихся на стороне последнего джунгарского хана Давачи, были воины из сёоков манjитодош и котонкыпчак. Примечательно и то, что до недавнего времени среди алтайцев встречались созвучные имена: Чоро, Чур, Чорбон, Чуркан [Екеев Н.В., 2002а, с.127].

Таким образом, автор попытался собрать разрозненные материалы и высказать свои суждения по поводу проблемы происхождения чоросов — одного из ведущих ойротских племен. На данном этапе не все тезисы достаточно аргументированы, но они продиктованы объективными трудностями, связанными с ограниченными источниковыми материалами. Тем не менее, было стремление по иному взглянуть на старую, но все еще актуальную и сложную проблему этнополитического, этнокультурного взаимодействия, взаимовлияния родственных тюркомонгольских сообществ Центральной Азии в период средневековья.

Генеалогия ойротских князей-чоросов:

I. Джунгарские нойоны — чоросы

II. Дёрбетские нойоны — чоросы

III. Баятские нойоны — чоросы

Список литературы

На русском языке

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

1. Бичурин Н.Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с ХV столетия до настоящего времени. — СПб., 1834.

2. Екеев Н.В. Алтайская этногония (вопросы состава, типологии, этимологии, стратиграфии) // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. — Горно-Алтайск, 2002а. — N8. — С.120-136.

3. Екеев Н.В. Дёрбен-ойраты (к проблеме этимологии и этнической идентификации) // Мир Центральной Азии. — Улан-Удэ, 2002б. — Т.1. — С.124-131.

4. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. — М., 1983.

5. КИЛП — Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе /Составитель А.В.Бадмаев. — Элиста, 1969.

6. Кляшторный С.Г. Надпись уйгурского Бёгю-кагана в Северо-Западной Монголии // Центральная Азия: новые памятники письменности и искусства. — М., 1987. — С.19-37.

7. Малявкин А.Г. Материалы по истории уйгуров в IX-XII веках. — Новосибирск, 1974.

8. Митиров А.Г. Ойраты — калмыки: века и поколения. — Элиста, 1998.

9. Моисеев В.А. Материалы к родословной джунгарских ханов. (Из показаний в России нойона Норбу-Данжина) // Вопросы археологии и истории Южной Сибири. — Барнаул, 1999. — С.197-200.

10. Очир А. О происхождении этнических названий монголов, боржигин, хатагин, элжигин и цорос // Монголо-бурятские этнонимы. — Улан-Удэ, 1996. — С.3-8.

11. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. — СПб., 1881. — Вып.2.

12. Радлов В. Титулы и имена уйгурских ханов // Записки Восточного отдела Русского археологического общества [1890 или 1891]. — Т.V. — С.265-270.

13. Рамстедт Г.И. Этимология имени ойрат // Сборник в честь 70-летия Г.Н.Потанина. — СПб., 1909. — С.550-553.

14. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. — М.-Л., 1952. — Т.1. — Кн.1.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

15. Санчиров В.П. «Илэтхэл шастир» как источник по истории ойратов. — М., 1990.

16. Чернышев А.И. Общественное и государственное развитие ойратов в ХVIII в. — М., 1990.

17. Шара Туджи: Монгольская летопись XVII века /перевод Шастиной Н.П. — М.-Л., 1957.

На монгольском языке

Сyхбаатар Н. Баруун хязгаарын нийгэм-улус тёрийн хёгжлийн туухэн тойм (XX зууны эхэн yеэс 1930-аад он). — Улаанбаатар, 2000.

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

374

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке