Философскую эрудицию приобрёл самообразованием. Материализм и атеизм Дицгена формировались главным образом под влиянием Л. Фейербаха, а после 1867 — под воздействием К. Маркса и Ф. Энгельса. С 1869 Дицген член Социал-демократической партии, организатор одной из секций 1-го Интернационала в Германии. В 1870-88 сотрудничал в социал-демократических газетах Германии и США.
Первый философский опыт Дицгена — «Сущность головной работы человека» (1869) — получил высокую оценку Маркса и Энгельса. Дицгену принадлежит ряд работ по философии и политэкономии. Последние годы жизни Дицген посвятил разработке главным образом теории познания. В своих произведениях Дицген выступал как воинствующий материалист, противник философской метафизики и религии. Однако философские построения Дицген не всегда были последовательными, что в обстановке теоретической борьбы внутри 2-го Интернационала дало философам махистского толка основание противопоставить «дицгенизм» марксистской философии. Так, в ряде случаев Дицген формулировал тождество материи и сознания, априоризм отдельных понятий, преувеличивал степень относительности знания, что приводило его к агностицизму. Диалектика Дицгена не сложилась в целостную систему; Дицгену не удалось раскрыть диалектику как теорию познания. Критикуя ошибки Дицгена, Ленин высоко ценил его как одного из «… выдающихся социал-демократических писателей-философов Германии».
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/