Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Эдгар По»

Говоря об американской литературе 19 века, нельзя не упомянуть о характерном явлении, свойственном раннему этапу развития американской новеллистики. Значительное количество рассказов того времени имело подражательный характер. Образцом служили рассказы ужасов, культивировавшиеся некоторыми европейскими литературными журналами. Рассказы эти — побочный отпрыск готического романа — полные всяческих тайн, приведений, чудовищных фантазий. Но среди них редко встречались образцы, полностью отвечающие жанровой специфике. Требовался гений. Он появился в лице Эдгара По.

Многие критики объясняя тяготение Эдгара по к катастрофическим сюжетам, мрачным событиям, зловещей обстановке, общей атмосфере безнадежности и отчаяния, к трагическим трансформациям человеческого сознания, охваченного ужасом и теряющим контроль над собой, не только признают соответствие «ужасных рассказов» По эстетической норме романтической прозы, но и возводят его новеллы к немецким источникам, к тому же исследователи По утвердились в мысли о зависимости  его прозы  от Гофмана и его «сверхъестественного».

Случилось так, что рассказ «Падение дома Ашеров» — один из самых ярких примеров «ужаса души» —   больше всего связывают с германизмом. Но «ужасные», или психологические новеллы По, несмотря на отдельные черты типологического сходства с некоторыми направлениями в европейской прозе, не могут быть возведены непосредственно к «германской» школе.

В сборнике «Гротески и арабески»  По писал: «По сути дела, в сборнике нет ни одного рассказа…в котором исследователь мог бы обнаружить отчетливые признаки того псевдоужаса, который мы привыкли именовать немецким. Если предметами многих моих сочинений и являлся ужас, то это негерманский ужас, а ужас души». То есть, По описывал уже новое, психологическое свойство человека боятся не просто выдуманных богатым воображением призраков и мертвецов, а своих собственных, порой выдуманных страхов.

Один из русских критиков дореволюционного времени писал: «По как писатель любопытен тем, что он умеет необыкновенно точно анализировать свою душу в те страшные моменты, когда ею овладевает чувство разрушения. По умеет выследить во всех мелочах болевое, ненормальное состояние собственной души и все это болевое, ненормальное, уголовное воссоздать с такой живостью и яркостью в душе читателя».

Но в наши дни  исследователи прозы По склонны согласиться с другой точкой зрения. Ее выдвинул автор всемирно известной теории литературы Ренэ Уэллен, он писал, что По «не допускал и мысли, что все эти кошмары роятся в его собственной душе, поскольку он видел себя литератором — инженером, способным управлять чужими душами».

Предметом внимания По стала человеческая душа, ужаснувшаяся при столкновении с миром, в котором для нее не оставалось места. Классический образец — «Падение дома Ашеров».

Обманчивая простота и ясность этого рассказа рождает сотни предположений, но под этой простотой  скрывается глубина и сложность.

Художественный мир этого произведения не совпадает с повседневной действительностью. Бесполезно задавться вопросом: в чем причина болезни Ашера? Почему он похоронил свою сестру? Что погубило его?  В рассказе отсутствует причинно-следственная связь. Рассказ этот психологический и страшный. С одной стороны, главным приедметом изображения в нем служит болезненное состояние человеческой психики, сознание на грани безумия, с другой стороны здесь показана душа, трепещущая от страха перед грядущими неизбежным.

При выявлении глубинного смысла этого рассказа вопрос об истоках «ужаса души» приобретает принципиально важное значение.

Дом Ашеров, взятый в его символическом значении — это своеобразный мир, пребывающий в состоянии глубокого распада, угасающий, мертвеющий. Когда-то это был прекрасный мир, где жизнь человека протекала в атмосфере творчества. Но теперь жизнь ушла из него, остались только воспоминания. Трагедия обитателей этого дома проистекает из непреодалимой власти, которую Дом иеет над ними, над их сознанием и поступками. Всякое соприкосновение с реальностью  для них болезненно и живут они в страхе перед ужасом от столкновений с действительностью жизни.

Родерик — герой  новеллы «Падение дома Ашеров»- предрекает себе потерю разума и самой жизни в борьбе с «мрачным фантазмом — страхом». В финале рассказа предчувствие его сбывается: он гибнет, пораженный ужасом и безумием, и самый Дом Ашеров рушится в мертвые воды черного озера.

Аспекты связи сюжетной линии этого рассказа можно соотнести с особенностями духовной жизни Америки в 3-е гг. 19 века.

Эдгар По начал писать прозу в 1831 г. За восемнадцать лет он написал две повести («По­весть о приключениях Артура Гордона Пима», 1838, и «Дневник Джулиуса Родмена», 1840), философский трактат «Эврика» (1848) и около семидесяти рассказов, печатавшихся в журналах и альманахах, а затем собранных в пять сбор­ников: «Гротеска и арабески» (1840); «Романти­ческая проза Эдгара А. По» (1843); «Рассказы» (1845 и 1849) и пиратское издание, опубликован­ное в Лондоне без ведома автора под названием «Месмеризм».

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Продолжая эксперименты, начатые Ирвин­гом, Готорном и другими современниками, По довершил дело формирования нового жанра, придал ему черты, которые мы сегодня почитайем существенными при определении американ­ской романтической новеллы. Не удовлетворя­ясь практическими достижениями и сознавая необходимость теоретического осмысления сво­его (и чужого) опыта, По разработал теорию жанра, которую в общих чертах изложил в статьях о Готорне, опубликованных в 40-е годы XIX в.

Центральное место в новеллистике По занимают психологические рассказы, которые не­редко называют «страшными» пли «ужасными». Их главная тема — трагические последствия столкновения человеческого сознания, воспитанного в духе гуманистических идеалов, с  новыми бесчеловечными тенденциями, возникающими в ходе прогресса американской бур­жуазной цивилизации. По был, вероятно, пер­вым американским писателем, который уловил в этих тенденциях угрозу бездуховности. Душа человеческая, ужаснувшаяся при столкнове­нии с миром, в котором для нее не оставалось места, боль и болезнь души, ее страх, стали предметом    художественно-психологического исследования. А результаты исследования за­висели, разумеется, от общей философско-эстетической позиции писателя.

Мировоззрение и самый тип сознания Эдгара  По характеризуются значительной внутренней противоречивостью. Напомним, что По вырос и сформировался как мыслитель и художник в Виргинии, миновавшей уже к тому времени в своем историческом развитии блистательную полосу «виргинского ренессанса» и вступившей в период глубокого упадка экономической, политической и духовной жизни. Последние двенадцать лет жизни — самое плодотворное время — он провел в Филадельфии, Нью-Йорке и Бостоне, т. е. в самом сердце буржуазной, деловой, коммерческой Америки, чьи полити­ческие идеалы, жизненный уклад и нравствен­ные принципы он глубоко презирал и ненави­дел. Он и сам был деловым человеком, но в глу­бине души всегда оставался «виргинским джент­льменом», аристократом духа. Звучащие в рас­сказах По мотивы смерти, упадка, разрушения, деградации личности и страха перед жизнью составляют острый контраст общему духу аме­риканской национальной жизни того времени, но вполне согласуются с атмосферой виргин­ского «декаданса». Ощущение угасания, безна­дежности, бесцельности, характерное для современной По Виргинии, окрасило все мироощу­щение писателя, легло в основу созданного его воображением вневременного и внепространственного мира, в котором бьется в трагичес­ком надрыве охваченная ужасом душа чело­века.

Среди психологических состоянии, особенно привлекавших внимание По-художника, главное место занимает чувство страха: страх перед смертью, страх перед жизнью, страх перед оди­ночеством, страх перед людьми, страх перед безумием, страх перед знанием. Общепризнанной вершиной психологической новеллистики По является «Падение дома Ашеров» — новелла, рисующая уже не страх перед жизнью или страх перед смертью, но страх перед страхом жизни до смерти, т. е. особо утонченную и смертоносную форму ужаса души, ведущую к разрушению личности.

Особняком стоят психологические рассказы,  сюжетную основу которых образует принцип  «запретного плода». Они являют собой опыт — художественной интерпретации  «открытия»,  сделанного романтиками в области социального поведения человека в новых условиях, пред­ложенных буржуазно-демократическим обществом, где видимая свобода личности всту­пила в противоречие с ежедневной, ежечасной зависимостью и невозможностью свободного волеизъявления. Скованность, всесторонняя связанность человеческой воли были очевид­ным и бесспорным фактом, природа же этой несвободы ускользала от понимания, казалась таинственной и фатальной. Человек выглядел жертвой обстоятельств. Его поведение представ­лялось вынужденным. Обнажалось резкое рас­хождение между нравственным сознанием лич­ности и ее практическими действиями, между идеальными намерениями и конкретными по­ступками. Эдгар По, подобно другим романти­кам интерпретировавший  социально-психо­логические явления в категориях личностного сознания, усматривал здесь «болезнь души», сходную с давно замеченной психической ано­малией, толкающей человека к нарушению запрета. Он обозначил ее термином «дух из­вращения». «Дух извращения» представлялся писателю явлением распространенным и характерным для современного состояния общества. Он неизменно настаивал на том, что здесь мы имеем дело с болезнью, с отклонением от нормы.

«Ужас души», подвергающийся художественному исследованию и воспроизведению в «Падении дома Ашеров» относили к той области человеческих эмоций, которую принято обозначать понятием «страх», и сама новелла стоит в длинном ряду других рассказов По, рисующих страх человека перед жизнью и перед смертью («Рукописи, найденные в бутылке», «Колодец и маятник», «Преждевременные похороны»).

Каждая из психологических новелл есть психологическое исследование или самоисследование человеческого сознания в состоянии наивысшего напряжения.

Герои психологических новелл боятся жизни. Их пугает не реальность как таковая, а те нравственные и иные стандарты, которые утвердились во всей сфере бытия буржуазной Америки, и те могучие силы, которые навязывают эти стандарты человеческому сознанию, насилуя, давя и деформируя его.

По трепетал перед грозной опасностью нивелировки индивидуального сознания, утраты личности, растворяющейся в бездуховном меркантилизме.

 

Список использованной литературы:

·Ковалев Ю. В. «Эдгар По: новеллист и поэт» Л., 1978

·История всемирной литературы в 9-ти томах. Т. 6 — М.: Наука, 1989. С.  574-576

·Эдгар По. Рассказы. М.: Художественная литература, 1980.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

447

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке