Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Экологическое образование в педагогической науке»

Термин «экологическое образование» — появился в педагогической науке сравнительно недавно, однако проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с разных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.

Написание доклада за 4 часа

Современному педагогу полезно знать, как шло становление экологического образования детей, чтобы иметь возможность использовать в своей практике богатый, более чем двухвековой педагогический опыт.

Красной нитью через педагогические учения нескольких столетий проходят идеи природо- и культуросообразности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования с позиций целостности человеческой личности, единства человека и природы (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.).

Первым педагогом, внесшим значительный вклад в развитие экологического образования детей, был Я. А. Коменский.

Ян Амо́с Ко́менский (28 марта 1592, — 15 ноября 1670) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Ян Коменский о природе как факторе развития личности ребенка утверждал, что у детей развиваются духовные силы с помощью педагога, задача которого состоит в том, чтобы помогать им совершенствоваться. Я. А. Коменский был первым из педагогов, кто последовательно обосновал принцип природосообразности в воспитании.

В полном соответствии с духом Нового времени — периода бурного развития естественнонаучных знаний, изобретений и открытий — он видел законы хорошо организованной школы в природе. Его считают отцом так называемой природосообразной педагогики.

Идея природосообразности — берет свои истоки в античной философии, в частности у Аристотеля. Забытая на всем протяжении Средневековья, она была возрождена и развита Я. А. Коменским до принципа воспитания.

Идея природосообразности — вообще предполагает соответствие воспитания природе и тем закономерностям, которые существуют в ней независимо от человека.

Природа едина, в природе все целесообразно, в ней царят гармония и порядок; природа не любит скачков, все постепенно, природа не терпит ничего бесполезного. Поэтому в природе все происходит естественным путем. Отсюда воспитание ребенка как частички природы также должно проводиться естественным путем. Таково исходное положение идеи природосообразности у Я. А. Коменского.

Но что значит проводить воспитание «в соответствии с природой»?

Чешский педагог, строя свое педагогическое учение, без изменений переносил в педагогику те закономерности, которые существуют в окружающем мире, пользуясь при этом внешними аналогами. Например, «природа ничего не творит без твердого основания, без корня. Растение не растет кверху, пока не пустит свои корни вниз, а если попытается это сделать, то ему придется завянуть и погибнуть…

Следовательно, сообразно с этим, какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно»:

1. Прежде всего обратим внимание на то, что Я. А. Коменский требовал учение начинать не со словесных толкований о вещах, а с предметного наблюдения над ними. «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все, вернее, чем, если он прочитает обширные объяснения, не видав всего этого своими глазами. Отсюда известное выражение: наблюдения собственными глазами заменяют собой доказательства»

2. Для осуществления наглядности в процессе ознакомления с природой педагог считал необходимым использовать:

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

  • реальные предметы и наблюдения над ними;
  • модели и копии предметов;
  • картины и другие изображения предметов и явлений.

В процессе самого наблюдения он обращает внимание детей на предмет или явление природы в целом, со всех сторон, затем рассматривает по частям, называет и предлагает ознакомиться с помощью всех органов чувств

3. Чтобы легче было проводить наблюдения над предметами, Я. А. Коменским были сформулированы требования, которые во многом сохранили свою актуальность сегодня:

  • « Поставить соответствующий предмет перед глазами, но не вдали, а на надлежащем расстоянии, и при этом не сбоку, но прямо перед глазами, лицевая сторона предмета должна быть не отвернута или передвинута, но обращена прямо к глазам, так, чтобы сперва можно было смотреть предмет в целом, а затем осмотреть каждую часть в отдельности, и притом по порядку от начала до конца, останавливаться на каждой части до тех пор, пока все не будет различено правильно.

Когда все эти условия выполняются надлежащим образом, то наблюдение происходит правильно»

В своих трудах Коменский подчеркивал, что точный порядок школы надо заимствовать у природы, что следует исходить из наблюдений над теми процессами, которые повсюду проявляет природа в своих действиях.

В своем знаменитом сочинении «Великая дидактика» он формулирует общие закономерности природы, применяя их к обучению:

  1. Природа тщательно приспосабливается к удобному времени.
  2. Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму.
  3. Природа избирает для своего воздействия подходящий предмет.
  4. Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке.
  5. Всякое свое действие природа начинает изнутри.
  6. Всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным.
  7. Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно.
  8. Начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет начатое до конца.
  9. Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного.

Для ознакомления детей с природой Я. А. Коменский предлагал использовать и книги с картинками. Им специально была создана первая в истории энциклопедия для детей «Мир чувственных вещей в картинках». Она содержит краткий обзор всего мира, наполнена рисунками, наименованиями, описаниями.

Такую книгу с картинками Я. А. Коменский предлагал использовать для пробуждения у детей интереса к познанию окружающего мира и для спокойного рассмотрения предметов и явлений природы в деталях. Раскрашивание черно-белых иллюстраций книги способствует закреплению имеющихся представлений детей о природе и формированию эмоционально-положительного отношения к ней. Указывая на множество положительных моментов использования книги с иллюстрациями, Я. А. Коменский все же предостерегал, что все предметы и явления следует показывать не только на рисунках, но и в реальности.

Жан-Жак Руссо́ (28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778) — французский философ, писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день. Также музыковед, композитор и ботаник.

Разрабатывая принцип свободного воспитания Жан Жак Руссо развил идею о том, что педагог должен не навязывать ребенку свои взгляды, а предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно. В книгах «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании» Ж.-Ж. Руссо изложил свои педагогические взгляды, в основе которых лежит теория естественного воспитания. Она тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве. Ж.-Ж. Руссо подчеркивал, что «все хорошо, что выходит из рук творца Вселенной, все вырождается в руках человека».

Таким образом, Ж.-Ж. Руссо считал, человек родится совершенным, но его уродуют современные общественные условия, в которых он живет. Поэтому воспитывать ребенка следует вдали от цивилизации, на «лоне природы».  Воспитание будет содействовать развитию ребенка, если приобретет естественный, природосообразный характер. Он полагал, что такое развитие обеспечивается совокупностью трех факторов: природы, людей, вещей.

Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства, люди учат, как ими пользоваться, вещи обогащают опыт. Но воспитание выполнит свою роль тогда, считал Ж.-Ж. Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно. Понимание Ж.-Ж. Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки Я. А. Коменским.

В отличие от чешского педагога Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитывать природо-сообразно — значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми… У детства свои, ему свойственные способы думать и чувствовать: нет ничего нелепее, чем заменять их нашими»

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Заслуга французского педагога состоит в показе ценности природы для развития личности человека. Чтобы ребенок мог познать природу, он должен как можно больше общаться с ней. Только непосредственное общение с природой будет духовно обогащать ребенка, развивать его личностные качества.

Ж.-Ж. Руссо был противником словесных методов ознакомления с природой. Ибо как бы ни воодушевленно, эмоционально, красочно не рассказывал воспитатель о красоте и запахах цветов, о чарующем пении птиц, о неповторимости закатов, ребенок его не поймет, если сам он этого не видел, не слышал, не чувствовал. Не стоит также воспитывать ребенка на книжных примерах, которых он часто не понимает. Наблюдение — вот один из основных путей познания природы.

Ж.-Ж. Руссо призывал организовывать наблюдения за предметами и явлениями непосредственно в окружающей природе. И был противником замены их другими средствами наглядности, типа картинки, карты, модели и т. д. Так, при ознакомлении с географией не нужны карты и глобус и т. п. География должна изучаться на окружающей местности. Педагог должен так организовать среду и деятельность ребенка в ней, чтобы ребенок мог собрать как можно больше фактов. «При исследовании законов природы начинайте всегда с явлений наиболее общих и наиболее наглядных и приучайте вашего воспитанника принимать эти явления не за доказательства, но за факты.

Ж.-Ж. Руссо выступает за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости на природе, самостоятельно осязая, слушая, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Иоганн Генрих Песталоцци (12 января 1746 — 17 февраля 1827) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Иоганн Генрих Песталоцци швейцарский педагог-демократ, гуманист, автор многих выдающихся теоретических работ по педагогике и блестящий экспериментатор. В своих работах «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей…», «Лебединая песня» и других он рассматривает многие педагогические проблемы, в том числе и вопросы содействия природы раскрытию в каждом ребенке всех его способностей. Причем понятие «природа» И. Г. Песталоцци рассматривал в двух аспектах: природа самого ребенка и окружающая ребенка природная среда.

Под влиянием идей Ж.-Ж. Руссо И. Г. Песталоцци признавал, что воспитание должно строиться в соответствии с особенностями человеческой природы и законами ее развития. Воспитание может быть успешным лишь в том случае, если оно носит природосообразный характер.

Выдвигая идею природосообразности, И. Г. Песталоцци не довольствуется теми чисто внешними аналогами природы, к которым прибегал Я. А. Коменский, и не идеализирует, как Ж.-Ж. Руссо, детскую природу, а полагает, что природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к саморазвитию, т. е. при рождении ребенка все способности и силы его находятся в состоянии зародыша и, естественно, стремятся выйти из состояния безжизненности, покоя. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить»’

Так же, как и великий чешский педагог Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци считал: «Чем большим количеством чувств ты познаешь сущность явления или какого-нибудь предмета, тем правильнее будут твои знания о нем» Но в понимании этого положения он пошел дальше Я. А. Коменского. Полагая, что органы чувств сами по себе доставляют нам только беспорядочные сведения об окружающем мире, И. Г. Песталоцци подчеркнул важность осознания, осмысления ребенком собственных впечатлений, чувств, переживаний.

Следовательно, задача общения ребенка с природой предполагает не только развитие органов чувств, но и активизацию развития самостоятельности мышления у детей. В связи с этим И. Г. Песталоцци перенес центр тяжести в процессе обучения с книг и слов воспитателя на наблюдение детьми предметов и явлений окружающей природы, т. е. на материал, доступный детям для восприятия и систематического наблюдения. Находясь на природе, ребенок постоянно сталкивается с многообразием красок, форм, звуков и других свойств предметов.

И даже без целенаправленного воспитания ребенок так или иначе воспринимает все это. «Если взять в виде примера естественную историю, то каждому ребенку, даже если он живет в самых стесненных условиях, знакомы, во всяком случае, не меньше шести млекопитающих, столько же рыб, птиц, насекомых, амфибий и червей».

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Уделив так много внимания роли природы в процессе развития детей, И. Г. Песталоцци с болью воспринимал не востребованность ее в дальнейшем школьном обучении. Он пишет: «Детям до пяти лет дают возможность полностью наслаждаться природой, любому впечатлению от природы позволяют на них действовать, дети ощущают силу природы, они успели уже насладиться ее непринужденностью и всеми ее прелестями <…>

И после того как дети целых пять лет наслаждались блаженством чувственной жизни, заставляют вдруг исчезнуть всю окружающую их природу <…> как овец, сбившихся в кучу в вонючей комнате; целыми часами, днями, неделями, месяцами и годами неумолимо заставляют рассматривать жалкие, неинтересные и однообразные буквы и, словно цепью, приковывают детей к образу жизни, столь отличному от их прежнего, что можно сойти с ума».

Высказанные более двухсот лет тому назад, эти слова и в настоящее время звучат очень актуально в рамках проблемы преемственности работы учреждений дошкольного образования и начальной школы по природоведению.

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 — 21 июня 1852) — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Фридрих Фребель — немецкий педагог, основатель теории дошкольного воспитания, организатор общественных дошкольных учреждений. Занимаясь проблемой индивидуального развития детей, ввел в педагогику понятие «саморазвитие» (один из ключевых терминов личностно ориентированного образования), рассматривая его как процесс выявления в ребенке божественного начала.

По мнению Ф. Фребеля, воспитание предназначено для выявления и развития в человеке творческих задатков. В своем развитии, полагал педагог, ребенок творчески повторяет исторические этапы человеческого сознания. В этой связи Ф. Фребель большое внимание в своей системе уделяет роли природы в развитии детей. Он писал, что природа рано начинает благотворно влиять на ум и сердце ребенка. Еще будучи на руках у матери, ребенок невольно обращает внимание на предметы ближайшей «среды», ближайшего окружения: сада, луга, поля, леса, села, города и т. д. Когда ребенок подрастет, необходимо специально организовывать наблюдения за явлениями и предметами природы.

У Ф. Фребеля есть интересная методическая рекомендация по этому поводу. Он считал важным предмет наблюдения не изымать из естественных условий обитания, из тех отношений, в которых он находится. Ребенок «тем более проникнется в сущность предметов природы и внешнего мира, если ему дать познать предметы в той естественной связи, в которой они находятся».

Для реализации этого необходимо организовывать прогулки и путешествия в природу, в процессе которых дети должны созерцать животных и растения «как бы в их жизни и в их обычных жилищах, как одни из них как бы впитывают в себя свет и тепло, а другие ищут темноты и тени, прохлады и сырости». Из этого Ф. Фребель делает интересное заключение, что путем наблюдений и нахождения взаимосвязей в природе в ребенке очень рано «сначала смутно, а потом все ясней и ясней будет развиваться великая мысль о внутренней, постоянной и живой связи всех вещей и явлений в природе».

Он рекомендовал чаще выводить детей в природу и предостерегал от ложных опасений некоторых воспитателей в отношении незнания названий встречающихся растений. Плохо, что педагог не знает этих растений, но еще хуже, если он по этой причине не выводит детей на прогулки. Ф. Фребель советует объектам, встречающимся в природе, давать местные названия. Если воспитатель не знает и таковых, «пусть название определится данным моментом, или, что еще лучше, дать предмету какое-нибудь приблизительное, хотя бы даже немного длинное название, пока не подыщешь общеупотребительного».

И однажды собственная прогулка Ф. Фребеля по живописным местам привела его к мысли назвать дошкольное учреждений «детским садом»:

Во-первых, он имел в виду, что дети большую часть времени будут проводить на открытом воздухе, в саду, под непосредственным влиянием природы.

Во-вторых, в переносном смысле — название «детский сад» означало: в воспитательном учреждении будет организован такой же уход за детьми, как в хорошем саду за растениями.

В детском саду он предложил организовать сад для детей.

Важность этого сада Ф. Фребель видел в том, что появляется возможность:

  • постоянно с детьми наблюдать природу;
  • давать детям понятие о ботанике;
  • изучать садоводство и огородничество;
  • развивать чувство религиозности;
  • внушать правила общественной жизни.

Идеи Ф. Фребеля об использовании наблюдений, труда, игр в природе в процессе развития ребенка во многом актуальны и сегодня. Но не следует забывать, что конечная цель познания ребенком природы, по Фребелю, это познание Бога.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Мари́я Монтессо́ри (31 августа 1870 — 6 мая 1952) — итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка.

Мария Монтессори провозглашала теорию само­воспитания и самообучения. Она всячески поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком со стороны взрослого. В своей работе «Дом ребенка. Метод научной педагогики» итальян­ский педагог с иронией отмечает: «Воспитание, даваемое современ­ной хорошей матерью или учительницей, заключается, например, в приказе ребенку, бегающему по цветнику, не трогать цветы и не топтать травы».

В результате своих рассуждений о развитии детей она пришла к отрицанию активной роли педагога и четко определила, что одним из факторов, содействующих этому, является окружающая ребенка природа. Природа способствует физическому развитию ребенка. В этом легко убеждаются, когда «детям дают расти на открытом воздухе, в общественных садах или же на много часов оставляют их полуна­гими на берегу моря, под прямым воздействием солнечных лучей. Все больше и больше распространяются морские и горные колонии, и все это укрепляет людей в сознании того, что наилучший способ оздоровить ребенка, это — погрузить его в природу».

Однако, как пишет М. Монтессори, «интересы психической жиз­ни требуют, чтобы мы приводили душу ребенка в соприкосновение с мирозданием и чтобы он мог открыть ее прямому воздействию вос­питательных сил самой природы». Под воспитательным воздействи­ем природы на ребенка понималось в первую очередь нравственное развитие. Общение с природой способствует развитию таких нрав­ственных чувств и качеств, как: усердие, заботливость.

М. Монтессори в работе «Дом ребенка» выделяет ряд положений, раскрывающих влияние природы на жизнь ребенка:

1. Ребенок, приступая к наблюдению природы, постепенно начинает заботиться о живых существах.

2. Ребенок самостоятельно учится предусмотрительности, когда узнает, что жизнь растений, посаженных им, животных зависит от его заботы о них. Монтессори полагает, что между ребенком и живыми организмами зарождается какая-то таинственная связь, заставляющая его выполнять известные, определенные акты без вмешательства педагога.

3. В процессе труда в природе дети приучаются к терпению, доверчивому ожиданию, когда они кладут в землю семя и ожидают его всходы, видят первое проявление бесформенного растеньица и следят за его ростом, цветением и превращением цветка в плод, замечают происходящие с ними изменения, сравнивают. Так дети постепенно приобретают спокойную уравновешенность сознания.

4. Ребенок должен следовать по естественному пути развития человечества, такое воспитание приводит в гармонию эволюцию

Наблюдение. В отличие от своих предшественников Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др., которые уверяли, что постоянное общение ребенка с природой способствует разви­тию внешних органов чувств, М. Монтессори стояла на позиции, что только хорошо развитые органы чувств способствуют эффективному наблюдению за окружающей природой.

Она пишет: «Мы не можем развивать наблюдательность, говоря ему: «Наблюдай!» Ему надо дать средство для такого наблюдения; средства же эти создает воспитание чувств.  Утонченные чувства облегчают внимательное наблюде­ние окружающей среды, и среда бесконечным разнообразием при­влекает внимание и довершает дело психосенсорного воспитания».

Итальянский педагог предложила упражнения, побуждающие к на­блюдению среды:

Во-первых, упражнения со специальными дидактическими материалами. Она полагала, что, «дав ребенку дидактические материалы, способные развивать его чувства, мы должны ждать, пока в нем не зародится наблюдательность»

Во-вторых, это раскрашивание контурных рисунков. М. Монтессори предлагала давать детям множество контурных рисунков, изобра­жающих цветы, бабочек, деревья, животных, простые ландшафты с травой, небом, домами и человеческими фигурами для раскрашива­ния карандашами и красками. Эти рисунки помогают педагогу изу­чить представления детей о предметах и явлениях природы. «Если, например, ребенок рисует цыпленка красным, а корову зеленым, то это показывает, что он еще не умеет наблюдать».

М. Монтессори обращала внимание на необходимость эмоцио­нальной окрашенности взаимодействия ребенка с природой. Надо приучать детей восхищаться каждой, даже самой незначительной, частицей природы, будь то цветок или муравейник, понимать ее гар­монию и беречь. На современном этапе элементы теории М. Монтессори доста­точно широко внедряются в практику работы с детьми дошкольного возраста. На основе идей итальянского педагога разрабатываются разнообразные упражнения с Монтессори-материалом.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Для становления экологического образования дошкольников в России огромное значение имеет учение К. Д. Ушинского о природе в первоначальном обучении. К. Д. Ушинский справедливо считал природу важным средством воспитания детей. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня.

Природу К. Д. Ушинский — считает важнейшим средством воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание высоких чувств и душевного благородства. Ушин. неизменно связывал с воздействием на ребенка родной природы. Воспитание средствами природы связано педагога с идеями народности.

Голос родной природы полон для К. Д. Ушинского мыслями, чувствами, полон поэзии, которая одна способна воспитать душу ребенка в любви к Отчизне. Особое место и значение К. Д. Ушинский отводит природе в интеллектуальном развитии ребенка. В первую очередь он обращает внимание на влияние природы на развитие речи дошкольников. Развитие же речи он тесно связывает с развитием мыслительных процессов и операций. Раскрывая методику работы с детьми по ознакомлению их с миром природы, Ушинский особое значение предлагает уделять наблюдениям в природе и формированию у дошкольников такого качества личности, как наблюдательность.

Под наблюдательностью он понимает способность видеть предметы во всех их качествах, свойствах, проявлениях. К. Д. Ушинский называет два условия развития наблюдательности:

  • наглядность обучения;
  • изложение материала в системе и последовательности.

Наряду с этим К. Д. Ушинский обращает внимание и на отбор содержания знаний о природе для детей. Он предлагает знакомить детей как с миром растений, так и с животным миром, а также с предметами неживой природы. В основе отбора содержания знаний о природе для детей, по его мнению, должен быть положен принцип доступности материала и принцип наглядности.

В славной плеяде последователей К. Д. Ушинского почетное место принадлежит Е. Н. Водовозовой. Сочинение Е. Н. Водовозовой «Умственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» было настольной книгой каждой матери и воспитательницы. Став библиографической редкостью, эта книга не утратила педагогического интереса и в наше время.

Е. Н. Водовозова — разработала программу наблюдений для маленьких детей, отобрав определенный круг явлений и предметов из окружающей жизни.

Впервые в русской педагогике Е. Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми следует знакомить ребенка при наблюдении во время прогулок и экскурсий.Она разработала программу ознакомления дошкольников с природой и разделила материал по возрастам.

«При развитии ребенка в первом возрасте мы больше всего останавливаем его внимание на животных, так как в это время ребенка особенно занимает все живое и движущееся». Знакомство с живым миром, по мнению педагога, должно проводиться наглядным путем, сопровождаться оживленным разговором, беседой или кратким рассказом о том, что ребенок видит. Все наблюдения необходимо пояснять, их назначение в том, что-бы помочь ребенку осознать видимое, уточнить его представления, развить речь, обогатить его словарь, а также приучить детей с раннего возраста быть внимательными к животным.

Е. Н. Водовозова предупреждала, что детям необходимо показывать живые, характерные стороны предмета, искусно закрывая в то же время то, что понять им не под силу. Она считала огромной ошибкой со стороны воспитателя указывать младшему дошкольнику на детали предмета или рассказывать о том из жизни животных или птиц, чего в данную минуту нет перед глазами. Е. Н. Водовозова указывала, что ребенку надо дать живой конкретный видимый образ, или ему останется чуждой та жизнь природы, при наблюдении которой мало-помалу развивались бы в нем ум, находчивость, сочувствие к окружающему миру.

«Вам следует сначала все показать ему в той живой, занимательной картине, которую представляет действительность, чтобы потом он на самом деле приобрел основательные знания». По мере развития ребенка его внимание нужно привлекать к более широкому кругу природных явлений: деревья, растения, цветы, бабочки, птицы; бывать в саду, в поле, в лесу.

Рассматривая деревья – показать лиственные и хвойные, сравнить листья и хвою; посмотреть эти деревья зимой. Е. Н. Водовозова считала полезным для развития ребенка держать (в зимнее время) в доме двух-трех животных (кошку, собаку, морскую свинку, ежа, черепаху, рыбку). Детей нужно привлекать к уходу за ними и бороться с проявлениями жестокости по отношению к животным.

Круг представлений о растениях и животных должен определяться местными природными условиями. Необходимо знакомить детей с самыми известными породами деревьев и растений, наиболее известными животными, «находящимися на русской почве».

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В уголке природы хороший воспитатель должен организовать наблюдения детей за развитием растений в различных условиях, как, например, посадку растений (горох, бобы, пшеница) в земле, в воде. Нужно подвести ребенка к наблюдению за произрастанием, показать ему наглядно значение влаги, света, солнца для растений; добиться, чтобы ребенок осознал наблюдения. В каждое время года под руководством воспитателя уголок природы пополняется характерными для этого сезона материалами.

Е. Н. Водовозова рекомендовала следующие методы и формы ознакомления дошкольников с природой: наблюдения, экскурсии, прогулки, организация живых уголков, детский огород и цветник, беседы, художественный рассказ педагога, использование картин художников, календаря природы. Из них она справедливо отдавала предпочтение непосредственному общению ребенка с природой. При выборе этого пути ею были верно учтены особенности мышления ребенка, его стремление к активности.

Очень высоко Е. Н. Водовозова ценила в воспитательном отношении труд детей в природе. «Это должно быть, – писала она,– чуть ли не главной задачей воспитания». Воспитание трудолюбия должно начинаться с приучения детей к самообслуживанию, привлечения к огородным работам (выращивание овощей и цветов), к уходу за животными.

Неоднократно подчеркивала Е. Н. Водовозова значение непосредственного общения ребенка с природой, наблюдения картин природы для эстетического развития. Систематические наблюдения картин и явлений природы, рассматривание ребенком их в целом, а затем отдельных частей, сравнение, сопоставление, развитие наблюдательности и любознательности – все это исследовательница считала основными предпосылками эстетического развития дошкольников.

Е. И. Тихеева — активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство К. Д. Ушинского и других педагогов.

В работе «Дошкольное воспитание и детский сад» Е. И. Тихеева предлагает осуществлять одно из требований Ж. Руссо и К. Д. Ушинского – воспитывать детей среди природы, причем необходимо учить их наблюдать эту природу. «Природа является обстановкой наиболее естественной и существенной в своем  воспитательном воздействии. Она закаляет здоровье и силы ребенка, врачует, утончает органы восприятия, развертывает условия совершенной наглядности, обогащает представлениями и знаниями…благоприятствует обогащению и развитию языка детей».

При приеме детей в детский сад Е. И. Тихеева рекомендовала в числе прочих задавать им такие вопросы:

  1. Был ли в деревне?
  2. Где именно, как она называлась?
  3. Видел ли ты лес, поле, луг, реку, огород, сад?
  4. Каких ты знаешь животных, птиц?
  5. Чем люди занимаются в деревне?
  6. Когда лучше: зимой или летом?
  7. Видел ли ты небо, солнце, звезды?
  8. Слышал ли ты, как гремит гром?

На основе полученных во время опроса данных Е. И. Тихеева рекомендовала строить занятия с детьми.

Элементами их могут быть:

  • наблюдения красоты в природе: в общем и в частностях;
  • художественное музыкальное восприятие;
  • слушание художественных сказок и других литературных произведений;
  • просмотр произведений живописи.

Заслуживают внимания рекомендации Е. И. Тихеевой по проведению экскурсий в природу с детьми: сначала необходимо предоставить детям возможность собственными глазами увидеть лес во всей его красоте и разнообразии издалека, затем услышать звуки леса, обонять его запахи. То есть необходимо сначала создать более целостное впечатление от объекта, не отвлекать внимание частностями и подробностями, а затем обращать внимание на детали. В заключение экскурсии Е. И. Тихеева предлагает принести из лесу природный материал и использовать его для разнообразных игр и занятий.

Е. И. Тихеева разработала план-программу ознакомления дошкольников с природой, в которой выделила разделы: времена года, животный и растительный мир, наблюдение труда людей в природе. Она считала, что каждый педагог, познакомившись с окружающей обстановкой, основательно разобравшись в ней и распределив материал соответственно педагогическим целям и задачам, должен составить подробный план-программу для каждой возрастной группы в отдельности.

Экологическое воспитание в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского – это получение положительных чувств от окружающего мира, которые в дальнейшем будут иметь большое значение для духовного роста ребенка. Сухомлинский выстроил тонкую педагогическую систему, ориентированную на природоохранное обучение и воспитание. Общественное воспитание, по мнению педагога, не должно отделять ребенка от окружающего мира.

В. А. Сухомлинский всегда подчеркивал, что надо обучать учащихся понимать природу, заботиться о сохранении и приумножении ее богатств. Важнейшие условия воспитания бережного отношения к природе — это познание и изучение родного края, развитие у учащихся положительных эмоциональных проявлений по отношению к окружающим объектам, активная практическая деятельность. Познания и изучения природы края следует начинать с наблюдений в природе.

Выдающийся педагог сформировал ряд советов по организации наблюдений для повышения их эффективности: наблюдение должны вызывать чувство радости, сопровождаться короткими, эмоционально насыщенными рассказами о данном объекте, необходимо обратить внимание на красоту окружающего мира.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Именно методам непосредственного ознакомления детей с природой В. А. Сухомлинский придавал первостепенное значение. Придавая исключительное значение исследовательскому характеру учебной деятельности, Сухомлинский считал, что, думая, изучая и сопоставляя, дети открывают истину или же видят, что для ее открытия необходимы новые наблюдения, экспериментирования. Важно, чтобы активное восприятие мира началось еще в молодом возрасте, а в раннюю юность человек вступил уже со сложившимися устойчивыми убеждениями.

Научно-педагогическое и практическое наследие Сухомлинского, его идеи относительно общения и взаимодействия школьников с природой актуальны для современных учебных заведений. Многогранность творческого наследия выдающегося педагога глубоко изучается во многих странах мира и обогащает современную педагогическую мысль.

Итак, проблема экологического образования, зародившаяся в теории и практике прогрессивных зарубежных и русских педагогов и просветителей, всегда была центральным вопросом воспитания. Особое внимание уделялось использованию природы как средства умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2767

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке