Так по крайней мере думал я, стоя на берегу широкого Енисея и с жадностью глядя на его воду, которая с страшной силой и быстротой мчится в суровый Ледовитый океан. В берегах Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги, и кажется странным, что этот силач не смыл еще берегов и не пробуравил дна. На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том – горы.

Енисей и художники

Енисей писали многие красноярские художники. Среди них первым был В. И. Суриков. В его этюдах Енисей запечатлен еще необжитым, суровым, могучим, каким и видел его Чехов. Много рисовал и писал Енисей ученик Сурикова — видный сибирский художник — живописец и график Д. И. Каратанов. Продолжал разрабатывать тему о Енисее А. П. Лекаренко. К образу родной реки в той или иной мере обращаются все красноярские художники пейзажисты. Но не только сибиряки влюблены в великую реку, давно ставшую одним из символов России. На Енисее бывали такие выдаюшиеся московские живописцы, как А. М. Грицай, П. П. Кончаловский, Я. Д. Ромас, В. Ф. Стожаров и другие.

Многообразна тематика, которая связана у Ряннеля с Енисеем. Художник хорошо изучил своеобразный нрав реки, ее изменчивые краски в различных местах течения и в зависимости от погодных условий. Он не однажды совершал «походы» по реке то на плотах, то на самоходных баржах и теплоходах от ее истоков до низовья. И, как оказалось, изображать Енисей трудно. Он не сразу покорился Ряннелю. Вот что рассказывает художник: «Как ни странно, все началось с заказа. Мне предложили написать два пейзажа о Енисее. Недолго думая, я принял заказ. Я вырос на Енисее, постоянно из года в год путешествую по его голубым просторам и накопил значительное число этюдов. Казалось, что собранного материала вполне достаточно. Но когда я вплотную взялся за работу, мой оптимизм быстро прошел. Поиски выразительного решения заставили меня убедиться в том, что я знаю о Енисее все же мало. Не был найден художественный образ великой сибирской реки»

Художники продолжают поиски многоликой реки. Прозрачный, с белыми бурунами в Тодже; темно-зеленый, с отражением белых облаков в горах Саян; неукротимый и стальной у причалов Красноярска и Игарки; спокойный, до сорока километров в ширину — в районе Нассоновских островов… В одной картине невозможно рассказать о тех чувствах и волнениях, которые дарит Енисей человеку, побывавшему на его берегах. «Енисей как тема для художника, — говорит Ряннель, — представляется очень грандиозной, и я никак не могу осмыслить пластический символ для выражения в одном прямоугольнике полотна»

Картины, отображающие всю величавость Енисея

Картине «Рождение Енисея» предшествовал ряд полотен, посвященных реке. Среди них следует отметить «Енисей. Казачинский порог». Стремительный поток, высокие стальные гребни бурлящих волн, общий свинцово-серебристый колорит холста создают впечатляющую картину о могучем исполине. Кто бывал в тех местах, знает, что даже сегодня порог преодолевают лишь самые мощные теплоходы. Другим помогает специальный буксир-туер.

Низовья Енисея показаны в картине «Енисей. Белая ночь». Неохватная ширь полноводного Енисея уходит к далекому горизонту, где в сумраке белой ночи сливаются и река, и берега, и небо. Легкая гамма красок и рассеянный свет передают ощущение торжественной красоты, несмотря на бедный, на первый взгляд, ландшафт.

Одно из красивейших зрелищ — весеннее пробуждение реки мы видим в картине «Енисей. Ледоход». Полный свежих весенних сил вскрылся он, и пошли по нему торжественно льдины, отражаясь в прозрачной зеленоватой воде. Живопись полотна построена на холодных светло-голубых, зеленовато-серых и легких фиолетовых тонах. Свободные, тонкой кладки мазки, подчеркивая силу течения на открытом плесе и корпусные на льдинах точно передают краски сибирской весны поры ледоходов.

В особую группу следует выделить пейзажи Ряннеля «Тропа великанов», «Угрюм-река», «Сердце Саян», «Подкаменная Тунгуска», «Мунгун Тайга». Сюда же можно отнести рассмотренные выше «Горные кедры» и «Рождение Енисея». В этих эпических пейзажах видишь раздумья художника, его глубокую сосредоточенность. Он много думает над сюжетом, который по замыслу должен быть прост и значителен одновременно. Сочиненное полотно, по мысли художника, должно быть содержательным, даже философическим, сохраняя при этом жизненную трепетность.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Вывод

Стоит заметить, что во всех картинах есть какой-то свой смысл, скрывающийся то в ярких, то я тусклых красках. Каждый художник показывает тот Енисей, который видит он. У каждого Енисей – свой. У Енисея много масок. Одна показывает тихую, спокойную гладь. Другая отображает красочное и торжественное настроение. Однако, несмотря на всю его многоликость, в пейзажах он все еще остается Могучим Богатырем, который  защищает свой город – Красноярск.