С течением времени Ярославль отказывает ему от княжения. После смерти старших братьев Федор возвращается в Смоленск. Но и здесь его ждет неудача: смоляне отвергают его — потомка исконных Смоленских князей.
В XIII веке большинство русских княжеств стали частью Монгольской империи. Волею судьбы Федора берут на службу в Орду «улусником», где ему оказывают доверие и княжеские почести. Живя в Орде, Федор ставит несколько православных храмов. После смерти Анастасии Федор берет в жены ордынскую княжну, ставшую в крещении Анной. У них рождаются два сына — Давид и Константин. С татарской ратью Федор Черный возвращает свой Ярославский удел. Федор выбирает курс на союз с татарами, что принесло свои тактические выгоды — ордынцы на десятилетия забывают дорогу на Ярославль. Ордынская царевна, ставшая Ярославской княжной, становится гарантом покоя и мира в княжестве, равно как и сыновья Федора и Анны.
Федор и его сыновья на длительное время обеспечили благополучие Ярославля и Ярославского княжества, проводя тактику дипломатии и миротворчества в отношении с Ордой, ее христианизации. В этом состоит подвиг общественного служения Федора, по-своему защищавшего свое княжество от татаро-монгол. Этим Федор Черный развил и продолжил дело Александра Невского по смягчению тяжести татарского ига и сохранению православной веры.
Накануне своей смерти, последовавшей в 1299 году, Федор принимает схиму, раскаиваясь в своих грехах и заблуждениях, в пролитии крови в междоусобных распрях, т.к. дважды пытался завоевать принадлежавший ему по праву крови, но неподвластный Смоленск.
Федор Черный и его сыновья были канонизированы Церковью в 1463 году. На иконах Федор в образе старца-схимника изображается вместе с Давидом и Константином, одетыми в княжеские платья.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru