Это созвучно таким явлениям самоорганизации как ритмические колебания, фазовые переходы и др. В античности – на основе различных вариантов понимания бытия (пармелидовского и гераклитовского, или метафизического и диалектического) – стали складываться первые концепции социального бытия. Как и на Востоке, так и в Греции они носили ярко выраженный циклический характер. Таковы воззрения Конфуция, Геродота, Фукидида, Полибия. Всякая изменчивость в социальном бытии человека рассматривается как определенная фаза какого-то цикла, завершение которого означало возврат к исходному состоянию.
Сейчас современные ученые ищут пути решения выхода из критической ситуации, с целью перейти, на устойчивое развитие всей планеты, так и в древности мыслители пытались понять, каким образом жизнь человека можно сделать более безопасно и комфортной
Концепция устойчивого равзития социума может быть рассмотрена как минимум, в четырех аспектах: 1) как теоретическая конструкция, представляющая собой идеальную модель бытия социума; 2) как парадигма, т.е. модель постановки и решения теоретических и практических проблем; 3) как доктрина, т.е. программно-стратегический документ того или иного социального образования (государства, международной организаций); 4) как идеология, т.е. система ценностей, конечных целей и принципов выбора средств их достижения
В философии Гераклита, как и во всей древнегреческой мысли, господствовало понятие космической справедливости, которая «предотвращает возможность того, чтобы борьба противоположностей когда-либо завершилась полной победой одной из сторон». Справедливость – это космический принцип, выражающий сбалансированность, мерную определенность всего сущего. Следовательно, безмерность есть нарушение справедливости и она наказуема. Прекрасна надлежащая мера во всем, как говорили античные мудрецы. Справедливость, понимаемая как закон меры, является имманентной характеристикой космического порядка. В обществе такой мерой, на наш взгляд, является степень удовлетворения разумных потребностей человека. Опасно как сверхпотребление богатых, так и недопотребление бедных. Поэтому главная проблема устойчивого развития общества предстает как проблема справедливости.
Ориентация России на цели устойчивого развития позволит в значительной степени направить реформы по опережающей, стратегически эффективной траектории, поможет нашей стране стать одним из лидеров перехода к новой экологобезопасной цивилизационной парадигме в XXI в.