Реализация местного самоуправления как формы публичной власти в Российской Федерации предполагает широкое использование населением форм прямого волеизъявления. Это выражается в конституционно-правовых полномочиях местного самоуправления. В ч. 2 ст. 130 Конституции РФ закрепляется следующее положение: местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В системе местного самоуправления прямое народовластие способствует эффективному решению вопросов местного значения, а также выработке муниципальных правовых актов, имеющих большое общественное значение на любой территории. Разнообразные формы прямой демократии являются связующим звеном между населением, выборными и иными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, эффективным способом оценки деятельности органов и должностных лиц.
В ст. 25 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусматривается возможность осуществления полномочий органов местного самоуправления институтами прямой демократии. В поселениях с численностью жителей не более 100 человек, обладающих избирательным правом, для осуществления полномочий представительного органа муниципального образования проводится сход граждан, в том числе отнесенных к его исключительной компетенции.
В Законе об общих принципах организации местного самоуправления содержатся следующие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:
1. местный референдум (ст. 22);
2. муниципальные выборы (ст. 23);
3. голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (ст. 24);
4. сход граждан (ст. 25); ,
5. правотворческая инициатива граждан (ст. 26);
6. территориальное общественное самоуправление (ст. 27);
7. публичные слушания (ст. 28);
8. собрание граждан (ст. 29);
9. конференция граждан (собрание делегатов) (ст. 30);
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
10. опрос граждан (ст. 31);
11. обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32);
12. другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении (ст. 33).
Закон об общих принципах организации местного самоуправления впервые закрепил принципы добровольности и законности осуществления населением местного самоуправления.
Государственные органы и их должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении и участии в осуществлении местного самоуправления.
Самой простой и доступной формой взаимодействия граждан с органами местного самоуправления по всем важным вопросам, на мой взгляд, является работа депутатов с обращениями граждан. Отследить результаты такой работы можно путем анализа документов, собственного наблюдения или анкетирования граждан. Именно эту форму участия граждан в управлении муниципальным образованием, по мнению Чиркина, можно считать самой демократичной и самой распространенной.
Игнатюк считает, что работа депутатов не ограничивается работой с обращениями граждан, точно так же, как и население участвует в управлении муниципальным образованием не только посредством взаимодействия с органами власти, но и в других, не менее важных и демократичных формах управления. И в идеале это взаимодействие должно осуществляться в комплексе всего многообразия форм управления.
Зотов так же считает работу депутатов наряду с территориальными общественными самоуправлениями наиболее демократичной формой участия граждан в осуществлении правотворческой инициативы граждан.
Все волнующие граждан вопросы можно задать на официальном сайте Нижнекамского муниципального района в разделе «интернет-приемная». Также можно обсудить некоторые вопросы при личной встрече с любым из депутатов. Для этого у каждого депутата есть специально отведенное время. Записаться на прием можно по телефону.
Работу с обращениями граждан в органах местного самоуправления Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан осуществляет Отдел делопроизводства и работы с обращениями граждан, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Законом Республики Татарстан №10-ЗРТ от 19.02.2007г. «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан», распоряжением Главы Нижнекамского муниципального района №179 от 22.11.2006г. «Об утверждении служебного регламента органов местного самоуправления «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан» (с изменениями, внесенными Распоряжением от 13.05.2008г. № 87).
Организацию личного приема граждан (устное обращение) в органы местного самоуправления района обеспечивают специалисты отдела делопроизводства и работы с обращениями граждан.
Личный прием граждан проводится еженедельно (1 раз в неделю). Для удобства жителей города и района ведется ежедневная запись на прием с 8.00 до 12.00 часов (кроме выходных и праздничных дней).
Специалисты Отдела делопроизводства и работы с обращениями граждан оказывают гражданам информационно-консультативную помощь, и вправе направить заявителя в соответствующее структурное подразделение, в зависимости от тематики вопроса.
Устные обращения граждан на личном приеме берутся на контроль.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Результатом рассмотрения обращения гражданина является разъяснение по существу вопроса, с которым он обратился, либо принятие решения по разрешению поставленного заявителем вопроса.
Работа с письменными обращениями граждан в органах местного самоуправления муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан организуется согласно Федеральному закону от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Гражданин в своем письменном обращении, а также в обращении, поступившем в электронном виде в обязательном порядке указывает наименование органа местного самоуправления, в которое направляет письменное обращение, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждении своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы, либо их копии. Поступившие обращения граждан, подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган местного самоуправления в соответствии с регламентом по ведению автоматизированного делопроизводства.
Если письменное обращение, содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органов местного самоуправления или должностного лица, то оно направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.
Таким образом, реализация местного самоуправления как формы публичной власти в Российской Федерации может осуществляться в нескольких формах, однако по мнению ряда авторов книг по государственному и муниципальному управлению одной из самых демократичных и распространенных форм можно считать работу органов местной власти с обращениями граждан.