Франсуа Куперен (Couperin)

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

(1668-1733)

Франсуа Куперен (Couperin)

Французский композитор. Родился 10 ноября 1668 в Париже, происходил из семьи известных французских музыкантов, которая процветала на протяжении 17–18 вв.

Франсуа Куперен, которого потом прозвали «le grand» — «великий», стал в 1685 органистом церкви св. Гервасия в Париже (этот пост он занимал до самой смерти), а через 8 лет поступил на службу в Королевскую капеллу. Его известность как органиста не уступала его славе клавесиниста; игре на клавесине Куперен обучал дофина и других членов королевской семьи.

Куперен написал немало песен и духовных сочинений (как вокальных, так и для органа), но славу ему принесли светские инструментальные произведения, особенно пьесы для клавесина и трио-сонаты (жанр, ставший популярным во Франции именно благодаря Куперену).

Среди сочинений камерно-инструментальных жанров выделяются «Королевские концерты» (Concerts royaux), написанные в 1714–1715 для Людовика XIV (напечатаны в 1722) и трио-сонаты «Нации» (Les Nations), появившиеся в 1726.

Знаменитый «Инструментальный концерт-апофеоз, посвященный бессмертной памяти несравненного Господина де Люлли» (Concert instrumental sous le titre d’apotheose composea la memoire immortelle de l’incomporable Monsieur de Lully, 1725) показателен в двух аспектах. Здесь Куперен воплощает свою идею соединения стиля А. Корелли, сочинениями которого он восхищался и которому посвятил большую трио-сонату «Парнас, или Апофеоз Корелли» (Le Parnasse ou l’apotheose de Corelli, 1724), со стилем Ж. Б. Люлли.

Иначе говоря, Куперен стремился, с одной стороны, соединить мелодику, присущую итальянскому стилю, с французской манерой (эти два стиля в ту эпоху соперничали между собой), а с другой, придать своим композициям повествовательный, программный характер. Обе эти тенденции присутствуют в лучших произведениях Куперена – клавесинных сюитах, которые композитор назвал «Les Ordres» («ряды», «последовательности») и опубликовал в четырех тетрадях (1713, 1717, 1722 и 1730).

В стилистическом плане эти пьесы, как и все камерное творчество Куперена, демонстрируют сочетание контрапунктического и гомофонного (гармонического) письма; они отличаются богатством орнаментики, изобилием мелизмов.

Умер Куперен в Париже 12 сентября 1733.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы