Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Глобализация и институты трудового права РК»

Высокое место, которое сейчас занимает Республика Корея в мире по объему валового внутреннего продукта, по объему промышленного производства, внешней торговли, потребительского спроса, качества предоставляемых услуг, по производству научно-технической продукции, по внедрению и использованию информационных технологий в производство,  науку,  средства массовой информации и  быт, по количеству и качеству заявок на изобретения, по уровню образования связано не только с общими историческими тенденциями развития страны, но и с активной вовлеченностью ее  в процессы глобализации.

Написание доклада за 4 часа

Республика Корея в максимальной степени использует все выгоды, вытекающие из нынешней глобализации.  При этом мы понимаем глобализацию не как утверждение однополярного мира,  а как объективный процесс интернационализации экономической, социальной, моральной и даже культурной жизни общества.

Это связано с активным участием Республики Корея в интернационализации экономических связей, расширением рынков сбыта южнокорейской наукоемкой и высокотехнологической продукции, перемещением капитала, что, например, позволило южнокорейским компаниям занять в 2005 г. более половины рынка мобильных телефонов США.

Разумеется, глобализация дает не только позитивные результаты, но и привносит в страну такие явления, которые многим людям в Корее кажутся разрушающими национальные традиции, национальную культуру и общественные отношения, в том числе и трудовые. Она ведет к утверждению в обществе стандартов массовой культуры. Конечно, при этом сохраняется национальное своеобразие. Но основные параметры и суть влияния массовой культуры на подрастающее поколение остаются такими же, что и в западных странах, с ростом индивидуализма, раскрепощенности, а то и распущенности  нравов, изменением семейных отношений.

Одним их элементов глобализации является сближение национального трудового законодательства со стандартами Международной организации труда (МОТ). Это связано не только со все большей межстрановой и межрегиональной трудовой миграцией работников  разного уровня квалификации. Глобализация способствует вступлению все большего числа стран во Всемирную торговую организацию (ВТО), которая утверждает равные конкурентные условия, в том числе труда, для всех ее членов. Невозможно вступить в ВТО, не будучи членом МОТ и не беря обязательств по соблюдению ратифицированных конвенций МОТ.    Трудовое право Республики Корея развивается в направлении все более полного соответствия стандартам МОТ. Это приводит к возникновению новых характеристик существующих институтов трудового права, а также к возникновению новых и распространению сферы действия их на все более широкие слои трудящихся.

Под институтом права понимается объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений. Институт права регулирует не всю родовую совокупность общественных отношений, а лишь их отдельные стороны и особенности, дифференцированно проявляющиеся в поведении людей. Институт права выделяется своим предметом, т.е. спецификой  и характером общественных отношений или отдельными сторонами (элементами) какого-либо конкретного вида общественных отношений в соответствии с задачами и функциями государства на данном этапе его развития. То есть предмет права – это та сфера общественных отношений, на которое распространяется конкретная юридическая норма, право.

Институты права отличаются не только предметом регулирования, но и методом регулирования. Под методом регулирования понимается набор юридического инструментария, при помощи которого государство оказывает влияние на волевое поведение участников тех или иных общественных отношений. А методы регулирования в праве обычно делятся на императивные (обязывающие, принуждающие), диспозитивные (допускающие варианты) методы, метод поощрения (различные методы стимулирования трудовой активности, творческого отношения к труду), метод автономии и равенства сторон (особенно проявляется при заключении коллективных договоров и ведении коллективных переговоров), метод рекомендаций (обычно применяемый государством для разрешения конфликтов между организациями работодателей и общенациональными профсоюзными объединениями), метод убеждения и принуждения (применяется в большей степени при трудовых конфликтах, особенно когда речь идет о забастовках).

Трудовое право относится к отраслям материального права, соответственно, и институты трудового права представляют собой институты материального права. Вместе с тем, в трудовом праве, например, Южной Кореи содержатся процессуальные нормы, касающиеся норм и форм реализации соответствующих институтов. В большей степени это относится к указам президента РК о введении законов в действие, которые в Южной Корее является неотъемлемой частью трудового права страны.

В трудовом праве выделяются как самостоятельные институты, так и субинституты.

В юридической литературе России нет единого мнения относительно того, какие нормы в сфере трудовых отношений отнести к институтам. Например, наиболее предметно занимающиеся вопросами трудового права ученые из Академии труда и социальных отношений (АТиСО) к институтам трудового права современной России дают следующий закрытый перечень:

— трудоустройство (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с подысканием гражданам подходящей работы);

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

— трудовой договор (объединяет нормы, регулирующие прием на работу, переводы и увольнения);

— профподготовки и повышения квалификации кадров непосредственно на производстве;

— рабочего времени и времени отдыха;

— нормирования труда;

— оплаты труда;

— дисциплины труда;

— материальной ответственности;

— охраны труда;

— надзора и контроля за охраной труда и соблюдения трудового законодательства.

Следовательно, по смыслу этого перечня, другие нормы, например, найм женщин, несовершеннолетних, людей с ограниченными возможностями и т. д.  нужно отнести к субинститутам.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Авторы же учебника «Общая теория государства и права» под редакцией проф. М. Н. Марченко  в числе институтов трудового права называют пенсионное право. Трудовую дисциплину они считают, в отличие от авторов из АТиСО, субинститутом трудового права.  Они же считают страховое право   подотраслью трудового права. Из этого следует, что вопросы социального страхования относятся к сфере трудовых отношений,  следовательно, такие нормы, как страхование при нечастных случая на производстве, при заболеваниях, при выходе на пенсию, при беременности и родах, а соответственно, и вопросы выплат при наступлении страховых случаев, также относятся к институтам трудового права.

Пйраво на труд является фундаментальным институтом всего трудового права. Без такого института, как право на труд, вообще невозможно трудовое право.

В Республике Корея это право закреплено также в Конституции (Статьи 32, 33). При этом статья 32 называется «Права и обязанности в сфере труда, предпочтения для заслуженных людей». В части первой статьи 32 записано: «Все граждане имеют право на труд. Государство  должно социальными и экономическими методами обеспечить надлежащие условия найма и заработной платы трудящихся, устанавливать минимальный размер зарплаты».  В части второй статьи установлено: «Все граждане обязаны трудиться. Содержание и условия реализации обязанности трудиться будут установлены государством в виде закона в соответствии с демократическими принципами».

Таким образом, в трудовом праве РК есть институт обязанности труда, которого нет в трудовом праве России или США, но который также есть в трудовом праве КНДР, Японии и КНР и был в трудовом праве СССР. Правда, тенденция развития демократии и  прав человека в РК такова, что можно прогнозировать, что в пределах жизни нынешнего поколения людей этот институт также исчезнет и будет изъят из Конституции. Тем более что в реальности многие граждане либо из-за безработицы, либо из-за ограниченных физических или духовных возможностей, либо по семейным обстоятельствам не имели возможности работать или просто не работали вне зависимости от личного желания или нежелания. Поэтому эта конституционная норма, а, следовательно, и институт трудового права, не в полной мере реализовалась в РК. К тому же уголовное законодательство Южной Кореи не содержит такой нормы, как наказание за тунеядство.

В РК существует институт государственного принуждения при регулировании трудовых конфликтов. В частности, в 2005 г. Правительство широкого народного участия президента Но Му Хена дважды своим решением прекращало забастовки сотрудников авиакомпаний. До этого за более чем полувековую историю Республики Корея подобное решение принималось всего два раза: один раз при «диктаторе Пак Чжон Хи» и второй раз при «народном правительстве президента Ким Дэ Чжуна». Применение подобного метода «правительством широкого народного участия» говорит о накале классовой борьбы.

В Южной Корее в настоящее время институты трудового права получили более или менее зрелое развитие и в целом соответствуют современным представлениям о наличии и развитии институтов трудового права.  Правда, существует их ограниченное действие по отношению к отдельным группам  трудящихся. Например, пенсионное право к началу ХXI в. действовало только по отношению к государственным и муниципальным служащим, к которым относились также работники всех силовых структур, включая военнослужащих, учителей, а также преподавателей (включая школьных учителей) государственных учебных заведений. Сотрудники всех видов рангов частных фирм, включая рабочих, пенсию не получали. Для них вводилась система выходного пособия, которое выплачивается при увольнении из расчета месячной зарплаты за каждый проработанный в данной организации, фирме год. Правда, сейчас в стране стала внедряться так называемая народная пенсия, которую должны получать все мужчины при достижении возраста 60 лет и женщины при достижении возраста 55 лет.  Это помимо страховой пенсии, когда трудящиеся выплачивают в течение многих лет в различные пенсионные фонды 9 % зарплаты и при  выходе на пенсию начинают получать пропорционально своим взносам пенсию. Правительство с внедрением «народной пенсии» пытается избавить работодателей от необходимости выплачивать выходные пособия. Для этого разработан закон об увеличении числа временных и непостоянных работников, которых можно увольнять через 10-11, а то и меньше месяцев и, соответственно, не платить никакого выходного пособия, потому что в п. 1 Ст. 34 Закона о трудовых стандартах установлено, что при стаже менее одного года выходное пособие не выплачивается. Кроме того, этот закон позволяет отказаться от выплат бонусов за стаж работы в одном предприятии, а также от  продвижения по служебной лестнице в зависимости от стажа работы. Обсуждение на пленарном заседании проекта закона, который уже был рекомендован профильным комитетом парламента для одобрения, из-за протестов профсоюзов пока отложено до апреля 2006 г.

Таким образом, пока в Южной Корее выходное пособие является одним из институтов трудового права. В Японии же выходное пособие является редкостью для работников.

Активное включение страны в глобализационные процессы, особенно подготовка и вступление в МОТ и ВТО, привели к появлению новых институтов трудового права.  Так, только в 1986 г. были принят закон «О минимальной заработной плате» и  в 1987 г. Закон «О ликвидации дискриминации мужчин и женщин при найме». Позже, уже после вступления в МОТ были приняты законы «Об облегчении условий найма пожилых людей» (1991 г.),  «О содействии благосостоянию работников мелких и средних предприятий» (1993 г.), «О страховании наемных работников» (1993 г.),  «Об улучшении у условий найма строительных рабочих» (1996 г.), «О профессиональной подготовке работников» (1997 г.), Таким образом, появились новые институты, такие как страхование  найма (правильнее было бы назвать это страхованием от безработицы), профессиональная подготовка работников, а также новые субинституты трудового права: минимальная зарплата, равная оплата за равный труд  мужчинам и женщинам, найм пожилых людей, найм строительных рабочих, трудовые условия работников мелких и средних предприятий.

Институт минимальной зарплаты в Южной Корее имеет общенациональное измерение. Минимальная зарплата устанавливается решением Министра труда и является законом прямого действия. Ниже нее ни в одном уголке страны зарплаты не может быть. Министр труда 31 августа каждого года объявляет размер минимальной зарплаты на следующий год. С учетом роста производительности труда, ВВП, инфляции минимальный размер оплаты труда  каждый год повышается. В Японии также есть институт минимальной зарплаты, но он устанавливается в каждой префектуре, в каждом городе соответствующими органами власти, поэтому  содержание этого института трудового права имеет локальный, а не общенациональный характер.

Институт оплаты труда в РК имеет еще одну особенность по сравнению с японской системой. В РК отраслевые профсоюзы заключают коллективные договоры с организациями работодателей отрасли. Поэтому на всех предприятиях отрасли зарплата не может быть ниже установленного коллективным соглашением размера оплаты труда. В Японии же нет отраслевого соглашения, поэтому нет и отраслевого уровня зарплаты. В Японии все эти вопросы решаются только в пределах фирмы.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Вовлеченность в систему мировых экономических  связей привела к появлению в трудовом праве РК таких институтов как найм инвалидов, трудоустройство лиц пожилого возраста.  Нельзя сказать, что таких лиц не было ранее. Но нормы законов, регулирующих трудовые отношения этих категорий лиц, появились только в 90-е гг. Так. Закон «О стимулировании найма инвалидов» принят в 1990 г.  Он предписывал определенные нормы трудоустройства инвалидов на предприятиях и учреждениях и меры поощрения предпринимателей, принимающих на работу инвалидов. Так, за каждого принятого на работу инвалида работодатель (фирма) получал из государственной казны более 300 долл. в месяц (сейчас в связи с инфляцией конца 90-х гг., она составляет около 250 долл., хотя в корейской национальной валюте (в вонах) она увеличилась. За каждого принятого сверх квоты инвалида предусматривалось более высокое вознаграждение для работодателя. Предусматривалось также создание Фонда стимулирования найма инвалидов. 12 января 2000 г. закон был принят в новой редакции и стал называться Законом о стимулировании найма инвалидов и их производственной деятельности. Он предусматривал выделение ссуд инвалидам, желающим начать самостоятельный бизнес, а также государственные субсидии для фирм, организующие систему профессиональной подготовки инвалидов.

Особо вступление РК в ВТО оказало влияние на законодательство  о профсоюзах и продолжительности рабочего времени. Так, только в 2001 г. был принят закон, разрешающий создание профсоюза учителей.

В 2003 г. были внесены поправки в закон о трудовых стандартах, который предусмотрел постепенное введение в стране 40-часовой рабочей недели при 8-часовом рабочем дне. Правда, если  в течение одной недели продолжительность рабочего времени составила менее 40 часов, то в другую неделю можно было увеличить продолжительность рабочей недели, но не более чем  до 48 часов. Кроме того, при особых ситуациях, на срок не более трех месяцев в году, или при подрядной системе работы, или по указу президента страны  могли быть допущены сверхурочные работы продолжительность не более 12 часов в неделю. При этом запрещается привлечение к таким работам подростков в возрасте от 15 до 18 лет и беременных женщин.

Активная вовлеченность РК в глобализационные процесс привела к появлению такого института трудового права, как работники-иммигранты. Этот вопрос подробно освещен в докладе на IХ конференции российских корееведов в марте 2005 г.  В 2006 г. году численность принимаемых на стажировку иностранных работников (105 тыс.) сократилась по сравнению с 2005 г. (116 тыс.). При этом принято решение о том, что доля иностранных работников не должна превышать 2 % от общей численности рабочей силы РК. Одновременно произошло увеличение до 10 числа стран, чьи работники официально работают в Корее. С 12 до 16 увеличилось также число отраслей, в которых разрешается использование  иностранцев. Хотя численность нелегальных работников несколько уменьшилась, тем не менее, она остается до сих пор очень высокой и насчитывает 181 тыс. чел.  С 1 июля облегчается найм на работу этнических корейцев, прибывающих из других стран, прежде всего это касается работников из КНР и СНГ. Большую роль в принятии этого решения сыграла депутат парламента Хан Мен Сук, которая 24 марта 2006 г. назначена премьер-министром.

Таким образом, институты и субинституты трудового права Республики Корея – это право на труд, содействие трудоустройству, найм, рабочее время, отдых, отпуск, оплата труда, минимальная зарплата, выходное пособие, трудовое пенсионное право (для отдельных категорий работников), социальное страхование, безопасность труда, страхование найма, трудовая дисциплина, коллективные договоры, коллективные соглашения, коллективные действия, трипартизм (трехсторонние переговоры), женский труд, труд несовершеннолетних, трудовые условия  инвалидов, пожилых людей, право иностранных работников, право на объединение, профсоюз, право на забастовку, принудительное прекращение забастовки, контроль за соблюдение трудового права и т. д.

В заключение можно сказать, что глобализация приводит к появлению новых институтов и субинститутов трудового права РК, но одновременно она за счет совершенствования социального законодательства в целом приводит и к исчезновению очень ограниченного числа старых институтов. В целом  процесс глобализации оказывает благоприятное влияние на расширение трудовых прав тружеников.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

793

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке