Высшее образование — основная услуга. Во всей системе образования наиболее востребованным и наиболее интернациональным является высшее образование: бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура. Это объясняется сложностью смены страны проживания, тем, что как правило это образование получают совершеннолетние и тем ,что это, как правило, более мотивированные люди, которые могут поработать в стране получения образования.
Рост масштабов образовательных услуг. Как в отношении студентов собственной страны, так и в отношении иностранных студентов. К примеру, в США в 2000-ом году обучалось 514 тыс. иностранных студентов в 2010-ом 690 тыс. 2015 784 тыс. по остальным странам наблюдается та же тенденция.
Усиление интернационализации и развитие трансграничного образования. Это проявляется в появлении таких образовательных новинок как программы двойного диплома, франчайзинг, валидация, корпоративные университеты, зарубежные филиалы.
Усиление конкуренции и появление новых игроков. Очень важный пункт, во многом определяющий последующие.
Повышение роли консалтинга (и доли) и тестирования среди предлагаемых образовательных услуг. В этой связи хочется отметить такое явление как рейтингование вузов. Самыми влиятельными на сегодняшний день являются Шанхайский рейтинг, Times higer edication, рейтинг мировых университетов QS. Место в рейтинге часто становится самоцелью университетов и частью их маркетинговой политики. Кстати, в МГУ создаётся свой рейтинг университетов. Называться он будет «Три миссии университетов». Классификация будет учитывать три основные миссии каждого высшего учебного заведения: качество преподавания, научные достижения и взаимодействие с обществом.
Формирование региональных образовательных рынков. К примеру, пространство СНГ или страны охваченные Болонским процессом.
Укрупнение образовательных организаций. Как в России — создание национальных исследовательских институтов слияние университетов в федеральные, так и в других странах. Также общей является политика ставки на несколько самых топовых вузов.
Разработка стратегий экспорта образовательных услуг . В России есть» Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации 2010-2020гг»
Переход от массового набора студентов к поиску лучших и талантливых. Обучение в этом случае — первый шаг по привлечению в экономику страны. Задачу привлечения ставят перед собой все развитые страны. В том числе и США.
Ускоренный рост международных университетских сетей.
Создание и развитие сетевых структур объединяющих участников рынка.
Расширение круга международных и национальных провайдеров в том числе за счёт необразовательных структур.
Теперь я опишу и прокомментирую факторы, которые определяют состояние экспорта образовательных услуг в стране и через это покажу положение, проблемы и перспективы России.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Распространённость языка обучения.
В данном аспекте такие страны как США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Канада имеют, несомненно, некоторое преимущество, т.к. английский язык является международным языком общения. В России мало развиты программы обучения полностью или частично на английском языке. Некоторые эксперты считают, что развитие таких программ поможет стимулировать приток иностранных студентов. Русский язык распространён в странах бывшего СССР, но имеет устойчивую тенденцию к угасанию. Также стоит отметить, что русский, считается, довольно сложным языком, что также не способствует его популярности.
Экономическая и культурная привлекательность страны.
Одним из наиболее часто встречаемых в литературе препонов является тот факт, что в России иностранные студенты не имеют возможности официального трудоустройства, тогда как в развитых странах это является обычной практикой.
С другой стороны, аргументом является относительная дешевизна обучения и проживания в России. При анализе рынка образования стоит учитывать такой факт, что основные доходы принимающая страна, как правило, получает не в виде платы за обучение студента, а в виде оплаты им расходов на проживание.
Авторитет страны.
Безусловно, у России он есть. Другое дело, что наша внешняя политика не всегда способствует позитивному к нам отношению.
Уровень системы образования страны.
Несмотря на традиционно сильную математическую и естественно научную школу среди иностранных студентов популярность набирают гуманитарные специальности. Однако медицина остаётся в числе приоритетных направлений.
Репутация вузов.
Топовые российские вузы имеют свою популярность, а МГУ даже входит в сотню лучших вузов мира.
Стоимость образовательных программ и проживания.
Гибкость образовательных программ и сопоставимость квалификационных требований.
В этой сфере мы особенно близки к участникам болонского процесса. Несмотря на то что наибольшую долю иностранных студентов составляют китайцы.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Географические, торговые и исторические связи между странами.
Как уже говорилось выше основными нашими партнёрами являются страны бывшего СССР и Китай. Процент иностранных студентов из развитых стран невысок. Около 4%.
Активная государственная политика по продвижению национальных институтов образования в глобальном пространстве.
Несмотря на наличие «Концепции » экспорт образования снижается. Эксперты заключают, что в целом система набора иностранных студентов в России не отвечает современным реалиям.
Маркетинговая политика по продвижению образовательных услуг на мировом рынке образовательных услуг.
В литературе описаны предложения по этому пункту: в частности участие в международных выставках с профессиональными переводчиками, но пока это остаётся лишь на бумаге.
И последний пункт: меры по поддержке в том числе социально -экономической иностранных студентов.
Здесь может быть интересен опыт ВШЭ. В статье Подлетаева» Опыт работы офиса по работе с иностранными учащимися» описываются основные трудности иностранных студентов как дифференцированный подход вместо системы тьюторства, когда как бы создаётся вуз в вузе, плохие условия или нехватка мест в общежитии, что, кстати, характерно для МГУ,*неанглоговорящие врачи, также в статье подчёркивается важность информационного обеспечения и оперативной связи.
Исходя из всего выше сказанного, можно заключить, что в России существует широкий круг проблем, связанный с образовательным рынком. Проблем, решение которых может увеличить нашу конкурентноспособность на этом направлении, однако существуют небезосновательные скептические оценки наших возможностей. Сейчас доля России на рынке образования менее 2% и даже при полной реализации программ на вряд ли удастся выбиться в лидеры.