Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Границы пенсионного возраста в РФ»

Первой страной, создавшей пенсионную систему, целью которой было оказание помощи людям, утратившим способность обеспечивать собственное существование в связи с достижением возраста нетрудоспособности, стала Германия.

Написание доклада за 4 часа

Согласно закону о государственном пенсионном обеспечении лиц, работающих по найму, принятому в 1880-е годы, пожилые люди обрели право на государственную пенсию по достижении возраста 70 лет. Принятие этого закона стало реализацией одного из пунктов социальной программы германского рейхсканцлера Отто фон Бисмарка, с помощью которой он перехватил инициативу у германских социалистов. Такой высокий возрастной порог давал возможность получать пенсию только лицам, уже полностью (в лучшем случае — почти полностью) исчерпавшим ресурс своей работоспособности. Впрочем, следует отметить, что по ещё одному закону из «социального пакета» Бисмарка люди, утратившие трудоспособность до достижения пенсионного возраста, могли рассчитывать на пенсию по инвалидности).

Поскольку в конце 19 века до 70 лет доживали очень немногие, под влиянием профсоюзов и социал-демократов, вернувшихся к политической активности после ухода канцлера и прекращения действия закона об их запрете, пенсионный возраст был снижен до 65 лет.

Доводы «за» и «против»

Дискуссию о повышении пенсионного возраста реанимируют всякий раз, когда пенсионная система начинает испытывать дефицит средств, и необходимы рычаги, с помощью которых ее можно вернуть в состояние равновесия. Повышение выглядит наиболее простым инструментом, сокращающим число пенсионеров и расходы пенсионной системы и увеличивающим предложение труда, а соответственно и налоговые поступления, включая те, что идут на выплату пенсий. Возникает соблазн максимально использовать этот ресурс, по возможности быстро повысив пенсионный возраст на пять и более лет.

Сторонники данного предложения приводят следующие аргументы:

1. В России — один из самых низких пенсионных возрастов в мире, 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Он был установлен в 1932 году на основе обследований рабочих, выходящих на пенсию по инвалидности, и с тех пор не повышался, хотя характер и условия труда заметно изменились.

2. Население России стареет: в 1939 и 1959 годах доля лиц 60 лет и старше составляла соответственно 6,7 % и 9,0 %, а в 2002 году — уже 18,5 %. Растет и нагрузка на трудоспособное население: в 1939 году на 1 000 чел. трудоспособного возраста приходилось 164 чел. пенсионного возраста, в 1959 году — 202 чел., а в 2002 году — 335 чел.Как показывают прогнозы, спустя несколько лет эти процессы начнут развиваться еще быстрее.

3. Пятая часть всех пенсионеров работает. Среди пенсионеров по старости занят почти каждый четвертый, а среди тех, кто оформил пенсию недавно, работу имеют более половины. Это означает, что реальной утраты трудоспособности с достижением пенсионного возраста не происходит и его можно повысить.

Противники повышения пенсионного возраста утверждают, что, несмотря на финансовую привлекательность этого шага, есть весомые демографические, социальные и экономические доводы, свидетельствующие о том, что Россия к нему не готова. Вот самые распространенные из них:

1. Продолжительность жизни в сравнении с другими странами, имеющими сопоставимый уровень развития, крайне мала, особенно для мужчин. Ожидаемая продолжительность жизни российских мужчин практически не изменилась с тех пор, как в стране появилось государственное пенсионное обеспечение, а по сравнению с серединой прошлого столетия — сократилась.

Сейчас значения этого показателя при рождении не достигают даже 60 лет — установленного законодательством возраста выхода на пенсию по старости. Даже если мы используем показатель ожидаемой продолжительности жизни в возрасте 20 лет, исключив тем самым влияние детской смертности, которая в России остается более высокой, чем в странах Запада, ситуация все равно выглядит драматичной: из 100 мужчин, достигших двадцати лет в середине 90-х годов, 46 не доживут до шестидесяти. В таких условиях говорить о повышении пенсионного возраста для мужчин кощунственно, так как многие просто не увидят своей пенсии.

Не меньшее значение имеет и то, что высокая смертность идет рука об руку с плохим состоянием здоровья населения, так что к моменту, когда человек достигает пенсионного возраста, у него обычно есть букет хронических заболеваний, а нередко — инвалидность. Этот аргумент, как правило, остается за рамками обсуждения, хотя плохое состояние здоровья очень часто предопределяет прекращение работы в предпенсионных возрастах, а оформление пенсии по инвалидности становится значимым каналом досрочного выхода на пенсию. Поэтому повышение пенсионного возраста в стране с высокой смертностью населения чревато бурным ростом инвалидности.

2. Западные страны озабочены сокращением численности трудоспособного населения и, в частности, проблемой ухода пожилых с рынка труда. Между тем в России, где пенсионный возраст значительно ниже, занятость людей в возрасте 55–59 лет довольно велика. При этом уровень общей безработицы остается достаточно высоким, создание рабочих мест отстает от темпов экономического роста, и вряд ли можно говорить о том, что экономике сейчас нужны дополнительные трудовые ресурсы. Тем более что в последнее время численность молодых, вступающих на рынок труда, увеличивалась. К тому же за годы реформ заметно изменилась структура спроса: квалификация пожилых часто уже не отвечает требованиям работодателей. Поэтому в процессе реструктуризации предприятия заинтересованы в сокращении рабочей силы, в том числе через корпоративные пенсионные программы. Таким образом, в настоящее время российский рынок труда не испытывает потребности в увеличении занятости пожилых.

Основной изъян этих доводов состоит в том, что они относятся к нынешней ситуации или, в лучшем случае, к ближайшему будущему. Демографы же единодушно утверждают, что хотя ожидаемая продолжительность жизни может остаться на нынешнем уровне или незначительно повыситься, уже в ближайшие годы начнется быстрое сокращение абсолютной численности населения в трудоспособных возрастах. В лучшем случае падение составит к 2025 году 5 млн чел., к 2050 году — 12 млн, а в худшем — соответственно 16 и 39 млн. Относительная доля пожилых при этом увеличится. При нынешних параметрах пенсионной системы и рынка труда это означает резкое увеличение пенсионной нагрузки, ложащейся на трудоспособное население, что негативно скажется не только на финансовом состоянии пенсионной системы, но и на перспективах экономического развития страны в целом.

Способы изменения пенсионного возраста

В той или иной форме повышение пенсионного возраста необходимо. Однако власти после печально знаменитой замены льгот денежными компенсациями опасаются делать другие непопулярные шаги. Предлагается либо отложить их «до лучших времен», либо оставить возраст неизменным де-юре, но повысить его дефакто. Наиболее привлекательными выглядят те способы решения проблемы, которые побуждают людей добровольно откладывать момент обращения за пенсией.

В мировой практике известны три таких способа:

1. Дополнительное материальное стимулирование тех, кто решил отложить выход на пенсию. Инструменты такого стимулирования существовали в советском и, затем, российском законодательстве до 2002 года. Превышение фактического стажа над минимально необходимым для назначения полной пенсии приносило увеличение пенсии на один процент от заработка за каждый дополнительный год работы, но в сумме не более чем на 20 % . Дополнительно тем гражданам, которые, достигнув пенсионного возраста, продолжали работать, не получая пенсии, устанавливалась надбавка в размере 10 % пенсии за каждый проработанный год, но не более чем за три года. В 2004 году чиновники обсуждали другой вариант поощрения: работнику, согласившемуся отложить возраст выхода на пенсию на три-пять лет, государство могло бы доплачивать некоторые суммы дополнительно к его пенсионным накоплениям.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Спору нет, увеличение размера пенсии добровольцам, решившимся отложить ее получение, политически всегда более выигрышно, нежели любые принудительные меры. Теоретически, если прибавка к пенсии будет очень существенной, можно ожидать, что некоторые работники действительно согласятся выйти на пенсию позднее. Однако на практике даже в более стабильное советское время подобное стимулирование не дало ожидаемого результата: пенсию оформляли, как только получали на это право.

Причин здесь несколько:

Первая — это все тот же «проклятый» демографический фактор: низкая продолжительность жизни тесно связана со страхом умереть до назначения пенсии, и в этих условиях ценность текущих доходов, за счет которых можно, например, помочь детям, оказывается неизмеримо выше ценности доходов будущих.

Вторая — страх потерять работу, значимость которой особенно возрастает, когда вознаграждение увязывается с решением доработать до определенного возраста. Поэтому до тех пор, пока законодательство будет разрешать пенсионерам работать и получать пенсию в полном размере, они будут предпочитать «синицу в руках» и не станут откладывать обращение за пенсией.

2. Иногда можно услышать предложения обратиться к зарубежному опыту «наказания» за досрочный выход на пенсию путем снижения ее размера. В этом случае человек, выходящий на пенсию раньше так называемого «нормального» пенсионного возраста, получает даже при наличии необходимого трудового или страхового стажа пенсию с «дисконтом», т. е. умноженную на определенный понижающий коэффициент. У нас, как правило, эта идея выдвигается в «пакете» с повышением нормативного пенсионного возраста и сводится к тому, что возраст можно поднять, например, на пять лет, но оставить гражданам право становиться пенсионерами в прежние 55 и 60 лет, однако с заметным уменьшением пенсии.

По сравнению с действующими в России практиками назначения досрочных пенсий, это, конечно, шаг вперед. Но обычно дисконтирующие коэффициенты применяются в системах, где размер пенсии известен заранее, как это было в российском законодательстве до 2002 года. В системах же, где размер пенсии определяется общей суммой уплаченных страховых взносов, как это предполагается в новом законодательстве, такие дисконтирующие схемы не предусмотрены. Кроме того, ценность отдыха, как правило, перевешивает материальные потери от досрочного оформления пенсии, и такие законодательные «лазейки» — важный источник снижения фактического пенсионного возраста в развитых странах.

3. Альтернативой выступает модель расчета пенсионных выплат, при которой правилами системы устанавливается лишь размер отчислений. Размер пенсии зависит от совокупного объема отчислений и ожидаемого периода получения пенсии в момент обращения за ней. Эта модель получила название системы «с установленным размером взносов». Пенсия в такой модели полностью учитывает вклад человека в пенсионную систему. Она также снижается в случае повышения продолжительности жизни, побуждая людей работать дольше. Экономисты считают, что данный порядок приобретения пенсионных прав не содержит стимулов к более раннему оформлению пенсии и, таким образом, может рассматриваться как эффективный способ автоматического повышения пенсионного возраста без специальных изменений законодательства.

Первоначально планировалось, что по такому принципу расчета пенсионных выплат будут исчисляться страховая и накопительная части трудовой пенсии в России. Это позволило бы в дальнейшем снять с политической повестки дня неприятный вопрос об изменении границ пенсионного возраста.

Реальная ситуация лишь очень отдаленно напоминает теоретическую модель:

Во-первых, в пенсионную формулу был внесен фиксированный период получения пенсии и, таким образом, разрушен механизм автоматического приспособления системы к демографическим изменениям.

Во-вторых, новое пенсионное законодательство предоставило всем пенсионерам право работать, получая пенсию в полном размере и пересчитывая ее по итогам каждого отработанного года. Таким образом, при сохранении норм действующего законодательства даже в отдаленной перспективе правила расчета пенсии вряд ли будут способствовать более позднему обращению за ней.

При этом если первое ограничение — фиксированный период получения пенсии — можно изменить относительно легко и безболезненно, то отказ от практики выплаты полной пенсии работающим пенсионерам имеет свои недостатки. То, что эта норма препятствует повышению фактического пенсионного возраста, очевидно. Несомненно и то, что она противоречит самой идее пенсионного обеспечения по старости, призванного компенсировать утраченные доходы тем, кто в силу возраста не в состоянии зарабатывать на жизнь. Однако отказ в выплате пенсии работающим пенсионерам или ограничение ее размера негативно скажется на масштабах формальной занятости пожилых.

Это подтверждается как зарубежными исследованиями, так и непродолжительной практикой ограничения пенсии для работающих пенсионеров в конце 90-х годов в России. В результате пострадает не только рынок труда, который лишится части рабочей силы не самой низкой квалификации, но и пенсионная система, поскольку формальная занятость пенсионеров — источник доходов пенсионной системы.

Таким образом, существуют серьезные сомнения в том, что какой-либо из рассмотренных вариантов косвенного повышения пенсионного возраста окажется эффективным. На мой взгляд, нужно переключить внимание с проблемы регулирования общеустановленного пенсионного возраста (55 и 60 лет) на то, как и на каких основаниях в действительности оформляются пенсии.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

718

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке