Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Художественный образ и художественный метод в изобразительном искусстве»

В художественном образе запечатлены или выражены наиболее существенные особенности искусства в целом. Занимаемое этой категорией центральное место в эстетической науке объясняется особым назначением, особой функцией образа в искусстве – отражать в специфической форме объективную действительность.

Любой образ объективен по своему источнику – отражаемому объекту и субъективен по форме своего существования. Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. По той же схеме работает и художественный образ. Однако наряду с законами и логикой художественного отражения данная категория воплощает в себе закономерности и других важнейших сторон искусства. Художественный образ – это единство отражения и творчества, а также восприятия, в которых выражается специфическая роль субъекта художественной деятельности и восприятия. Субъект в искусстве – это создатель и толкователь художественной ценности, отправитель и адресат новой социальной информации, тот, кто творит и ради кого создается художественный образ. Все это требует рассматривать образ как «ядро» или даже «первоэлемент» искусства. Такой подход ценен тем, что ориентирует нас на исследование многих эстетических и художественных проблем на материале возникновения, существования и восприятия художественного образа. Художественный образ – это всеобщая категория художественного творчества, средство и форма освоения жизни искусством.

Формы существования художественного образа, следовательно, совпадают с принципами искусства. В то же время художественный образ выполняет роль пограничной линии, «стыкующей» реальный мир и мир искусства. Именно благодаря образу художественное сознание наполняется мыслями, чувствами, переживаниями реальной жизни, бытия. Бытие – это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. В итоге мы имеем не просто связь, а органическое единство истины и красоты в жизни и в искусстве. Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувственного эмпирического опыта, понятий, теорий.

Генезис и бытие художественного образа. Соотношение реального и условного в художественном образе

Точно так же как искусство рождается из реальности, из практической деятельности, так и художественный образ своими корнями уходит в то, что мы называем образностью, образным мышлением в самом широком смысле. Художественный образ, воплощенный в произведении, имеет, как правило, своего творца, художника. Художник – это человек, творчески работающий в какой-нибудь области искусства; для личности художника характерна ярко выраженная способность к эмоциональному восприятию действительности. Совсем иначе выглядит образность, образное мышление в широком смысле этого слова. Здесь существуют, по меньшей мере, два признака, отличающие образность вообще от художественной образности. Это, во-первых, отсутствие «авторства» в образном мышлении и, во-вторых, универсальность в использовании.

Образно мыслят буквально все. Тем более художник. В процессе формирования еще не закрепленного в произведении художественного образа его творец уже оперирует образностью (и общего свойства, и специфически художественного). По характеру своей деятельности образно мыслят также архитектор, дизайнер, создатель предметов прикладного искусства, творец парка или телеканала. Так же и оратор, выступающий на тему, далекую от искусства, считает необходимым украсить свою речь образными выражениями (метафорами, сравнениями и т.д.). Образ – это результат отражения объекта в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, а на уровне мышления – понятия, суждения и умозаключения.

Чрезвычайно трудно определить отличие образного мышления от образности вообще, толкуемой иногда в первом приближении каксиноним чувственного познания (отражение, целостное представление и т.д.). При этом очевидно, что закономерности художественного восприятия не могут не опираться на более основательные законы человеческого восприятия вообще, изучаемые, в частности, психологией и физиологией. Тем не менее отделение художественной образности от нехудожественной произвести необходимо: наука должна определять специфику предмета исследования, не абсолютизируя ее.

Качеством художественности будет обладать то образное мышление, которое отвечает исторически выработанным эстетикой и художественной практикой критериям, таким, как высокая степень обобщения, единство содержания и формы, оригинальность и др. В отличие от этого образность, далекую от художественной деятельности (ядро которой составляет искусство), не принято называть художественной.

Необходимо соотнести художественный образ не только с образностью чувственно-конкретного мышления, но и с более широким понятием – так называемым гносеологическим образом, а в гносеологический образ обычно зачисляют и абстрактные понятия, и образы чувственности – ощущения, восприятия, представления. Смешение этих двух разнородных понятий нередко приводит к тому, что художественный образ объявляется формальным началом искусства. В действительности образы искусства, сохраняя связь со сферой чувственности, содержат всю глубину и своеобразие содержательной художественности. Это было отмечено еще Гегелем, который писал, что чувственные образы и звуки выступают в искусстве не только ради себя и своего непосредственного выявления, а с тем, чтобы в этой форме удовлетворить высшие духовные интересы, так как они обладают способностью пробудить и затронуть все глубины сознания и вызвать их отклик в духе (Гегель «Эстетика»). Отсюда следовало, что художественный образ – это не что иное, как выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме. Достоинство такого определения, сохранившего до настоящего времени свою ценность, состоит в том, что оно позволяет выявить особенность художественного образного мышления в сравнении с другими основными формами познавательной деятельности. Данное определение предполагает в художественном образе способность к обобщению и абстрагированию, однако чувственное выражение художественной абстракции предотвращает отождествление ее с понятием – сферой наиболее чистой абстракции. И наоборот, художественный образ отличается от образов чувственности – ощущений, восприятий тем, что заключает в себе помимо чувственности и большую долю абстракции.

Художественное познание – это ассоциативный процесс, в котором выявляются не естественные законы развития явления, а его связи с человеком, его значение для человека. Талант художественный – это способность человека, проявляющаяся в художественном творчестве, социально детерминированное неповторимое единство эмоциональных и интеллектуальных особенностей художника. Если же ставить вопрос шире и обратиться к анализу художественных направлений, стилей в искусстве, то легко заметить, что с той же неизбежностью, что и в науке, на смену античному искусству пришло искусство средневекового периода, поскольку оба они являются элементами единого исторически детерминированного процесса развития культуры.

Уровни художественного образа

Существует несколько подходов к изучению художественного образа. Чаще всего образ в искусстве анализируется с целью выявления в нем диалектики рационального и эмоционального, объективного и субъективного, типического и индивидуального. Для эстетики важной задачей становится изучение способов существования художественного образа. При этом анализируются различные его уровни и виды, включая образ-замысел, образ-восприятие и художественное произведение как таковое. Это путь наибольшего абстрагирования в исследовании, и именно здесь выявляются методологические основания для изучения любого аспекта образности в искусстве – типического и индивидуального, объективного и субъективного, рационального и эмоционального.

Специфическая особенность художественного образа – это соединение в нем абстрактности и чувственной конкретности. Она и определяет специфику бытия художественного образа.

Наиболее абстрактный уровень художественного мышления – идеальный. Формирование художественного образа на данном уровне является чисто интеллектуальной операцией. Такой образ присутствует и там, где происходит работа сознания с материалом искусства, и при эмоциональном переживании, и при эстетическом восприятии зрителем созданного художником художественного образа. Благодаря данному уровню происходит осознание художественной идеи. На этом же уровне художественный образ осуществляет «выход» за пределы психики субъекта, когда художественная идея усваивается всей человеческой культурой и отчуждается от автора.

Второй важнейший уровень художественного образа – психический. Это уровень художественных чувств и эмоций, благодаря которому происходит переживание образов искусства в процессе восприятия. Однако значение эмоционального фактора велико и в момент творческой работы с материалом. На данном уровне рассмотрения художественного образа важна роль неосознанных механизмов художественного творчества. Эмоции и чувства включены в образ потому, что они являются средствами отражения действительности. Вне переживания нет образа в любом виде искусства: изобразительном, музыкальном, искусстве слова.

Последний уровень, без которого также немыслимо существование художественного образа, – материальный. Это слова, звуки, цвета и их сочетания, в которых образ овеществлен. Обязательным условием изучения образности в искусстве является учет всех его уровней – идеального, психологического, а также материального. Утрата образности в искусстве происходит тогда, когда учитывается лишь его преобразующая сторона, но игнорируется то, что оно является отражением действительности, отражением в художественных образах. В такой же мере разрушает представление о художественном образе противопоставление отражения и переживания в искусстве. В этом случае эмоциональная сфера искусства отрывается от его идеально-образной основы.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Весьма распространенным в эстетической науке является выделение в художественном образе следующих уровней существования: образ-замысел, образ-произведение и образ-восприятие. Такое деление осуществляется обычно в том случае, когда анализируется так называемая процессуальная сторона художественного образа. Процессуальный анализ дает возможность проследить жизнь художественного образа от первоначальных этапов его возникновения в сознании художника до восприятия зрителем, читателем, слушателем. Такой анализ позволяет рассматривать образ и более широко – в контексте функционирования художественного сознания различных эпох, в связи со сменой художественных методов и художественных стилей. Художественный метод – совокупность принципов отбора, художественного обобщения, идейно-эстетической оценки действительности с позиции конкретно-исторического эстетического идеала, регулирующих процесс художественной деятельности.

В восприятии живописи, скульптуры зрителю часто необходимо сделать усилие, чтобы обыденное, которое является ему в произведении в первый момент, превратилось в художественное. Так, например, «Черный квадрат» Малевича из геометрической фигуры черного цвета превращается для кого-то в черную дыру, для кого-то – в зеркало ночного окна, а для кого-то – в окно во Вселенную. Динамическая скульптура Жана Тэнгли в первый момент может показаться кучей металлолома.

Это становится обязательным условием для всех воспринимающих, в том числе и для специалистов-искусствоведов. Иначе и гораздо сложнее устанавливается соотношение между нехудожественным и художественным видением в музыкальном искусстве. Здесь чаще дан сразу художественный план произведения, и, в сущности, зритель или слушатель не преодолевают указанную дистанцию как таковую. Зато здесь важнейшую роль играют эстетическая культура и вкус воспринимающего, от которого зависит формирование в сознании художественного образа.

Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность

Художественный образ как форма мышления в искусстве является иносказательной, метафорической мыслью, раскрывающей одно явление через другое. Художник как бы сталкивает явления друг с другом и высекает искры, освещающие жизнь новым светом.

В древнейших произведениях искусства метафорическая природа художественного мышления предстает наиболее наглядно. Например, изделия и украшения, выполненные скифскими художниками, причудливо сочетают реальные формы животного мира: хищные кошки с птичьими клювами, фантастические грифоны с туловищами рыб, человеческими лицами и птичьими крыльями. Метафоричность – это элемент художественной системы, который основывается на выявлении сходства явлений действительности. У племен Аляски были распространены рисунки и маски, в которых формы человека и животных фантастически переплетаются между собой. Известные изображения мифологических существ – дракона, кентавра, человекооленя – могут также послужить моделью художественного образа. Здесь художественная мысль соединяет предметы так, что каждый из них и сохраняется, и растворяется в другом, в результате чего возникает невиданное существо, причудливо сочетающее в себе элементы своих прародителей.

Древнеегипетский сфинкс – человеколев. Это не лев и не человек, а человек представленный через льва, и лев, понятый через человека. Все «львиное» в человеке и все «человеческое» во льве так воссоединены, что возникает новое существо, неизвестное природе, но помогающее человеку познать и природу, и самого себя. Через причудливое сочетание человека и царя зверей раскрывается вся царственная мощь человека, его реальное господство над миром. Логическое мышление устанавливает иерархию, соподчиненность явлений. В образе раскрывается один предмет через другой, сопоставляются два разных самостоятельных явления. В этом и состоит суть художественной мысли: она не навязывается извне предметами мира, а органически вытекает из их сопоставления, из их взаимодействия.

Обобщение в искусстве

Типология способов обобщения в искусстве обнаруживает две явно выраженные основополагающие формы – жизнеподобную и условную. Все художественно-стилевое многообразие искусства так или иначе может быть подведено под эти формы. Для жизнеподобной формы обобщения характерна достоверность чувственно воспринимаемой картины мира, пластичность и естественность изображений, внешне незначительная трансформация форм жизни. Условная форма обобщения отличается метафоричностью, экспрессивностью, резко выраженной ассоциативностью, активно преобразующим свойством, проявляющимся в нарочитом пересоздании форм жизни.

Разграничение этих способов художественного обобщения, конечно, относительно. Жизнеподобным формам не чужды динамизм, иносказание и ассоциативность условных форм. В то же время исходным материалом условных форм являются чувственно-конкретные достоверные формы объективной реальности. Общим для обоих способов художественного обобщения является принцип типизации, состоящий в выражении общего, существенного через отдельное, особенное. Типизация – это способ создания художественного образа, в результате которого реализуется творческий процесс специфического для искусства обобщения и индивидуализации. Обеим формам обобщения в равной мере присуще единство изобразительно-конкретного и абстрактно-логического, диалектическое разрешение противоположностей объективного и субъективного – все то, что определяет специфическую природу художественного образа.

В любом случае художественный образ – индивидуализированное обобщение, раскрывающее в индивидуальном и через индивидуальное, в конкретно-чувственной форме существенное для ряда явлений. Индивидуальное, особенное и всеобщее пронизывают друг друга в жизни. Всеобщее проявляется через особенное, существует в нем. И диалектическое единство этих категорий так же очевидно, как и их противоречивость. Диалектика всеобщего и единичного в мышлении соответствует их диалектическому взаимопроникновению в действительности. В искусстве это единство выражено не в своей всеобщности, а в своей единичности: общее проявляется в индивидуальном и через индивидуальное.

Художник говорит не декларациями, а конкретно-чувственными образами. И именно это роднит образы искусства в форме самой жизни, хотя, конечно, было бы ошибкой понимать эту родственность буквально. Таких форм, как художественное слово, музыкальный звуковой ряд или архитектурный ансамбль, в самой жизни нет и быть не может.

В искусстве каждое изображаемое художником лицо – тип, но вместе с тем и вполне определенная личность – «знакомый незнакомец». Типизация – художественное обобщение через индивидуализацию. Художник схватывает характерное, существенное в явлениях. Умение в бурном потоке действительности выделить существенное, отделить характерное от второстепенного, случайного – драгоценное качество любого талантливого художника.

Именно поэтому искусство способно, не отрываясь от конкретно-чувственной природы явлений, делать широкие обобщения и даже создавать концепцию мира.

Художественный образ – единство мысли и чувства, рационального и эмоционального. Там, где исчезает хотя бы одно из этих начал, распадается художественный образ, кончается искусство. Эмоциональность – исторически ранняя и эстетически существенная первооснова художественного образа. Для создания непреходящего произведения важен не только широкий охват действительности, но и идейно-эмоциональная температура, достаточная для переплавки впечатлений бытия.

Художественный образ – еще и единство объективного и субъективного. В нем отражаются существенные стороны действительности, заключено большое объективное содержание. Вместе с тем искусство вовсе не предполагает, чтобы его образы принимались за реальность. Этим искусство существенно отличается от религии, например.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В художественный образ входят не только факты действительности, переработанные творческой фантазией художника, но и его личное отношение к изображенному, а также все богатство личности творца. Роль индивидуальности художника особенно наглядна в исполнительском искусстве. Каждый актер, например, по-своему трактует образ, и перед зрителем раскрываются совершенно разные стороны пьесы. Поскольку личность творца получает отражение в художественном образе, то чем ярче и значительнее эта личность, тем значительнее само творение.

Гносеологический аспект художественного метода

Художественный метод как совокупность принципов отбора и художественного обобщения определяется, тремя факторами:

1) особенностями современной художнику объективно-исторической действительности;

2) мировоззрением художника;

3) спецификой художественной деятельности.

Объективным источником художественного метода является исторически складывающаяся закономерность в конкретно-чувственных отношениях человека с обществом и природой. Художник всем своим жизненным опытом, особенно эстетическим жизненным опытом, осваивает определенную закономерность общественного бытия, претворяя ее в основной принцип художественного воспроизведения мира.

Практически первоисточником художественного метода может явиться любая, даже самая частная закономерность в сфере непосредственных отношений человека с окружающим его миром. Однако с точки зрения общественно-исторической значимости художественного творчества далеко не безразлично, какая закономерность реальных отношений послужила объективным источником его метода. Опора на частные закономерности характеризует, как правило, творчество таких художников, которые относятся к периферии художественного развития своего времени. Что же касается великого искусства, которое образует целую эпоху в художественном развитии человечества, то оно в значительной мере потому и является таковым, что освоило в качестве своего творческого метода наиболее существенную закономерность в общественных отношениях своей эпохи.

На этой общественно-исторической основе сложились такие принципы художественного освоения жизни, при которых реальная жизненная характерность творчески воспроизводилась как постоянная в своей сущности, как возможная везде и всегда. Художники воспроизводили современные им конкретно-исторические характеры, пользуясь определенной идеализацией их в соответствии со своими эстетическими идеалами, но преподносили их в своих произведениях как изначально заданные по своей сущности, возможной во все времена. Идеализация – это возвышенно-приподнятое, приближенное к идеалу, изображение человеческих характеров и поступков.

Тип общественного сознания и деятельности, претворенный в специфике художественного творчества, становится субъективной стороной художественного метода. Субъективная сторона метода находится в органическом единстве с его объективной стороной, т.е. с художественно освоенной закономерностью в сфере непосредственного взаимодействия людей между собой и с миром природы.

Художественный метод в самом общем смысле некоторые эстетики определяют следующим образом: это та или иная объективно-историческая закономерность в непосредственных, конкретно-чувственных отношениях человека с окружающим его миром, преломленная специфически художественным образом в определенном, исторически сложившемся типе общественного сознания и деятельности и ставшая основным принципом, орудием, методом художественного творческого освоения всего конкретного многообразия реальной действительности. Любое содержание реальной действительности и любое содержание сознания, чтобы стать художественным содержанием, должно быть освоено художественно-творческим методом. В противном случае, даже если оно и войдет в художественное произведение, оно останется, в сущности, инородным телом в нем, достоянием лишь той области жизни, из которой взято, но не собственно художественным достоянием. Содержание художественного произведения – это специфическая идейно-эмоциональная, идейно-художественная область значения и смысла.

Метод формируется в творческой практике художника, поэтому процесс его формирования всегда индивидуален, неповторим. Но так как основу метода в творчестве ряда художников составляют одна и та же объективно-историческая закономерность и один и тот же исторически сложившийся тип общественного сознания и деятельности, то создается единство метода в творчестве ряда художников. На основе этого методологического принципа, этого единства складывается широкая общность творческих индивидуальностей, системное художественное образование, обладающее общими устойчивыми особенностями содержания и формы художественного произведения, при всей индивидуальной неповторимости творчества каждого отдельного художника. Форма художественного произведения – это способ материально-предметного воплощения содержания по законам данного вида и жанра искусства, а также низшие уровни значений по отношению к высшим. Наиболее значительные системные образования такого рода в мировом искусстве – это античная классика, искусство Возрождения, классицизм, искусство Просвещения, романтизм и критический реализм.

Особенности художественного мышления

Мышление художника ввиду специфики изобразительной деятельности, художественного творчества отличается своими особенностями. Что же характерезует мышление художника?  Имея в своей практике дело  с предметами и явлениями, которые надо наглядно представить, отразить в произведениях, художник постоянно насыщает свой мыслительный процесс наглядными образами.   Специфика практической деятельности художника,  выражаясь в сисематической комбинации (на холсте, бумаге, в скульптуре) образов предметов  действительности, определяет в высшей степени наглядно-образный  характер мышления художника.

Эту отличительную черту мышления художника – «мыслить образами», т.е. воспроизводить жизнь в художественных образах, хорошо раскрывает В, Г, Белинский: «Философ говорит силлогизмами, поэт образами и картинами, а говорят оба они одно и то же.  Политикоэконом, вооружась статистическими числами,  доказывает,  действуя на ум своих читателей или слушателей, что положение такого-то класса в обществе много улучшилось или много ухудшилось вследствие таких-то причин.  Поэт,  вооружась живым и ярким изображением действительности, показывает в верной картине, действуя на  фаназию своих читателей, что положение такого-то класса в обществе действительно много улучшилось или ухудшилось от таких-то и таких-то причин. Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой – картинами».

Художественный образ, являясь носителем единичного, конкретного, есть и обобщение. Так, художественный образ человека, изображая конкретную личность, всегда претендует на типичность и при соответсвующем исполнении художником поднимается до характерно-типичного, т.е. обобщающего, образа.  Художественный образ есть единство, сплав индивидуального, единичного  и общего, типичного. Создавая художественный образ, тем самым воспроизводят связь между единичным и общим, существующую в объективной реальности, отражают ее наглядно.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Так как художественный образ в изобразительном искусстве имеет обобщающую фунцию, становится понятным значение образного содержания художественного произведения как выражения его идейного содержания.  Идейное же содержание любого художественного произведения целиком определяются мировоззрением художника, его взглядами, идеями, которыми он руководствуется в жизни.

В сущности любое художественное произведение имеет идейную  направленость, выражая  определенную идеалогию.  Вопрос заключается только в том, в какой степени оно выражает идею, насколько совершенно показывает ее. И как правильно отмечает советский психолог С. Л. Рубинштейн, «в подлинно художественном произведении,  одновременно идейном и художественном, самое его наглядно-образное содержание и только оно является носителем его идейного содержания, но оно выражает его иначе, чем это можно сделать в отвлеченных формулах и общих положениях».  Следовательно, чем совершеннее наглядно-образное содержание художественного произведения, тем глубже и полнее передается его идейное содержание,  выраженное в художественных образах. Вместе с тем  наглядно-образное содержание художественного произведения представляет собой форму передачи содержания идеи. Так, создание реалистического произведения изобразительного искусства требует неразрывности, органической связи формы и содержания, что в свою очередь зависит от особенностей мышления художника.

Рассмотренная характеристика особенностей мыслительной деятельности художников позволяет сделать вывод о том, что их мышление представляет собой своеобразный вид мышления, который можно назвать художественным мышлением, включающим в себя как наглядно-образное, так и абстрактно-теоретическое мышление, без преимущественного преобладания одного из них над другим.

Вместе с тем задача претворения в реальность результатов мышления художника обусловливает необходимость постоянно подкреплять свои мысли конкретными действиями (работа кистью, карандашом и т. Д.), что придает мышлению практический, действительный характер.

Единство чувственного и логического познания в изобразительной деятельности часто требует на тех или иных этапах  изобразительного процесса «свежести впечатлений» от  изображаемой натуры, цельности восприятия ее.  Это требование обусловлено тем, что нередко художник, увлекаясь различными логическими построениями, множеством умозаключений или непосредственным процессом работы на холсте, начинает меньше обращать внимания на натуру  — в результате чего  глаз как бы «притупляется» и художник меньше получает впечатлений от натуры. Нередко  большое влияние на последующее восприятие натуры   оказывает первоначальный образ изображаемого,  сформированный в самом начале изобразительного процесса, вследствие чего глаз начинает пассивно «работать», «не ищет» новых аспектов в натуре, и восприятие теряет цельность.

Для получения «свежести восприятия» и «непосредственности» художники обычно в процессе изображения прекращают работу, откладывают кисти в сторону и смотрят на все изображаемое в целом. Иногда они даже переходят на другое место и оттуда смотрят на натуру. А отдельные художники, чтобы уже сложившийся у них более или менее определенно образ натуры не оказывал воздействия на восприятие  в данный момент и потерял свою четкость, в такие минуты закрывают на некоторое время глаза и после этого снова смотрят на натуру, стремясь увидеть ее « свежим взглядом».

Важную роль в развитии у художников способности «непосредственно» воспринимать натуру играют и быстрые наброски, зарисовки, этюды. Вот почему многие мастера  изобразительного искусства придают им такое большое значение.

Видный мастер советского пейзажа В. К. Бялыницкий-Бируля отмечал: «Чрезвычайно важно первое впечатление от места, которое собираешься писать. Это впечатление необходимо сохранить, удержать во время всей работы над этюдом»

Одной из отличительнох черт художественного образа, является то, что в нем неразрывно связаны в единое целое два момента: изобразительное и выразительное. Если бы художник руководствовался только задачей передать в своем произведении как можно точнее, с абсолютной достоверностью изображаемую вещь, то его мог бы вполне заменить фотоаппарат, а произведение художника было бы обычным муляжом. В то же время, если художник ставит перед собой задачи только «чисто» выразительности, также ничего не получается, поскольку ему нечего «выражать», так как исчезает сам предмет выражения.

Таким образом, ка пишет С. Л. Рубинштейн, «самое восприятие художника как художественное восприятие не только проявляется, но и формируется в процессе художественного изображения воспринимаемого. Художник научается видеть, воспринимать действительность в соответствии с требованиями, исходящими от условий ее изображения».

Особенно отличаются художественной целостностью произведения выдающихся мастеров изобразительного искусства. Если взять, для примера, такие сложные по содержанию картины, как «Возвращение блудного сына» Рембрандта или «Не ждали» И. Е. Репина, то их художественная ценность определяется, в конечном итоге, не количеством времени, затраченного на работу, не количеством подготовительных работ (рисунков, этюдов, эскизов), а целостного образа произведения, явившейся результатом сплава всех мировоззренческих установок художника, всех его жизненных  наблюдений и всей жизненной практики.

Одной из особенностей изобразительного творчества является то, что художник активно мыслит, рассуждает о том, чему посвящено его творчество не только в процессе непосредственного изображения, но и тогда, когда он занят совсем другим.  Специфика изобразительного искусства, направленного, прежде всего, на познание действительности и правдивое отражение ее во всем многообразии, обусловливает постоянную работу мысли художника в направлении познания наблюдаемых предметов и явлений, где бы он ни находился. Встречаясь с различными явлениями, объектами окружающего мира, художник постоянно задает себе вопрос – «почему это происходит?», «почему этот предмет так выглядит?»;  «почему дальний лес утром был синий, а в полдень желтый?» и множество других вопросов, на которые он тут же стремится найти ответ.

Об этой особенности художника – постоянно целенаправленно думать, размышлять над явлениями, предметами реальности свидетельствуют воспоминания о художниках, психологический анализ их изобразительной деятельности. Так, в воспоминаниях о Н, П, Крымове мы читаем: «Николай Петрович всегда, даже когда он не пишет, наблюдает природу старается объяснить себе то или иное явление. Например: «сегодня, — замечает он, — тени на земле светлее, чем вчера. Почему это происходит? Вчера был безоблачный день. Сегодня по небе плывут большие, ярко освещенные солнцем облака. Эти облака, отбрасывающие на землю солнечный свет, являются  дополнительными источниками освещения, и тени светлеют».

Так, фиксируя явление «сегодня тени на земле светлее, чем вчера», художник в процессе рассуждения устанавливает причину этого явления, т.е. раскрывает связь между «тенью на земле» и «освещенными солнцем облаками», которые благодаря своему освещению являются «дополнительными источниками освещения».  Раскрывая связь между явлениями, предметами, художник познает их, что является основным условием верного отражения этих явлений и предметов на плоскости холста или листе бумаги. И. И. Бродский утверждает, что «…композицию можно видеть и в натуре, а не только тогда, когда выводишь на бумаге, соображаешь и творишь. Даже идя по улице, можно учиться компоновать».  И совершенно правильно художник добавляет: «я боюсь, что студенты в натуре не видят композиции, и поэтому-то им трудно компоновать». Здесь Бродский подчеркивает, что если художник и в жизни «не видит», не осмысливает композиционную связь, существующую между объектами действительности, то он не сможет осмыслить композицию и на холсте.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

4690

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке