Учитель – логопед дошкольного образовательного учреждения для достижения наилучших результатов в деятельности по коррекции речи должен взаимодействовать с педагогами и родителями, постоянно пополнять свою копилку методических приемов, активно обмениваться опытом с педагогическим сообществом. Во всех этих направлениях работы ему может помочь компьютер.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям, можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Применение компьютера на занятиях с дошкольниками регламентируются письмом Минобразования РФ от 14.03.2000 n 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» и требованиями САНПиНов.
Максимальная одноразовая длительность:
- для детей 5 лет — 10 минут в день;
- для детей 6 лет — 15 минут в день.
Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:
- первая половина дня — оптимальна;
- вторая половина дня — допустима.
Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч. 30 мин. до 16 ч. 30 мин., после дневного сна и полдника. Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет-1 — 2 раза. Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно.
Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.
Занятие на компьютере для ребенка создает условия для успешного выполнения упражнений:
- Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения.
- Появляется возможность освоения детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основы для освоения межличностной коммуникации.
- Ребенок учиться говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
- Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
- Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
- Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.
Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы. Кроме того, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:
- Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения. С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого “сложного” ребенка.
- Делать «видимыми» проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
- Формировать у ребенка процесс осмысления собственных произносительных навыков.
Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Неоспоримым преимуществом информационных компьютерных технологий для логопедической практики является:
- использование игровой формы обучения;
- полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
- дифференцированный подход к обучению;
- объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты);
- формирование сотрудничества между детьми и учителем – логопедом.
Таким образом, благодаря использованию информационных компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением речи достигаются высокие результаты: повышается мотивация к логопедическим занятиям; формируется активная позиция субъекта обучения; дети обучаются некоторым элементарным действиям с компьютером; сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делает коррекционное занятие более комфортным.
В нашем МБДОУ осуществляется успешное преодоление недостатков речи у детей-логопатов. Такие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива. Для достижения этой цели мною был определен круг задач, которые необходимо решить. Чтобы добиться этого:
1. Педагоги должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии и в слаженном взаимодействии между собой.
2. Педагоги должны быть были вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции развития речи).
3. Важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Для решения поставленных задач мною были проведены консультации мастер – класс и семинар – практикум для воспитателей ДОУ. Главным помощником в подготовке и проведении данных мероприятий являлся компьютер. Учёными установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, который увидит, сам что-то воспроизведет и применит на практике. Компьютер также позволил проверить насколько усвоены знания полученные вовремя консультаций.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.
Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество учителя — логопеда и родителей.
Организация работы учителя — логопеда ведётся по следующим направлениям:
Информационное просвещение:
- знакомство с результатами логопедического обследования;
- знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
- знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.
Обучающее просвещение:
- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
- формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.
Формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков:
- информирование родителей по электронной почте;
- родительские собрания;
- домашние задания;
- тестирование и анкетирование;
- домашние игротеки («игры на кухне», «по дороге в детский сад», «в свободную минутку»);
- дни открытых дверей ;
- родительские пятиминутки;
- консультации — практикумы.
В работе с родителями широко используются наглядные средства:
- специальные компьютерные пособия;
- специальные «логопедические уголки»;
- информационные стенды;
- тематические выставки книг;
- пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
Использование информационных компьютерных технологий позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, т.к. родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.
Использование ИКТ многое даёт и учителю — логопеду:
- значительно сокращается работа с бумажными носителями;
- меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям;
- с помощью компьютерных технологий оформляются результаты диагностики в виде различных таблиц, диаграмм.
В кабинете создана медиатека. В неё входят документация, методическая литература, дидактические пособия в электронном варианте, компьютерные программы для коррекции речи, мультимедийные презентации, аудиоинформация, фото и видеоматериалы.
Файлы систематизированы по следующим блокам:
- диагностика (анкеты, тесты);
- отчетная документация (график работы, расписание занятий, перспективные и календарные планы работы, бланки отчетности за год, выступления на педсоветах и методических объединениях);
- текущие документы (конспекты занятий, тематически планы, консультации, индивидуальные карточки для детей, задания для детей по подгруппам и др.);
- материалы для коррекционной работы;
- сотрудничество с педагогами ДОУ;
- взаимодействие с родителями воспитанников (памятки, анкеты, консультации, материалы к родительским собраниям).
Ресурсы, предоставляемые ИКТ, создают условия для профессионального роста и саморазвития: это возможность использования в логопедической практике электронных учебников, статей, изучение результатов логопедических исследований ученых России, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет – конференциях, семинарах и конкурсах, пройти заочные курсы повышения квалификации.
Для работы мною используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media. В дальнейшем планирую освоить Microsoft Access и программу для конструирования сайтов.
Использование информационных компьютерных технологий открывает широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно – развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.
Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.
Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.
Список использованных источников
1. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.
2. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901- 5.htm
3. Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №12 2009
4. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm
5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.с.47-55.
6. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008 г.
7. Кутыев И. «Пособие о поисковых системах Интернета или как найти иголку в стоге сена», электронная книга, 2010
8. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. — № 2. с.41-4
9. Томилина С.М. Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006 г.
10. Федорович Л. А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду.- Л, 2005- №5-6