Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда»

Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно – развивающем  процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка. Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка.

Написание доклада за 4 часа

Учитель – логопед дошкольного образовательного учреждения для достижения наилучших результатов в деятельности по коррекции речи должен взаимодействовать с педагогами и родителями, постоянно пополнять свою копилку методических приемов, активно обмениваться опытом с педагогическим сообществом. Во всех этих направлениях работы ему может помочь компьютер.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям, можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как  данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Применение компьютера на занятиях с дошкольниками регламентируются письмом Минобразования РФ от 14.03.2000 n 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»   и требованиями САНПиНов.

Максимальная одноразовая длительность:

  • для детей 5 лет — 10 минут в день;
  • для детей 6 лет — 15 минут в день.

Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

  • первая половина дня — оптимальна;
  • вторая половина дня — допустима.

Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч. 30 мин. до 16 ч. 30 мин., после дневного сна и полдника. Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет-1 — 2 раза. Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно.

Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.

Занятие на компьютере для ребенка создает условия для успешного выполнения упражнений:

  1. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения.
  2. Появляется возможность освоения детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основы для освоения межличностной коммуникации.
  3. Ребенок учиться говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
  4. Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
  5. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
  6. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.

Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы. Кроме того, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

  1. Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения. С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого “сложного” ребенка.
  2. Делать «видимыми» проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
  3. Формировать у ребенка процесс осмысления собственных произносительных навыков.

Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Неоспоримым преимуществом информационных компьютерных технологий для логопедической практики является:

  1.  использование игровой формы обучения;
  2. полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
  3.  дифференцированный подход к обучению;
  4.  объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;
  5.  формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
  6.  повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои,  звуковые и визуальные эффекты);
  7. формирование сотрудничества между детьми и учителем – логопедом.

Таким образом, благодаря использованию информационных компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением речи достигаются высокие результаты: повышается мотивация к логопедическим занятиям; формируется активная позиция субъекта обучения; дети обучаются некоторым элементарным действиям с компьютером; сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делает коррекционное занятие более комфортным.

В нашем МБДОУ осуществляется успешное преодоление недостатков речи у детей-логопатов. Такие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива. Для достижения этой цели мною был определен круг задач, которые необходимо решить. Чтобы добиться этого:

1. Педагоги должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии  ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии и в слаженном взаимодействии между собой.

2. Педагоги должны быть были вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции развития речи).

3. Важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Для решения поставленных задач мною были проведены консультации мастер – класс и семинар – практикум для воспитателей ДОУ. Главным помощником в подготовке и проведении данных мероприятий являлся компьютер.  Учёными установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, который увидит, сам что-то воспроизведет и применит на практике. Компьютер также позволил проверить насколько усвоены знания полученные вовремя консультаций.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество учителя — логопеда и родителей.

Организация работы учителя — логопеда ведётся по следующим направлениям:

Информационное просвещение:

  1.  знакомство с результатами логопедического обследования;
  2.  знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
  3.  знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение:

  1.  привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
  2.  обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
  3.  формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков:

  1.  информирование родителей по электронной почте;
  2. родительские собрания;
  3.  домашние задания;
  4.  тестирование и анкетирование;
  5.  домашние игротеки («игры на кухне», «по дороге в детский сад», «в свободную минутку»);
  6.  дни открытых дверей ;
  7. родительские пятиминутки;
  8.  консультации — практикумы.

В работе с родителями широко используются наглядные средства:

  1.  специальные компьютерные пособия;
  2.  специальные «логопедические уголки»;
  3.  информационные стенды;
  4.  тематические выставки книг;
  5.  пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Использование информационных компьютерных технологий позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, т.к. родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.

Использование ИКТ многое даёт и учителю — логопеду:

  • значительно сокращается работа с бумажными носителями;
  • меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям;
  • с помощью компьютерных технологий оформляются результаты диагностики в виде различных таблиц, диаграмм.

В кабинете создана медиатека. В неё входят документация, методическая литература, дидактические пособия в электронном варианте, компьютерные программы для коррекции речи, мультимедийные презентации, аудиоинформация, фото и видеоматериалы.

Файлы систематизированы по следующим блокам:

  •  диагностика (анкеты, тесты);
  • отчетная документация (график работы, расписание занятий, перспективные и календарные планы работы, бланки отчетности за год, выступления на педсоветах и методических объединениях);
  • текущие документы (конспекты занятий, тематически планы, консультации, индивидуальные карточки для детей, задания для детей по подгруппам и др.);
  •  материалы для коррекционной работы;
  •  сотрудничество с педагогами ДОУ;
  •  взаимодействие с родителями воспитанников (памятки, анкеты, консультации, материалы к родительским собраниям).

Ресурсы, предоставляемые ИКТ, создают условия для профессионального роста и саморазвития: это возможность использования в логопедической практике электронных учебников, статей, изучение результатов логопедических исследований ученых России, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет – конференциях, семинарах и конкурсах, пройти заочные курсы повышения квалификации.

Для работы мною используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media. В дальнейшем планирую освоить Microsoft Access и программу для конструирования сайтов.

Использование информационных компьютерных технологий открывает широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно – развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Список использованных источников

1. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед»     №2 2004г.
2. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-   5.htm
3. Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №12 2009
4. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического   обеспечения. – Интернет ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm
5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.с.47-55.
6. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной   школы. Журнал «Логопед» №5 2008 г.
7. Кутыев И. «Пособие о поисковых системах Интернета или как найти иголку в стоге сена», электронная книга, 2010
8. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем   компьютерной программы //Дефектология. 1997. — № 2. с.41-4
9. Томилина С.М. Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006 г.
10. Федорович Л. А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в   детском саду.- Л, 2005- №5-6

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1632

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке