Художественная одаренность Бунина была разносторонней. Рано проявились его склонности к музыке, живописи, поэзии.
Обучение в Елецкой уездной гимназии длилось всего четыре года. Дальше он проходил гимназический курс дома. С ним занимался старший брат Юлий, окончивший университет, народоволец, пробывший год в тюрьме и высланный из столицы. “Он прошел со мной весь гимназический курс, — писал Бунин в автобиографической заметке, — занимался со мной языками, читал мне начатки психологии, философии, общественных и естественных наук”.
Впервые стихи и рассказы Бунина появились в печати в 1887 году. Покинув обедневший родительский кров весной 1889 года, он почти десять лет провел в борьбе с нуждой, в скитаниях, в поисках самого себя.
В эти годы он сотрудничал в газете “Орловский вестник”. Много путешествовал, бродил по Крыму, по Украине, по России.
Попав в столичные литературные круги, Бунин сразу столкнулся с разными поколениями писателей: Л. Толстой, Чехов, Горький, Бальмонт, Брюсов…
В 1897 году вышел в свет первый сборник рассказов «На край света», одобрительно встреченный критикой. Социальные драмы и трагедии деревни оттенял поэзией и красотой природы и человеческой души.
Однако во всю силу поэтические дарования писателя раскрылось в переводе «Песни о Гайвате» Лонгфелло.
Блестящий перевод поэмы Лонгфелло, дружба с Чеховым, с Горьким, Куприным, участие в литературном кружке «Среда» — послужило выходом в большую литературу.
Новые настроения деревни кануна революции 1905 года – ненависть к господам и ожидание «больших перемен» — писатель чутко передал в рассказах «Сны», «Золотое дно», в стихотворении «Запустение». Они были опубликованы в 1-м сборнике «Знания» вместе с прозой Горького, Андреева, Вересаева, Серафимовича. Критика сочувственно встретила произведения Бунина, отметив, что они являются верным барометром времени.
Первые известия о революции, о всеобщей забастовке, царском манифесте, обещавшем свободу слова, печати, собраний, застали писателя в Ялте. «Какой-то жуткий восторг, чувство великого события», — записал он в дневнике 18 октября 1905 года.
Влияние пережитого окрашены публицистически страстные стихи тех лет: «Джордано Бруно», «Мудрым», Каменная баба», «Мистику» (1906), перевод поэмы Теннисона «Годива» (1906) и особенно стихотворение «Пустошь» (1907), в котором о времени реакции говорится как о времени «зверств, расстрелов, пыток, казней».
В 1909 году Бунину присвоено звание почетного академика императорской Академии наук.
«Деревня» (1910) – одна из самых «русских» и социально-острых вещей Бунина.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Основные события повести разворачиваются в годы революции и реакции (1904-1907). Как ни одно другое произведение писателя, эта повесть вобрала в себя всю боль и скорбь, всю силу негодующей авторской мысли и горькой мучительной любви к России, ее замученному народу.
Суровое изображение русской действительности усилилось в рассказах, созданных накануне и в годы первой мировой войны. «Чаша жизни», «Архивное дело», «Казимир Станиславович», «Петлистые уши», «Аглая», «Старуха»… Провинциальная глушь и обе столицы, мещане, дворяне, духовенство, интеллигенция, художественные круги – все подвергается такому бескомпромиссному осуждению, какого не было у Бунина в изображении деревни.
В свете народных страданий, нужны и горя автор сильнее и жестче оттеняет фальшь, притворство и пошлость тех, у кого были достаток и образование.
Первая мировая война усугубила тревожные раздумья писателя о России и судьбах всего человечества. «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» — Эти страшные слова Апокалипсиса неотступно звучали в моей душе, когда я писал «Братьев» и задумывал «Господина из Сан-Франциско…» — вспоминал позднее художник. Непосредственно о войне Бунин почти не писал, но ее трагический отсвет лежит на всем его творчестве 0914 – 1917 годов.
Предчувствуя крах самодержавно-буржуазной России, художник не видел реальных сил, способных перестроить русскую жизнь, он оставался непримиримым противником революции.
В феврале 1920 года на французском пароходе отплыл он из России, как оказалось – навсегда. Оставшуюся половину жизни Бунин провел в эмиграции, живя то в Париже, то в Грассе.
Но творческие силы писателя не иссякли, слишком большим талантом обладал Бунин, слишком глубокими корнями был он связан с Россией, слишком велик был запас жизненных впечатлений, чтобы могло оскудеть его дарование. В глубинах своей личности, в воспоминаниях о прошлом находит он теперь источник вдохновения. Лирическая миниатюра «Роза Иерихона», открывавшая и давшая название сборнику 1924 года, свидетельствует о возвращении к жизни, которое переживал тогда писатель. Не о конце, не о смерти, не о тщете земного существования, чем насыщена была его проза и поэзия 1920 – 1923 годов, а о творческой силе Любви и Памяти говорит Бунин: «Нет в мире смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то! Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь и Память!»
Философские раздумья о смысле жизни, а назначении человека, о любви и смерти, а главное, о многообразных связях человека с миром, о роли разнородных, внешних и внутренних сил в формировании личности, — все это легло в основу «Жизни Арсеньева», произведения, вобравшего весь человеческий и художественный опыт писателя.
Ни одна книга не вынашивалась художником так долго. Задумана она была еще в 1920 году, а осуществление замысла длилось одиннадцать лет – с 1927 по 1938 год.
В 1933 году Бунину присуждена Нобелевская премия – это акция, носившая политический характер, — художественная ценность творений Бунина была там лишь поводом.
В годы Второй мировой войны, в годы оккупации Франции, писатель вел себя
мужественно. Бунин жил в Грассе, голодал, сильно нуждался, но ни единой строки не
напечатал в фашистской прессе, укрывал у себя дома гонимых людей, следил за движением советских войск, делая отметки на огромных картах Советского Союза,
развешанных в кабинете. Победа русских войск была для него великим праздником.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
«Темные аллеи» — книга рассказов о любви, созданная в годы второй мировой войны (1937 — 1944). «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я писал в жизни…» – признался Бунин.
В годы тяжких испытаний, в годы жестокости и страданий, которые принес человеку фашизм, Бунин напоминал людям о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть в мире.
Писатель приветствовал Указ, разрешающий эмигрантам принять советское
гражданство, но от предложений возвратиться на родину отказывался. «Поймите, — говорил он, — очень трудно и тяжело возвращаться глубоким стариком в родные места… Все друзья, все родные – в могиле. Будешь ходить как по кладбищу».
Но дело было не только в старости, хотя и шел писателю 76-й год. Былые несогласия с общественным строем России не исчезли. Доживая дни почти в нищете, Бунин продолжал напряженно работать: писал книгу о Чехове, оставшуюся не завершенной.
По-толстовски влюбленный в земное небытие и мучившийся его загадками, Бунин много видел и пережил на своем веку. Диапазон его художественных впечатлений простирался от русской деревни до всей мировой истории.
Путешествия и увлеченность многообразием жизненных проявлений обогащали бунинской искусство. Лучшие произведения писателя передавали и движения современности, и связь русской жизни с глубинами веков, и ее своеобразие по сравнению с бытом и нравами других стран. Справедливо писал Горький в день 25-летия литературной деятельности Бунина: «И проза Ваша, и стихи с одинаковою красотой и силой раздвигали перед русским человеком границы однообразного бытия, щедро одаряя его сокровищами мировой литературы, прекрасными картинами иных стран, связывая воедино русскую литературу с общечеловеческим на земле».
Рассматривая личность, как звено в цепи поколений, несущее в себе наследие веков, взывал к самосознанию человека, к чувству ответственности человека, к чувству ответственности за прожитую жизнь, к расширению гражданского, эстетического и эмоционального восприятия мира.
Стремление к совершенству определяло и работу Бунина над словом. Поэт и прозаик, он обладал обостренным чувством ритма, музыкальности вещи, где «не только каждое отдельное слово, но и каждая буква имеют значение». Немало «адовых мук» испытал художник, добиваясь нужного смысла и тона повествования. Верность таланту, верность призванию – едва ли самая яркая, доминирующая черта его личности и творчества.
«Какой талант! Какой язык! – говорил Горький в 1918 году. Быть может это лучшее, на что способна современная проза». Высокая оценка Горького выдержала проверку временем.
Умер писатель 8 ноября 1953 года в возрасте 83-х лет. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
1. Библиотека всемирной литературы серия третья Том 140.
«Художественная литература» Москва 1973 г.
2. И.А. Бунин – Избранное. Издательство «Художественная литература» Москва 1970 г.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
3. Бунин И.А. Избранное. Издательство «Кыргызстан» 1980 г.
4. Уч. Русская литература XX века 11 класс. 1 часть.
Издательский дом «Дрофа» 1997 г.