Жизненный цикл организации — это  совокупность  стадий  развития,  которые  проходит  фирма  за  период  своего  существовании. Одна  из  наиболее  известных  концепций  жизненного  цикла  организации  принадлежит  Ицхааку  Адизесу.

Основная идея модели Адизеса заключается в соотнесении развития организации развитию живого организма. Уникальным является поведение организации в течение всего ее жизненного цикла, так как каждый этап содержит свои проблемы и задачи, для решения которых нужно уметь находить баланс между гибкостью и контролем.

Жизненный цикл организации делится на две фазы – рост и старение и на 10 этапов: выхаживание, младенчество, детство («давай-давай»), юность, расцвет, стабильность, аристократизм, ранняя бюрократизация, бюрократизация и смерть.

Этап 1. Ухаживание/выхаживание (courtship)

Этот период предшествует созданию организации. Основатель вынашивает идею, которая ляжет в основу будущей компании. Он рассказывает всем о ней, защищает ее, спрашивает, что о ней думают другие, проверяет ее жизнеспособность. Основатель должен быть в состоянии ответить на следующие вопросы:

Почему мы это делаем?

Кто собирается это делать?

Что конкретно мы собираемся делать?

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Как мы собираемся это делать?

Когда мы должны это сделать?

Ухаживание, которое не может выдержать проверку временем, является увлечением. Если при появлении первых же трудностей преданность улетучивается, то это значит, что этап Ухаживания имеет патологические проблемы. Потенциальный основатель компании фантазирует о том, что должно произойти, но его фантазии являются не чем иным, как просто его желаниями. Идея никогда не выходит за пределы мечты.

Этап 2. Младенчество (Infancy)

На данном этапе у организации еще нет четкой структуры и системы распределения полномочий, ответственности, системы приема на работу. Она очень персонифицирована, имеет небольшой бюджет. Основной акцент в деятельности организации делается на удовлетворение потребностей ее клиентов и на результаты своей работы. Решения на этом этапе должны приниматься быстро, но ввиду отсутствия достаточного опыта, стабильности в работе, они могут быть не всегда успешны.

Компания-младенец  имеет следующие особенности:

  • она ориентируется на действие и на использование предоставляющихся возможностей;
  • она не имеет структуры и у нее небольшое число зафиксированных норм и правил;
  • функционирует несогласованно;
  • сталкивается с высокой вероятностью быстрого перерастания проблем в кризисные ситуации, и таким образом управление ею сводится к разрешению кризисов;
  • руководитель, держащий все в своих руках, не хочет делиться ни с кем своими полномочиями;
  • преданность основателя постоянно подвергается испытаниям и имеет решающее значение для выживания организации.

Смерть организации–младенца наступает тогда, когда основатель страдает от скуки, когда он испытывает отвращениек своему детищу или теряет контроль над ним. Смерть наступает также тогда, когда компания несет невосполнимые утраты ликвидности.

Этап 3. Детство «давай-давай» (go-go)

Это этап быстрого роста организации, деятельность которой уже весьма успешно развивается. Каждая новая возможность является приоритетом в ее деятельности. В организации все еще нет ни четкой структуры управления, ни установленных функциональных обязанностей. Организация концентрируется не вокруг задач, а вокруг людей. Основатель пытается начать делегирование своих полномочий и ответственности из-за возросшего объема работы.

Организации, которые достигли этапа «Давай–Давай», но не смогли создать систем административного управления и регламентировать статус лидера, попадают в так называемую западню основателя.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Этап 4. Второе рождение и взросление: юность (adolescence)

Это кризисный период, аналог переходного возраста у людей, компания как бы заново рождается. Если переход от этапа ухаживания к младенчеству подобен физическому рождению, то данный этап — эмоциональному. Компания похожа на подростка, который пытается установить независимость от семьи.

Компания очень сильно меняется на этом этапе. Самое значимое событие в ее жизни заключается в том, что основатель осознает невозможность руководить растущим бизнесом самостоятельно. Возникает потребность в изменении структуры компании и делегировании полномочий. В компании появляются профессиональные управленцы, которые начинают менять структуру, систему мотивации и контроля. Приходят новые работники, что неизбежно ведет к конфликту двух культур: «старого костяка» и «новых специалистов». Типичными чертами поведения компаний на этапе юности являются конфликтность и непоследовательность.

Конфликты проявляются во фракционном поведении.

Администрация и работники разбиваются на группировки —одна за, а другая против любого проекта, системы или индивида. Конфликт и его тяжелые последствия приводят к росту числа увольнений, в особенности среди работников,склонных к предпринимательству. Всё это может привести к так называеемому «разводу».

Если  компания создает эффективные управленческие системы и узаконивает новый стиль руководства, то она переходит к следующему этапу своего развития — этапу расцвета.

Этап 5. Расцвет (prime)

Расцвет — это оптимальные условия жизненного цикла организации, достижение баланса между самоконтролем и гибкостью. Данный этап состоит из двух фаз: наступление расцвета (ранний расцвет) (early prime) и закат (поздний расцвет) (late prime).

Ранний расцвет

На данном этапе организации присуще характеристики:

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

  • Отказ лидера–предпринимателя уступить свою роль деперсонифицированному органу.
  • Управление по принципу «разделяй и властвуй».
  • Введение избыточных и затратных мер контроля.
  • Ответственность за прибыли делегируется без предоставления прав управлять ими.
  • Выплата завышенных зарплат с целью удержания работников.
  • Преждевременное внедрение схемы участия в прибылях.
  • Рост прибыли при падении сбыта.

Организации на этом этапе знают, кем они являются и кем не являются и что они хотят делать в будущем. У них есть видение и принципы, но им нужны также структуры и процессы, которые освобождали бы лидеров от персонального принятия решений.

Компания в состоянии Позднего Расцвета/Спада — это компания, испытывающая чувство удовлетворения, а возможно, и чувство самодовольства, в течение определенного времени. Она по–прежнему крепка, но уже начинает терять гибкость. Она использовала всю инерцию развития, накопленную на этапах роста, и начинает утрачивать свою движущую силу — желание изменяться или создавать что–то новое. Организация страдает от отношения, выражаемого словами: «Не сломалось — не чини». Компания теряет творческий дух, инновационность и восторженное отношение к изменениям, которые привели ее к состоянию Расцвета.

По мнению Адизеса, очень трудно определить, где находится организация — в фазе позднего расцвета или уже перешла на стадию упадка. Компания теряет дух креативности, инновационность и энтузиазма для изменений, которые приобрела на стадии «расцвета».

Этап 6. Стабильность

Характеризуется повышенным чувством безопасности. Очевидная стабильность присутствия фирмы на рынке приводит к тому, что ресурсы на исследование урезаются в пользу расходов на развитие. Это начало старения — фирма ориентируется все больше на свое прошлое. Финансисты в фирме теперь значат больше, чем разработчики и специалисты по маркетингу. Межличностные отношения в организации занимают людей больше, чем проблемы новых рискованных предложений и акций.

Этап 7. Стареющие организации — аристократизм (aristocracy)

Характеристиками этой стадии являются: снижение ожидания роста; снижение интереса к завоеванию новых рынков, освоению новых технологий и расширению границ; фокусирование внимания на прошлых достижениях, а не на видении будущего; подозрительное отношение к изменениям; вознаграждение тех, кто делает то, что им велят делать; больший интерес к поддержанию межличностных отношений, чем к принятию риска; расходование средств на системы контроля, премии и бонусы, обустройство помещений; беспокойство о том, как делать, а не о том, что делать и почему; приверженность традициям, соблюдению формальностей в одежде и в обращении; использование в качестве девиза лозунга «не гони волну»; внедрение лишь незначительных внутренних инноваций; покупка других компаний ради получения новых продуктов, рынков и духа предпринимательства. Компании на этом этапе представляют собой богатые и привлекательные объекты для поглощения.

Этап 8.  Ранняя  бюрократизация

Здесь  типичны  такие  черты  организационного  поведения  как:  действие  принципа  «нет  человека-нет  проблемы»;  многочисленные  конфликты;  паранойя  руководителей;  нет  высокой  направленности  организации  на  потребителя.

Главное  отличие  аристократической  организации  от  организации,  находящейся  на  стадии  ранней  бюрократизации  —  это  управленческая  паранойя .  Компания  чрезмерно  ввязывается  в  бюрократию.  Вопрос  об  удовлетворении  потребностей  потребителя  больше  не  занимает  главных  позиций  в  организации.

Этап 9. Бюрократизация

На  этом  этапе  компания  не  создает  необходимых  ресурсов  для  самосохранения.  Бюрократическая  организация  обладает  множеством  систем  со  слабой  функциональной  ориентацией  [8].  Самым  ярким  отличительным  признаком  бюрократии  является  культ  письменного  слова.  Организация  разобщена  с  окружением  и  обращена  только  на  себя,  связываясь  с  внешним  миром  только  через  узкие  каналы  [8].

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Этап 10. Смерть

 Смерть  организации  происходит  тогда,  когда  она  уже  не  может  удержать  свои  конкурентные  преимущества  и  теряет  своих  клиентов.  Смерть  может  наступить  не  мгновенно,  при  условии,  что  ее  поддерживает  государство  по  каким-либо  причинам,  например,  если  стоит  вопрос  об  увольнении  большого  числа  работников

Таким образом, растущая организация проходит через несколько стадий жизненного цикла и каждой стадии присущи специфические черты структуры и системы контроля, свои особые цели и способы внедрения инноваций. Концепция жизненного цикла организации — мощный инструмент для понимания и анализа проблем организации, способный помочь менеджерам найти правильное решение и поднять свою организацию на новую ступень развития.

Каждый этап развития имеет свои проблемы, которые условно можно разделить на две категории: болезни роста, которые могут быть обусловлены незрелостью предприятия и организационные патологии в которые они превращаются и с которыми предприятие не может справиться самостоятельно.

Основное преимущество данной модели состоит в том, что выявлена очень важная закономерность: молодое предприятие быстро адаптируется под внешнюю среду, но развивается стихийно. В то время, как более старые предприятия теряют гибкость, но ими легко управлять. Применение данной модели на практике укажет на источники проблем при проведении организационных изменений, а также поможет определить этап жизненного цикла на котором находится предприятие.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

745

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке