Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «К вопросу об использовании современных форм молодежной субкультуры в физическом воспитании студентов технических вузов»

Современные социально-экономические реалии демонстрируют подрастающему поколению востребованность качеств личности, позволяющих эффективно и продуктивно достигать решения индивидуальных и социальных задач развития, совершенствования, наращивания потенциалов. Среди таких качеств системообразующим, на наш взгляд, выступает активность личности как способность предпринимать целенаправленные действия (в материальном и идеальном плане) по решению разнообразных (познавательных, коммуникативных, профессиональных и т.д.) проблем в различных сферах жизнедеятельности.

При этом, исходя из тезиса о единстве физической и психической природы человека, интеллектуальная, познавательная, волевая виды активности должны рассматриваться в единстве с активностью двигательной, поддерживающей эффективность человека на соматическом уровне и обеспечивающей личности благоприятный эмоциональный фон жизнедеятельности. Поэтому стимулирование двигательной активности молодежи представляется значимой педагогической задачей современного общества, контекстом для решения которой должна стать вся система образования и в основной, и в профессиональной, и в дополнительной своей составляющей.

Среди образовательных ступеней высшая техническая школа является особо проблематичной сферой в плане двигательной активности субъектов. Оставаясь «мобильной социальной группой» (А.В. Петровский), студенчество в первую очередь озадачено вопросами профессионально-личностного становления, стержнем которого выступает интеллектуальная деятельность (как в репродуктивном, так и в продуктивном ее варианте), культивируемая задачами высшего образования.

Умственный труд современных студентов технических вузов протекает в условиях малой двигательной активности, что, по мнению ряда авторов [6; 7; 8], является одной из причин повышения утомляемости, снижения работоспособности и как следствие — ухудшения общего самочувствия. Решению проблемы дефицита двигательной активности студента призваны способствовать практические занятия по дисциплине «физическая культура», которые, как показывает практика, не в полной мере справляются с поставленными задачами. Ситуация усиливается тем, что традиционный путь использования средств физической культуры ориентирован, в большей степени, на выполнение программных нормативов и не оказывает должного влияния на духовную сферу личности, не способствует формированию у студентов устойчивой потребности в физическом совершенствовании [4; 5; 10].

Для решения стратегической задачи повышения двигательной активности студентов процесс физического воспитания в вузе должен удовлетворять личностные мотивы, склонности, потребности и интересы студента, обеспечивать широкий и свободный выбор форм и видов двигательной активности, проявление в них творческой индивидуальности и полноценной самореализации личности [2; 3]. Этого, на наш взгляд, возможно достичь через обогащение содержательного и процессуального аспектов физического воспитания материалом, востребованным современной молодежью, составляющим современный сегмент её субкультуры.

Согласно современной точке зрения субкультура — это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами [1]. Конец 20 века для российской молодежи ознаменован становлением Hip-Hop культуры.

Hip-Hop — молодежная субкультура, которая начала формироваться в бедных районах крупных городов Соединенных Штатов Америки в 60ые – 70ые годы ХХ века. Причиной возникновения потребности в создании новой, отличной от общепринятой, молодежной культуры явилось недостаточное включение афроамериканской и иммигрантской молодежи в структуру культурной жизни США. Молодое поколение того времени само создавало себе культурную среду, где оно могло бы в полной мере реализовать свои социальные и психофизиологические потребности в самовыражении. На сегодняшний день Hip- Hop культура вышла за рамки той социальной среды, в которой она зародилась и становится популярной среди молодых людей не зависимо от цвета кожи и социальной принадлежности [12].

На современном этапе своего развития, Hip-Hop культура включает четыре основные составляющие:

  1. Искусство граффити (graffiti art)
  2. Мастерство ди-джея (Dj)
  3. Искусство МС (Master of Ceremonies)
  4. Брейкинг (Breaking)

Искусство граффити подразумевает под собой нанесение рисунков на поверхность аэрозольным баллончиком с краской. Однако первоначально такие рисунки были в виде эмблем и гербов, которые различные уличные банды наносили на стены, указывая тем самым, на территориальные границы своего влияния. Сегодня содержание рисунков в стиле граффити не ограничивается правилами поведения уличных группировок и поэтому каждый художник может в полной мере реализовать себя [13].

Мастерство ди-джея, как музыканта, заключается в использовании уже написанной музыки для создания ее новых объектов. Это происходит посредством одновременного воспроизведения разных исходных музыкальных композиций или их фрагментов [14].

Искусство МС (от англ. «master of ceremonies» – ведущий церемоний). Первоначально МС выполняли функцию организации и проведения вечеринки или другого мероприятия. В дальнейшем умение организовать и провести мероприятие неожиданно породило новую, для того времени, ветвь в развитии музыки именуемую сегодня Rap. Отправной точкой для развития Rap музыки являются спонтанно зарифмованные фразы и предложения, с помощью которых МС руководили действиями собравшихся и описывали происходящее вокруг них [13].

Брейкинг (англ. breaking) или би-боинг (англ. b-boing) является танцевальным направлением молодежной субкультуры Hip-Hop и определяется как молодежный эстрадно-спортивный танец, исполняемый в стремительном темпе и включающий элементы пантомимы и акробатики [1]. Названия этого танца берет свое начало от определенного стиля музыки, который играл Dj Kool Herc в конце 70-х начале 80-х годов ХХ века. Сам Kool Herc называл эту музыку

«брейкбитом» (англ. breakbeat), а парней танцующих под нее «брейк боями» (англ. break boys). В последствии приставку «брейк» сократили и исполнителей этого танца стали называть «би-боями» [14].

На сегодняшний день брейкинг условно можно разделить на четыре составляющие:

  1. Top Rock – танцевальные шаги, которые танцоры выполняют не опускаясь в партер;
  2. Footwork – дословно переводится как «работа ног», движения, которые танцоры выполняют опускаясь в партер;
  3. Power move – силовые движения (различного рода перемещения и вращения на руках, спине, голове);
  4. Freeze`s – разнообразные «замирания» во всевозможных позициях (на одной руке, локтях и д.р.), они являются своеобразной точкой в конце выполненной комбинации движений.

На современном этапе своего развития, брейкинг является не только совокупностью совершенно оригинальных элементов присущих только одному ему, но также включает в себя различные локомоции, применяемые в гимнастических видах двигательной активности: оздоровительная аэробика, акробатика, спортивная гимнастика. Подобная особенность позволяет использовать некоторые элементы брейкинга на практических занятиях студентов вузов по дисциплине «Физическая культура».

Основные элементы Top Rock по своей структуре и технике во многом схожи с базовыми шагами из танцевальных направлений оздоровительной аэробики, а некоторые являются практически полностью идентичными. Кроме того, музыкальное сопровождение, используемое на занятиях брейкингом, совпадает по числу музыкальных акцентов в минуту с музыкальным сопровождением на занятиях по некоторым танцевальным направлениям оздоровительной аэробики. Следовательно, можно предположить, что эффект от применения элементов Top Rock будет во многом схож с эффектом от применения базовых шагов из танцевальных направлений оздоровительной аэробики.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Элементы из направления Freeze`s, в большинстве случаев представляют собой различные стойки (стойка на голове и руках; стойка на предплечьях и голове; стойка на предплечьях; стойка на руках и др.), а также упоры (упор на локтях, упор на локте, упор коленом на одну руку), используемые в таких видах двигательной активности как акробатика и спортивная гимнастика. В свою очередь, систематическое выполнение различных стоек и упоров тренирует вестибулярный аппарат и сердечно-сосудистую систему, укрепляет мышцы рук, шеи и туловища.

Направление Power move включает как упражнения из спортивной гимнастики и акробатики, так и совершенно оригинальные не применяемые нигде больше. Подобного рода упражнения редко используются на занятиях по физической культуре и поэтому вызывают большой интерес у занимающихся [11].

Только в одном из направлений брейкинга — Footwork базовые элементы являются полностью оригинальными и присущими только ему. Они  представляют собой связки шагов с опорой на одну или обе руки, разного рода не сложные двигательные действия, а также их комбинации. Особенностью комбинаций является то, что они могут состоять из нескольких десятков движений, перетекающих из одного в другое и выполняемых как в монотонном, размеренном, так и в рваном темпе. Данное обстоятельство позволяет предположить, что выполнение связок из элементов Footwork может положительно отразиться на развитии координационных способностей занимающихся.

Таким образом, мы можем предположить, что в зависимости от поставленных задач использование элементов брейкинга может повысить уровень физического состояния занимающихся, а также положительно повлиять на их интерес к предмету. Однако эффект от применения брейкинга в процесс физического воспитания студентов остается до сих пор не изученным. Этой проблеме и будут посвящены наши дальнейшие исследования.

Список использованных источников

1. Булыко, А. Н. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний [Текст] / А. Н. Булыко.- М.: «Мартин», 2004.-848 с.
2. Гусева, Н. Л. Оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности [Текст]
/ Н. Л. Гусева // Теория и практика физической культуры. – 2007. — №3. – С. 7-8.
3. Котло, Е. Н. Вариативная форма организации занятий физическими упражнениями в вузе [Текст] / Е. Н. Котло, С. С. Колесникова, С. А. Котло // Теория и практика физической культуры. – 2007.-№6.–С.57-59.
4. Лотоненко, А. В. Приоритетные направления в решении проблемы физической культуры студенческой молодежи [Текст] / А. В. Лотоненко // Теория и практика физической культуры. –1998. — №6. – С. 21-24.
5. Лубышева, Л. И. Теоретико-методические основы формирования культуры студентов: Автореф. дис… док. пед. наук (13.00.04) [Текст] / Лубышева Людмила Ивановна; [ГЦОЛИФК]. — М.,1992.-58с.
6. Любимова, Г. И. Пути повышения эффективности занятий оздоровительной физической культурой студентов в новых социально-экономических условиях: Автореф. дис… канд. пед. наук (13.00.04) [Текст] / Любимова Галина Ивановна; [ДВГАФК]. — Хабаровск,1999.- 25с.
7. Марчук, С. А. Некоторые аспекты здоровьесбережения студенческой молодежи [Текст] / С. А. Марчук // Теория и практика физической культуры. – 2004. — №4. – С. 13-15.
8. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А. В. Петровский. – М.: Политиздат, 1987.- 255 с.
9. Приходько, Н. К. Оптимизация двигательной активности студенток гуманитарных вузов в процессе учебных занятий по физическому воспитанию: Автореф. дис… канд. пед. наук (13.00.04) [Текст] / Приходько Нина Кузьминична; [ДВГАФК]. — Хабаровск,2000.- 18с.
10. Руденко, Е. А. Оптимизация процесса физического воспитания студенток вузов на основе специального подбора содержания вариативного компонента программы: Автореф. дис… канд. пед. наук (13.00.04) [Текст] / Руденко Елена Александровна; [ДВГАФК]. — Хабаровск,2003.- 24с.
11. Трофимишин, П. И. «Экстремальные» упражнения [Текст] / П. И. Трофимишин // Физическая культура в школе. – 2008. — №5. – С. 20-23.
12. Chang, Jeff. Can’t Stop, Won’t Stop: A History of the Hip-Hop Generation. New York: St. Martin’s Press, 2005.
13. Hager, Steven. Hip Hop: The Illustrated History of Break Dancing, Rap Music and Graffiti. New York: St. Martin’s Press, 1984.
14. Walta A., Cooper M. Hip Hop Files 1979-1984 / Akim Walta, Marta Cooper. Cologne: FROM HERE TO FAME Publishing, 2004. — 240 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

698

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке