Современные социально-экономические реалии демонстрируют подрастающему поколению востребованность качеств личности, позволяющих эффективно и продуктивно достигать решения индивидуальных и социальных задач развития, совершенствования, наращивания потенциалов. Среди таких качеств системообразующим, на наш взгляд, выступает активность личности как способность предпринимать целенаправленные действия (в материальном и идеальном плане) по решению разнообразных (познавательных, коммуникативных, профессиональных и т.д.) проблем в различных сферах жизнедеятельности. При этом, исходя из тезиса о единстве физической и психической природы человека, интеллектуальная, познавательная, волевая виды активности должны рассматриваться в единстве с активностью двигательной, поддерживающей эффективность человека на соматическом уровне и обеспечивающей личности благоприятный эмоциональный фон жизнедеятельности. Поэтому стимулирование двигательной активности молодежи представляется значимой педагогической задачей современного общества, контекстом для решения которой должна стать вся система образования и в основной, и в профессиональной, и в дополнительной своей составляющей.
Среди образовательных ступеней высшая техническая школа является особо проблематичной сферой в плане двигательной активности субъектов. Оставаясь «мобильной социальной группой» (А.В. Петровский), студенчество в первую очередь озадачено вопросами профессионально-личностного становления, стержнем которого выступает интеллектуальная деятельность (как в репродуктивном, так и в продуктивном ее варианте), культивируемая задачами высшего образования.
Умственный труд современных студентов технических вузов протекает в условиях малой двигательной активности, что, по мнению ряда авторов [6; 7; 8], является одной из причин повышения утомляемости, снижения работоспособности и как следствие — ухудшения общего самочувствия. Решению проблемы дефицита двигательной активности студента призваны способствовать практические занятия по дисциплине «физическая культура», которые, как показывает практика, не в полной мере справляются с поставленными задачами. Ситуация усиливается тем, что традиционный путь использования средств физической культуры ориентирован, в большей степени, на выполнение программных нормативов и не оказывает должного влияния на духовную сферу личности, не способствует формированию у студентов устойчивой потребности в физическом совершенствовании [4; 5; 10].
Для решения стратегической задачи повышения двигательной активности студентов процесс физического воспитания в вузе должен удовлетворять личностные мотивы, склонности, потребности и интересы студента, обеспечивать широкий и свободный выбор форм и видов двигательной активности, проявление в них творческой индивидуальности и полноценной самореализации личности [2; 3]. Этого, на наш взгляд, возможно достичь через обогащение содержательного и процессуального аспектов физического воспитания материалом, востребованным современной молодежью, составляющим современный сегмент её субкультуры.
Согласно современной точке зрения субкультура — это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами [1]. Конец 20 века для российской молодежи ознаменован становлением Hip-Hop культуры.
Hip-Hop — молодежная субкультура, которая начала формироваться в бедных районах крупных городов Соединенных Штатов Америки в 60ые – 70ые годы ХХ века. Причиной возникновения потребности в создании новой, отличной от общепринятой, молодежной культуры явилось недостаточное включение афроамериканской и иммигрантской молодежи в структуру культурной жизни США. Молодое поколение того времени само создавало себе культурную среду, где оно могло бы в полной мере реализовать свои социальные и психофизиологические потребности в самовыражении. На сегодняшний день Hip- Hop культура вышла за рамки той социальной среды, в которой она зародилась и становится популярной среди молодых людей не зависимо от цвета кожи и социальной принадлежности [12].
На современном этапе своего развития, Hip-Hop культура включает четыре основные составляющие:
- Искусство граффити (graffiti art)
- Мастерство ди-джея (Dj)
- Искусство МС (Master of Ceremonies)
- Брейкинг (Breaking)
Искусство граффити подразумевает под собой нанесение рисунков на поверхность аэрозольным баллончиком с краской. Однако первоначально такие рисунки были в виде эмблем и гербов, которые различные уличные банды наносили на стены, указывая тем самым, на территориальные границы своего влияния. Сегодня содержание рисунков в стиле граффити не ограничивается правилами поведения уличных группировок и поэтому каждый художник может в полной мере реализовать себя [13].
Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Мастерство ди-джея, как музыканта, заключается в использовании уже написанной музыки для создания ее новых объектов. Это происходит посредством одновременного воспроизведения разных исходных музыкальных композиций или их фрагментов [14].
Искусство МС (от англ. «master of ceremonies» – ведущий церемоний). Первоначально МС выполняли функцию организации и проведения вечеринки или другого мероприятия. В дальнейшем умение организовать и провести мероприятие неожиданно породило новую, для того времени, ветвь в развитии музыки именуемую сегодня Rap. Отправной точкой для развития Rap музыки являются спонтанно зарифмованные фразы и предложения, с помощью которых МС руководили действиями собравшихся и описывали происходящее вокруг них [13].
Брейкинг (англ. breaking) или би-боинг (англ. b-boing) является танцевальным направлением молодежной субкультуры Hip-Hop и определяется как молодежный эстрадно-спортивный танец, исполняемый в стремительном темпе и включающий элементы пантомимы и акробатики [1]. Названия этого танца берет свое начало от определенного стиля музыки, который играл Dj Kool Herc в конце 70-х начале 80-х годов ХХ века. Сам Kool Herc называл эту музыку
«брейкбитом» (англ. breakbeat), а парней танцующих под нее «брейк боями» (англ. break boys). В последствии приставку «брейк» сократили и исполнителей этого танца стали называть «би-боями» [14].
На сегодняшний день брейкинг условно можно разделить на четыре составляющие:
- Top Rock – танцевальные шаги, которые танцоры выполняют не опускаясь в партер;
- Footwork – дословно переводится как «работа ног», движения, которые танцоры выполняют опускаясь в партер;
- Power move – силовые движения (различного рода перемещения и вращения на руках, спине, голове);
- Freeze`s – разнообразные «замирания» во всевозможных позициях (на одной руке, локтях и д.р.), они являются своеобразной точкой в конце выполненной комбинации движений.
На современном этапе своего развития, брейкинг является не только совокупностью совершенно оригинальных элементов присущих только одному ему, но также включает в себя различные локомоции, применяемые в гимнастических видах двигательной активности: оздоровительная аэробика, акробатика, спортивная гимнастика. Подобная особенность позволяет использовать некоторые элементы брейкинга на практических занятиях студентов вузов по дисциплине «Физическая культура».
Основные элементы Top Rock по своей структуре и технике во многом схожи с базовыми шагами из танцевальных направлений оздоровительной аэробики, а некоторые являются практически полностью идентичными. Кроме того, музыкальное сопровождение, используемое на занятиях брейкингом, совпадает по числу музыкальных акцентов в минуту с музыкальным сопровождением на занятиях по некоторым танцевальным направлениям оздоровительной аэробики. Следовательно, можно предположить, что эффект от применения элементов Top Rock будет во многом схож с эффектом от применения базовых шагов из танцевальных направлений оздоровительной аэробики.
Элементы из направления Freeze`s, в большинстве случаев представляют собой различные стойки (стойка на голове и руках; стойка на предплечьях и голове; стойка на предплечьях; стойка на руках и др.), а также упоры (упор на локтях, упор на локте, упор коленом на одну руку), используемые в таких видах двигательной активности как акробатика и спортивная гимнастика. В свою очередь, систематическое выполнение различных стоек и упоров тренирует вестибулярный аппарат и сердечно-сосудистую систему, укрепляет мышцы рук, шеи и туловища.
Направление Power move включает как упражнения из спортивной гимнастики и акробатики, так и совершенно оригинальные не применяемые нигде больше. Подобного рода упражнения редко используются на занятиях по физической культуре и поэтому вызывают большой интерес у занимающихся [11].
Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Только в одном из направлений брейкинга — Footwork базовые элементы являются полностью оригинальными и присущими только ему. Они представляют собой связки шагов с опорой на одну или обе руки, разного рода не сложные двигательные действия, а также их комбинации. Особенностью комбинаций является то, что они могут состоять из нескольких десятков движений, перетекающих из одного в другое и выполняемых как в монотонном, размеренном, так и в рваном темпе. Данное обстоятельство позволяет предположить, что выполнение связок из элементов Footwork может положительно отразиться на развитии координационных способностей занимающихся.
Таким образом, мы можем предположить, что в зависимости от поставленных задач использование элементов брейкинга может повысить уровень физического состояния занимающихся, а также положительно повлиять на их интерес к предмету. Однако эффект от применения брейкинга в процесс физического воспитания студентов остается до сих пор не изученным. Этой проблеме и будут посвящены наши дальнейшие исследования.
Список использованных источников
1. Булыко, А. Н. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний [Текст] / А. Н. Булыко.- М.: «Мартин», 2004.-848 с.
2. Гусева, Н. Л. Оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности [Текст]
/ Н. Л. Гусева // Теория и практика физической культуры. – 2007. — №3. – С. 7-8.
3. Котло, Е. Н. Вариативная форма организации занятий физическими упражнениями в вузе [Текст] / Е. Н. Котло, С. С. Колесникова, С. А. Котло // Теория и практика физической культуры. – 2007.-№6.–С.57-59.
4. Лотоненко, А. В. Приоритетные направления в решении проблемы физической культуры студенческой молодежи [Текст] / А. В. Лотоненко // Теория и практика физической культуры. –1998. — №6. – С. 21-24.
5. Лубышева, Л. И. Теоретико-методические основы формирования культуры студентов: Автореф. дис… док. пед. наук (13.00.04) [Текст] / Лубышева Людмила Ивановна; [ГЦОЛИФК]. — М.,1992.-58с.
6. Любимова, Г. И. Пути повышения эффективности занятий оздоровительной физической культурой студентов в новых социально-экономических условиях: Автореф. дис… канд. пед. наук (13.00.04) [Текст] / Любимова Галина Ивановна; [ДВГАФК]. — Хабаровск,1999.- 25с.
7. Марчук, С. А. Некоторые аспекты здоровьесбережения студенческой молодежи [Текст] / С. А. Марчук // Теория и практика физической культуры. – 2004. — №4. – С. 13-15.
8. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А. В. Петровский. – М.: Политиздат, 1987.- 255 с.
9. Приходько, Н. К. Оптимизация двигательной активности студенток гуманитарных вузов в процессе учебных занятий по физическому воспитанию: Автореф. дис… канд. пед. наук (13.00.04) [Текст] / Приходько Нина Кузьминична; [ДВГАФК]. — Хабаровск,2000.- 18с.
10. Руденко, Е. А. Оптимизация процесса физического воспитания студенток вузов на основе специального подбора содержания вариативного компонента программы: Автореф. дис… канд. пед. наук (13.00.04) [Текст] / Руденко Елена Александровна; [ДВГАФК]. — Хабаровск,2003.- 24с.
11. Трофимишин, П. И. «Экстремальные» упражнения [Текст] / П. И. Трофимишин // Физическая культура в школе. – 2008. — №5. – С. 20-23.
12. Chang, Jeff. Can’t Stop, Won’t Stop: A History of the Hip-Hop Generation. New York: St. Martin’s Press, 2005.
13. Hager, Steven. Hip Hop: The Illustrated History of Break Dancing, Rap Music and Graffiti. New York: St. Martin’s Press, 1984.
14. Walta A., Cooper M. Hip Hop Files 1979-1984 / Akim Walta, Marta Cooper. Cologne: FROM HERE TO FAME Publishing, 2004. — 240 с.