В то же время введенные в действие современные стандарты образования, основанные на компетентностном и метапредметном подходах, хотя и учитывают настоятельную потребность выйти за рамки знаниевой, информационно-репродуктивной парадигмы, расширить содержание образования не в количественном, а в качественном отношении, но не определяют конкретное содержание образования.
Так, данный методологический принцип является системообразующим для профессионального стандарта педагога, где четко определены управленческая, психолого-педагогическая, коммуникативная, предметно-методологическая и валеологическая компетенции в обучении, воспитательной работе и развивающей деятельности. Необходимо отметить, что область управленческой компетенции превалирует над другими. Так, умения педагога планировать, анализировать, регулировать, проектировать, реализовывать, поддерживать, сопоставлять и др. составляют основу данного стандарта.
Следующая по значимости в профстандарте педагога психолого-педагогическая компетенция. Например, в данном документе принципиально важным видится умение педагога «Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.».
Введенный в действие ФГОС ОО одной из задач предполагает достижение учащимися метапредметных результатов. Следовательно, учителя должны обладать умением организовать освоение учащимися содержанием метапредметного образования. Так, в третьей части профстандарта «Развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)» зафиксировано: «17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.».
В этом смысле профстандарт педагога ясно отражает метапредметный подход. Так, например, одним из требований в разделе «Психолого-педагогические требования к квалификации учителя» заявлено становление у учащихся картины мира, что предполагает целостность, «надпредметность» в восприятии окружающего мира, умение видеть целое за частным. Также метапредметный подход реализован через требование формирования у учащихся математической и лингвистической культуры как неотъемлемой части общей культуры современного человека: «Такое осознание, с одной стороны, позволяет педагогу подняться над узким предметоцентрическим подходом к своей деятельности, побуждая к продуктивному сотрудничеству с коллегами, работающими в других областях знаний. А с другой стороны, конкретизирует задачи воспитания и развития учащихся в специфическом предметном преломлении». Приведем другие примеры из раздела требований к учителю математики, которые также иллюстрируют метапредметный подход: «Сотрудничать с другими преподавателями математики и информатики, с преподавателями физики, экономики, языка и др., уметь выполнять задания этих предметов, где существенным является математическое содержание, выполнять совместные межпредметные проекты, рецензировать размещенные в информационной среде работы учащихся по другим предметам с математической точки зрения. Совместно с учащимися анализировать учебные и жизненные ситуации, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом. Поощрять инициативы учащихся по использованию математики».
С методологической точки зрения можно найти схожие требования в разделе требований к учителю русского языка: «Совместно с учащимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач… Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных учащихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.)».