Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Картины русских художников на евангельские сюжеты»

Вступление. Анализ ситуации в России за последние годы показал, что вопрос духовности и нравственности очень остро стоит в современном обществе. Наше государство и все прогрессивное современное общество  над этим вопросом, ищет пути решения нравственных проблем.

Написание доклада за 4 часа

Один из таких способов – изобразительное искусство, несущее высокие духовно-нравственные идеи. Особенной глубины эта тема достигла в работах Ивана Николаевича Крамского, Ильи Ефимовича Репина, Николая Николаевича Ге и Василия Дмитриевича Поленова, написанных на евангельские сюжеты. Эти художники поднимают в своих картинах глобальные, вечные проблемы христианской морали и ищут пути их решения.

Духовность – это осознание святости и стремление к ней, т.е. одухотворенность жизни человека высокими нравственными идеалами и постоянное совершенствование себя в соответствии с заповедями Христа. Такая духовность коренным образом преобразует человека и всю его жизнь. Нравственность – это способ нормативного регулирования поведения человека в соответствии с духовными идеалами.  Нравственные ценности определяются духовностью.

Русские художники, как и зарубежные, тоже часто обращались в своем творчестве к Библейским сюжетам. Но в отличие от европейских живописцев, источником их вдохновения стал Новый Завет (Евангелие). Их интересовали духовные и нравственные основы христианской веры. Но более всего художников интересует образ самого Христа.

Впервые в истории мирового изобразительного искусства русские художники второй половины XIX века подошли к трактовке образа Христа не как Бога, но как человека. Из всего Евангелия русскими художниками были выбраны такие сюжеты, в которых совершенно растворяется божественное, нереальное и ярче всего проявляется обыкновенный человеческий характер.            

Не идеализированный, а близкий и понятный каждому человеку образ Христа на этих картинах заставляет задуматься об истинном смысле пребывания человека на земле, о силе человеческих страданий, о возможности безграничной любви к ближнему, ко всему человечеству.  Картины учат любить, прощать, понимать, сочувствовать. Картины учат жить и умирать достойно званию Человека.

Одним из художников XIX века, обращавшихся к Евангельским сюжетам, был

Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887).  «Христос в пустыне» 1872 год

В образе Христа художник показал одинокого человека, «исполненого тяжких раздумий: идти к людям, учить их, страдать и погибнуть, или поддаться искушению и отступить…» Главное на картине –  лицо Христа. Но оно передает не только страдание, но вопреки всему выражает невероятную силу воли и готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе.

Картина вызвала чрезвычайный интерес и бурные споры. Реакционная печать обвинила художника в полном искажении образа Христа, и даже в антирелигиозности. В защиту картины выступили те, кто понимал христианство как нравственно-философское учение, а личность Христа — как пример высокого нравственного идеала.  Л.Н. Толстой в своей переписке с П.М. Третьяковым утверждал, что Христос Крамского «это лучший Христос, которого я знаю».(9, 11, 16, 22)

Почему картина волнует сегодня? Потому что и сегодня жизнь ставит человека перед выбором жизненного пути и поиском смысла жизни.

Христос знал, когда и как закончится его земная жизнь, в чем заключается смысл его пребывания на земле в образе человека. Он знал, что предстоит ему вынести и ради чего. Подобно Христу-Человеку мы знаем, что наша земная жизнь конечна, но в отличие от него не знаем назначенного дня и часа. Мы не знаем, какие испытания ждут нас на пути и ради чего нам стоит их преодолевать, и стоит ли вообще?..  Именно это незнание заставляет нас торопиться с поисками смысла жизни. Картина Крамского «Христос в пустыне» направляет эти поиски к высокому духовно – нравственному идеалу.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Поиск истины в живописи В.Д.Поленова

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело».

Эти слова великого русского художника Василия Дмитриевича Поленова (1844 – 1927) являются ключом к пониманию его творчества.

Поленов, как художник, тонко чувствовавший свое время, видел многие недостатки современного ему общества и считал, что именно искусство способно изменить мир к лучшему, способно показать обществу тот духовно-нравственный идеал, к которому нужно стремиться.

Сюжет, взятый из Евангелия от Иоанна (гл. 8, 3 – 11), лег в основу величайшего полотна  «Христос и грешница». Картина была представлена на передвижной выставке в 1887 году.

«Это было событие, — вспоминал армянский художник Е.М. Татевосян, — это был настоящий праздник, особенно для нас, молодежи, учеников его. После традиционных, почти черных картин… «Грешница» была светлым, жизнерадостным, грячо-солнечным произведением в холодной снежной Москве, к тому же она была дерзким вызовом для религиозных ханжей…»

В левой части картины мы видим Христа, спокойно сидящего на нижней ступени Храма. Рядом – народ, внимательно слушающий его проповедь.

Мудрости и спокойствию, царящему рядом с Христом, резко противопоставлена злоба и напряжение толпы, возглавляемой книжниками.

Негодующее и безжалостное выражение лица первого книжника, требующего сурового наказания для блудницы, и ехидно-насмешливое выражение лица книжника, стоящего за ним, говорят об истинной причине, приведшей их к Христу. Книжникам важно не само наказание, а то, какое решение примет Христос. Они пришли «искушать Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его», чтобы обличить его в нарушении закона, данного Богом пророку Моисею. (9, 15, 16)

Ответ Христа поразил всех: «Кто сам без греха, пусть первым бросит в нее камень».

«И разошлась притихшая толпа, впервые задумавшись об истинной правде и справедливости» (С. Винокурова).  Почему? Потому что ответ Христа заставляет каждого человека заглянуть в свою душу и признаться самому себе в совершенных грехах…

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Этот ответ не в прошлом. Он должен звучать сегодня в сердце каждого, кто собирается осудить другого. В этой картине Поленов затронул очень важную проблему отношения человека к человеку. Эта проблема остро стоит в наше время, когда отношения между людьми все больше строятся на основе материальной выгоды, нежели на любви и взаимопонимании.

«Дорогой Василий Дмитриевич. Ваша работа… встречает сочувствие. Не надо, стало быть, ждать протекания веков, чтобы оценить элементы вечности в Ва шей творческой жизни…»  ( Л. В. Кондауров)

Вера творит чудеса

Борьба двух начал – темного и светлого, единоборство жизни и смерти. Несмотря на огромное количество произведений, отражающих эту проблему, она до сих пор остается одной из самых непостижимых и поэтому самых актуальных проблем человечества.

Что такое бессмертие, существует ли вечная жизнь, продолжается ли жизнь после смерти, можно ли изменить законы природы и победить смерть?.. Поиском ответов на эти вопросы занимается не только искусство, но и наука и религия. И если искусство и наука находятся в вечном поиске, то в религии уже давно найдены ответы на все духовные вопросы земного бытия. И этим ответом является Слово Божие.

Именно поэтому многие художники, которых волновала проблема жизни и смерти, обращались к сюжетам Нового Завета, к жизни Христа, смыслом которой и была победа Жизни над Смертью.

Чудесам исцеления посвящены многие сюжеты Евангелия. Один из таких сюжетов – «Воскрешение дочери Иаира».  (Евангелие от Марка, гл.5, 22 – 43) К этому сюжету в своем творчестве обращались два русских художника –Василий Дмитриевич Поленов и Илья Ефимович Репин (1844 – 1930).

Художники по-разному подошли к трактовке одного и того же сюжета.

На картине Репина мы видим самый трагичный момент этого сюжета, предшествующий совершению чуда. Мы видим смерть. Скрывая от зрителя лицо девочки, Репин ставит нас перед лицом убитых горем родителей. Этим он невольно заставляет зрителя до глубины понять и прочувствовать всю трагичность происходящего и одновременно дает надежду. Ведь в выражениях лиц родителей мы видим не только горе и отчаянье, но и веру в исцеление. Художник также ставит нас и перед лицом Христа, который спокоен,  сосредоточен, мудр. Он пришел, чтобы исполнить свое предназначение – победить смерть. (16)

На картине Поленова мы видим самый светлый момент этого сюжета – само воскрешение. Мы видим жизнь. Герои расположены в пол-оборота к зрителю, что дает возможность понять восторженные чувства всех людей, присутствующих в комнате.  Девочка, очнувшись от смертельного сна, широко открытыми глазами смотрит на своего спасителя. И только Христос, так же, как и на картине Репина, спокоен и сосредоточен.

Несмотря на разные подходы художников к одному и тому же евангельскому сюжету, все же обе эти картины объединяет  одна главная мысль, которую можно выразить словами Христа — «по вере вашей да будет вам».

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Во что верить? Сегодня, как никогда, этот вопрос остро стоит перед молодым поколением. Картины Репина и Поленова, каждая по-своему,  дают на него однозначный ответ. Даже в самых безысходных ситуациях верить нужно в свет, верить нужно в жизнь.

Заключение

В последнее время во всех сферах жизни – в экономике, в политике, в искусстве —  стала господствовать идея  вседозволенности, неограниченной свободы личности.  Поэтому актуальной стала проблема духовности как одухотворенности жизни человека высокими нравственными идеалами, наполненности ее христианскими добродетелями, безграничной устремленности к совершенству.

Духовность — этот тот внутренний стержень, который формирует личность, тот внутренний тормоз, который останавливает человека перед нарушением норм нравственности или воодушевляет на подвиг, подвижничество, жертвенность, героизм.

Всегда особенностью русской культуры был тот высокий духов но-нравственный потенциал, который и поднял ее на верши ну культурно-исторического прогресса.

Общепризнанно в мире, что ни одна из западных культур не поднялась на такую духовно-нравственную высоту, какая стала доступна великой русской куль туре. (2)

Главной чертой русской культуры стало пристальное внимание к внутреннему миру человека.  Великие просветители русской культуры считали ее задачей взращивание духовности, тех высоких нравственных качеств, которые завещаны нам в Библии. И среди всех видов искусств одно из главных мест  в этом плане занимает живопись.

В данной работе была раскрыта малая часть того, что было создано живописцами второй половины XIX века. Но уже тех нескольких картин, написанных на евангельские сюжеты, которые представлены в этой работе, достаточно, чтобы понять – насколько велико значение русского искусства для духовно-нравственного развития человека.

Эти картины по-разному были восприняты современниками художников. По-разному воспринимались они и на протяжении XX столетия — века атеизма и кровавого столкновения идеологий.

В наше время, когда пусть медленно и осторожно, но все же происходит процесс возрождение русской религиозности, эти картины приобрели особую актуальность. Они буквально «учат» духовности, раскрывают перед человеком идеи высокой нравственности.

Не идеализированный, а близкий и понятный каждому человеку образ Христа на этих картинах заставляет задуматься об истинном смысле пребывания человека на земле, о силе человеческих страданий, о возможности безграничной любви к ближнему, ко всему человечеству.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Картины учат любить, прощать, понимать, сочувствовать. Картины учат жить и умирать достойно званию Человека.

Средняя оценка 2.5 / 5. Количество оценок: 2

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3688

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке