Это отчетливо проявлялось и в Тамбовском крае. Даже в. Тамбове с его дворянско-чиновным и торгово-ремесленньм населением культурная жизнь становится заметной лишь к концу столетия.
Показателен был и внешний облик самого Тамбова. Став в конце века губернским центром, он, по существу, оставался большим селом. В 80-х гг. в городе насчитывалось 1896 зданий, 13 церквей, две суконные фабрики и одна мельница. Большинство зданий были деревянными, а крыши крыты соломой. Весной и глубокой осенью улицы Тамбова превращались в непроходимые болота.
В 1781 г. был утвержден генеральный план застройки Тамбова, по которому губернский город начал наконец перестраиваться. В конце века появились крупные каменные здания: дом архиепископа на территории Казанского монастыря, гостиный двор, банковская контора, почтовый двор, духовная семинария. Главная улица — Большая Астраханская (ныне Советская) — протянулась вдоль Цны, сохраняя ее изгибы. Западнее ее параллельно шли еще две улицы (Долевая и Базарная), а поперечные к ним улицы упирались в набережную Цны.
Значительный вклад в культурную жизнь края внес пятый наместник Тамбовского наместничества Гаврила Романович Державин — выдающийся поэт и государственный деятель своего времени. Находясь в Тамбове с марта 1786 по декабрь 1788 г., Державин проявил себя гуманным, просвещенным и весьма предприимчивым администратором. Он пытался навести порядок в работе губернских учреждений, обуздать произвол, казнокрадство и мздоимство чиновников. Его стараниями был приведен в порядок тюремный двор, улучшено содержание заключенных, рассмотрены многочисленные судебные дела, которые из-за канцелярской волокиты годами лежали без движения.
Дом Державина стал центром культурной жизни города. Здесь давались балы, обучали дворянских детей грамоте и рукоделию, ставились любительские театральные постановки. В 1787 г. в Тамбове было построено здание театра, в котором давались регулярно представления.
Немало сделал Г. Р. Державин для развития народного просвещения. Благодаря его энергии в 1786 г. в Тамбове открылось четырехклассное Главное народное училище, в котором могли учиться дети купцов и мещан. Вскоре малые двухклассные училища открылись в Козлове, Моршанске и других уездных городах. Правда, редко кто из поступавших в училища полностью проходил курс обучения. Особой заслугой Державина было устройство в Тамбове типографии, в которой печатались не только канцелярские бланки, но и произведения русских писателей, переводная литература. В этой типорафии стала издаваться газета «Тамбовские известия». Державин заботился о благоустройстве Тамбова, упорядочении торговли. При нем началось строительство гостиного двора, был сооружен большой каменный мост, велись работы по превращению Цны в судоходную на всем ее протяжении.
Державин был верным слугой самодержавия, ревностным защитником его устоев. Однако его активная просветительская деятельность, борьба с рутиной и косностью пришлись но по нраву местным дворянам. Они не могли простить его незнатное происхождение, занятия поэзией, независимость суждений и поступков. Волна доносов хлынула в столицу, и Державин вскоре вынужден был покинуть Тамбов.
Деятельность губернатора-просветителя не прошла бесследно для Тамбовщины и способствовала выдвижению ряда даровитых людей своего времени. Г. Р. Державин помог развиться таланту Козловского однодворца П. М. Захарьина (1750—1800). На торжественном открытии Главного народного училища в Тамбове 22 сентября 1786 г. он произнес речь, в которой с большим пафосом говорил о стремлении народа к просвещению и знанию. Речь напечатали в ряде столичных журналов и даже в Заграничных изданиях, она произвола огромное впечатление на читателей. Захарьин стал профессиональным писателем. Он издает роман «Арфаксад, халдейская повесть», которым зачитывались современники, и ряд других произведений.
С Тамбовщиной связано имя журналиста, издателя, неутомимого переводчика и пропагандиста произведений Вольтера в России И. Г. Рахманинова (1753—1807). Он получил прекрасное образование, был близок к известным деятелям тогдашней литературы Н. И. Новикову, А. Н. Радищеву, Я. Б. Княжнину. Открыв в Петербурге свою типографию, И. Г. Рахманинов издавал сочинения Вольтера, выпускал журнал «Утренние часы», и котором сотрудничали Г. Р. Державин, И. А. Крылов.
В XVIII в. был сделан определенный шаг в развитии народного образования. В 1714 г. в Тамбове открылось первое учебное заведение — цифирная школа. Вначале она являлась всесословным заведением, по после создания специальных школ для дворянских детей в ней обучались солдатские дети. Она влачила жалкое существование до конца XVIII столетия и не играла серьезной роли в местном просвещении.
С 1788 г. в Тамбове стала действовать переведенная из Нижнего Ломова в новое здание на берегу Цны духовная семинария. Для подготовки детей священнослужителей к поступлению в семинарию было открыто духовное училище. В этих учебных заведениях обучались отцы выдающихся русских революционеров-демократов В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского.
Основная масса населения края продолжала оставаться темной и забитой. Доступ крестьян в училища был ограничен — учебные заведения находились лишь в городах. Да и плата за обучение была достаточно высока. Единственными учителями сельских детей оставались полуграмотные сельские дьячки. Не отличалось культурой и просвещенностью и тамбовское дворянство. Любимым их развлечением была картежная игра. Поэтому из Москвы в Тамбов шли обозы с тюками игральных колод. О нравственном уровне основной массы дворян говорит такой факт: более сотни их в конце XVIII в. было привлечено к суду за взятки, воровство, грабежи и насилия.
Неприхотлив был крестьянский быт. Крестьяне жили в рубленых деревянных, обычно крытых соломок избах, топившихся по-черному. Окна за неимением стекла затягивались бычьими пузырями и пропускали очень мало дневного света. Убогим было и внутреннее убранство:
земляной пол, дощатый стол с деревянными скамьями, занимавшая пол-избы русская печь, под потолком устраивались полати; на которых и спали, и сушили зерно. В зимнее время в избе вместе с людьми ютились домашние животные и птица. Лишь у самых зажиточных крестьян в избе выделялась светелка, вместо скамей были деревянный диван и стулья. В каждой крестьянской избе
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
непременно имелась самодельная прялка, реже ткацкий станок.
Одежда крестьян шилась из домотканых материален:
холста, пестряди (грубая ткань из разноцветных ниток), сукна. Холщовые или пестрядинные рубаха и порты, лапти и онучи из конопляной ткани, нагольный полушубок — таков обычный костюм крестьянина XVIII в. Сапоги имелись только у состоятельных крестьян, были редкостью и свидетельством материального достатка. Летом и дети, и взрослые не носили никакой обуви, ходили босиком.
Пищу крестьян составляли ржаной хлеб и похлебка. Рыба и мясо редко гостили на крестьянском столе. Ели обычно из общей миски. Нередко деревня переживала жестокий голод. Тогда к хлебу примешивали древесную кору, ели лебеду и дикорастущие травы. Отсутствие врачей компенсировалось знахарями, повитухами и прочими самодеятельными лекарями. Свято почитались религиозные праздники; вера в домовых и леших, сплошная темнота и забитость были самой характерной чертой духовной жизни деревни.
Естественно, при господстве феодально-крепостнической системы условия жизни и быта тамбовских крестьян не могли существенно измениться.
Список используемой литературы:
1. «Страницы истории тамбовского края»
2. «Тамбовский быт XVIII-XIV в.»