Что же такое «русская культура» — части или целостность?
Российское государство и цивилизация исторически создавались в процессе взаимодействия разных этнических культур в разное время, что послужило образованию как «евразийской», так и «собственно российской» (в отличие от русской) культуры. В ходе процесса становления русской культуры была выработана система ценностей и норм взаимовыгодного сосуществования разных культур. Формирование такого типа культуры имело как положительные (сближение разных культур), так и отрицательные (частичное «растворение» русской, татарской, бурятской и др. этнических культур в российской) стороны.
Проблема определения культурной самобытности народов России связана, с ее полиэтничностью (разн. народами и национальностями). Различные этносы, населяющие Россию, разновозрастны. В России сохранились все обитавшие на её территории общности, и существует содружество народов с глубокими этническими и историческими корнями, привязанных к определённой территории, имеющих в ряде случаев и традиции самостоятельного государственного развития.
В России при этом есть доминирующий этнос, основной носитель государственности – русские, не являются единственными, исключающие все остальные. В.О. Ключевский назвал историю России «колонизирующейся». Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной территорией. В российском общественном сознании до сих пор необычайно остро стоит вопрос о цивилизационной принадлежности России. Нашу страну представляют недостаточно развитую, отсталую по сравнению с западом. Отсутствие единой культуры является свидетельством незавершённости, незаконченности процесса формирования российской цивилизации. она и сейчас находится в состоянии цивилизационного поиска (расплывчатость, неопределённость, — чем она является на самом деле)
Самобытность России, её историческая уникальность в её культуре. Русская культура и стала душой России, сформировала её лицо, духовный облик. Не отличаясь особыми цивилизационными талантами, русские выявили себя именно в сфере духовно-культурного творчества. Цивилизация — только «тело» культуры, тогда как культура — «душа» цивилизации. Бездушное и бездуховное тело столь же нежизненно, как и бестелесная душа.
В чём же выражается особенный образ жизни каждого народа? Как проявляется своеобразие культуры? Это обычаи, традиции, обряды; бытовая культура, тесно связанная с традициями; повседневное поведение (привычки представителей некоторой культуры, принятые в некотором социуме нормы общения); национальные особенности мышления представителей тех или иных культур; художественная культура, отражающая культурные традиции того или иного этноса. Менталитет человека формируется под влиянием многих факторов: семья, обучение в школе и в высших учебных заведениях, СМИ, собственный опыт в процессе социализации. Итак, специфика культуры проявляется практически в любой сфере социальной жизни. По обрядам, праздникам человек «узнаёт», отличает определённые циклы во времени, к которым он как-то относится, испытывает определённые чувства. Обряд создаёт праздник. По обрядам и праздникам узнают свойства национального характера, (открытость, гостеприимство, терпеливость, готовность помочь, миролюбие, надежность и лень).
Появляющиеся при изучении образа России трудности связаны с накопившимися стереотипами и предвзятыми мнениями, многовековыми предубеждениями, устойчивым недоверием народов к «другим», их ревнивым отношением к мнению о них соседей. Межкультурное взаимодействие имеет множество переменных, которые меняются от страны к стране и подвержены влиянию исторических обстоятельств. Например, в отношении наших соотечественников к шведам доминировал мотив подчеркнутого пренебрежения. Об этом свидетельствуют шведская тематика русских пословиц. «Погиб, как швед под Полтавой». Финны считают, что: русские веселые и умеют наслаждаться жизнью, любят хорошую еду, напитки и приятное общество, грубы и безразличны к незнакомым. Англичане — это «бездушные, лицемерные капиталисты». Французская нация характеризовалась целым рядом негативных качеств, среди которых «лживость», «двуличие», «упадничество». Русские же вообще выводились за рамки европейского культурного процесса — «необузданность», «леность», «нечистоплотность», «беззаботность». Слово «турок» в русском повседневном лексиконе служило синонимом обозначения глупого человека.
Развитие культуры как целостности — противоречивый процесс. Каждая национальная культура специфическим образом воспринимает другие формы развития и вносит свой вклад в становление общечеловеческой культуры. Разнообразие видов культурного взаимодействия участников процесса определяет повседневную практику многообразных конфликтов с Россией иностранцев, а также требует навыков коммуникации, аттракции (умения расположить к себе), эмпатии и уважения к представителям других культур со стороны наших соотечественников.