Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Методы обучения»

Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Процесс обучения  это социальный процесс, который возник с появлением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием.

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами  и методами активизировать эту деятельность.

Метод (от греческого слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без сопутствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.

Элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации какого-либо метода называется приёмом обучения.

Классификация методов обучения

В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод — категория универсальная, обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.

Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим основные из них:

1) Наиболее распространена и традиционна классификация методов по источнику знания (Е.Я. Голант, С. И. Петровский). Выделяются следующие признаки и методы:

— словесные;

— наглядные;

— практические.

2) Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):

а) Методы усвоения знаний;

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

б) Методы совершенствования знаний;

в) Методы развития навыков;

г) Методы творческой деятельности;

д) Методы проверки знаний, умений и навыков; и т. д.

3) Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, объяснение, доклад, показ, инструктаж);

б) репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, работа по алгоритму, упражнение);

в) проблемные (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение);

г) частично-поисковые (диспут, наблюдение, самостоятельная или лабораторная работа);

д) исследовательские (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование).

4) Зарубежный опыт дополняет отечественные классификации. Он предполагает деление методов обучения на импрессивные и экспрессивные.

  • Импрессивные методы обучения ( от лат. — впечатление, переживание, чувство) предполагают организацию участия обучающихся в экспонированных ценностях: социальных, моральных, эстетических, научных.
  • Экспрессивные методы обучения ( от лат. — выражение) основаны на конструировании ситуации, в которой участники сами создают или воссоздают материальные ценности, как бы выражая себя и одновременно переживая их.

5) Наибольшее распространение в дидактике получила классификация методов обучения Ю.К. Бабанского, в которой выделяются три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Основные группы методов обучения

Классификация Ю.К. Бабанского привлекательна тем, что она является открытой и в принципе любая классификация методов обучения вписывается в неё.

При целостном подходе выделяются 3 большие группы методов обучения:

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующее влияние педагога ведёт к развитию внутреннего стимулирования учения у обучаемых. Контролирующее действие учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.

Каждая из основных групп методов в свою очередь подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы.

1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, поэтому в первую группу методов обучения включены:

— методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и другие);

— методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрации, демонстрация и другие);

— методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного (кожная чувствительность), кинестетического (ощущения, связанные с движением в пространстве) ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и другие).

Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому выделяют подгруппы методов:

— Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект);

— Репродуктивные и проблемно поисковые методы (аспект мышления).

Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда выделяются: методы самостоятельной работы и методы работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

2) Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности в процессе обучения — группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, исходя из наличия двух больших групп мотивов, подразделяются на:

— Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (методы эмоционально-нравственного стимулирования, методы познавательного спора, анализа жизненных ситуаций, познавательных игр, учебных дискуссий, создания ситуаций успеха и др.);

— Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении (методов разъяснения общественной и личностной значимости учения, методов предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение своего долга, методов поощрения за успешное, добросовестное выполнение обязанностей и др.).

3) Методы контроля и самоконтроля в обучении — это разнообразные методы получения учителем и обучающимися информации о результативности методов обучения. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения подразделяются на составляющие их подгруппы, исходя из основных источников получения обратной связи во время учебного процесса:

— Методы устного контроля и самоконтроля;

— Методы письменного контроля и самоконтроля;

— Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля;

— Методы графического контроля и самоконтроля;

— Методы программированного контроля и самоконтроля.

Причины и условия, определяющие методы обучения

Опираясь на общие принципы обучения, преподаватель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, то есть знать их сравнительные возможности.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

  1. Соответствие методов принципам обучения;
  2. Соответствие целям и задачам обучения;
  3. Соответствие содержанию данной темы;
  4. Соответствие учебным возможностям обучающихся: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям учебной группы;
  5. Соответствие имеющимся условиями и отведенному времени для обучения;
  6. Соответствие возможностям самих учителей (опыт, теоретическая и практическая подготовленность, личностные качества учителя и прочее).

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения.

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее).

Методы обучения

→ Словесные методы. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать яркие картины прошлого, настоящего и будущего в сознании человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, непродолжительное по времени (10-15 минут). Этот монологический метод применяется на всех этапах школьного обучения.

Лекция. Монологический способ изложения материала. Используется, как правило, со старших классов и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учебного материала. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Беседа. Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: эвристические беседы (от слова «эврика» — нахожу, открываю); сообщающие беседы; вводные беседы; закрепляющие беседы; индивидуальные беседы или беседы с учащимся всего класса (фронтальная беседа). Недостатки метода беседы: требует много времени, необходим запас знаний у одучаемых.

Объяснение. Объяснение — словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса, последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств, использования сравнения, сопоставления и аналогии. привлечение ярких примеров, безукоризненной логики изложения.

Дискуссия. Дискуссия, как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными».

→ Наглядные методы обучения. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при котором усвоение учебного материала находиться в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 2 большие группы: методы иллюстраций и методы демонстраций.

Методы иллюстраций — предполагают показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске и пр.

Методы демонстраций — связаны с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

→ Практические методы обучения. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

 Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

Лабораторные работы. Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких — либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском виде.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями. Учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

 Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в учебной аудитории, но и за пределами учреждения. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами — тренажерами и репетиторами.

→ Индуктивные и дедуктивные методы

Индуктивный метод. Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы при изучении технических устройств и выполнении практических заданий.

Дедуктивный метод. Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

→ Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения

Репродуктивные методы. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приёмов обучения, которые являются я как бы материальной основой этих методов.

Проблемно-поисковые методы обучения. Проблемно-поисковые методы обучения применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно поисковых методов обучения учитель создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает само проблемное задание.

Вывод: На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Одни методы в большей степени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Важно отметить , что невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока может существенно снизить его эффективность.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

4911

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке