Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Михаил Михайлович Тьедер»

Михаил Михайлович Тьедер (1879-1942). Михаил Михайлович Тьедер родился 30 ноября 1879 года в Смоленске в семье начальника Смоленского почтово-телеграфного округа. Род его происходил из обрусевших финнов.

В 1900 г. Тьедер закончил Морской корпус и вскоре одним из первых откликнулся на призыв создателя русского подводного флота капитана 2 ранга М.Н. Беклемишева и ушел в подводное плавание. Стал старшим помощником (старшим офицером) на первой русской подводной лодке «Дельфин», конечно, выразил желание отправиться с новыми лодками во Владивосток на войну с японцами. Не случайно именно Тьедер, уже в чине лейтенанта назначен начальником первого эшелона, на котором отправлены на Дальний Восток субмарины «Скат» и «Налим». 2 ноября 1904 г. Тьедер отбыл во Владивосток, где командовал подводной лодкой «Скат».

После проигранной войны в стране и в морской среде разгорелась дискуссия о роли и задачах флота, особенно о месте и значении в боевом строю подводных лодок и линкоров-дредноутов. Большинство адмиралов и старших офицеров считало подводные лодки дорогостоящими и опасными игрушками. К ним, в частности, относились адмиралы Дубасов, Рожественский, Алексеев, Эбергард, капитан 1 ранга Колчак. Группу «подводников» возглавлял адмирал Э.Н. Щенснович. Тьедер стал одним из наиболее яростных пропагандистов подводного флота. Победила точка зрения сторонников строительства в основном линейных сил и не получивший поддержки Тьедер в 1907 г. вынужден был уйти в отставку.

Он поселился в Москве и занялся журналистикой, в частности, редактировал журнал «Судоходство и мореплавание».

В 1912 г. в Москве под псевдонимом «Эм. Те.» он двумя изданиями выпустил книгу «На подводной лодке. Из дневника участника минувшей войны». В ней экс-лейтенант подверг жесточайшей критике порядки, царившие в военном флоте. Описаны были потрясающие истории.

Так из Владивостока в Порт-Артур послали пароход «Уссури» в полной уверенности, что его перехватят японцы, а еще лучше — утопят. Однако капитан в море от случайно встреченного парохода узнал, что крепость капитулировала и развернул «Уссури» домой.

При разгрузке выяснилось, что пулеметы посланы без лент, в бочках с соленой кетой больше камней, чем рыбы, во многих мешках вместо муки — песок, полушубки старые и рваные, сапоги без подошв, а снарядов не хватает на 200 тыс. руб. Конечно, по бумагам все числилось первосортным, по соответствующей цене. Вообще, Владивостокский порт за время войны ни разу не отчитывался в расходовании средств. После опубликования таких вопиющих фактов власти сделали все, чтобы вторая часть книги не увидела свет, так оно и произошло. Крамольной публикации не забыли, даже во время мировой войны 35-летний офицер с боевым опытом оставался в отставке. Много времени Тьедер в этот период тратил, занимаясь на профессиональном уровне ихтиологией.

После февральской революции он снова встал в строй и получил назначение командиром новой подводной лодки типа «Барс» — «Ягуар», которая достраивалась в Ревеле. Субмарина вошла в строй 12 октября 1917 г., а уже 25 октября командир вместе с экипажем заявил о признании Советской власти. Однако уже в ноябре по состоянию здоровья из-за болезни сердца Тьедер вынужден был оставить подводную службу. Он стал командовать специальным судном-спасателем подводных лодок «Волхов», на котором 25-28 февраля 1918 г. совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс. Весь поход простояв на мостике, бывший подводник сильно простыл и слег с воспалением легких. Попав в госпиталь, он не мог участвовать в знаменитом Ледовом походе. Возможно, из-за отсутствия командира и «Волхов» оставался в Гельсингфорсе до мая 1918 г., когда ушел в Кронштадт. К этому времени путь из Финляндии в Россию офицерам оказался закрыт.

Тьедер уехал в Вильно, оттуда в 1920 г. переехал в Ригу, где служил в министерстве земледелия и сотрудничал с газетами, там иногда помещал свои статьи и в том числе, о порт-артурских эпизодах.

В 1922 г. бывший моряк вернулся на родину предков, в Финляндию, где прожил 20 лет — до кончины в 1942 г. Похоронен в Гельсингфорсе на русском кладбище.

Все годы, проведенные в Финляндии, он не переставал заниматься ихтиологией и написал мемуары «В подводное плавание», которые остались в рукописях.

Считая себя в душе русским человеком, Тьедер все свои материалы отправлял в Москву, хотя это могло не понравиться многим в тогдашней Финляндии. Правда, в Москве тоже не публиковали его работы. Последняя подводная лодка, которой командовал подводник Михаил Тьедер, — это «Ягуар» (с 1922 г. название сменено на «Краснофлотец», а позднее на Б-4). На ней долго плавали первые советские подводники, а отслужив свой срок как боевой корабль, лодка всю войну прослужила плавучей зарядовой станцией и пережила своего командира, просуществовав до 1946 г.

Зато «Волхов» («Коммуна») — последний корабль, которым командовал Тьедер, до сих пор остается в боевом строю Черноморского флота памятником одному из первых подводников России Михаилу Михайловичу Тьедеру.

Список литературы

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

405

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке