И музыканты, и артисты, как и все жители осажденного города, терпели лишения и муки голода и холода, умирали. Однако голос искусства не умолк…
Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 41-го. В этот день в Театре музыкальной комедии прошел спектакль «Летучая мышь». Коллектив театра не был эвакуирован. В начале войны ему приходилось выступать при полупустом зале. Однако по мере того, как положение вокруг Ленинграда и в самом городе стабилизировалось, и начал формироваться новый уклад жизни, число зрителей стало увеличиваться.
14 сентября в Большом зале Филармонии прошел первый блокадный концерт. Участвовали артисты оперы, оперетты, балета, драмы, музыканты-инструменталисты. Вскоре филармонические концерты стали проходить регулярно.
31 октября в приказе Управления по делам искусств Театру музыкальной комедии было дано предписание: организовать для военнослужащих шефские утренники, а кроме того, бронировать на каждый вечерний спектакль по триста бесплатных билетов. Бронирование предполагает повышенный спрос. Так оно и было. В другом приказе (от 5 ноября) отмечалось, что коллектив Музкомедии «систематически перевыполняет планы посещаемости и успешно осуществил в краткие сроки ряд новых постановок и возобновлений».
На 6-9 ноября были объявлены большие концерты в помещении филиала Театра оперы и балета им. Кирова, а также в Госцирке. 11 ноября вышел новый приказ Управления по делам искусств: «В целях улучшения культурного обслуживания населения Ленинграда, и использования находящихся в Ленинграде творческих работников музыкальных театров» сформировать оперно-балетную труппу. Первый спектакль этой труппы – «Евгений Онегин» – состоялся уже 20 ноября.
На 11 января 1942 года в Капелле был назначен концерт «ПолгодаВеликой Отечественной войны». Афиша обещала участие большой группы деятелей культуры и искусства. Однако выступили лишь немногие, а в зале, в основном, находились моряки, прибывшие в организованном порядке. Это был последний афишный концерт. За ним последовал длительный перерыв.
В те же дни бригада мастеров искусств была направлена в Кронштадт: там артисты могли не только выступить, но и, как тогда говорили,«подкормиться» – продовольственное положение моряков было не столь катастрофично, как у ленинградцев. Подобные командировки артистов в более благополучные места (иногда даже за кольцо блокады) были достаточно распространенными.
17 января в Смольном прошел большой концерт для руководителей города. Выступавшие были в плохой физической форме, но мужественно пытались скрывать это. Голоса звучали хорошо, а тех, кого слабость все-таки подводила, незаметно отправляли за кулисы.
25 января в театр, где выступал коллектив Музкомедии, перестала поступать электроэнергия. Работу пришлось прекратить. Группу артистов направили в район ладожской Дороги жизни – поближе к месту доставки продовольствия. В городе не осталось ни одного музыкального учреждения, дающего открытые спектакли или концерты.
Пауза длилась более месяца. Молчание угнетало. «Хоть бы сыграличто-нибудь », – сказали в Смольном руководителям Радиокомитета. Эти слова послужили мощной поддержкой музыкантам города, которые, прощаясь с умершими и уезжавшими коллегами, все же сохраняли надежду на близкое возрождение музыкальной жизни. Оно началось в преддверии весны 42-го года и затем стало активно развиваться – Дорога жизни действовала все эффективнее…
23 февраля, в День Красной Армии, осуществился музыкальный«прорыв» в радиовещании: после долгого перерыва состоялся большой концерт, в котором участвовали ведущие артисты-певцы и военный музыкальный ансамбль.
4 марта спектаклем «Сильва» возобновил работу Театр музыкальной комедии. Зал почти полностью заполнялся зрителями дважды в день.
30 марта прошла первая репетиция возрождаемого Большого симфонического оркестра Радиокомитета. Откликаясь на объявление по радио, коллектив пополнили новые музыканты. Оркестранты имели дополнительное питание в специальной столовой.
5 апреля на сцене Театра имени Пушкина (ныне – Александринский театр) возобновились открытые концерты: выступили симфонический оркестр Радио, большая группа солистов.
11 апреля прошел первый радиоконцерт возрождаемого оркестра народных инструментов (в начале войны он был распущен и на время прекратил свое существование).
19 апреля на сцене Пушкинского театра с большой программой выступил Ансамбль красноармейской песни и пляски Политуправления Ленинградского фронта.
Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
23 апреля по радио прозвучала первая передача оперного цикла – отрывки из оперы Верди «Травиата».
26 апреля музыкальной программой, включавшей романсы и фортепианные произведения, открылся Зал камерных концертов.
28 апреля в радиопередаче для школьников транслировался концерт, проходивший в госпитале, – ученики музыкальных училищ играли на рояле, пели соло и хором.
С 1 мая вновь начал функционировать Большой зал Филармонии, там удалось возобновить подачу электроэнергии. Концерты из Пушкинского театра переместились сюда. А Управление по делам искусств постановило «считать возобновленными с первого мая занятия профессорско-преподавательского состава <…> Консерватории с оставшейся группой студентов».
17 мая состоялся праздник открытия Дворца пионеров. Юные музыканты составляли большую часть занимавшихся в нем ребят.
1 июля в Филармонии была показана литературно-музыкальная композиция «Кармен» (по новелле Мериме и опере Бизе). В дальнейшем она исполнялась и на других площадках, и пользовалась большим успехом у зрителей.
2 июля «Ленинградская правда» сообщила о доставленной с Урала в Ленинград самолетом партитуре Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича и о предстоящем ее исполнении. Оно состоялось 9 августа в Филармонии и транслировалось по радио, ее слушали жители города и бойцы на фронте… Этот концерт в блокадном городе получил всемирный резонанс.
7 ноября в Театре музыкальной комедии прошла премьера героической комедии «Раскинулось море широко», которая стала самым популярным спектаклем в репертуаре этого коллектива. Музыку написала группа композиторов, сформированная при Доме Военно-морского Флота. Дом Красной Армии, который тоже собрал большое число творческих работников, был богат, прежде всего, концертными бригадами и коллективами эстрадного типа.
Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
8 ноября спектаклем «Евгений Онегин» заявил о своем возрождении оперный театр. 18 декабря свою первую постановку – балет«Эсмеральда» – показал балетный коллектив.
Музыка выступала все более широким фронтом. 18 января 1943 года, в незабываемый день прорыва блокады, радио «пело и говорило до ранней зари» (О. Берггольц).
В праздничных концертах и спектаклях тех дней проявилось ликование и исполнителей, и слушателей. Воодушевление охватывало и композиторов – они выходили за рамки только песенного жанра, работали также над крупными формами, вплоть до опер и балетов, в которых славились героизм и мужество защитников Ленинграда, воспевалась грядущая Победа.
Последний блокадный год принес новые премьеры, новые, имевшие широкий резонанс, концерты, которые спорили с жестокими артиллерийскими обстрелами врага.
Ленинграду стало уже не хватать своих исполнителей, откликаясь на приглашения, в город начали прибывать музыканты из других городов. Особенно насыщенными музыкой были праздничные дни. На 43-й год пришлось несколько «круглых» дат: 25-летие Красной Армии и комсомольской организации, 50-летие со дня смерти Чайковского и 240-летие города на Неве. В праздничных мероприятиях участвовали все музыканты города и гастролеры.
Январь 1944 года принес ленинградцам долгожданную весть – поздно вечером 27-го числа стало известно о полной ликвидации вражеского кольца. Город выстоял. Усилиями каждого, огромными жертвами цементировалась его стойкость. Значительный вклад в победу внесли и музыканты.
Выдержки из различных документальных материалов блокадного периода:
«Веселые и бодрые „Мушкетеры“ — отличная постановка, вполне своеобразный, дающий зрителю хорошую эмоциональную зарядку спектакль» (из рецензии «Ленинградской правды» на премьеру в Театре музыкальной комедии. 9 декабря 1941 г.)
Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
«В зрительном зале температура была довольно низкой, приблизительно 6-8 С. Публика не раздевалась. <…> С очень хорошей стороны показали себя хор и балет. Более высокие требования надо предъявить оркестру» (из дневника Н. Кондратьева, «летописца» блокадного искусства, о спектакле «Евгений Онегин» 20 ноября 1941 г.)
«Меня взволновало, что в эти дни, в осажденном городе, под бомбами, Шостакович пишет симфонию. И главное, что „Ленинградская правда“ сообщает об этом среди сводок с Южного фронта, среди эпизодов о „стервятниках“ и о бутылках с горючим. Значит, искусство не умерло, оно еще живет, сияет, греет сердце» (из дневника поэта Веры Инбер, 22 сентября 1941 г.).
«Надо заниматься. Несмотря ни на что, ни на голод, ни на холод. <…> Надо начинать работать! Все остальное должно быть на втором плане!» (из дневника композитора Л. Портова, 27 ноября 1941 г. Умер 7 февраля 1942 г.).
«Слушали в Филармонии Девятую симфонию Бетховена. Но, видимо, нам в концерты больше не ходить. Это становится слишком сложно и опасно. <…> Сама Филармония все мрачней. Полярный холод» (из дневника Веры Инбер, 9 ноября 1941 г.).
«Ляля мне играла Штрауса, Листа, Мендельсона. У меня внутри все оттаивало, отошло и запряталось чувство голода <…>. Оказалось, что на свете действительно существует музыка, книги, стихи, друзья, а не только продуктовые карточки и черные трупы» (из дневника сотрудницы Публичной библиотеки М. Машковой, 10 марта 1942 г.).
«Хочется концертной музыки <…>. Филармония, за белыми колоннами, на красном диванчике… Полузакрыть глаза и слушать» (врач – терапевт М. Тушинский в письме на Большую землю, 2 апреля 1942 г.).
«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию» (слова Шостаковича опубликованы газетой «Правда» 29 марта 1942 г.).
Ленинградец В. Люблинский «был очень огорчен» тем, что «вопреки двухнедельным ожиданиям и надеждам» не попал на премьеру Седьмой симфонии, «не успев достать полностью расхватанных билетов». Ему было очень важно «присутствовать на премьере как на событии <…>, запомнить момент: ведь в любом серьезном романе о блокаде этот вечер должен был бы найти место в цепи таких дат, как начало войны, как последние дни перед началом осады, как дым первых бомбежек» (из письма на Большую землю, 10 августа 1942 г.).
Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Из отклика на премьеру «Раскинулось море широко»: персонажи «мало похожи на обычных героев опереточных подмостков», «пусть не глубоко, но с большей долей правды в спектакле отражены героические дела балтийских моряков. Знакомые черты бесстрашных защитников морских рубежей проступают сквозь театральный грим». «Удача сопутствует всему коллективу» (газета «Смена», 15 ноября 1942 г.).
«С большей радостью я смотрел нынешнюю „Эсмеральду“ и испытывал несомненное удовольствие. Да и не только я. Публике, наполнявшей театр до отказа <…> тоже понравился спектакль» (из дневника Н. Кондратьева, 18 декабря 1942 г.).
«Билеты распродаются моментально в первый же день продажи за десять дней до спектакля. В день спектакля вас встречают желающие приобрести билеты у угла Публичной библиотеки на Невском проспекте и на всем протяжении проездов по обеим сторонам Екатерининского сквера. На площади у театра целая толпа. Некоторые живут на перепродаже театральных билетов, и живут неплохо по нынешним временам. Я видел, как гражданин продавал билеты на хлеб: 200 г хлеба за каждый билет на балкон 3-его яруса» (Н. Кондратьев о Театре музыкальной комедии, 2 марта 1943 г.).
«Художественное вещание ленинградского радиокомитета стоит на высоком уровне и в общем соответствует политическим и художественным и художественным требованиям. У них прекрасный Большой симфонический оркестр <…>. Должен с полной ответственностью сказать, что это один из четырех оркестров в Союзе» (из доклада Д. Кабалевского после инспекционной поездки в Ленинград, 16 ноября 1943 г.)