Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Нэцке»

Любителям искусства хорошо знакомы нэцкэ — небольшие резные фигурки из кости или дерева работы японских или китайских мастеров. Странный, непонятный и привлекательный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб.

Написание доклада за 4 часа

На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. В скульптуре высотой в три-четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Всё передано точно и выразительно , с неподражаемой живостью непосредственно в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией.

С художественной точки зрения, нэцкэ — это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской скульптуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры, сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений — словом, жизни Японии и Китая XVII-XIX веков. Являясь по своему значению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство.

Многие из нас привыкли воспринимать нэцкэ как традиционное японское искусство, однако его корни уходят в историю Древнего и Средневекового Китая, вот почему среди изображаемых в нэцкэ персонажей так много китайских божеств и знаменитых личностей истории Поднебесной Империи. Сюжеты нэцкэ охватывают представления горожан периода Токугава. Историческая литература и театр, мифология и народные верования, благопожелательная символика и повседневная жизнь — всё это получило отражение в маленьких резных фигурках нэцкэ. В Японии были хорошо известны идеи даосизма — одной из важнейших религий китайского происхождения. Широко распространился буддизм, также заимствованный с континента. Со временем всё это вошло в культурных обиход японцев и перестало восприниматься ими как нечто чуждое. В китайской истории японских резчиков особенно интересовали герои древности: выдающиеся государственные деятели, прославленные полководцы и воины, отличавшиеся отвагой, силой и верностью долгу. Однако, создателей нэцкэ больше привлекали анекдотические случаи из жизни иктайских героев, чем произведения, прославлявшие их мудрость, отвагу и преданность. Но и здесь, как правило, содержался определенный морализирующий подтекст.

Наиболее популярными божествами в народных верованиях периода Токугава были так называемые «ситифукудзин» — «семь богов счастья». Они происходят из различных религиозных систем. Дайкоку, Хотей, Бисямонтен и Бендзайтен — буддийские божества; Эбису — персонаж чисто синтоистский;Фукурокудзю и Дзюрожзин пришли из пантеона даосизма. Несмотря на то, что даосизм в Японии некогда не был оформлен, как сколько-нибудь цельное учение, в народных верованиях многие даосские персонажи занимали видное место. Например, японцам был хорошо известен образ даосского святого-сеннина.

Сам термин «нэцкэ», который пишется двумя иероглифами «нэ-цукэ» (первый охначает «корень», а второй — «пркреплять») впервые упоминается в хрониках XVII века.

До периода Монояма (конец XVI века), был рапсространён обычай носить предметы, прикрепив их к эфесу меча, а на рубеже XVI-XVII веков он стал вытесняться нэцкэ. Кимоно, с которым было удобно носить нэцкэ, до середины XVI века употреблялось только как нижняя одежда и получило распространения в качестве верхней мужской и женской одежды в конце периода Муромати (1392-1573).

Миниатюрные фигурки нэцкэ были обязательной принадлежностью япоснкого мужского костюма. Поскольку он не предусматривал карманов, все необходимые мелкие предметы подвешивалисб к поясу кимоно. У каждой фигурки имелось два отверстия для шнурка, с помощью которого она корипилась к поясу, как протововес носимому не нём предмету. Рапсространившийся в XVIII веке обычай курения табака способстовал бытованию нэцкэ. Впоследствии скульптурным брелоком к поясу приреплялись не только трубки и кисеты, путешественник мог взять с собой печать, набор принадлежностей для чая, кошелёк и ключи, медикаменты и амулеты, сосуд с сакэ. Крестьяне носили латунные и медные нэцкэ, которые одновременно служили онгевом для трубок. Люди, болеющие лихорадкой, носили нэцкэ, сделанные из клыков нарвала, во время приступа они скоблили фигурки в местах отверстий и принимали порошок как целебное снадобье. Небогатые люди вместо художественно оформленных нэцкэ использовали небольшие тыквы-горлянки, корни. Также использовались предметы, изначально имевшие другое назначение — например, детали оправы холодного оружия. Нэцкэ делались из разных материалов: дерева (иногда привезённого из Китая), слоновой кости, оленьего рога. Реже использовали: лак, металл, фарфор, бамбук, разные виды коррала и янтаря, стекло, агат, енфрит, кремень и окаменевшее дерево.

Слоновая кость в истории японского искусства — материал сравнительно молодой. В виде бивней она стала завозиться в Японии только в период Токугава. До этого о ней знали лишь по китайским изделиям. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того, была лечебным средством.

На протяжении XVII века производство нэцкэ оставалось побочным занятием не только скульпторов, но и мастеров других специальностей: каремистов, резчиков декоратвиных архитектурных деталей, художников по металлу, мастеров художественного лака, резчиков кукол. Лишь во второй половине XVIII столетия появились профессиональные резчики нэцкэ, так называемые нэцукэси. Мастера-профессионалы превращают нэцкэ в самостоятельный вид искусства, обладающий специфическим набором форм, материалов и сюжетов. Можно назвать несколько основных форм нэцкэ: Окимоно, Саси, Оби-хасами, Итираку. Последние отличны тем, что изготавливались в офрме тыквы, коробочки или других предметов, сплетенные из проволоки, бамбука или тростника. Отдельную группу образуют нэцкэ в виде миниатюрных масок таерта Но. Существовали так называемые «куръезные нэцкэ» — например, изготовленные из круков голландских ружей, а также фигуры в виде счётов, компаса, кремня и огнива, пепельницы и пр.

Кончено, нэцкэ имели не только практическое значение, но и служили украшением, ношение которого стало всеобщей привычкой в Японии XVII-XIX веков. Практичсекое использгвание нэцкэ имело место в Японии вплоть до 20-х годов XX века, когда вышел из употребления национальный японский костюм. Известны несколько основынх школ мастеров нэцкэ. Представители некоторых предпочитали изображать животных, другие — религиозных деятелей, мудрецов и философов, третьи изготавливали фигурки, носящие юмористический характер. По свидетельству художественной литературы XVII века, описывающей нравы Японии того времени, известно, что наиболее широкое распространение получили Карасиси — дословно «Китайский Лев» и лошадь.

Нэцкэ появлялись там, где имелся костюм без карманов, но с поясом. Нэцкэ, брелки-противовесы использовались на обширной территории в Японии, Венгрии, Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yaponist.com/

 

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

189

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке