Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.02.2003 № 23-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» единый хозяйствующий субъект (ОАО «РЖД») осуществляет содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Положением о системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 02.05.2012 № 857р и рядом иных локальных нормативных актов компании,определен круг подразделений ОАО «РЖД» — строительного комплекса (путевого хозяйства), выполняющих конкретные виды работ на участках железнодорожного пути общего пользования.
Путевое хозяйство – многофункциональный комплекс, главной задачей которого является выполнение всех видов ремонта и обслуживания пути и сооружений, в целях обеспечения устойчивой и безопасной эксплуатационной деятельности железных дорог.
Основной задачей путевого хозяйства является обеспечение состояния пути, его сооружений и обустройств, гарантирующее бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями. Выполнение этой задачи реализуется на основе систематического контроля состояния объектов путевого хозяйства с выявлением и предупреждением причин, вызывающих их неисправности и расстройства, а также за счет выполнения в необходимых объемах и в установленной технологической последовательности работ по ремонту и текущему содержанию.
При этом необходимое техническое состояние пути достигается за счет его реконструкции, проведения капитальных, средних, подъемочных ремонтов и текущего содержания пути. В указанном процессе задействованы предприятия путевого комплекса, входящие в структуру ЦДИ и ЦДРП.
В соответствии с пунктом 9 Положения о Центральной дирекции по ремонту пути, утвержденному распоряжением ОАО «РЖД» от 10.10.2007 г. № 1265, задачей филиала является организация всех видов ремонта и реконструкции железнодорожного пути, сооружений и земляного полотна.
Таким образом, учитывая вышеприведенные предписания действующего законодательства и локальных нормативных актов ОАО «РЖД», дирекция по ремонту пути в лице своих структурных подразделений (путевых машинных станций) осуществляет ремонтно-путевые работы, в результате которых образуются старогодные материалы повторного использования (годные для повторной укладки в путь) и негодные для повторного использования в производственно-хозяйственной деятельности.
Критерии и группы годности старогодных материалов определены ей по применению старогодных материалов верхнего строения пути, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 23.11.2016 г. № 2370р, а технические требования, предъявляемые к деревянным шпалам, переводным и мостовым брусьям железных дорог колеи 1520 мм, их размеры, правила транспортировки и хранения, установлены Инструкцией по содержанию деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев железных дорог колеи 1520 мм, утвержденной МПС РФ 11.12.1996 г. № ЦП-410.
По смыслу пункта 3.2.1.2 и по применению старогодных материалов верхнего строения пути, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 23.11.2016 г. № 2370р, в результате оценки технического состояния старогодней шпалы, проводимой на производственных базах ПМС образуются четыре группы старогодней деревянной шпалы, две из которых входят в категорию годные, а остальные – негодные:
— годные к укладке в путь без ремонта (отсутствие загнивания древесины, разработки отверстий для прикрепителей, сквозных расколов по пластям и на торцах, износа древесины под подкладками более 5 мм), маркируются одной вертикальной полосой мелом на торце;
— подлежащие ремонту в соответствии с пунктами 4 и 5 Каталога дефектов деревянных шпал, переводных мостовых брусьев (Приложение 1 к Инструкции по содержанию деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев железных дорог колеи 1520), маркируются меловым крестом на торце;
— негодные для ремонта и использования на инфраструктуре ОАО «РЖД» для путей I — IV классов, сохранившие геометрические параметры, маркируются литерой «С» мелом на торце (шпала строительная);
— негодные для ремонта и повторной укладки в путь, не сохранившие геометрические параметры (пункт 6 Каталога дефектов деревянных шпал, переводных мостовых брусьев (Приложение 1 к Инструкции по содержанию деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев железных дорог колеи 1520), не маркируются, являются отходом, обращение с которым регламентировано Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
1) Согласно первой позиции, негодные для дальнейшей укладки в путьстарогодные деревянные шпалы дифференцированы Инструкцией на две категории, по признаку сохранения геометрических параметров.
Отмечается, что локальная (ведомственная) дифференциация негодной шпалы по признаку геометрии, не согласуется с Федеральным классификатором отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, который относит к отходам производства «Шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные» не содержащие признак сохранности или нарушения геометрии. Иными словами, Классификатор приравнивает негодную для дальнейшей укладки в путь деревянную шпалу, к отходу, независимо от сохранения ею геометрических параметров.
2) Вторая позиция также имеет содержательную основу и сводиться к тому, что ФКО выполняет ограниченную функцию, указывая лишь наименование отхода, определяя его основной признак, тогда как Инструкция, дополняет, разъясняет, какие именно негодные шпалы, являются материалом (строительной шпалой), а какие совершенно очевидно относятся к отходам.
Дополнительно принимается во внимание и то обстоятельство, что законодатель не ограничил в названнойдискреции субъектов, из деятельности которых образуются и отходы, и вторичные материалы, поскольку это позволяет, в том числе, снижать затраты на производство, которые в условиях государственной монополии (ОАО «РЖД») имеют стратегическое значение.
Какой из подходов станет преобладающим, не известно.Поэтому будем исходить из ожидания правоприменительных решений и начала дискуссии по этому поводу.
Между тем, названная в Инструкции дифференциациянегодных шпал влечет за собой возникновение различных правовых режимов в отношении,нередко, неразличимых объектов права, обусловленное с одной стороны субъективностью их оценки, а с другой — не тождественностью правовых последствий при обращении со старогодними деревянными шпалами.
Последствия эти, как правило, и в большей степени, совмещают в себе элементы административно-правового (регулятивного и охранительного значения) и гражданско-правового регулирования, влияя в некоторых случаях на квалификацию действий субъектов права в зависимости от степени общественной опасности, в качестве уголовнонаказуемых деяний.
Основное отличие «строительной» шпалы от отхода производства, в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 23.11.2016 г. № 2370р, заключаемое в геометрических параметрах, создавая правовые последствия по признаку оборотоспособности, отражается и на факторе ценообразования негодной шпалы: отход учитывается по нулевой стоимости, и не подлежит реализации; в то время как,строительная шпала может быть предметом сделок купли-продажи по цене, устанавливаемой ОАО «РЖД» в порядке, предусмотренными внутренним локальным регулированием.
В этой связи, при рассмотрении, например, вопросов о возбуждении уголовного дела при выявлении фактов хищения старогодной шпалы, принципиальным становиться определение категории с учетом геометрии, при разрешении которого принимается решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела (по признаку наличия ущерба по ст. 158 УК РФ).
На мой взгляд, не менее дискреционным, а значит, в данном контексте – чрезмерно широким, является право должностных лиц на местах определять техническое состояние шпалы визуальным путем (п.3.1.3.1 и по применению старогодных материалов верхнего строения пути, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 23.11.2016 г. № 2370р), или, что называется «на глаз»,результаты которой приобретают правовое, а значит — практическое значение, влекущее возникновение разных по характеру и содержанию правовых отношений.
Таким образом, в настоящее время существует потребность в определении наиболее точных критериев, позволяющих однозначным и универсальным образом разделить негодные деревянные шпалы для дальнейшей укладки в путь на отходы производства и строительную шпалу.