Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Образование и воспитание в XVII (XVIII) вв. по воспоминаниям современников»

Вопрос образования и воспитания является одним из наиболее существенных для понимания процессов, происходивших в обществе в эпоху Просвещения. Общие тенденции, возникшие в Европе этого времени заставляют подробнее обратиться к его рассмотрению в связи с тем, что одним из наиболее существенных изменений стало возникновение всеобщего стремления к образованию не только религиозному, но и светскому во всех слоях населения.

Написание доклада за 4 часа

Введение

Вопрос образования и воспитания является одним из наиболее существенных для понимания процессов, происходивших в обществе в эпоху Просвещения. Общие тенденции, возникшие в Европе этого времени заставляют подробнее обратиться к его рассмотрению в связи с тем, что одним из наиболее существенных изменений стало возникновение всеобщего стремления к образованию не только религиозному, но и светскому во всех слоях населения.

Генетическая связь между идеями и духовными исканиями в XVII и XVIII вв. столь же очевидна, как и ощущение глубокого разрыва между этими столетиями. Наступление эпохи Просвещения было связано с действительным распространением рационалистических воззрений в самых широких слоях общества. Вера постепенно уступала свои теоретические позиции научным концепциям, объяснявшим мир без обращения “к гипотезе о существовании Творца”.

В то же время представляется весьма актуальным рассмотрение данного вопроса на основании автобиографии Иоганна Вольфганга Гёте, не только как величайшего представителя литературного мира своего времени, оказавшего колоссальное влияние на его развитие в дальнейшем, но и как человека, относящегося к среде высшего немецкого бюргерства. Наиболее образованной прослойки немецкого общества, уже обладающей на рассматриваемый нами период сформировавшимся комплексом морально-этических норм и имеющей полноценный доступ к образованию на всех уровнях в силу своего материального положения и необходимость в нем для соответствия своему социальному статусу.

Помимо этого, как неоднократно отмечает О. Дмитриева в статье «Воспоминания о детстве эпохи Просвещения», в «Поэзии и правде» во множестве встречаются черты характера, личные качества и устремления отдельной личности, характерные для большинства автобиографий в целом и, по-видимому сформированные на основании литературных и общественных идеалов эпохи. Следовательно представляется возможным на основании одной автобиографии составить примерное суждение о том, какими же были требования времени к представителям рассматриваемого слоя общества и какими были идеалы, к которым они стремились.

Иоганн Вольфганг Гёте подробнейшим образом описывает повседневную жизнь людей своего круга в свете различных событий, происходящих в это время в стране. Много внимания он уделяет и образованию, новая система которого формировалась на его глазах и с которой ему довелось непосредственно столкнуться.

Кто не страдал, не может быть воспитанным.

Эпиграф, выбранный автором для своей автобиографии говорит сам за себя. Можно предположить, сколь существенную роль сыграл в его жизни процесс и, собственно задачи, которые ставило общество при воспитании и образовании будущих граждан, прежде чем они вольются в его ряды.

Основные задачи данной работы – понять, в какой среде существует герой произведения, какие требования эта среда предъявляет к своим гражданам и какими средствами достигается соответствие собственно этим требованиям.

Одной из весьма существенных особенностей времени, на современный взгляд, не может не являться само отношение к детям в рассматриваемый период. Рождаемость была весьма высокой, в среднем замужняя женщина имела 5 детей, иногда больше. Но высокой была и детская смертность: из 1000 детей от 200 до 400 умирали в течение первого года жизни, и многие из оставшихся – в возрасте до 7 лет. Высокая детская смертность заставляла родителей не привязываться к детям раньше времени. Так, в семье Гёте, из всех детей выжили только Иоганн Вольфганг и его сестра. Во всех слоях общества при воспитании ребёнка активно использовалось так называемое «педагогическое запугивание», процветали телесные наказания. «Наши учителя нередко обращались с нами очень неласково и неуклюже, награждая нас ударами и пинками, к которым мы привыкли тем более, что всякое сопротивление, или борьба были нам строжайше воспрещены.»

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Так как бесплатного образования практически не существовало, для низших слоёв общества оно было мало доступно. И все же значительным было общее стремление к грамотности и к получению образования.

Понятие «воспитанный ребёнок» появилось в XVII в., а широкое распространение получило в XVIII в. Становилась популярной начальная школа, появилось разделение детей на классы. Но уровень преподавания в начальной школе был ещё невысок, вследствие чего представители обеспеченных слоёв общества предпочитали давать своим детям начальное образование дома, самостоятельно, или по рекомендациям подбирая им учителей. Насколько позволяет заключить источник, случалось что и родители, осознавая необходимость получения соответствующего их статусу образования, либо стремясь поддержать детей личным примером, присоединялись к таким занятиям.

В эпоху Просвещения весьма существенно возрастает роль собственно воспитания: «Стоявшая перед ним задача заключалась в формировании нового человека, который соответствовал бы самым оптимистичным и утопичным идеалам и достигал бы уровня совершенства, соответствующего конечной цели всякого общественного установления.»

Помимо этого, на основании новых научных подходов происходит глобальная переоценка собственно подхода к понятию детства, которое ранее считалось просто неким кратковременным периодом, от которого следует возможно быстрее переходить к зрелости. Теперь же ребёнок становится объектом особой заботы, моральной и материальной, большую эмоциональность приобретают отношения родителей с детьми.

Аргументируя необходимость отказа от прежней системы образования, Даламбер беспощадно клеймил опору и символ прежней системы — религиозные колледжи: «Молодой человек проводит в колледже десять самых драгоценных лет своей жизни, но даже если он не тратил время зря, он выходит оттуда с весьма несовершенным знанием какого-нибудь мёртвого языка, напичканный риторическими наставлениями и философскими принципами, которые надо постараться забыть.»

Можно утверждать что основными просветительскими педагогическими концепциями стали следующие:

  • школа впервые становится инструментом реализации морального единства нации;
  • государству впервые отводится основная роль в формировании этой важнейшей сферы общественной жизни;
  • на школу возлагается обязанность нести основные принципы морали, основанные на естественном праве и единые для каждого человека;
  • в школе должны прививаться уважение к законам государства и осознание необходимости повиновения им;
  • в школе должны даваться определённые навыки, в которых в настоящий момент нуждается общество;

Характеристика источника:

И. В. Гёте. Поэзия и правда. Из моей жизни.

Автобиография, созданная в период с 1811 по 1831 гг. Изложение событий, приведённое в ней, оканчивается 1775 годом. Название: «творческой фантазией он дополнил и связал между собою отдельные факты своей биографии, придав рассказам и событиям характер внутренней необходимости. «Назначение этой книги – говорит сам Гёте, — заполнить пробелы в жизни автора, придать законченность иным художественным фрагментам и сохранить для потомства воспоминания о многих затерянных литературных планах.»

В «Поэзии и правде» Гёте рассказывает о своём детстве, университетских годах и истории своих первых крупных литературных работ. В «Поэзии и правде», автор подробно останавливается на философских взглядах своих современников, в несколько меньшей степени повествуя о своих собственных. «Одна из главных задач моей автобиографии – говорит он – это показать связь человека с той исторической обстановкой, среди которой он живёт, обнаружить силы, которые враждебны, или благоприятны ему, проследить, как постепенно складывается миросозерцание и как художник, поэт или писатель отражает последнее».

Подробнейшим образом останавливается автор на крупных исторических событиях, происходивших в описываемое им время и на том, каким образом события эти накладывали отпечаток на его собственную жизнь, жизнь его семьи, и даже, во многом на примере родного Франкфурта, на жизнь страны в целом. К сожалению в данной работе мы не имеем возможности подробнее остановиться на всех аспектах интереснейшего во всех смыслах источника и рассмотрим происходящие события лишь в контексте их воздействия на претерпевавшую определённые изменения систему образования и воспитания детей в высших слоях германского бюргерства.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В Поэзии и правде Гёте описывает годы своего детства, время, проведённое в Лейпциге и Страсбурге, где он получал университетское образование и несколько лет своей жизни во Франкфурте после окончания университета.

Образование

Каждый отец благоговейно лелеет желание

осуществить в своих сыновьях то, чего не удалось

сделать ему самому, при этом он как будто желает

жить во второй раз и хорошенько использовать

опыт первой жизни.

«Верно, во всяком случае, то, что неопределённые, широкие чувства юности и диких народов одни только способны к возвышенному и что если эти чувства возбуждаются в нас внешними поводами, то они, будучи бесформенными или имея необъятные формы, окружают нас величием, которое нам не по силам.»

Такое душевное настроение ощущают более или менее все люди и стараются различным образом удовлетворить эту благородную потребность. Но подобно тому, как сумрак и ночь, когда все образы сливаются, легко возбуждают в нас чувство возвышенного, а дневной свет, все различающий и разделяющий, прогоняет его, так и оно должно уничтожаться с ростом образования, если мы не настолько счастливы, чтобы укрыться в области прекрасного и тесно слить с ним чувство возвышенного, вследствие чего оба эти чувства делаются одинаково бессмертными и неразрушимыми.

В эпоху Просвещения тема образования стала объектом повсеместного обсуждения. Оно по праву стало частью большой политической истории идей, общественных установлений и самих государств. Это объяснялось целым комплексом причин как материального, так и идеологического свойства. В прошлом споры об образовании главным образом велись в области религии и преимущественно – служителями церкви. Просветители придали этим спорам светский характер, на первый план выдвинулись социальные и экономические факторы.

Немалую роль также сыграла ликвидация сети иезуитских школ, которая в течение двух предшествующих столетий развивалась настолько интенсивно, что сумела накрыть собой всю католическую Европу. После ее исчезновения образовался вакуум. Для его заполнения требовалось принятие ряда кардинальных, или временных мер.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Можно утверждать что основной целью образования было приобретение человеком знаний и навыков, требующихся ему в дальнейшей жизни. Образование приобреталось для получения возможности в дальнейшем избрать для себя соответствующий род занятий и получение должности, как и перспектив дальнейшего роста в области, соответствующей социальному статусу данного человека.

Для большинства представителей высших слоёв немецкого бюргерства, к которому относится главное действующее лицо нашего источника, начало образовательного процесса происходило дома. Для многих из них, в особенности девушек, оно там и заканчивалось. Ярким примером тому может служить горячо любимая сестра Иоганна Вольфганга Гёте – Корнелия.

При этом, многие философы Просвещения говорят о необходимости некоторого уравнивания прав полов и за расширение образовательных прав женщин.

Просветительская критика церковного образования влияла на многих родителей и заставляла их выбирать новые формы обучения для своих детей: муниципальную начальную школу, домашнее обучение, или светский пансион.

Параллельно встаёт вопрос о том, где лежат границы образования, необходимого и достаточного для рядовых граждан, вопрос сословных привилегий, существенно ограничивающих образовательные возможности для представителей беднейших классов.

Наряду с сетью муниципальных колледжей начинает формироваться сеть частных школ, отличавшихся более разнообразной и современной программой.

Первыми осознали потенциальные возможности школы в интеграционных процессах и раньше других встали на путь реформ образования многонациональные монархии – Пруссия и Германская империя, исторические основания и территориальное единство которых были весьма шаткими.

В XVIII в. в Германии произошли серьёзные изменения в системе высшего образования: на юридическом факультете вводился курс естественного права, при изучении медицины стали использовать современные методы естествознания. На философском факультете утверждается рационалистическая система. Если ранее преподавание велось исключительно на латыни, то теперь постепенно появляются профессора, читающие лекции на немецком языке. Но женщины по-прежнему были лишены доступа к университетскому образованию. Так, например, девушка, в которую был влюблён автор, сетует: Если бы я была мальчиком, — то мы вместе научились бы чему-нибудь дельному в университете. Сетует в своей переписке с подругой на второстепенное положение женщины по отношению к мужчинам и сестра Иоганна Вольфганга Корнелия.

Какие же цели ставило перед собой общество, организуя процесс образования для своих подрастающих сограждан?

В лице своих взрослых членов, а конкретнее – родителей, общество стремилось к тому чтобы дети приобретали знания, которые было принято считать необходимыми для представителей определённого круга.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

На наиболее раннем этапе, в обществе обеспеченных, обладающих высоким социальным статусом людей было принято обучать детей дома, причём им не только нанимали учителей по соответствующим предметам, но подчас, родители и сами обучали детей тому, что считали существенным: «Мой отец вообще любил учить и, удаляясь от дел, он охотно передавал другим то, что мог и знал.» В том числе это могло касаться и взрослых членов семьи: Так «в первые годы своего брака он приучал мою мать к прилежному письму, а также к игре на фортепиано и к пению; при этом она увидела себя вынужденною приобрести некоторые познания в итальянском языке и некоторое умение говорить на нем.»

Можно сказать что образование Иоганна Вольфганга началось довольно рано, когда его мать Катарина Элизабет Гёте (урождённая Текстор) рассказывала ему сказки собственного сочинения, оставляя всякую незаконченной до следующего дня и продолжая ее в соответствии с сюжетными ожиданиями сына. Таким путём она развивала его фантазию и поэтические наклонности.

Отец Иоганн Каспар Гёте, чувствуя свои знания, будучи уверен в своей выдержке и не доверяя тогдашним учителям, берет на себя обучение своих детей и лишь по необходимости отводит несколько часов особым учителям. «В это время вообще начал появляться педагогический дилетантизм. Главным поводом к этому были, вероятно, педантизм и смутность понятий у учителей официальных школ. Искали чего-то лучшего и забывали при этом , как недостаточно обучение, если оно не ведётся людьми специально этого ремесла».

Мальчик оказывал особенные способности к языкам, хотя грамматики не любил. Он стал много читать и излагал свои мысли письменно, к чему его усердно приучал отец; скоро начал он писать и стихи.

Отец видел и очень ценил природные дарования юного Гёте, всячески поощрял его успехи, но, по-видимому, при составлении плана его образования мало обращал внимания на собственные его склонности и желания. По всей видимости, это вообще являлось отличительной чертой времени. Некоторые занятия с учителями проводились совместно с соседскими детьми, что по мнению автора существенно снижало их качество, зато изучение стихов на латыни положило начало первым попыткам написания собственных стихов, в чем дети соревновались между собой. Учитель и родители, заметив нашу игру, дали нам экспромтом тему, на которую я ответил хорошо и заслужил всеобщую похвалу.

Наличие большого разнообразия книг на различные темы вносило существенный вклад в развитие пытливого ума. Появились издательства, издававшие так называемые «народные книги», печатавшиеся на бумаге самого низкого качества, зато весьма доступные по цене и доступные вследствие этого широкому кругу читателей.

Старшие родственники рекомендовали книги, которые следует прочесть дабы удовлетворить своё любопытство в той или иной области знаний.

Помимо других уроков, детям в обязательном порядке преподавался закон божий, но излишне сухая форма его преподавания по словам автора не могла действовать на душу и сердце. Мальчик постоянно слышал разговоры о возникновении различных религиозных движений. Вследствие всего этого у него сложилось своё, довольно своеобразное отношение к религии. Религиозные вопросы волновали его наряду с другими. Он считал истинного Бога стоящим в непосредственной связи с природой. В семилетнем Гёте уже виден был будущий пантеист!  Однажды, прогуливаясь со своим гувернёром по лесу и беседуя о древних германцах, глубоко восхищавшихся природой, Вольфганг видит красивейший уголок природы и восклицает: «О, зачем это чудесное место не лежит в глубокой чаще, зачем мы не можем обнести его оградою как святилище и отделить его от мира! Право, нет более прекрасного богопочитания, как то, для которого не нужно никакого образа, которое возникает в нашей душе лишь от взаимной беседы с природой».

Процесс образования происходит неравномерно. Периодически он прерывается по причине болезни, или в силу воздействия внешних факторов. Так например во время Семилетней войны во Франкфурте и в самом доме Гёте более двух лет находились французы. Учение детей в этот период должно было почти совсем прекратиться.

В то же время, живший у них в доме королевский лейтенант граф Торан, являясь большим любителем живописи, позволил юному Гёте весьма существенно пополнить свои знания в этой области. Это искусство столь понравилось юному поэту, что он впоследствии ещё долго не оставлял попыток выучиться живописи.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Также за время пребывания во Франкфурте французов, он приобрёл навыки практической французской речи, в дополнение к уже неплохо изученному итальянскому и латыни. «Латинскому языку я учился так же, как и немецкому, французскому и английскому, — только на практике, без правил и системы.»

Наряду с обучением языкам, присутствовали физическое воспитание и искусства. Вольфганг усердно учился рисованию, фортепианной игре, верховой езде, фехтованию.

К десятилетнему возрасту юный Гёте достиг весьма порядочного знания языков, искусств и некоторых ремёсел. Всего менее способностей обнаруживал он к математике, которой не любил, всего более – к языкам.

В 1765 году отец Гёте начинает осуществление своей заветной мечты о зачислении сына в университет для изучения юридических наук. Вольфгангу хотелось заняться вовсе не юриспруденцией, а филологическими науками: он уже сознавал себя поэтом и питал серьёзные надежды на литературную славу. Но отец был непреклонен и настаивал на том, чтобы Вольфганг отправился в Лейпциг изучать право. Воле отца противиться было невозможно.

Пришлось покориться и начать посещать лекции по логике, философии, истории права и другим предметам, к которым молодой поэт питал положительное отвращение.

В начале начавший усердно посещать лекции Вольфганг, вскоре практически перестаёт бывать в университете. «Лекции я посещал сперва прилежно и аккуратно, но философия никак не шла мне впрок. В логике мне казалось странным, что те самые духовные операции, которые я смолоду совершал с величайшим удобством, приходилось разрывать на части, разъединять и как бы разрушать для того, чтобы уразуметь надлежащее употребление их.»

Ведя в Лейпциге «весьма неправильный образ жизни», Вольфганг серьёзно подрывает своё здоровье и вынужден вернуться домой.

После болезни, продолжавшейся более двух лет, отец, весной 1770 отправляет поэта в Страсбург для окончания университетского образования. По рекомендации знакомых Гёте нанимает себе репетитора для скорейшего изучения юриспруденции, бывшей для поэта неприятной повинностью. Помимо этого в Страсбурге он изучает естествознание и медицину по своему желанию.

В 1771 году Гёте защищает свою юридическую диссертацию и тем самым вполне удовлетворяет чаяния и надежды отца.

В течение всей своей жизни поэт продолжает заниматься научной деятельностью в интересующих его направлениях. Так он занимается минералогией, геологией, анатомией и ботаникой, ставит опыты со светом. В различных направлениях научной деятельности его успехи неодинаковы, но он продолжает изучать интересующие его области знания и в некоторых даже делает серьёзные научные открытия.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

В 1786 – 1787 годах находясь в Риме, поэт занимается ботаникой, анатомией. Изучает памятники архитектуры и искусства, с большим рвением занимается живописью, пока наконец в 1788 не наступает, все же, осознание неспособности его к этому искусству. До этого момента (до 39 лет!) Вольфганг полагал что возможно истинным его призванием является живопись и учился ей у различных мастеров. «С каждым днём становится мне яснее, — пишет он, — что я рождён собственно для поэзии.»

В последней трети своей жизни Гёте продолжает заниматься наукой, также он начинает изучать историю и поэзию Востока. После окончания «Фауста» в возрасте 81 года, поэт несколько успокаивается, говоря: «Дальнейшую свою жизнь, я считаю теперь для себя не более как подарком; теперь, в сущности, все равно, сделаю ли я ещё что-нибудь или нет». При этом его ум продолжает требовать пищи и он продолжает заниматься наукой все оставшиеся ему полгода жизни.

Воспитание

«Друг, который ясно показывает, что он воспитывает

вас, не возбуждает приятных чувств, тогда как

воспитывающая вас женщина, как будто балуя вас,

возбуждает чувство обожания, как небесное,

приносящее радость существо.»

Как уже говорилось ранее, методы воспитания подрастающего поколения были весьма суровыми. Так первое, с чем мы сталкиваемся в Поэзии и правде – описание того как детей отучали от страха. «К несчастью, в те времена считалось ещё одним из правил воспитания – очень рано отучать детей от страха перед всем воображаемым и невидимым и приучать их к страшному. Поэтому мы, дети должны были спать одни; когда же это казалось нам невозможным и мы тихонько выбирались из постелей, ища общества слуг и служанок, то нас встречал отец в вывернутом шлафроке и, стало быть, достаточно для нас переодетый, и заставлял нас в испуге бежать обратно в постель». И здесь же мы встречаем комментарий самого автора по поводу подобных методов: «Каждый может представить себе происходившие от этого дурные последствия. Как может избавиться от страха тот, кого ущемляют между двумя страхами». Мать же, в соответствии со своим характером избрала иной подход: она сумела достигнуть своей цели наградами и обе стороны были довольны.

Эстетическое восприятие детей в первую очередь воспитывалось на наглядных примерах: в доме находилась обширная коллекция живописи, причём существенную ее часть составляли виды известных памятников архитектуры. «Эти картины глубоко запечатлелись во мне, и отец, обыкновенно весьма лаконический, много раз снисходил до того, что давал мне описание того или другого предмета». Отец был большим поклонником живописи и методично составлял свою коллекцию картин, хорошо в них разбираясь и приобщая к этому мальчика.

Также в доме находилась коллекция образцов мрамора и различных образцов естественной истории.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Воспитанием детей занимались и более старшие члены семьи — бабушки и дедушки. Автор с большой любовью упоминает о роли в этом процессе его бабушки, в чьём доме он родился и жил. «В один рождественский вечер она увенчала все свои благодеяния тем, что устроила нам представление кукольной комедии и таким образом создала в старом доме новый мир. Это неожиданное зрелище могущественно привлекло к себе юные души; в особенности на мальчика оно произвело очень сильное впечатление, которое отразилось большим и продолжительным влиянием».

В дальнейшем, это детское развлечение оказало серьёзное воздействие на совершенствование дара изображения и силы фантазии автора, что по его словам вряд ли могло бы быть достигнуто иным способом и с такой малой затратой усилий. Происходит перерастание элементов воспитания, получаемого в семье в направление, в котором в будущем будет происходить взаимодействие личности с окружающим миром. Так Иоганн Вольфганг начинает придумывать сказки и рассказывать их своим приятелям, приводя их в восторг и ещё более этим вдохновляясь.

Существенное влияние на мальчика оказывала и обширная библиотека о которой его отец заботился с особым тщанием, тщательно подбирая издания и переплетая тома. В основном это была литература на итальянском языке: поэзия, книги по истории, юриспруденции, описания путешествий, а также многочисленные словари и справочники.

Что касается воспитания сдержанности, рассудительности, стремления никому не причинить зла, необходимо отметить возникающее противоречие: при соприкосновении со внешним миром, дети, приученные к любви и участию, как подчёркивает автор, мало способны противиться злой воле.

Важную роль в воспитании играл безусловно личный пример старших родственников. Отец, находясь уже в зрелом возрасте, продолжал своё образование. Дедушка, будучи городским старостой, отличался лёгким нравом и крайней пунктуальностью. В свободное время он занимался работами в саду, подавая детям достойный пример трудолюбия и постоянства. «Все эти садовые работы он исполнял так же правильно и точно, как и свои служебные обязанности; до самой смерти он ежедневно составлял список предположений на следующий день и читал акты. Он мало говорил и не проявлял никакого признака раздражительности.»

Что же касается педагогического подхода отца, то он проявлял величайшее терпение и заинтересованность в будущих успехах своих детей, всячески интересуясь их наклонностями и желаниями, стремясь понять, что именно в данный момент нуждается в корректировке, доброжелательно направить и поддержать. Когда Вольфганг начал делать наброски видов и окрестностей Франкфурта, будучи совершенно не в состоянии довести до конца ни одной работы, «Он (отец) доброжелательно расспрашивал о моих попытках и проводил линии на каждом недоконченном наброске, желая заставить этим меня быть точным и аккуратным; неправильные листки он обрезывал как следует и тем положил начало коллекции, которая должна была впоследствии радовать его успехами сына.»

В то же время отец считает что он является единственным авторитетом в вопросе выбора сыном направления университетского образования, дальнейшей карьеры и образа жизни. Сын желает посвятить себя филологии, отец, имеющий юридическое образование хочет в свою чтобы Вольфганг пошёл по его стопам. «Сколько ни старались повлиять на него друзья дома, державшиеся моего мнения, он стоял на том, что я должен отправиться в Лейпциг. Он часами рассказывал и повторял мне программу занятий и жизни, которой я должен был следовать в университете и в свете.»

В возрасте 21 года Вольфганг начинает всерьёз заниматься самовоспитанием. От последнего недуга остались в нем некоторая слабонервность и болезненная чувствительность, от которых он всячески старался отделаться. «Чтобы преодолеть свою чувствительность к резким звукам, он становился возле солдат, бивших в барабаны, желая отучиться от головокружения, — влезал на самую высокую из башен собора; чтобы приучить себя к тяжёлым и отвратительным зрелищам, — посещал анатомический театр и хирургическую клинику…»

На защите диссертации по юриспруденции влияние отца на поэта не оканчивается. Он непременно хочет чтобы сын занялся юридической практикой и отправляет его в Вецлар для работы практикантом в Имперской судебной палате. Позднее, возвратившись во Франкфурт, Вольфганг продолжает адвокатскую практику и принимает участие в нескольких процессах, к великому удовольствию своего отца. «Стараясь питать и поддерживать в себе талант, любительство и разные другие душевные склонности, я употреблял в то же время значительную часть дня, по желанию моего отца на занятия адвокатурой».

После выхода в свет первых серьёзных произведений, Гёте обретает всеобщую известность. Различные знаменитости приезжали во Франкфурт, ища случая познакомиться с гениальным молодым поэтом, и мать Гёте радушно принимала их, счастливая и гордая славой своего дорогого Вольфганга.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

На протяжении всего периода жизни, нашедшего отражение в «Поэзии и правде», для Вольфганга мнение отца играет весьма важную роль. «К счастью, моё направление совпало с настроением и желаниями отца. Он имел такое высокое понятие о моем поэтическом таланте и так радовался благосклонности, с которой были приняты мои первые работы, что часто заводил со мною разговор о том, что нового я предприму в дальнейшем».

Когда перед отъездом в Веймар, поэт планирует предпринять поездку в Италию для получения художественного образования, отец как всегда принимает живейшее участие в жизни сына. «Отец начертал мне очень хороший план путешествия и снабдил меня небольшой библиотекой, чтобы я мог подготовиться и на месте руководиться ею».

Если не к самовоспитанию, то по крайней мере к работе над своим внутренним миром можно отнести поездку Гёте в 1779 году по знакомым местам. Он навещает своих прежних возлюбленных, не виденных уже несколько лет с целью примирения с самим собой, и успешно этого достигает. «Образы моих далёких друзей восстают в душе моей, подобно картине страны, на которую смотришь с высокой горы, или с высоты птичьего полёта».

Часто сталкиваясь с различными аспектами общественного мнения относительно литературы, Гёте довольно много внимания уделяет восприятию каждым человеком того или иного литературного произведения. Он утверждает что «исследование внутреннего, подлинного содержания произведения, которое нам особенно нравится, есть дело каждого отдельного человека; при этом надо прежде всего взвесить, как оно относится к нашему собственному внутреннему существу и насколько своей жизненной силой оно возбуждает и оплодотворяет нашу внутреннюю силу».

Вступив в 1780 году в четвёртое десятилетие своей жизни, Гёте как бы оглядывается на своё прошлое, всматривается в самого себя и решает беспощадно подавить в себе все, что казалось ему вредным и недостойным. Беспорядочность в обыденной жизни, неукротимость желаний, отсутствие системы в занятиях и предприятиях – все это кажется ему заслуживающим резкого порицания, все это он считает необходимым исправить.

Он вносит в свою жизнь строгий порядок, удерживается от всяких сильных душевных движений, становится весьма умеренным в употреблении спиртных напитков.

В своей беспрестанной кипучей деятельности, как на государственном и литературном поприще, так и в научных изысканиях, Гёте стремится достичь душевного равновесия, что не вполне ему удаётся. Он принимает решение взять отпуск на неопределённый срок и уехать в Италию – страну его детских мечтаний. «Можно смело сказать, что там, где мы видим воочию и в целом то, что было нам известно лишь понаслышке и по частям, — там начинается для нас новая жизнь.»

Из Италии, по собственным словам, Гёте возвратился совершенно иным, новым человеком. Это путешествие послужило толчком к завершению долгого периода внутренних исканий. Под воздействием произведений античности, художественный вкус поэта становится более утончённым, кардинально меняется его взгляд на поэзию периода «Бури и натиска», когда-то пользовавшуюся его симпатиями и даже предводительствуемую им. Поэт был глубоким реалистом в своих произведениях, он заимствовал у древних их непосредственное отношение к природе, выражая свой реализм в стремлении к естественности античной формы. Своё духовное развитие Гёте счёл относительно законченным только после поездки в Италию.

Религиозные воззрения его также стали несколько иными: если и прежде он был далеко не ортодоксальным христианином, то теперь сделался настоящим «язычником». При этом он глубоко чтил Библию и весьма интересовался ею, но гораздо более как историческим и литературным памятником.

Предполагается необходимым упомянуть о том, каким было отношение общества к театру, так как его также возможно считать одним из средств воспитания. Как видно из источника, в обществе возникали по этому поводу многочисленные споры. Между строгими христианами возник вопрос, принадлежит ли театр к числу греховных вещей, которых надо всячески избегать, или к числу безразличных, которые хороши для хороших людей и только дурных могут привести к дурному. Строгие ревнители отрицали последнее и твёрдо стояли на том, что ни одно духовное лицо не должно ходить в театр.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Рассуждая о сатире, Гёте говорит, что «немец, добрый и великодушный по природе, не любит, чтобы с кем-нибудь обращались дурно», а комедия предполагает наличие в себе некоторого злорадства и тем самым приводит к тому, что ранее считалось неестественным. Впервые появляется стремление «принизить и более или менее задеть высшие классы. До сих пор прозаическая и поэтическая сатиры всегда остерегались касаться двора и высшего общества».

Влияние окружения

Гёте — ребёнок развивался чрезвычайно быстро, чему способствовали, кроме гениальной натуры, и окружающие обстоятельства. Богатый знаниями и состоятельный отец, охотно учивший своего талантливого сына всему, чем тот интересовался, добрая и умная мать, умевшая блистательно развить живую фантазию Вольфганга, близкое знакомство с городской жизнью и с множеством лиц разных наций, возрастов и состояний… — все это было в высшей степени благоприятно для многостороннего развития молодого поэта.

Гениальный ребёнок очень любил общество взрослых и старых людей, которых не могла не привлекать его любознательность и упорство. Он дорожил мнением лишь немногих лиц, пренебрегая одобрением толпы.

Но не только общество влияло на становление личности автора, высокое общественное положение позволило ему с самого своего рождения начать самому оказывать обратное влияние: …по неумелости повивальной бабки, я родился почти мёртвым и только упорные усилия привели к тому, что я увидел свет. Это обстоятельство, причинившее моим родным большую тревогу, послужило, однако, на пользу моим согражданам, потому что мой дед, городской староста Иоганн Вольфганг Текстор, воспользовался этим поводом, чтобы учредить должность городского акушера и ввести или возобновить обучение повивальных бабок, что, вероятно, послужило на благо многим, родившимся после меня.

Весьма существенное влияние окружающие оказывают на Иоганна Вольфганга на протяжении всего описываемого им периода жизни. Так в самом начале, он приводит весьма забавную историю, в которой, поощряемый одобрительными возгласами соседей и стремясь доставить им радость, перебил, выбрасывая на улицу по одному предмету, всю посуду в доме.

Когда из-за перестройки дома дети должны были переселиться к соседям, они начали посещать общественную школу, не произведшую на Иоганна Вольфганга положительного впечатления. Этот переход представлял много неприятного. «Дети, до сих пор содержавшиеся отдельно в своём доме, в чистоте и благородстве, хотя и в строгости, были вытолкнуты в грубую толпу молодых созданий, и им совершенно неожиданно пришлось сносить всевозможные вещи от пошлых, дурных, даже бесчестных людей, так как у них не было никакого оружия, никаких способностей противиться всему этому». Не трудно видеть, что дети привилегированного слоя общества на раннем этапе совершенно не знают окружающего их мира и не готовы к столкновению с ним.

Яркие впечатления доставляют автору прогулки по городу, во время которых он с удовольствием изучает окружающие его места и людей, живущих там.

Большой интерес он проявляет к личностям и деяниям императоров, чьи портреты находятся в городской ратуше, к событиям, сопровождавшим коронации, о которых ему рассказывают старшие члены семьи, считающие это важнейшей составляющей жизни горожан.

В детской памяти запечатлевались политические события, происходившие во «взрослом мире», поскольку их оживлённо обсуждали окружающие.

Регулярно проводившиеся ярмарки, которые они с удовольствием посещают также существенно обогащают представление детей об окружающем мире: В то же время слагалось и представление обо всем том, что мир производит, в чем он нуждается и чем обмениваются между собою обитатели разных частей его.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Небезынтересно его замечание, в некотором роде являющиеся определённой характеристикой времени: «В те старые беспокойные времена, когда каждый по своему усмотрению совершал несправедливости или по желанию осуществлял права…» безусловно это не могло не оказать влияния на складывающееся восприятие ребёнка.

Так же важную роль играло присутствие детей на общественных мероприятиях, в которых принимали участие взрослые и которые в своей основе имели давние исторические традиции. То что дед автора являлся городским старостой эти мероприятия для него ещё более интересными и внушало чувство гордости.

Сельские праздники, посещаемые вместе с няньками и служанками, которым была доверена забота о детях, также относились к числу ярких воспоминаний детства.

Раскол в семье, вызванный началом семилетней войны заставляет мальчика усомниться в справедливости людей так как среди его самых близких и уважаемых родственников возникли теперь противоположные взгляды и в одном «лагере» всемерно превозносилось то, что всячески очернялось в другом. В этой связи он даёт следующую оценку существовавшим нормам и правилам воспитания: «к несчастью, нам внушали добрые нравы и приличное поведение не ради нас самих, а ради людей; «что скажут люди» — повторялось нам постоянно, и я думал, что эти люди, должно быть, настоящие люди, которые умеют все оценить как должно. И вот теперь я испытывал противное. Обдумывая теперь все это точнее, я усматриваю здесь зародыш того неуважения и даже презрения к публике, которое было мне свойственно долгое время моей жизни и которое лишь позднее было уравновешено пониманием и образованием». На основании биографии Гёте, Н. А. Холодковского представляется возможным утверждать что это презрение, прочно укоренившись в восприятии поэта остаётся свойственным ему в течение всей жизни.

Попав в незнакомое ему Лейпцигское общество, поэт не только вынужден в корне изменить свой внешний вид, манеры и речь, ему приходится глобально пересматривать взгляды на литературу, которые у него к этому периоду уже были вполне сформировавшимися. Прислушиваясь к мнению влиятельных людей, многие из которых подвергали жёсткой критике тогдашнюю поэзию, Гёте усомнился даже в своих поэтических дарованиях. Резкие отзывы их, а также и некоторых профессоров о современных поэтах довели бедного юношу до такого отчаяния, что он в одно прекрасное утро сжёг все юношеские стихотворения и прозаические сочинения, которые привёз с собою из Франкфурта.[55]

Продолжая интересоваться литературой, Вольфганг также занимается музыкой и живописью, брал уроки гравировки на меди и практически не посещал не интересовавших его занятий в университете.  Ведя неумеренную жизнь, во многом вызванную несчастной любовью, поэт серьёзно подорвал своё здоровье и был вынужден вернуться во Франкфурт.

Вместо здорового и бодрого юноши вернулся в родительский дом полубольной молодой человек с расстроенными нервами.

После долгой борьбы за жизнь, спасло поэта некое волшебное средство «от всех болезней», данное ему врачом, что по выздоровлении заставило Гёте заинтересоваться алхимией.

Большое влияние оказал на Гёте встреченный им в Страсбурге Гердер, уже бывший в то время известным писателем. Он объясняет молодому поэту важность для мировой литературы Шекспира и Гомера, говорит о необходимости для немцев воплотить в своей литературе новое, свежее, реальное и национальное, отрешившись от влияния французского классицизма. Беседы с Гердером придали определённость тем неясным стремления к новой, свободной и реальной поэзии, которые волновали Гёте ещё в Лейпциге.

Существенную роль в изменении настроений поэта и в создании им лирических произведений играют душевные привязанности, возникающие в его жизни. Во многом они, и ещё грустная история о самоубийстве от несчастной любви одного из его молодых знакомых стали поводами к созданию Гёте известнейшего произведения его молодости – «Страданий молодого Вертера», имевшего головокружительный успех. Здесь проявляется во всей широте обратное влияние — влияние гения на общество. Выход в свет «Вертера» вызвал настоящую эпидемию самоубийств в подражание его герою!

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Реакция же критиками на само произведение, как и следовало ожидать, мало волновала поэта. «На рецензии я обратил мало внимания. Для меня дело было покончено, и я предоставил добрым людям разбираться во всем этом, как они хотели».

В 1774 году Гёте впервые встречается с принцем Константином Веймарским и вскоре получает приглашение приехать в Веймар, где сближается с придворным обществом. Весьма существенное влияние на поэта на протяжении длительного времени оказывает дружба с Карлом-Августом Веймарским, правившим маленькой, незначительной страной, но умевшего придать этой стране великое значение для всего образованного мира.

Однако, «никто так не осознавал опасности, угрожающей поэтическому таланту от придворной суеты, как сам Гёте. Он все более и более искал уединения.»

В 1776 году поэт получает назначение на пост тайного легационного советника и, сперва присматриваясь к государственным делам, постепенно начинает принимать в них активное участие. Отец был недоволен новой карьерой сына, но теперь это уже не сыграло решающей роли. К своему назначению Гёте относится весьма серьёзно. Он объезжает с герцогом всю страну, стараясь понять нужды населения, поднимает отдельные отрасли промышленности. Также он занимается музыкой, участвует в театральных постановках.

При этом он отмечает, что: «наша физическая и общественная жизнь, нравы, обычаи, житейская мудрость, философия, религия, даже многие случайные события, все призывает нас к самоотречению. Многое из того, что существеннейшим образом относится к нашему внутреннему миру, мы вынуждены таить в себе; то, что нам нужно извне для пополнения нашего существа, у нас отнимается; зато нам навязывается многое чуждое и тягостное». При этом он вполне оптимистично продолжает свои рассуждения, говоря что «природа одарила человека изобилием сил, деятельностью и стойкостью. Особенно же помогает ему легкомыслие, которое неразлучно с ним».

Огромную роль в мировосприятии и творчестве Гёте играет его общение и дружба с Шиллером. Во время его пребывания в Веймаре, они постоянно беседуют и обмениваются мыслями. «Шиллер уехал из Веймара чрезвычайно обогащённый новыми идеями, а Гёте совершенно воспрянул духом, найдя наконец человека, который способен был вполне его понять.»

Гёте и Шиллер пишут ряд сатирических эпиграмм, довольно оскорбительных для множества лиц, принадлежавших к немецкому литературному миру. «Едкая сатира разбудила внимание к истинно высоким литературным произведениям и содействовала исправлению эстетического вкуса публики».

На протяжении многих лет дружбы Шиллер не переставал поощрять Вольфганга к более напряжённой поэтической деятельности.

В течение жизни Гёте встречается со множеством выдающихся людей, знакомится с огромным количеством произведений литературы и искусства. Безусловно в той или иной мере на разных жизненных этапах все это оказывает влияние на становление личности и творческого гения поэта.

Немалое воздействие оказывает на Гёте и его секретарь Эккерман, сумевший убедить поэта попытаться окончить вторую часть Фауста, которая иначе могла бы остаться лишь наброском.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Внешние факторы

Родившись в мирное и спокойное время, Вольфганг Иоганн испытал первое серьёзное душевное потрясение в возрасте шести когда произошло лиссабонское землетрясение 1 ноября 1755 года, причинившее огромные разрушения и унёсшее множество жизней. Ужасающие подробности происшествия долгое время волновали умы.  Богобоязненные люди стали высказывать свои соображения, философы утешали, духовные лица читали проповеди о господней каре. «Может быть никогда ещё демон ужаса так быстро и могущественно не распространял трепет по всей земле». Мальчик, которому не раз приходилось слышать все это был немало поражён. Он впервые усомнился в милосердии и справедливости Бога. «Напрасно молодая душа старалась восстановить в себе равновесие лицом к лицу с этими впечатлениями, тем более, что и мудрецы, и учёные писатели не могли согласиться между собою, как следует смотреть на это явление».

Следующим подобным событием, по словам автора, позволившим познать ветхозаветного гневного Бога, стала гроза с градом, перебившим все окна в доме, случившаяся следующим летом. Событие усугубилось прислугой, в порыве отчаяния от происходящего, перепугавшая детей.

Однако, все подобные случаи, как ни неприятны они были в общем, все-таки лишь в малой степени прерывали ход и последовательность нашего обучения, намеченные отцом для себя и для детей.

Множество детских болезней, перенесённых Иоганном Вольфгангом и заставлявших его подолгу находиться в постели, по его собственным словам, увеличило его наклонность к размышлениям.

Эти болезни и другие неприятные помехи были вдвойне тягостны по своим последствиям, потому что отец, который составил себе, по-видимому особый календарь воспитания и обучения, хотел непосредственно возместить каждое промедление и отягощал выздоравливающего двойными уроками. «Хоть исполнять их мне было и не тяжело, но все-таки это было тягостно в том отношении, что задерживало и как бы оттесняло назад моё внутреннее развитие, которое приняло определённое направление».[66]

Семилетняя война, начавшаяся в 1756 году, привела к расколу мира на две партии, поддерживающие разные стороны, участвующие в конфликте в качестве зрителей и судей. Этот раскол произошёл и в семье автора и стал для него серьёзным испытанием. Прекратились общесемейные встречи по воскресеньям, начались ссоры и стычки между членами семьи.

Не могла не оказать серьёзного влияния на формирование личности Гёте история его первой любви к девушке из низшего сословия, а точнее, последствия ее. Он был подвергнут допросу со стороны властей так как оказалось, что общество друзей и родственников девушки, в котором он проводил вечера, замешано в разных неблаговидных поступках: в подделке подписей, векселей, и т.п. Он подвергся сильному продолжительному нервному расстройству, выразившемуся в припадках меланхолии».

В трудные минуты своей жизни поэт ищет утешения, находясь наедине с природой. Он целыми днями бродит по лесам и горам в окрестностях Франкфурта.

Оказавшись в Веймаре и войдя в придворное общество с его церемониалом, этикетом и развлечениями, Гёте довольно быстро начинает стремиться к уединению и независимости от него.

Путешествия по разным городам, осмотр произведений живописи и архитектуры, знакомство с богатой природой Юга и нравами жителей в различных местностях, — все это в большей или меньшей степени продолжает воздействовать на внутренний мир поэта. «Путешествие в Италию имело глубокое влияние на окончательную выработку характера Гёте и на всю его последующую деятельность».

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

И все же главное место в его восприятии занимает Природа, в ней он находит и источник вдохновения, и спокойствие в минуты душевных переживаний и источник для изучения. «Природа – это все-таки единственная книга, представляющая на всех своих страницах одинаково великое содержание!» — восклицает он.

В период с 1791 по 1793 год, вынужденный вместе с герцогом Веймарским участвовать в военном походе (герцогство Веймарское присоединилось к союзу Пруссии и Австрии против революционной Франции), Гёте заставляет себя заниматься наукой. В этих занятиях он ищет забвения от тягостных впечатлений войны, которые практически лишают его на время поэтического вдохновения.

Заключение

Отвечая на вопрос, каковы же были основные изменения, имеющие отношение к рассматриваемой нами теме и произошедшие в эпоху Просвещения, необходимо отметить следующее:

Необычайно расширился спектр отношений к религии. Появились атеисты, материалисты, вольнодумцы, free — thinkers, философы, христианские философы. Их статусы были различными, но общество относилось к ним со все возрастающей терпимостью и признавало за ними естественное право на существование, исходя из новых отношений власти и совести. Отныне действенный разум мог перекраивать мораль с тем же правом, с каким он брался объяснять природу.  Меняется отношение к понятию счастья, принимается решение о большей свободе каждого человека и о личной его ответственности за собственное счастье.

Происходит изменение религиозного чувства людей, отношение к религии становится более формальным, чему подчас способствовали сами клирики. Снизился страх перед потусторонним миром. Этому обновлению религиозного чувства способствовали книги, проповеди. Оживлённые споры о неравенстве и свободе полов, классов, отношений в семье велись в сфере воспитания.

Идеи Просвещения способствовали важным переменам в общественной жизни Европы: развитию школьного дела и образования, привлечению внимания «просвещённых монархов» к этой проблеме.  В конце XVIII столетия владетельные особы нередко искали сближения со знаменитыми литераторами, стараясь украсить свой двор присутствием выдающихся поэтов, философов, учёных.

Популяризация нового воспитательного идеала привела к тому, что как в среде дворянства, так и третьего сословия родители стали чаще посвящать себя воспитанию собственных детей, проводить с ними больше времени, учить чтению, беседовать, обучать правилам хорошего тона и музыке.

Особое своеобразие мира Просвещения заключалось в том, что XVIII столетие, глубже, чем любая другая эпоха, прониклась верой в способность науки улучшить условия жизни людей. Возникает всеобщее стремление к образованности, встаёт вопрос, до какой степени необходимо заниматься образованием народа. В целом ряде сфер жизни появляется понимание того что более эффективно для занятия соответствующих должностей, проходить обучение в специализированных учебных заведениях, в отличие от существовавшего ранее представления об эффективности длительного обучения на практике. Появляются соответствующие учебные заведения узкого профиля. Наряду с университетами в XVIII в. Возникла и система высших школ, ориентированных на сугубо практические знания, — от школ по пчеловодству или разведению шелковичных червей в империи Габсбургов до военной школы во Франции.

Разум получил возможность действовать: он мог сокрушать культурные (и иные) предрассудки, он мог двигать вперёд процесс познания и созидания. Именно в эпоху Просвещения наука завоевала признание общества, объединив в своих рядах талантливую элиту и воспользовавшись сетью прочных и эффективных связей между людьми(переписка, пресса, иные формы обмена).

Повсюду развивался критический дух. Он порождал полемику, преодолевал сопротивление, завоёвывал себе сторонников. Ярчайшим примером тому может послужить и основной источник по настоящей работе в той своей части, которая описывает постепенное вхождение И. В. Гёте в Лейпцигское общество, когда он только покинул родной Франкфурт. В восприятии нашего героя происходит глобальная переоценка ценностей: то, что ранее он считал великим и достойным всяческого подражания, аргументированно подвергается критике и признается посредственным. Подчас он, находясь в обществе даже не решается декламировать собственные произведения и отрывки из тех, которые он во множестве заучивал в отрочестве, боясь критики и неприятия.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Пример французской философии (неотделимой от французского искусства, французских манер и французской моды) сыграл огромную роль в кристаллизации немецкой философии, главными фигурами которой стали государственные чиновники, протестантские пасторы и университетские профессора.

Расцвет Просвещения опирался на широкую грамотность населения, устоявшуюся привычку к чтению, развитые формы социальных контактов. Просвещение процветало в столицах и королевских резиденциях. Развивались академические структуры. Стремление верхушки общества приобщиться к всеобщей цивилизаторской гармонии способствовало утверждению веротерпимости, становлению свободы прессы, распространению английских политических идеалов. Правящее меньшинство поощряло путешествия и книгообмен, способствовало развитию тяги к искусству, поддерживало интерес к французской культуре.

Немецкое Просвещение имело особую хронологию и отличалось особой ролью университетской среды в целом ряде своих аспектов. Большое внимание уделялось определению естественных прав человека. Возникает вопрос об изменении взаимоотношений между властью и подданными. В немецких землях укоренилась модель Просвещения, исходящего от государя – наставника и покровителя народа.  Декларируемая повсеместно забота о процветании подданных не была основным движущим фактором Просвещения, нацеленного во многом на укрепление монаршей власти и поддержание в целом архаичного общественного устройства. Германское Просвещение существовало как особый феномен, но границы его не были чёткими, а сама природа его взывала дискуссии.

Основными принципами, появившимися в эпоху Просвещения стали использование разума и критического подхода во всех сферах человеческой жизни, новый взгляд на мир природы и на внутренний мир человека, стремление реформировать человеческое общество для приближения его к некоему гармоническому идеалу.

Что же касается Иоганна Вольфганга Гёте, он как истинный человек своего времени, обладал колоссальной тягой к знаниям. Он занимался всеми искусствами и науками, стремясь к всестороннему и гармоническому развитию своего ума. При этом «Гёте благодаря своим необычайным дарованиям оставил по себе глубокий след почти во всех областях знания, с которыми он имел дело.»

При этом он был человеком чуткой и полной сострадания души, стремясь всегда помочь и поддержать людей, в этом нуждающихся. «Великий язычник» Гёте был на деле гораздо более христианином, чем многие из ортодоксальных верующих.

Целью жизни он считал всестороннее развитие всех способностей индивида, упражнение их в борьбе с трудностями и приложение на благо себе и другим людям. Следовательно, являясь одним из ярчайших представителей эпохи Просвещения, а также носителем основных ее идей, Иоганн Вольфганг Гёте может быть рассматриваем в интересующем нас аспекте как гармоничная часть общества своего времени. Часть, подробное изучение которой позволяет составить общее представление о процессах, происходящих в области образования и воспитания в обществе эпохи Просвещения.

Uber allen Gipfel

ist Ruh,

in allen Wipfeln

spurest du

kaum einen Hauch

Die Voglein schweigen im Walde

warte nur, balde

Ruhest du auch.

Над всеми вершинами гор

Покой.

Во всех вершинах деревьев

Не ощущаешь ты

Ни дуновения:

Птички молчат в лесу,

Подожди только, скоро

Отдохнешь ты тоже.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1347

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке