Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Особенности музыкальной памяти в интерпретации музыкальных произведений»

Память — это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептив­ного материала, получаемого органами чувств. Она активно включается во все познавательные процессы и все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение, входит составным компонентом в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности.

Написание доклада за 4 часа

В результате органического объединения прежнего опыта с любым действием и любой деятельностью сама память становится активной направляющей силой этих процессов, становясь их структурным компонентом.

Музыкальная память по содержанию психофизиологических процессов  имеет много общего с мнемическими закономерностями других видов деятельности. Её особенности связаны с большей зависимостью от пространственно- временной структуры музыки и доминированием образного, главным образом слухового, вида мышления. Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использова­ние индивидуального музыкального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности музыканта и непрерывное его разви­тие.

Представление о том, что каждое воздействие на живую систему оставляет в ней след, обусловленный общим свойством материи отражать внешние воздействия, приводило к упрощенному пониманию памяти как простых процессов ’’записи”, ’’хранения” и ’’считывания” следов. Но в отличие от фотографической и магнитофонной пленок, которые фиксируют световые и звуковые сигналы и затем могут их монотонно воспроизвести, память человека- это сложный процесс отбора и переработки огромного количества внешних воздействий, впечатлений, собственных усилий и переживаний, направляемых потребностями, мотивами и интересами для осуществления настоящей и планируемой деятельности. Все эти психические явления сопровождаются мнемическими процессами.

Взгляды современных психологов на все психические процессы исходят из признания решающей роли активности личности, которая порождается ее потребностями и выражается в действиях и деятельности в целом. С этих позиций отбор запоминаемого материала (избирательность памяти), прочность запоминания и ее оперативность (готовность) определяются тем, какое значение имеет, например, данная музыка для субъекта в структуре его музыкальной деятельности. Отсюда центр тяжести во всех процессах памяти переносится на содержание деятельности — слушание музыки или проработку ее для последующего исполнения. Субъективная значимость проявляется уже в процессе восприятия слушателя или исполнителя: в зависимости от их эстетических или профессиональных потребностей непроизвольно запечатлеваются отдельные стороны произведения, художественные или технические, сильнее или слабее, на более длительный или короткий срок. Но и память оказывает свое направляющее и фокусирующее воздействие на характер и избирательность восприятий и переживаний, замысел и его исполнение.

По времени и характеру мнемических процессов в музыкальной памяти различают такие же временные системы памяти, как и в других видах деятельности — ультракороткую (мгновенную), кратковременную, оперативную и долговременную. Так, короткие, прерывистые или неожиданные звуки вызывают очень короткие, начальные сенсорные процессы, которые сопровождаются непосредственным отпечатком отдельных, главным образом простых, признаков звука — высоты, тембра. Эти процессы очень нестойкие, быстротечные, отчего получили свое название мгновенной или ультракороткой памяти (А.Лурия, Д.Норман).

Однако к обычному физиологическому закону силы (более сильный, яркий, длительный раздражитель действует сильнее, чем слабый) присоединяется психическая активность личности, выражающаяся во внимании, интересе к данному явлению. Такая направленность сознания существенно влияет на отбор выделяемых признаков и их первичный анализ. Длительность ультракороткой памяти очень невелика — 0,1 -0,5 с. Причем удержать или продлить такой непосредственный отпечаток очень трудно — в сознании остается быстро исчезающий след, для оживления которого необходимо повторение сигнала.

Ультракороткая память быстро переходит на следующую ступень — более осмысленного, а следовательно, и целостного запечатления музыкального материала. Это  кратковременная память. Она отличается большим объемом звучащей в сознании музыки, что обусловливает запоминание не отдельных признаков звуков, а «блоков”, имеющих смысловое значение — Мотивов, фраз, мелодий. Направленность внимания, стимулируемая целью деятельности, создает характерную особенность кратковременной памяти — оценку и интерпретацию различных сторон звучания или текста.

В кратковременной памяти сенсорные и перцептивные следы преобразуются — кодируются на язык физиологических реакций и процессов. Их упрочение и закрепление — консолидация следов — занимает определенное время, которое субъективно переживается как последействие, как отзвук реального звучания. В свое время они получили название первичных зрительных или слуховых образов (Дж.Уиппл, Л.В.Благонадежина, Б.М.Теплов). Как показали исследования, время функционирования кратковременной памяти — от нескольких секунд до полутора десятка минут. Если восприятие музыки в пределах этого времени прекращается или внимание переключается на другие компоненты ее содержания, происходит забывание. Но сознательным усилием, с помощью повторения и осмысления можно удержать звучащий образ дольше. Однако как следы ультракороткой, так и кратковременной памяти обратимы, их консолидация не является устойчивой и прочной.

Очень схожа с кратковременной оперативная память. Она обслуживает непосредственную или представляемую деятельность, удерживая в поле созна­ния последовательные операция более сложного действия — восприятия или исполнения. Объем ее невелик, время функционирования также: от нескольких секунд до нескольких минут, т.е. период времени, при котором происходит связывание нескольких звуков в фразу, предложение или их исполнение. По мере того как этот материал отзвучал, он заменяется следующим. Причем объем звучания ”в уме” или исполнительского оперирования материалом имеет широкие пределы, которые зависят от одаренности и музыкального опыта музыканта: ученик мыслит «нота за нотой”, большой артист — предложениями, периодами, а то и держит в сознании интерпретацию всей экспозиции или части сонаты. Таким образом, оперативная память использует как материал непос­редственного восприятия и кратковременной памяти, так и ранее усвоенного. Основное содержание оперативной памяти — обслуживание непосредственно протекающей музыкальной деятельности- представляемой или реальной, исполнительской или композиторской.

Многократные воздействия одного и того же музыкального материала , длительностью превышающие 15-20 мин, его повторение и воспроизведение вызывает в белковых молекулах нервных клеток необратимые изменения, которые приводят к прочному закреплению воспринятого. Это — долговремен­ная память, которая, по мнению многих ученых, сохраняет запечатленное на всю жизнь.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Механизмы памяти удобно рассматривать, расположив их по уровням, как бы по вертикали: а) психологический — к нему относится ассоциативная теория; б) нейрофизиологический — он включает в себя условно-рефлекторную и физическую теории; в) молекулярный и субмолекулярный — он представлен биохимической теорией.

Большое распространение среди психологических теорий получила ассо­циативная теория, в основе которой лежит понятие об ассоциации. Согласно этой теории одновременные или последовательные события запоминаются легче благодаря пространственной или временной связи между ними. Поэтому одно из явлений по ассоциации вызывает в сознании представление о другом , находившимся ранее в связи с ним.

Аристотелем отмечено три вида ассоциаций, которые определили три типа объединения: ассоциации по смежности, сходству и контрасту. Это — простые ассоциации. В основе сложных ассоциаций лежат смысловые или причинно-следственные связи, символические представления. Ассоциативная теория объясняет процессы запечатления и воспроизведения объектов, правильно отражая одну сторону явлений — внешнюю. Однако она не вскрывает самого механизма памяти, не объясняет причину избирательности памяти и связан­ную с нею неравноценность запечатленного материала, не вскрывает харак­терные особенности индивидуальных различий людей по их способности сохранять и воспроизводить запоминаемое .

Образование условных рефлексов — это универсальный способ формирования индивидуального опыта. Они опираются на физиологические процессы закрепления следов различных раздражителей как прямых, так и косвенных, сигналов жизненно важных явлений, происходящих одновременно, в пространстве, или последовательно, во времени. В сущности, условно-рефлекторная теория памяти повторяет ассоциативную на физиологическом уровне. Но и эта теория, как и ассоциативная, не вскрывает взаимосвязи субъекта с запомина­емым материалом, роли интереса, значения эмоций и осознания цели, сложив­шей установки в отборе и сохранении запоминаемого материала.

Физическая теория, или теория нейронных моделей, также относится к нейрофизиологическому уровню. Согласно этой теории всякое явление или воздействие, происходящее во времени и пространстве, отражается мозгом и вовлекает в возбуждение целую группу связанных между собой нейронов. Они образуют цепь, моделирующую в преобразованном виде структуру музыкаль­но материала. С точки зрения теории нейронных моделей кратковременная память объясняется как циркуляция нервных импульсов в образовавшейся нервной цепи в пределах нескольких минут. Поскольку при каждом новом воздействии одни и те же нейроны могут участвовать в образовании новых нейронных цепей, это объясняет некоторые свойства музыкальной памяти : искажение ранее воспринятого, (понятное, как бы спровоцированное воспроизведение забытой музыки по далекой и ничем не связанной ассоциации.

Успехи в биологических науках, и в особенности в генетике, раскрыли особую роль рибонуклеиновой кислоты (РНК) в процессах памяти. Белковые изменения в нервных клетках под действием внешних раздражителей составили основу для биохимической теории памяти. Исследования помогли установить, что дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) является носительницей (следственной, видовой памяти, передающейся генетическим путем, а рибо- нуклеиновая кислота (РНК) — основой индивидуальной, онтогенетической. Длительное воздействие объектов приводит к перестройке белковой структуры в нервных клетках, В результате этих изменений клетки лучше реагируют на повторные воздействия, они как бы резонируют на них. Эти изменения необратимы. Они составляют основу долговременной памяти. Таким образом нейрофизиологическая теория сближается с биохимической и (скрывает переход от кратковременной к долговременной.

Сохранение запечатленного — следующая важная функция памяти. Она представляет собой сложный динамический процесс, принципиально отличающийся, например, от звукозаписи. Как уже указывалось, переход на стадию консолидации в долговременную память происходит как преобразование внешних воздействий, их кодирование, приводящее к биохимическим изменениям внутри клетки. Но, как показали специальные исследования, даже в пассивном состоянии, когда сохраняемый материал не извлекается из кладовой памяти, он претерпевает определенные изменения: он как бы все больше обобщается и «спрессовывается”, многие детали и частности выпадают, остается самое важное и существенное. Поэтому один и тот же, но запечатленный ранее материал, как показал И.М.Соловьев, существенно отличается от вновь запечатленного.

Важнейшее значение для всех процессов памяти имеет воспроизведение. Фактически оно является критерием индивидуальных особенностей памяти и ее качества.

Среди различных форм актуализации запечатленного узнавание наиболее легкий способ воспроизведения: при повторном воздействии музыки выделяются характерные и отличительные признаки, которые сравниваются с запечатленными ранее. Структура припоминания сложнее, а сам процесс требует значительного напряжения психики: необходимо произвести активный поиск такой музыки, которая отвечает задаче деятельности, цели и содержанию воспроизведения, необходимо выбрать нужную мелодию (гармонию) из огромного числа близких и более отдаленных по звучанию. В процессе такого поиска происходит борьба сходных и близких мелодий, тональностей, построений, образных, ассоциативных и смысловых связей, из которых требуется выбрать единственно верный.

Воспроизведение в прямом смысле слова, включает в себя припоминание, но отличается от него направленностью на использование запечатленного с какой-нибудь целью или в конкретной, например, исполнительской деятельности. В целом как функция памяти процесс воспроизведения противоположен запоминанию в том смысле, что протекает как декодирование — обратное преобразование следов в образно-понятийную форму, пригодную для включения в учебную или исполнительскую деятельность. Причем и здесь, как и при узнавании, процесс поиска прекращается после сличения, когда устанавливается адекватность воспроизведенного поставленной задаче.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Исследования немецкого психолога Эббингауза привели к построению кривой забывания, которая зафиксировала вначале быстрое, а затем постепенное ослабление следов запечатленного. Тем самым забывание, в основном, связывалось с процессом сохранения. Современные исследования, помимо ослабления следов, обнаружили, что забывание является следствием избира­тельных процессов при запоминании, диктуемых деятельностью и перемеще­нием цели деятельности, а следовательно, и значением данного материала для субъекта. В связи с постоянным обогащением интеллектуального, эмоциональ­ного и слухового опыта, совершенствованием музыкального мышления, изме­нением взглядов и эстетических оценок ранее запечатленное перестраивается. Эти особенности изменения отношения к сохраненному также отражаются на характере воспроизведения музыки и степени ее забывания.

На прочность запоминания, так же как на временное забывание, оказывают большое влияние другие звуковые раздражители или отвлекающее воз­действие другой музыки. Новая музыка может привести к временному выпа­дению прежде запечатленной — ретроактивное торможение, или ослабить запоминание последующего материала — проактивное торможение. Эти про­цессы интерференции особенно ослабляют следы близкой по смыслу и звуча­нию музыки.

Обусловленность запоминания и забывания содержанием музыкальной деятельности позволяет понять, почему каждый раз наиболее точно запоми­нается и отчетливо припоминается форма и характер звучания музыки, которая входит в учебную или исполнительскую программу; внимание, движи­мое интересом и целью деятельности, перемещается по тексту и высвечивает, как лучом прожектора, необходимые его участки. Перемещение же внимания, кроме включения нового звучащего отрезка в поле сознания, приводит к забыванию — кратковременному или длительному — прежнего материала. Тем самым забывание выступает не только своей отрицательной стороной, но и как необходимый компонент памяти.

В зависимости от содержания Анемических процессов называют двигатель­ную (психомоторную), образную (слуховую, зрительную), эмоциональную и словесно-логическую виды памяти. Все они активно участвует в запоминании и воспроизведении музыки с доминированием какого-либо вида, так как в чистом виде встречаются редко.

Двигательная память у музыканта проявляется в том, что хорошо запоми­наются, сохраняются и воспроизводятся исполнительские движения и их комплексы. Значение двигательной памяти огромно. На ней основаны все учебные, трудовые, музыкально-исполнительские, композиторские и другие навыки. Она доминирует в музыкальном обучении, на нее опирается музы­кальное мышление. Признаком хорошей двигательной памяти являются вир­туозность, ловкость, легкость в овладении техническими трудностями, мастер­ство («золотые руки”). Обладателю двигательной памяти легче запомнить музыку, если он сам ее проиграет или будет сопровождать другими, например дирижерскими, жестами, ритмическим тактированием. Особенно большое зна­чение имеет двигательная память для исполнителя. Она облегчает ему запо­минание и овладение музыкальным произведением, открывает возможность Свободного владения инструментом с нефиксированной высотой звука, снижает погрешности исполнения при сильном волнении.

Яркие и устойчивые музыкально-слуховые представления характерны для обладателя образной музыкальной памяти. Они легко запоминаются и восста­навливаются. Нередко образная память включает в мнемическую деятельность и образы другой модальности, обогащая с их помощью эмоциональный тон, мнемические процессы и сами музыкальные образы, характерные для опреде­ленной музыки и времени ее запечатления. Хорошая образная память, слухо­вая — облегчает формирование внутреннего слуха, зрительная — легко вызывает зрительные образы нотного текста вместе со звучанием. Образная память обогащает интерпретацию музыкального произведения различными образами картин природы, жизненными и литературными ассоциациями.

Одно из замечательных достояний человека — это эмоциональная память, память на пережитые чувства и эмоции. Она окрашивает все восприятия, действия и поступки человека в определенную ’’тональность” в зависимости от того, какими чувствами сопровождалось восприятие музыки или ее исполнение в прошлом опыте и в каком эмоциональном тоне происходит актуальное действие. Эмоциональная память — основа ладового чувства и музыкальности, без нее невозможно исполнительское и композиторское творчество. Эмоциональная память очень важна в общении между людьми, проявляясь в чуткости и понимании состояния другого человека, которые музыка усиливает и утончает. Она — основа сопереживания в музыке и других видах искусства. Эмоциональная память помогает глубже прочувствовать содержание музыкального произведения, найти убедительные средства для воплощения музыкального образа.

Словесно-логическая память проявляется в облегченном запоминании обобщающих и осмысленных комплексов — формы и структуры музыкальных произведений, исполнительского их анализа и плана исполнения, понимания программы произведения и глубокого его истолкования. Словесно-логическая память — необходимая опора для широких обобщений философского характера. Однако она проявляется не так, как в других видах деятельности, непосредственно связанных с мышлением и речью. В музыкальной деятельности, для которой характерно оперирование слуховыми образами, этот вид памяти проявляется в обобщающих формах внутреннего и архитектонического музыкального слуха.

Музыка оказывает настолько сильное и глубокое воздействие, что захватывает и увлекает с огромной силой. В процессе увлеченного слушания, осмысливания ее формы, исполнительских деталей она непроизвольно запоминается как бы сама по себе. (Это ярко описано Л.Маккинон в книге ’’Игра наизусть”. — Л.: ’’Музыка”, 1967). Отсюда более естественным и распространенным является непроизвольная музыкальная память, когда запоминание происходит попутно с восприятием или разучиванием музыкальной пьесы, без специального намерения запомнить ее. Сторонниками непроизвольного запоминания музыки были Н.К.Метнер и Г.Г.Нейгауз. Последний писал, что он никогда специально не учит на память — он учит музыкальное произведение, а запоминание происходит само собой. Но не все крупные исполнители придерживаются таких взглядов. Опытные педагоги отмечают неуправляемость воспроизведения при таком запоминании: что само запомнилось, не всегда вспоминается по желанию.

Произвольная или преднамеренная память характеризуется установкой на запоминание и воспроизведение, которые выступают как одна из задач работы  над музыкальным произведением. Большое значение для процессов памяти имеет установка на запоминание. Она создает определенную психическую доминанту, значительно повышающую эффективность запоминания и сохранения запечатленного. Установка выражается в определении мнемической задачи как одной из целей данной деятельности, причем продуктивной оказывается и установка на длительное запоминание. Так, по условиям третьего тура конкурса имени Э.Изаи в Брюсселе за одну неделю нужно выучить специально написанный концерт, чтобы затем исполнить его с оркестром. С этой задачей блестяще справился выдающийся пианист Ф.Я. Но когда его попросили сыграть этот концерт через три недели, он ничего не мог вспомнить: видимо, психологическая установка была направлена только на последний тур.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Хорошую память часто связывают с большой одаренностью. История сохранила нам примеры исключительной памяти у выдающихся людей. Феноменальной памятью обладали , великие полководцы прошлого Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт. Исключительной музыкальной памятью обладали композиторы В.Моцарт, А.Глазунов, С.Рахманинов, выдающийся дирижер А.Тосканини. Но наряду с этим можно назвать достаточное число талантливых и известных деятелей науки и культуры, не обладавших выадающейся памятью и вместе с тем работавших творчески и добившихся исключительных результатов — М.Фарадей, Л.Н.Толстой, Ф.Шуберт. Феноменальная память не всегда положительно коррелирует с интеллектуальным усилием. Пример — Н.Шерешевский.

Музыкальная память — это способность запоминания, сохранения и воспроизведения музыки. Как и любой вид профессиональной памяти, память музыканта является комплексной и «полифонической”: она включает процессы и действия различной сложности и опирается на те органы чувств, которые больше всего и чаще всего связаны с данной профессией. Обычно в музыкальной памяти доминирует какой-то один вид сенсорной памяти – слуховая, зрительная с различным сочетанием других ее сенсорных и психологических видов — эмоциональной, образной. Причем в различных обстоятельствах у одного и того же музыканта в зависимости от установки и цели деятельности выделяется какой-то доминирующий вид памяти. Так, в одних случаях исполнитель обращает свое внимание на фактуру и форму произведения, используя Интеллектуальную память, в других — на возможные трудности исполнения (двигательно-интеллектуальная). Значительную роль при этом играют и врожденные парциальные особенности.

Проследим специфические особенности мнемических процессов на запоминании и воспроизведении музыки.

Чтобы воспринять мелодию, требуется объединить в сознании большое количество звуков, перестающих постепенно звучать. Это осуществляется Эмоциональной и кратковременной памятью, которая удерживает следы отзвучавших звуков. Уже в самом начале восприятия происходит сличение воспринимаемого со слышанным и запечатленным ранее, т.е. сохраненным в долговременной памяти (узнавание). Одновременно происходит эмоциональная и эстетическая оценка услышанного (эмоциональная и словесно-логическая память). В сознании музыканта отмечается форма произведения, тональное и фактурное построение, которое осуществляется мыслительной деятельностью и интеллектуальными компонентами памяти. Путем сравнения узнаются повторения в трехчастной форме, а при достаточном опыте — и в сложных формах рондо, вариациях и сонатном аллегро (интеллектуальная память). Вспоминая знакомое произведение, вокалист ощущает напряжение голосовых связок, а инструменталист невольно сопровождает его движениями пальцев (двигательная память). Эти примеры показывают насколько велика роль памяти при восприятии музыки — гораздо большая , чем в других видах деятельности.

Намного сложнее требования к памяти исполнителя. Запечатленное произведение хранится как бы в различных «кладовых” мозга, ведающих слуховыми представлениями, эмоциональным его строем и двигательной программой исполнения, которые в момент исполнения объединяются в единое, стройное и последовательно развертывающееся звучание. Здесь решающее значение имеют личностные качества исполнителя, его музыкальный и жизненный опыт, богатство ассоциаций и образов, накопленных и сохраненных его памятью. Последнее составляет слуховой запас, который питает творческий потенциал композитора: только благодаря накопленному и переработанному слуховому опыту композитор может создать что-то свое, оригинальное.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1000

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке