Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Особенности практики социальной работы и ее научные перспективы»

Социальная работа — развивающаяся профессия. Окончательного вывода о том, что она собой представляет, по мнению известного английского исследователя М. Пэйна, быть не может.

Однако «сквозь ее дискурсивное поле можно увидеть сферы, где она применима, а также стоящие перед ней проблемы». Точки зрения о сущности социальной работы варьируются в зависимости от времени их возникновения, социально-культурных, экономических и политических условий, которые выступают факторами, конструирующими социальную работу в процессе взаимодействия социальных работников, клиентов и служб.

В новом международном определении социальной работы, принятом в июле 2001 г. на совместной генеральной ассамблее Международной федерации социальных работников и Международной ассоциации школ социальной работы, подчеркивается, что социальная работа «способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует активизации способностей людей к самостоятельному функционированию в обществе в целях повышения уровня их благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа содействует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».

На основе данного определения, дискуссий в научной литературе, а также мнений специалистов можно выделить следующие ключевые цели социальной работы:

1. Налаживание связей между социальными системами и социально-незащищенными, уязвимыми группами населения и группами риска.

2. Разработка кратковременных и долгосрочных форм взаимодействия с индивидами, семьями, группами, организациями и сообществами в целях повышения их благополучия и усиления их способностей к самостоятельному решению проблем.

3. Оказание помощи и обучение людей пользоваться услугами и ресурсами своей микросоциальной среды.

4. Разработка программ и содействие политике улучшения благосостояния людей, развитию человека, коллективной социальной гармонии и социальной стабильности, если она не нарушает права человека.

5. Осуществление поддержки людей, защита их интересов на локальном, региональном и международном уровнях.

6. Осуществление в рамках законодательства и этических норм профессии защиты людей, которые не в состоянии сделать это самостоятельно (к примеру, дети и молодежь, нуждающиеся в попечении, а также лица, страдающие психическими заболеваниями или задержкой умственного развития).

7. Содействие в формировании уважительного отношения к традициям, культурам, идеологиям и религиям среди различных этнических групп и обществ, если они не вступают в противоречие с фундаментальными принципами прав человека.

8. Планирование, разработка, внедрение и контроль над выполнением программ и деятельностью организаций, реализующих любую из вышеуказанных целей.

Эти ключевые цели в сочетании с гуманистическими ценностями, заявленными в международном определении, означают, что профессиональная социальная работа приобрела сегодня достаточно развитую внутреннюю структуру. Наряду с чистой практикой она включает в себя организованные сферы подготовки кадров и научно-исследовательской деятельности. Все элементы этой структуры связаны между собой и взаимообусловлены.

Так, практика питает научно-исследовательскую деятельность фактами и накопленным опытом. Научно-исследовательская деятельность, в свою очередь, анализирует и обобщает эти факты и опыт, подвергая их переработке, превращая в схемы модели, концепции, теории, и тем самым создает надежную научную основу практики социальной работы.

Наличие достаточно развитой теоретической базы позволяет организовывать обучение в специальных учебных заведениях и осуществлять подготовку профессиональных социальных работников на основе накопленного теоретического и практического опыта. Именно образование стремится связать теорию с практикой, чтобы передать новому поколению профессиональных социальных работников в концентрированном виде опыт, накопленный в данном виде деятельности, и помочь им овладеть секретами профессии. Полученное образование придает им уверенность, развивает их самосознание, формирует индивидуальный подход и профессиональную идентичность.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Проблема соотношения теории и практики в обучении социальной работе и сейчас, в период ее активной профессионализации, стоит довольно остро. Трудно ожидать, что она когда-нибудь получит свое окончательное решение. Однако вряд ли можно оспорить утверждение о том, что развитие научно-теоретической базы социальной работы и совершенствование подготовки кадров в этой профессиональной области образует краеугольный камень современной социальной работы вообще.

Отношения между теорией и практикой в социальной работе носят диалектический характер. Это означает, что, с одной стороны, теория и практика дополняют и оплодотворяют друг друга; а с другой стороны, между ними могут возникать и определенные противоречия.

Если теория способна служить определенным ориентиром для практики, то сама практика имеет дело с живой и разнообразной реальностью. Элементы практики – интеракции – выражают конструктивную функцию процесса помощи и существуют в виде определенных моделей, которые описывают, объясняют и выступают основаниями для практических теорий социальной работы.

В подтверждение этому рассмотрим следующие особенности практики социальной работы:

1. Практика социальной работы – это сфера, включающая объективные и субъективные компоненты. Объективное – социально-исторические законы, действующие в обществе и определяющие взаимодействие и поведение людей. В социальной работе «объективное» рассматривается как социальное и проявляется как социальные отношения, с которыми работает социальный работник. «Субъективное» связано с индивидуальными интересами, мотивами, намерениями, интенциями «человека нуждающегося», преследующего в социуме свои цели и подбирающего для этого кажущиеся ему оптимальные средства.

2. Как отмечает М. Пэйн, «социальная работа – это процесс социального творчества, в котором люди, включенные в совместную деятельность и являющиеся частью одних и тех же социальных объединений, разделяют схожие взгляды на окружающий мир, рассматривают его как социальную реальность». Это цикличный процесс, в котором все элементы – социальная служба, клиент, социальный работник – влияют друг на друга и на весь процесс в целом в контексте социальных ожиданий, обусловленных социальными отношениями и практическими условиями их взаимодействий.

3. Практика социальной работы представляет собой процесс выбора определенных действий из многообразия альтернатив. По мнению Д. Хау, «у практиков всегда есть теория, которая помогает решать, во имя каких целей и каким образом осуществлять этот выбор, даже если они не отдают себе в этом отчет». Следовательно, социальным работникам для того, чтобы объяснить, с какой целью и каким образом следует принимать решение в практических ситуациях, необходимо иметь соответствующие теоретические представления.

4. Практика социальной работы, по мнению отечественных ученых М. В. Фирсова и Е. Г. Студеновой, предстает как «моделируемая реальность; она интегрируется в модели жизни клиента, социальные институты, общественные связи в качестве некоего образца, нормы, позволяющей восстановить утраченные формы существования объекта помощи».

5. Практическая деятельность социальных работников конструируется через профессиональные ожидания, а также через социальные процессы, определяющие функции социального работника. Ее профессиональный характер определяется накопленным опытом социальной работы, а также ее взаимодействием с другими профессиями и социальными институтами. Этот характер меняется: он может прогрессировать или регрессировать в соответствии с социальными изменениями. Таким образом, знания и идеи, которые используют социальные работники, также изменяются в соответствии с социальными переменами.

6. Практика социальной работы представляет собой рефлективный процесс, в ходе которого происходит взаимодействие и взаимоизменение: клиент изменяет социального работника и сущность самой социальной работы, привнося в эту профессиональную деятельность реалии. В основе модели рефлективной практики лежит идея о том, что переживание какого-либо опыта сменяется его рефлексией, которая затем переходит в определенные действия.

В данной модели рефлективная практика представляется в виде цикла, начинающегося с описания ситуации, затем ее анализа, который завершается применением аналитических выводов в практических действиях. Рефлективная практика, по мнению М. Пэйна, означает не только осмысление самого процесса и рассмотрение всех аспектов ситуации.

Рефлективная практика предполагает включение социального работника в ситуацию («рефлексия в действии») и наблюдение за результатами применения той или иной техники после события («рефлексия действия»). В любом случае это осмысление помогает усовершенствовать последующие действия. Способы рефлексивного действия представлены в табл. 1.

Таблица 1. Основные способы рефлексивного действия в социальной работе

7. Несмотря на определенные различия, практика социальной работы имеет много общего с научно-исследовательской деятельностью. Параллельность этих процессов отображается в табл. 2. Вместе с тем практика и исследовательская деятельность часто воспринимаются как разные виды деятельности, хотя в социальной работе их можно слить воедино. Хорошим примером «смычки» практики и исследовательской деятельности в социальной работе является диагностика. Недаром диагностические умения рассматриваются в качестве важнейшего компонента профессиональной компетенции социального работника.

Таблица 2. Параллельность и общность процессов практической и исследовательской деятельности в социальной работе

Каждая диагностическая задача порождает собой своего рода мини-исследование, которое позволяет выявить причины различных изменений, происходящих в социуме. Специалист собирает информацию о конкретном случае, анализирует ее и затем делает вывод о принадлежности данного случая к некоторому классу проблем. В ходе такого анализа устанавливается связь между отдельным и общим, конкретный случай подводится под определенную категорию. Тем самым намечаются пути возможного воздействия на данное явление, поскольку диагноз всегда выступает и как определенный прогноз.

Процесс постановки диагноза — включает в себя как сбор информации о конкретном случае (явлении), так и привлечение информации о сходных случаях (явлениях), хранящейся в памяти социального работника. Происходит мысленное движение от настоящего к прошлому, а затем к будущему.

Социальный работник оказывается способным предвидеть развитие событий, достаточно верно предсказывать те последствия, которые наступят как при их свободном течении, так и при условии того или иного возможного вмешательства. Таким образом, мы видим, что диагностика – это типичный мыслительный процесс.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

С другой стороны, всякое научное исследование в своем прикладном аспекте (а в социальной работе большая часть исследований имеет прикладной характер) представляет собой целенаправленное расширение границ и возможностей практики.

Это связано с тем, что исследование направлено:

Во-первых, на уточнение нашего понимания тех явлений, с которыми нам приходится иметь дело.

Во-вторых, на оттачивание того инструментария, который имеется в нашем распоряжении.

А эти два аспекта непосредственно связаны друг с другом. Проникновение в суть явлений, т. е. раскрытие закономерностей их возникновения и протекания, указывает на способы, с помощью которых можно направлять их развитие в желательном для нас направлении. В этом смысле хорошая теория – вещь очень практичная, ибо из нее вытекают эффективные приемы воздействия на реальность с целью ее преобразования. Кроме того, живая практика служит не только первоначальным толчком к научному исследованию, но и тем полигоном, где его результаты проходят проверку и получают окончательную оценку. Именно практика, как известно, является высшим критерием истинности наших знаний.

Специалисты-практики могут и должны вносить свой вклад в развитие теории. Тем самым они будут способствовать повышению эффективности собственной деятельности и деятельности своих коллег. Ведь в идеале практик, для того чтобы достичь намеченной цели, должен уметь сочетать в своей деятельности и исследовательскую работу, и практику. Добавим также, что каждый представитель профессии должен чувствовать свою ответственность за поддержание и повышение ее статуса, так как престиж профессии отражается и на его положении. Именно обладание специальными знаниями, а не просто готовность помогать людям, отличает профессионала.

Развитая теория – это лицо профессии. Именно ее наличие или отсутствие определяют отношение к профессии со стороны специалистов другого профиля, политических деятелей и руководителей, от которых зависит финансирование данной сферы деятельности.

Но научные перспективы практики социальной работы определяются не только чувством профессионального долга, которое побуждает практикующих социальных работников браться за исследования. Здесь имеет место и чисто практическая необходимость строго и объективно оценивать результаты своей деятельности. Речь идет о различных социальных программах по изучению потребностей населения в тех или иных видах социальных услуг, в которых участвуют социальные работники. Результаты этих исследований используются для обоснования необходимости выделения средств на реализацию соответствующих программ помощи.

Довольно часто исследования в области социальной работы проводятся в связи с проблемами преодоления экстремальных ситуаций и кризисного образа жизни групп риска, изучаются различного рода патологии, исследуется то, что функционирует плохо или вовсе не функционирует. В настоящее время возникла необходимость в расширении спектра проводимых исследований, ведь социальному работнику также важно получать более точные сведения о том, какие факторы помогают людям меняться, справляться с трудностями и быть уверенными в себе. Последовательная исследовательская деятельность дает социальным работникам возможность объяснить не только суть и эффективность своих практических действий, но и выявить проблемы, возникающие в процессе принятия решений, что в конечном счете также увеличивает возможности социальных работников в плане совершенствования практики и развития ее научной перспективы.

Научные перспективы практики социальной работы определяют потребность в подготовке практикующих социальных работников, умеющих использовать различные методы исследования практики.

Можно выделить несколько оснований, подтверждающих данную необходимость:

1. Практики должны понимать, критически оценивать и избирательно использовать научные знания, т. е. обладать «исследовательской грамотностью», которая достигается в итоге обучения и приобретения опыта. Социальных работников нужно научить быть разумными пользователями исследовательских подходов, которые дадут им доступ к существующему разнообразию стратегий сбора информации об определенном аспекте своей работы, а также определять, какие данные и теоретические подходы наиболее соответствуют конкретной проблеме.

2. Обучение методам исследования поможет студентам оценивать свою практику с позиций научного подхода, для чего они должны уметь эмпирически формулировать, документировать и оценивать свои решения, принятые в ходе их практической деятельности. С помощью включения в практику необходимой исследовательской функции социальные работники могут извлечь «ключевые знания» из собственного непосредственного практического опыта.

3. Профессиональный социальный работник должен овладевать разнообразными оценочными подходами («оценка потребностей» общества, «психосоциальная оценка» индивида), которые помогают ему лучше понимать проблемы клиентов и развивать эффективные способы помощи в улучшении их жизненных ситуаций. Кроме того, ему приходится заниматься анализом деятельности собственной организации, изучать спрос на услуги и степень его удовлетворения, отчитываться перед вышестоящими организациями и обосновывать приоритетность тех или иных направлений работы. По-настоящему убедительно это можно сделать лишь с опорой на факты, на их всесторонний и грамотный анализ. Все это сближает деятельность практика с деятельностью исследователя.

Участие в исследовательской деятельности позволит социальным работникам составлять отчеты о своих открытиях в соответствующей профессиональной форме, предоставлять необходимую информацию в заявлениях на получение средств, в предложениях о социальной политике при защите интересов клиентов, в методических рекомендациях, оценочных программах.

Профессиональные социальные работники должны уметь компетентно создавать свои статьи и другие материалы, представляемые в профессиональные журналы, а также выступать на профессиональных собраниях и конференциях.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1826

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке