Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Парфия»

«Узнают коней ретивых по их выжженным тав­рам, узнают парфян кичливых по высоким кло­букам». В этих строках Александр Сергеевич Пушкин напомнил читателям о древнем наро­де, создателе могущественного государства. Гим­назисты и лицеисты XIX в. знали о Парфии лишь как о сопернице Рима на Ближнем Вос­токе.

Написание доклада за 4 часа

В XX столетии о ней стало известно го­раздо больше. Изучение древних сочинений и монет с именами царей, археологические рас­копки в Средней Азии и Иране помогли восста­новить историю Парфии.

Отважно и искусно завоёвывал Александр Ма­кедонский Персидское царство. Огромное про­странство от Средиземного моря до Инда оказа­лось под властью греко-македонских правителей. Вслед за победоносной армией на Восток хлыну­ли греческие мастера и ремесленники. Они сели­лись в городах, основанных Александром, и уст­раивали порядки, к которым привыкли в Элладе (Греция). Особенно много самоуправляющихся го­родов (полисов) появилось в Месопотамии и Си­рии. Греческая культура, искусство, образ жиз­ни распространялись в Македонской державе. После смерти царя Александра Македонского (323 г. до н. э.) его соратники поделили земли и подданных. Полководцу Александра Селевку дос­талась территория бывшей Персидской державы. Потомки Селевка (Селевкиды) образовали собст­венное государство.

По соседству с восточными рубежами царства Селевкидов кочевали парны. Это племя принад­лежало к большой группе ираноязычных сакских племён, родственных древним и воинственным скифам. Парны обитали в окрестностях гор Ко-петдаг, в районе нынешней границы между Турк­менистаном и Ираном. Степи на северных отро­гах Копетдага служили хорошим пастбищем для скота. Там парны выращивали знаменитых ко­ней местной породы — красивых, выносливых, очень ценившихся на селевкидских и китайских рынках.

Приблизительно в 250 г. до н. э. конница парнов во главе с вождём Аршаком вторглась в бли­жайшую к ним селевкидскую сатрапию (провин­цию) Парфиену. Правители ослабленного к тому

времени государства едва успевали усмирять мя­тежи в разных концах своих владений. Царь Селевк II вынужден был смириться с потерей севе­ровосточной сатрапии. Довольный Аршак принял царский титул, а жрецы зажгли в его честь «веч­ный огонь» в местном храме. Парны начали сме­шиваться с населением Парфиены, перенимать его обычаи и верования. В конце концов образовал­ся новый народ. По названию области его стали именовать парфянами.

Селевкидское государство быстро слабело и распадалось. Появилось много мелких княжеств, главы которых только на словах признавали под­чинённое положение по отношению к верховно­му правителю. Парфяне решили покорить все земли Селевкидов. В середине II в. до н. э. пар­фянский царь Митридат I присоединил их вос­точные сатрапии (Иран) к своим владениям. К западу располагались греческие полисы (города-государства). Их жители вовсе не желали пре­вращаться из свободных граждан в послушных подданных «великого царя» (так стал называть себя Митридат). В союзе с полисами, собрав ос­татки сил, Селевкиды пытались остановить пар­фян. Началась долгая война, завершившаяся разгромом греко-македонских войск. Царь Антиох VII погиб в бою, и с господством Селевкидов было покончено.

Парфянские монархи управляли завоёванными народами, пытаясь совместить кочевые парнские порядки, древнеиранские устои и греко-македон­ские (учёные называют их эллинистическими) традиции. Вся страна была разделена на четыре марзпанства — по сторонам света. Марзпанства делились на сатрапии, а те — на более мелкие округа. Потомки кочевников-парнов и местная иранская знать считались азатами (свободными). Это была привилегированная часть населения. Во время войны азаты составляли конницу катаф-рактариев — знаменитое парфянское изобретение, когда и всадник, и конь облачены в непробивае­мый стальной пластинчатый панцирь. Атака катафрактариев одним своим видом наводила ужас на врагов, сеяла смятение в их рядах. Крестья­не-земледельцы — большинство населения — платили царю налоги, а когда тот собирал опол­чение, становились лучниками — легковооружён­ными пехотинцами, которых бросали в бой пе­ред катафрактариями.

На западе государства по-прежнему стояли гре­ческие города. Войдя в состав парфянской держа­вы, жители полисов не изменили недоброжелатель­ного отношения к восточным пришельцам. То и дело горожане поднимали восстания против суро­вых царских наместников и тяжёлых поборов. Правители государства не хотели ссориться с бога­тыми городами, ведь большая доля доходов в каз­ну царей поступала от их торговли. Через полисы,стоявшие на реках Тигр и Евфрат, проходила связь между Европой и Индией; греческие купцы обслу­живали и Великий Шёлковый путь — караванный маршрут из Китая в Малую Азию. Самоуправле­ние горожан было сохранено парфянами. Посте­пенно царям удалось смирить полисы. В них ста­новилось всё больше жителей-парфян, да и сами потомки греков поняли, что жить под защитой сильного государства выгодно и безопасно.

Царь Парфии мог принадлежать только к роду Аршакидов. После смерти монарха его преемни­ка избирали два совета — родственников и жре­цов. Все высшие посты занимали представители семи знатнейших парнских родов. Правда, кро­ме них во многих областях остались царьки из местных династий. Они сохранили свои титулы в обмен на полное послушание «великому царю».

Управлять множеством племён и народов мож­но было лишь с помощью языка, понятного для всех жителей государства. Таким языком в Пар­фии был греческий. На нём составлялись офици­альные документы, царские указы; надписи на монетах чеканились тоже на греческом языке. Эл­линистическое наследие ощущалось в архитектуре, искусстве и религии парфян. У них не было обще­го для всех религиозного культа. Население испо­ведовало множество верований. Однако можно пред­полагать, что Парфия находилась на пути к единой религии, потому что разные народы поклонялись одним и тем же божествам, хотя называли их по-разному. Наиболее почитаемым на Востоке было Солнце. Олицетворявшему его богу парфяне дали имя Ахурамазда, иранские племена — Митра, гре­ки Парфии — Зевс. Поклонялись и Великой Мате­ри как источнику жизни. Для парфян и иранцев она была Анахита, для греков — Артемида. За от­правлением культа Солнца и огня следили жрецы-маги, многочисленные, богатые и очень влиятель­ные. Как и во многих других восточных странах, жрецы накапливали научные знания. Некоторые историки считают, что именно парфянские маги по­ложили начало астрологии, которую позже поза­имствовали арабы и европейцы.

В мировой истории Парфия оставила заметный след и в связи с долгим противостоянием Рим­ской державе. Парфянско-римские отношения заслуживают особого внимания.

Постепенно присоединяя ближние и дальние земли, Римская республика раздвигала свои пре­делы. Взоры завоевателей привлекал и древний, богатый Восток. В I в. до н. э. Сирия была объ­явлена римской провинцией, там водворился на­местник. Так владения Рима сомкнулись с тер­риторией Парфии. Агрессивные замыслы римлян простирались дальше, за Евфрат. Гордые парфян­ские цари не желали видеть рядом соперников. В 92 г. до н. э. на берегу Евфрата состоялась встреча римского полководца Суллы с парфян­ским вельможей, царским послом Оробазом. Над­менный римлянин держал себя с «варваром» гру­бо и вызывающе, и по возвращении в Ктесифон (столица Парфии) Оробаз был казнён за то, что стерпел такое обращение. Убедившись, что пере­говорами никаких уступок от парфян не добить­ся, римляне решили действовать военной силой. На восток отправился знаменитый полководец Красе (тот, кто подавил восстание Спартака в Италии). Его легионы двинулись через месопотамские степи в глубь Парфии. Навстречу ему царь Ород II послал военачальника Сурена, под началом которого находились тысяча катафрак-тариев и 10 тыс. лучников. Армию сопровождал огромный караван из тысячи верблюдов, гружён­ных стрелами.

С самого начала Красса преследовали неудачи. В проводники он выбрал одного из местных пар­фянских правителей. Тот был настроен против рим­лян и вёл их по самым засушливым местам. В мае 53 г. до н. э. уставшие легионеры добрели до окрестностей города Карры (сейчас Харан в Юго-Восточной Турции). Внезапно из-за холмов показа­лись парфянские всадники. Римляне спешно по­строились в замкнутый четырёхугольник, чтобы отбивать атаки со всех сторон. Парфяне, которых становилось всё больше и больше, носились вокруг противника, осыпая его стрелами. Красе приказал своему сыну Публию взять отряд и решительным ударом рассеять и отогнать противника. Публий с солдатами бросился в наступление, и парфяне тут же кинулись врассыпную, убегая в степь. Обрадо­ванный Публий поспешил за ними, не понимая, что поддался на обычную уловку кочевников. За­манив его отряд подальше от римского войска, парфяне набросились на него и уничтожили. Красе был вынужден оставить своих раненых и убитых соратников на поле боя и прорываться под защиту каррских стен. Сурен предложил ему выйти на переговоры. Что произошло потом — точно неиз­вестно. Иранские историки объяснили всё недора­зумением, римские приписывали происшедшее ко­варству парфян. Во время переговоров Красе был убит. Римлян взяли в плен и угнали на поселение в Северный Иран.

Вскоре Ород II женил сына на дочери армян­ского царя. Во время свадьбы придворные лице­деи разыгрывали перед гостями драму Бврипида «Вакханки». По ходу трагедии её персонаж ца­рица Агава должна выносить голову Пентея. Вместо обычной бутафорской головы вынесли го­лову Марка Лициния Красса.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Катастрофа под Каррами послужила жестоким уроком для Рима. Он надолго отказался от мысли воевать с Парфией. Её цари подчинили своему влиянию Армению, успешно отбили нападения алан и кочевников-саков. «На западе римляне, саки с востока — два бились в твердыню Ирана потока. Но Парфии войско стояло меж ними. Вот саки бе­гут, вот смятение в Риме. Бойцы Хорасана, Гурга-на и Рея отбросили недругов грудью своею», — писал о тех временах иранский поэт Бехар.

В I в. н. э. могущество парфянского государст­ва стало угасать. Различные группировки Арша-кидов вступили в борьбу за трон. Всё чаще сатра­пы и местные царьки выходили из повиновения слабым правителям. Парфия уже не могла соби­рать бесчисленную конницу, которая некогда дер­жала в страхе всех соседей. Этим не замедлил воспользоваться Рим. Несколько раз войска им­ператоров Траяна, Септимия Севера, Каракаллы вторгались за Евфрат. Особенно  опустошительным оказалось нашествие 195 г., когда была разорена вся Месопотамия, а 100 тыс. её жителей проданы в рабство. Хотя римлянам и не удалось закрепить­ся в Парфии, потери от войн окончательно подор­вали её силы. Правитель вассального царства Парс Арташир в 223 г. восстал против парфянского царя Вологеза V и убил его. Рассорившиеся Аршакиды уже не сумели собраться и избрать нового госуда­ря. Власть перешла к победителю-персу Арташи-ру, который провозгласил себя шаханшахом («ца­рём царей») Ирана. Таким образом восстановилось положение, существовавшее до Александра Маке­донского. История Парфии закончилась, началась блистательная эпоха иранских царей — Сасанидов.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

459

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке