Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Павел Бессалько»

Бессалько Павел Карпович (1887–1920) — пролетарский писатель. Р. в семье грузчика в Екатеринославе, две зимы ходил в церковно-приходскую школу, 15 лет поступил учеником в слесарный цех жел., дор. мастерских. С 1906 активно участвует в революционном движении, член РСДРП, меньшевик. В 1907 Б. ссылают на вечное поселение в Енисейскую губ. В 1910 он бежит за границу — в Вену, а потом во Францию.

Написание доклада за 4 часа

С 1911 работает на аэропланных и ортопедических заводах в Париже. В эмиграции Б. сближается с А. В. Луначарским , А. Гастевым ,  М. Герасимовым , Ф. Калининым, Р. Пельше и другими и заинтересовывается вопросами пролетарской культуры. Пишет повесть о сибирской ссылке. После неблагоприятного отзыва М. Горького, Б. разбивает эту повесть на ряд рассказов, которые в печати не появились. В эмиграции же Б. написал роман «Катастрофа», книгу легенд «Алмазы Востока». Война 1914–1918 и шовинистический угар нашли в Б. резкого противника. После Февральской революции Б. — член большевистской партии, возвращается в Екатеринослав, где работает некоторое время в жел.-дор. мастерских. Затем едет в Петроград. Здесь он стал во главе Пролеткульта, редактировал журнал «Грядущее», пытался создать героический театр и много писал. В 1919 был мобилизован на фронт, где редактировал газету XIII армии «Красный воин». Умер в Харькове от сыпного тифа.

В цикле автобиографических повестей и романов — «Детство Кузьки», «Несознательным путем», «Катастрофа», «К жизни» — в лице Кузьмы Дарова Б. дает образ героя, который от горького детства рабочего подростка, через монархизм и зубатовщину, через испытания и уроки жизни, пришел к сознательному участию в революционной борьбе. Даров — революционер чувства и воли, а не сознания. Теми же чертами отличаются герой драмы «Каменщик» и бунтарь-мститель и мученик в легендах «Алмазы Востока» — произведение, в котором Б. стремился выйти за пределы пролетарской поэзии.

В произведениях Б. звучит отмеченная А. Луначарским «упоенная влюбленность в свой собственный класс», связанная с враждой и презрением ко всему не-пролетарскому.

Пионер пролетарской прозы, Б. не имел еще своего стиля, отсюда — схематизм персонажей, неумение преодолеть литературные влияния и т. д. Склонность Б. к драматизму, к предельному динамизму, к авантюрности сюжета породила внешние мелодраматические эффекты, нагромождение ужасов, высокопарность фраз и т. д. — манера бульварной литературы.

Б. — один из ярких теоретиков пролетарского литературного движения 1918–1919. Он опубликовал в «Грядущем» шесть статей по вопросам пролетарской культуры и пролетарской литературы. В этих статьях сказалась недостаточная теоретическая подготовленность Б., но в них чувствуются пытливая мысль и оригинальный, сильный ум. Б. — фанатик культурного самоутверждения пролетариата. Заражает его пламенная вера в неизбежность культурной гегемонии рабочего класса. «С той поры, — обращается Б. к апологетам буржуазной культуры, — как красноармеец вернется с войны, с той поры, как рабочий и крестьянин победят голод, начнется расцвет нашей культуры, нашего искусства. В нашу  жизнь и в вашу смерть мы верим непоколебимо» («О понимании пролетарской культуры»). Влияние А. Богданова  и его ученика Ф. Калинина вызвало некоторые принципиальные срывы Б. Так Б. не различает бесклассовой культуры социалистического общества и классовой пролетарской культуры. Крупнейшая ошибка Б. — полный отказ от культурного наследства («не нужно преемственной связи»). Б. под влиянием Богданова выводит художественную форму непосредственно из техники производства («О форме и содержании»). Несколько наивна статья о психологии творчества («Творчество интуитивное и сознательное»), но ценны борьба с мистическими, жреческими взглядами на художественное творчество и освещение вдохновения с точки зрения учения о переходе количества в качество. В статьях Б. сказывается некоторая цеховая замкнутость. Правильно противопоставив материализм и индустриализм пролетарских поэтов патриархальной мистике Н. Клюева , С. Есенина  и др. («О поэзии крестьянской и пролетарской»), Б. впал в ошибку: он не диференцировал крестьянства и превратил его в сплошную реакционную массу. Цеховая замкнутость сказывается и в огульном отрицании футуризма («Футуризм и пролетарская культура»). Крайности Б. в споре с футуристами оправдывались необходимостью дать отпор их претензиям на монопольное представительство пролетарского искусства (поэтому А. В. Луначарский говорит о «по-своему прекрасной атаке» Б. на футуристов). Чрезвычайно ценна статья «Пролетарские поэты», дающая правильную общую характеристику пролетарской поэзии эпохи Пролеткульта и в частности творчества Самобытника , В. Кириллова  и И. Садофьева . Б. пытается дать не метафизическое, а историческое определение пролетарской поэзии («под пролетарской поэзией мы понимаем развитие мыслей и чувств рабочего класса, облеченных в образную, художественную форму поэтами же рабочего класса»), но значение этой попытки умаляется цеховым стремлением признать пролетарским писателем лишь рабочего по происхождению.

Список литературы

I. Каменщик, П., 1918

Катастрофа, П., 1918

3-е изд., П., 1919

Несознательным путем, П., 1918

4-е изд., П., 1919

Детство Кузьки, П., 1918

К жизни, П., 1919

Алмазы Востока, П., 1919

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Песни садовника, П., 1921. Статьи Б. собраны в книге: Бессалько П. и Калинин Ф., Проблемы пролетарской культуры, П., 1919, стр. 3–39 и 89–114.

II. Биографические сведения о Б.: Садофьев И., П. К. Б., «Грядущее», 1920, № 3

Луначарский А. В. Ст. в журн. «Пролетарская культура», 1920, № 13–14

Его же, Революционные силуэты, М., 1923

Инсаров, Памяти П. К. Б., («Литературный еженедельник при («Красной газете»), 1923, № 4

Клейнборт Л. М., Очерки народной литературы, Л. 1924

Зонин А., У истоков пролетарской литературы, Л., 1927. Критика о творчестве Б.: Луначарский А. В., Предисловие к «Алмазам Востока», П., 1919

Кубиков И. Н., Рабочий класс в русской литературе, изд. 3-е, Ив.-Вознесенск, 1926

Львов-Рогачевский В. Л., Очерки пролетарской литературы, М. — Л., 1927.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

406

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке