Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Петербург Достоевского»

Роман «Преступление и наказание» иногда называют «петербургским». Но образ Петербурга создавали в своих произведениях ещё и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов. Они раскрывали всё новые и новые его грани. Пушкин восхищался, гордился городом, любил его. У Гоголя Петербург таинственный, полный чертовщины, нереальный, блистательный. Некрасов же показывает город не фантастическим, а прозаично-реальным.

Написание доклада за 4 часа

В своих произведениях описывает трущобы Петербурга, жизнь бедных людей. Достоевский изображает столицу тогдашней России в 60 – 70 годы, в пору стремительного развития капитализма. В это время Петербург быстро разрастался за счёт доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предместий.

Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное «действующее лицо» — город, который душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Петербург символизирует жизнь ненормальную. Здесь больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей произведения. Характерной чертой, по которой можно узнать обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый жёлтый цвет. Он является символом духоты, какой-то ненормальности. Жёлтого цвета и обои, мебель в комнате старухи-процентщицы,  и лицо Мармеладова от постоянного пьянства, и коморка Раскольникова, и лицо женщины-самоубийцы, и мебель из дерева этого же цвета в кабинете Порфирия Петровича, и камень на перстне Лужина. Эти детали отражают напряжённую безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Пейзаж Петербурга не вызывает восхищения. Грязь, духота, нечистота – всё это присутствует в городе. Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».

В романе часто рисуются уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников, в глубокой задумчивости стоя на мосту, видит женщину «с жёлтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами». Неожиданно она бросается в воду. И слышатся крики другой женщины: «До чёртиков допилась, батюшки, до чёртиков… анамнясь удавиться тоже хотела, с верёвки сняли». Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния.

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие» дворы-колодцы, поднимаемся по тёмным лестницам. Вот одна из них – «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота». А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещённые косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи… Комната Раскольникова была похожа «крошечную клетушку». В ней было мало мебели. Обои пожелтевшие, пыльные, отставшие в некоторых местах от стены. Бывший студент жил в крайней бедноте. Квартира Мармеладова была проходной. Внутри помещения царил полный беспорядок. Из мебели было два стула, ободранный диван да стол. Случайный прохожий с первого взгляда на эту комнатушку был бы уверен, что в ней живёт беднейшая семья. Жилище Сони Мармеладовой мало чем отличается от предыдущих двух: низкое, походило на сарай. Почти нет мебели. Жёлтые, обшмыганные обои на стенах. У кровати даже не было занавесок. Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход – смерть. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — в тоске восклицает Мармеладов, который убеждён, что в бедноте ещё можно сохранить честь, в нищете – нельзя, а «сострадание в наше время даже наукой воспрещено». Пьяный, опустившийся, полубезумный, он ясно понимает ужас и безвыходность своего положения. Мармеладов казнит себя за то, что жена сгорает в чахотке, что младшие дети голодны и раздеты, а старшая дочь Соня ради спасения семьи вынуждена продавать себя. «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его!» В этой горячечной восторженности проявляется затаенная претензия Мармеладова на то, чтобы и в «скотском состоянии» его всё же считали человеком, достойным уважения. Но здесь важно почувствовать и другое: судьба одной семьи приобретает в рассказе Мармеладова широчайший и общечеловеческий характер. Это рассказ о всех «пьяненьких, слабеньких», всех замученных и мучающих друг друга, всех обездоленных, которым некуда пойти, неоткуда ждать помощи.

Встреча с Мармеладовым, знакомство с его семьёй – всё это производит потрясающее впечатление на Раскольникова. Но подобные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу: он встречает женщину-утопленницу, пьяную девочку. Жизнь Раскольникова превратилась в кошмарный сон, но, к сожалению, здесь нельзя проснуться, чтобы всё исчезло и забылось.

Итак, капиталистический уклад жизни предстаёт как мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, как мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Судьбы людей говорят о преступности мира, в котором возникают конфликты между человеком и обществом, потому что человеку некуда уйти от своих страданий. Но всё-таки в романе звучит мечта о прекрасной жизни Петербурга – это момент, когда Раскольников идёт на преступление и думает о постройке фонтанов.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3238

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке