Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Петроглифы»

Наскальные изображения (петроглифы) Карелии. На восточном берегу Онежского озера и в низовье реки Выг (перед ее впадением в Белое море) расположены петроглифы — уникальные памятники монументального искусства эпохи неолита (IV — II тысячелетия до нашей эры).

Наскальные изображения трудно понять вне связи с их природным окружением. Рисунки всегда создавались близко от уровня воды, на прибрежных скалах, где не росли лишайники и поверхность была наиболее чистой и гладкой. Петроглифы выбиты сплошными точечными ударами кварцевого отбойника по всей площади, реже — только по контуру рисунка. Не исключено, что они были окрашены, хотя следов этого, разумеется, не сохранилось.

Фантастическое начало в них тесно переплетено с реальным. Естественные черты сознательно деформированы, искажено реальное соотношение пропорций.

Петроглифы Онежского озера и Беломорья созданы приблизительно в одно и то же время. Однако на Белом море процесс создания изображений шел дольше и их общее их число почти в два раза выше, чем на Онего. При этом среди онежских петроглифов гораздо больше фантастических черт, образов и деталей. Очевидно, создателями наскальных изображений в обоих очагах были близкородственные протофинноугорские племена культуры ямочно-гребенчатой керамики. Это подтверждают и раскопки близлежащих древних поселений.

В первой половине II тысячелетия до нашей эры петроглифы Онежского озера и Беломорья постепенно оказываются под водой. Однако, принято считать, что прекращение выбивания рисунков вызвано не какой-либо катастрофой, либо резким упадком культуры создавшего их народа, а изменением его мировоззрения и обрядов.

На выдающихся в озеро покатых и гладких гранитных скалах — мысах открыто около 800 разнообразных рисунков.

Петроглифы Карелии — и онежские, и беломорские — приурочены к узкому поясу прибрежных выходов коренных кристаллических пород — гнейсов, гранитов и др. Гладкие, граничащие с водой пологие или почти горизонтальные участки береговых склонов и служили наскальными полотнами. Вместе с тем оба скопления существенно различаются по типу местности.

Онежские расположены в зоне средней тайги, на территории Водлинской низменности, на озерном берегу с серией нисходящих террас.

Петроглифы Беломорья находятся в 310 км ССЗ, в подзоне северной тайги, на территории Прибеломорской низменности.

Онежские петроглифы включают 23 группы, протянувшиеся вдоль побережья почти на 20 км, и размещаются в основном на оконечности прибрежных мысов и мысков, изредка — на соседних островах на высоте от 0 до 2,5 м над водой. Более половины изображений сосредоточены на двух центральных, сильнее других выступающих в озеро мысах — Бесов Нос и Пери Нос.

Беломорские петроглифы включают 32 группы. Они тянутся по островам в русле р.Выг на протяжении 1,5-2 км и тоже не поднимаются выше 2,5-3 м над уровнем воды (рис.8-12). Самые крупные и известные среди них: Бесовы Следки, Старая Залавруга, Новая Залавруга, Ерпин Пудас.

В каждой такой группе от нескольких до нескольких десятков фигур, а в трех случаях — свыше 100. Многие открыты в ходе полевых работ в 60-80-е годы. В результате общее число изображений увеличилось более чем вдвое. Всего в Беломорье теперь известно свыше 2000, а на восточном побережье Онежского озера — около 1000 фигур.

Все петроглифы Карелии — выбиты, т.е. углублены в скальную поверхность точечными ударами камня, скорее всего, кварца. Глубина выбивки разная, от очень мелкой, поверхностной, до относительно глубокой и грубой. Но обычно она составляет 2-3 мм. В Беломорье большинство фигур выбиты сплошь, по всей площади силуэта. На Онежском озере часто высечен лишь контур. Бывает, что часть фигуры контурная, а другая — силуэтная. Размеры фигур варьируют от крошечных длиной в несколько сантиметров до очень больших величиной 2,5-4,1 м. Правда, таких «гигантских» изображений — единицы. Преобладают размеры от 15 до 60 см.

Манера изображения в целом натуралистическая с заметной схематизацией и условностью в передаче образов. Некоторые наделены сверхъестественными, вымышленными чертами и деталями. Имеется немало загадочных рисунков.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Петроглифы наглядно свидетельствуют о способности первобытного человека обобщать, фиксировать и хранить необходимую информацию, выделять в окружающем мире наиболее существенные сферы, качества, свойства, персонифицировать и олицетворять их, переводить в символы и строить из них мир символов; на основе земных создавать неземные образы. Выбитые изображения давали возможность непосредственного личностного контакта и общения с этими неземными, сверхъестественными образами и силами.

В качестве объектов культа выступают либо человекоподобные образы, либо звери и птицы, наделенные какими-то необычными свойствами. Создав представления об окружающем мире, его главных силах, связях и отношениях, люди обретали чувство опоры и устойчивости, стабильности окружающего мира и собственной жизни.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

645

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке