Евгений Петросян с детства мечтал стать артистом, ходил в оперу, в драмтеатр, в цирк, на концерты. Очень много читал: у отца была прекрасная библиотека. С двенадцати лет он начинает активно участвовать в самодеятельности. Его первое публичное выступление на сцене бакинского клуба имени Шаумяна со злободневным фельетоном В. Медведева «Человека забыли», незабываемое ощущение смеющегося зала решили его дальнейшую судьбу. Позже, в самодеятельной труппе под руководством известной комедийной актрисы Маргариты Шамкорян, он играл Афанасия Ивановича в «Сорочинской ярмарке» и Яшку-артиллериста в «Свадьбе в Малиновке». Выступая в домах культуры вместе с профессиональными артистами, читал басни, фельетоны, исполнял репризы, конферировал в концертах большого эстрадного оркестра. Его комическое дарование получило развитие в спектаклях «Осенние листья» (роль Уста-Мурада) и «Доброго пути, Долорес» (роль инспектора полиции) Народного театра под руководством Валентина Валентинова, куда Евгений Петросян поступил незадолго до окончания школы. Летом 1961 года, сдав последний выпускной экзамен в школе, уже на следующий день он мчался в поезде Баку-Москва. Аттестат зрелости ему прислали уже в Москву — ждать его официального получения Евгений не мог: экзамены в театральный институт начинались раньше, чем в другие вузы… Он блестяще выдержал экзамены во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ) Леонида Семеновича Маслюкова. Здесь его учителями стали знаменитая Рина Васильевна Зеленая и один из первых конферансье советской эстрады Алексей Григорьевич Алексеев.
Дебют Евгения Петросяна на профессиональной сцене состоялся в 1962 году, когда он в качестве конферансье вел выпускную программу ВТМЭИ «В жизни раз бывает 18 лет», открывавшую собой второй сезон нового Московского театра эстрады на Берсеневской набережной. Эта программа шла в театре около двух месяцев. Однако, по словам Евгения Вагановича, сцена, на которую он вышел впервые в качестве профессионала, стала ему родной, и потом, где бы он ни выступал, все равно тянуло в театр эстрады…
Главные его усилия в то время были направлены на поиски репертуара и на умение работать с ним. Он знакомился с писателями-сатириками, учился у зрителя. Практика начинающего артиста — гастроли по стране — и выступления в Москве с программой «В жизни раз бывает 18 лет» давали возможность познавать азы законов жанра, позволяла селекционировать номера таким образом, чтобы в репертуаре оставались только удачные вещи. В 1964 году, к окончанию программы, завершавшейся месячной поездкой в Болгарию, у актера сложился солидный репертуар.
Программа «В жизни раз бывает 18 лет» закончилась. Евгений Петросян ушел из коллектива — начал готовить индивидуальные номера: публицистический фельетон М. Грина «Береги честь смолоду» в программе Л. Маслюкова «Эстрадный автомат», монолог «Опасный возраст» в программе «Вы их не знаете» Л. Мирова и Ф. Липскерова. Его интермедия «Вступительное» А. Олицкого, построенная на остроумной словесной путанице, на многие годы запомнилась зрителям.
В 1964 году Леонид Осипович Утесов пригласил Петросяна в свой оркестр (Государственный эстрадный оркестр РСФСР) в качестве конферансье. За несколько дней были подготовлены две большие интермедии с Утесовым («Перелистывая страницы», «Где родился джаз»), сольные номера о джазе («По правильному пути» и др.), об Утесове, о Ленинграде, в которых удачно совмещались особенности концертов, актуальность социальных тем и яркая индивидуальность артиста. Работая в оркестре Утесова, Петросян продолжал выступать на эстраде: к концу 1965 года в его репертуаре было уже около ста номеров. В числе наиболее популярных оказался монолог И. Виноградского и В. Стронгина «Простой парень». По словам Евгения Вагановича, если выступление в молодежной программе можно было считать практикой, то работа в оркестре Утесова стала для него учебой в академии: «Пять лет я был рядом с этим мудрым философом, величайшим знатоком остроумных курьезов и изречений, поэтом, музыкантом, основоположником советского джаза, рассказчиком и, наконец, просто человеком, прожившим большую интересную жизнь…».
В декабре 1966 года Леонид Осипович покинул оркестр, популярность которого мгновенно упала. Евгений Петросян продолжал работать в оркестре еще два с половиной года.
В дальнейшем более двадцати лет его творческая деятельность была связана с Москонцертом (до 1974 года — один из ведущих конферансье, затем — исполнитель монологов).
1967-1968 годы — годы «закручивания гаек», когда жанр сатиры и юмора считали злопыхательством, кощунством по отношению к действительности, а в комическом признавалась только малая его область — сектор дружеской шутки и так называемого «позитивного юмора». Беспощадно можно было бичевать спекулянтов, многоженцев, управдомов, вахтеров, швейцаров… Петросяну хотелось найти такие художественные формы, чтобы хоть как-то, пусть вторым планом, протянуть сатирическую интонацию. В своих номерах он то изображал собак, которые на выставке беседовали друг с другом о своих хозяевах («Друзья человека» Н. Станиловского), то прятался в тонкий абстрактный юмор А. Арканова в рассказе-монологе «Законодатель моды». Актеру удалось выпустить игровой фельетон И. Виноградского «Отцы и дети» о взаимоотношениях людей разных поколений. Молодому Петросяну режиссировали и были его наставниками Л.Б. Миров, М.В. Миронова, его творческие портреты рисовали в статьях И.В. Ильинский и Л.О. Утесов.
В 1970 году Петросян стал лауреатом конкурса артистов эстрады. Вскоре у него появились постоянные авторы (Г. Минников, М. Задорнов, Л. Натапов, А.Хайт, Л. Измайлов), участились его выступления на телевидении, артист начал выступать в правительственных концертах и вести уже солидные программы, теперь практически только на центральных площадках. Он все больше вплетал в конферанс тексты, которые не имели отношения к этому жанру: моносценки, монологи в образах…
С годами Евгений Петросян все чаще думал о синтезе театра и эстрады. Начал сниматься в телетеатре миниатюр «Наполовину всерьез», где его партнерами были Л. Гурченко, С. Фарада, Г. Абрикосов (1973-1974), в телепрограмме «Артлото». Вместе с конферансье Львом Шимеловым и Альбертом Писаренковым он выпускает совместную программу «Трое вышли на сцену». Вскоре стало ясно, что это не просто концерт: из этого зрелища можно и нужно было делать эстрадный спектакль. Премьера состоялась в 1975 году в ЦДРИ. А за год до этого в репертуаре артиста появился монолог А. Хайта «Эх, наука», с успехом проживший на сцене более десяти лет. Именно с этого монолога начался отсчет нового поколения номеров Петросяна — переход от конферанса к номеру и от него — к сольной программе.
Первая такая программа — спектакль «Монологи» (1975, режиссер А. Левенбук, авторы: Г. Минников, Л. Измайлов, А. Хайт) — положила начало будущему Театру эстрадных миниатюр Е. Петросяна. В 1979 году появилась небольшая труппа (Е. Степаненко, Е. Грушин, В. Войнаровский), состав ее с годами менялся (среди постоянных участников — заслуженная артистка РФ Е. Степаненко). Расширяя жанровую палитру театра миниатюр, Евгений Ваганович вводил в спектакли сценки, куплеты, песенки, интермедии, пародии, синхробуффонаду, музыкальную мозаику — спектакль «Доброе слово и кошке приятно» (1980, авторы А. Хайт и А. Левенбук). В 1985 году Евгений Петросян окончил ГИТИС, отделение режиссеров эстрады.
Евгений Ваганович — артист неутомимый, коллеги по театру называют его «трудоголиком». Им подготовлено и выпущено семь пластинок-гигантов миллионными тиражами, десятки сольных программ и телепередач.
На протяжении многих лет и по сей день в Московском театре эстрады с большим успехом проходят программы и спектакли Петросяна, в большинстве из которых он участвует не только как главный артист, но и как режиссер-постановщик. Среди них: «Как поживаете?» (1986, авторы М. Задорнов, А. Хайт и А. Левин, режиссеры М. Задорнов и А. Бармак), «Инвентаризация» (1989, авторы М. Задорнов, С. Кондратьев и др.), «Дураки мы все…» (1991, авторы А. Хайт, Г. Териков, В. Коклюшкин и другие, режиссеры Е. Петросян и А. Вишневецкий), «Страна Лимония, деревня Петросяния» (1995, авторы М. Задорнов, С. Кондратьев, Л. Французов, режиссеры Е. Петросян и С. Кондратьев), «Когда финансы поют романсы» (1997, авторы М. Задорнов, Л. Французов, Л. Измайлов, Г. Териков, Н. Коростелева и др., режиссер Е. Петросян), «Семейные радости» (1999, авторы, Н. Коростелева, Л. Натапов, А. Цапик, Л. Французов, Г. Териков, Г. Бугаев и др., режиссер Е. Петросян).
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Умение привлекать авторов, терпеливо и требовательно работать с ними постоянно обогащает искусство Евгения Петросяна свежими идеями, современными характерами, которые в интерпретации актера приобретают гротесковую, комическую, драматическую, в иных случаях — трагикомическую окраску. Гражданская позиция актера, его яркая индивидуальность «скрепляют» разные по стилю и жанру произведения, придают целостность («сюжетность») спектаклям, составленным из разных миниатюр. Сквозная мысль проходит преимущественно через монологи, которые все же остаются главным жанром Евгения Вагановича. Лучшие из них он исполняет в «сборных» концертах, на телевидении. Среди них «Резидент» (1985), «Постепеннее надо …» (1987), «Не плачь, Федя…» (1988) и «Не понимаю…» (1982-1999) М. Задорнова; «Спокойной ночи, взрослые» (1980) и «Энтузиазизм или Аля-улю» (1986) А. Хайта; «Либо-либо» (1989) И. Виноградского; «Японский городовой» Г. Терикова (1991); «О рекламе» Л. Французова (1993-1999); «А музыка звучит» А. Дудоладова (1997); «Человек за бортом» (1997) и «Воскресный папа» (1999) Н. Коростелевой; «Необыкновенные ощущения» А. Новиченко; «Шпингалеты» С. Кондратьева (1997); «Телешизофрения» и «Родные мои» (2001) Н. Коростелевой; «Бобры» А. Цапика (1999), «Обезьяна» Г. Бугаева (2001), «Нервы» Л. Натапова (1999).
В 1991 году Е.В. Петросян удостоен почетного звания «Народный артист России».
Круг творческих интересов Евгения Петросяна необычайно широк. Кроме активной работы на сцене и театральной режиссуры, он известен как автор книг по теории и практике эстрадного искусства и как автор и ведущий целого ряда телевизионных передач.
Книга Е. Петросяна «Хочу в артисты» (М., 1994), в которой обобщены результаты многолетнего труда артиста на эстраде, а также целый ряд его статей и монографий о комическом вообще и остроумии в частности — это его личный взгляд на тысячелетний опыт человечества по созданию смешного, пониманию его и умению анализировать его структуру. Эти работы стали учебным пособием при подготовке молодых специалистов в области юмористики — писателей, артистов, режиссеров жанра.
Признанным бестселлером 1994 года стала книга «Петросян в стране анекдотов» (М., 1994-1998, пять переизданий), где автор пытается осмыслить наиболее популярный вид фольклора. Популярны у читателя вышедшие следом книги «От смешного до великого» (М., 1995), «Петросмешки» (М., 1999), «Над чем смеется Петросян» (Антология репертуара) (М., 2000), «Записные «Хиханьки-хаханьки» (М., 2001).
При своем театре он создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории эстрады XIX-XX веков: журналы, афиши, фотографии и многое другое.
Свойство, делающее творчество Петросяна ярким явлением в искусстве юмористической эстрады, — новаторство. В спектакле «Дураки мы все» (1991) Петросян читал вступительный фельетон, который длился 50 минут (беспрецедентный случай для эстрадного фельетона), зрители смеялись и плакали, сопереживая мыслям артиста. В своих спектаклях Петросян непредсказуем: неожиданно появляется театр предмета — монолог Груши, Телефона, Пугала огородного. Или вдруг он поет молодежный рэп, или блистательно танцует канкан. В программе «Инвентаризация-89» во время исполнения фельетона «Не могу понять» (С. Кондратьев), когда Петросян говорил о погибших в Афганистане, зрители на каждом концерте сами вставали в траурной минуте — бесценное единение артиста и зала. Артист мгновенно откликается на все события жизни: уже на третий день после открытия первого Съезда народных депутатов Петросян выпустил фельетон о работе съезда, подмечая даже то, чего не заметила пресса. Лирическая и драматическая нота всегда присутствовала в его спектаклях и это делало его юмор еще более художественным и значимым (монолог «Не плачь, Федя» о непростой жизни простого человека (М. Задорнов, 1988)). В моносцене «Японский городовой» (А.Хайт, Г. Териков, 1991) артист изображал старика, уезжающего навсегда в Америку к дочери, и залу казалось, будто старик рассказывает о своей судьбе каждому лично. Вершиной серии трагикомических номеров, без сомнения, стала монопьеса Н. Коростелевой «Родные мои» (2002), которую Петросян играет в новом спектакле «Страсти-мордасти». В ней слилась жизнь сразу нескольких поколений, в каждом слове сквозит доброта и любовь к своему народу, живущему очень нелегкой и непредсказуемой жизнью.
Остроумный номер «Бестолковый словарь» (Б.Брайнин, М.Задорнов и др. 1981-2000) на деле оказывался не бестолковым, а сгустком юмора умных и веселых изречений, что тоже являлось в свое время новаторством. Постоянно обновляясь, этот номер прочно «осел» в памяти зрителя, с восторгом принимающего новые варианты, так же, как многосерийный фельетон «Не понимаю» (1974-2000), имеющий около двадцати серий за многие годы. К этому же можно добавить и серию удивительно смешных, острых фельетонов «О рекламе» (1993-2002). Можно перечислять еще много работ, каждая из которых является событием в жанре эстрадной юмористики. Искусство Петросяна помогает нашему народу улыбаться, поверить в то, что мир все равно станет лучше — в этом предназначение артиста.
Евгений Петросян — создатель и участник множества телепередач. Он был одним из первых ведущих новогоднего «Голубого огонька», «Утренней почты», «Артлото», программы «Аншлаг, Аншлаг…», в разные годы создал сольные передачи «С различных точек зрения» (1985), «Приглашение на вечер Петросяна» (1988), «Ангажемент Петросяна» (1990), «Операция Петросян» (1991), «Кто этот Петросян?» (2001)…
С января 1994 года по первому каналу российского телевидения (ныне — ОРТ) с успехом демонстрируется цикловая передача «Смехопанорама», в которой Евгений Ваганович является не только исполнителем, но и автором, и режиссером, и ведущим. Это, по сути, первая на отечественном телеэкране передача, которую можно определить как «занимательное эстрадоведение». С момента своего появления в эфире «Смехопанорама» сохраняет один из самых высоких рейтингов. У телевизионщиков есть даже термин «феномен Петросяна», отражающий его уникальную способность собирать у экрана многочисленных зрителей.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/