Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Петросянц (Петросян) Евгений Ваганович»

Родился 15 сентября 1945 года в Баку. Отец — Петросянц Ваган Миронович (1903-1962). Мать — Белла Григорьевна (1910-1967). Супруга — Степаненко Елена Григорьевна, заслуженная артистка РФ.

Евгений Петросян с детства мечтал стать артистом, ходил в оперу, в драмтеатр, в цирк, на концерты. Очень много читал: у отца была прекрасная библиотека. С двенадцати лет он начинает активно участвовать в самодеятельности. Его первое публичное выступление на сцене бакинского клуба имени Шаумяна со злободневным фельетоном В. Медведева «Человека забыли», незабываемое ощущение смеющегося зала решили его дальнейшую судьбу. Позже, в самодеятельной труппе под руководством известной комедийной актрисы Маргариты Шамкорян, он играл Афанасия Ивановича в «Сорочинской ярмарке» и Яшку-артиллериста в «Свадьбе в Малиновке». Выступая в домах культуры вместе с профессиональными артистами, читал басни, фельетоны, исполнял репризы, конферировал в концертах большого эстрадного оркестра. Его комическое дарование получило развитие в спектаклях «Осенние листья» (роль Уста-Мурада) и «Доброго пути, Долорес» (роль инспектора полиции) Народного театра под руководством Валентина Валентинова, куда Евгений Петросян поступил незадолго до окончания школы. Летом 1961 года, сдав последний выпускной экзамен в школе, уже на следующий день он мчался в поезде Баку-Москва. Аттестат зрелости ему прислали уже в Москву — ждать его официального получения Евгений не мог: экзамены в театральный институт начинались раньше, чем в другие вузы… Он блестяще выдержал экзамены во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ) Леонида Семеновича Маслюкова. Здесь его учителями стали знаменитая Рина Васильевна Зеленая и один из первых конферансье советской эстрады Алексей Григорьевич Алексеев.

Дебют Евгения Петросяна на профессиональной сцене состоялся в 1962 году, когда он в качестве конферансье вел выпускную программу ВТМЭИ «В жизни раз бывает 18 лет», открывавшую собой второй сезон нового Московского театра эстрады на Берсеневской набережной. Эта программа шла в театре около двух месяцев. Однако, по словам Евгения Вагановича, сцена, на которую он вышел впервые в качестве профессионала, стала ему родной, и потом, где бы он ни выступал, все равно тянуло в театр эстрады…

Главные его усилия в то время были направлены на поиски репертуара и на умение работать с ним. Он знакомился с писателями-сатириками, учился у зрителя. Практика начинающего артиста — гастроли по стране — и выступления в Москве с программой «В жизни раз бывает 18 лет» давали возможность познавать азы законов жанра, позволяла селекционировать номера таким образом, чтобы в репертуаре оставались только удачные вещи. В 1964 году, к окончанию программы, завершавшейся месячной поездкой в Болгарию, у актера сложился солидный репертуар.

Программа «В жизни раз бывает 18 лет» закончилась. Евгений Петросян ушел из коллектива — начал готовить индивидуальные номера: публицистический фельетон М. Грина «Береги честь смолоду» в программе Л. Маслюкова «Эстрадный автомат», монолог «Опасный возраст» в программе «Вы их не знаете» Л. Мирова и Ф. Липскерова. Его интермедия «Вступительное» А. Олицкого, построенная на остроумной словесной путанице, на многие годы запомнилась зрителям.

В 1964 году Леонид Осипович Утесов пригласил Петросяна в свой оркестр (Государственный эстрадный оркестр РСФСР) в качестве конферансье. За несколько дней были подготовлены две большие интермедии с Утесовым («Перелистывая страницы», «Где родился джаз»), сольные номера о джазе («По правильному пути» и др.), об Утесове, о Ленинграде, в которых удачно совмещались особенности концертов, актуальность социальных тем и яркая индивидуальность артиста. Работая в оркестре Утесова, Петросян продолжал выступать на эстраде: к концу 1965 года в его репертуаре было уже около ста номеров. В числе наиболее популярных оказался монолог И. Виноградского и В. Стронгина «Простой парень». По словам Евгения Вагановича, если выступление в молодежной программе можно было считать практикой, то работа в оркестре Утесова стала для него учебой в академии: «Пять лет я был рядом с этим мудрым философом, величайшим знатоком остроумных курьезов и изречений, поэтом, музыкантом, основоположником советского джаза, рассказчиком и, наконец, просто человеком, прожившим большую интересную жизнь…».

В декабре 1966 года Леонид Осипович покинул оркестр, популярность которого мгновенно упала. Евгений Петросян продолжал работать в оркестре еще два с половиной года.

В дальнейшем более двадцати лет его творческая деятельность была связана с Москонцертом (до 1974 года — один из ведущих конферансье, затем — исполнитель монологов).

1967-1968 годы — годы «закручивания гаек», когда жанр сатиры и юмора считали злопыхательством, кощунством по отношению к действительности, а в комическом признавалась только малая его область — сектор дружеской шутки и так называемого «позитивного юмора». Беспощадно можно было бичевать спекулянтов, многоженцев, управдомов, вахтеров, швейцаров… Петросяну хотелось найти такие художественные формы, чтобы хоть как-то, пусть вторым планом, протянуть сатирическую интонацию. В своих номерах он то изображал собак, которые на выставке беседовали друг с другом о своих хозяевах («Друзья человека» Н. Станиловского), то прятался в тонкий абстрактный юмор А. Арканова в рассказе-монологе «Законодатель моды». Актеру удалось выпустить игровой фельетон И. Виноградского «Отцы и дети» о взаимоотношениях людей разных поколений. Молодому Петросяну режиссировали и были его наставниками Л.Б. Миров, М.В. Миронова, его творческие портреты рисовали в статьях И.В. Ильинский и Л.О. Утесов.

В 1970 году Петросян стал лауреатом конкурса артистов эстрады. Вскоре у него появились постоянные авторы (Г. Минников, М. Задорнов, Л. Натапов, А.Хайт, Л. Измайлов), участились его выступления на телевидении, артист начал выступать в правительственных концертах и вести уже солидные программы, теперь практически только на центральных площадках. Он все больше вплетал в конферанс тексты, которые не имели отношения к этому жанру: моносценки, монологи в образах…

С годами Евгений Петросян все чаще думал о синтезе театра и эстрады. Начал сниматься в телетеатре миниатюр «Наполовину всерьез», где его партнерами были Л. Гурченко, С. Фарада, Г. Абрикосов (1973-1974), в телепрограмме «Артлото». Вместе с конферансье Львом Шимеловым и Альбертом Писаренковым он выпускает совместную программу «Трое вышли на сцену». Вскоре стало ясно, что это не просто концерт: из этого зрелища можно и нужно было делать эстрадный спектакль. Премьера состоялась в 1975 году в ЦДРИ. А за год до этого в репертуаре артиста появился монолог А. Хайта «Эх, наука», с успехом проживший на сцене более десяти лет. Именно с этого монолога начался отсчет нового поколения номеров Петросяна — переход от конферанса к номеру и от него — к сольной программе.

Первая такая программа — спектакль «Монологи» (1975, режиссер А. Левенбук, авторы: Г. Минников, Л. Измайлов, А. Хайт) — положила начало будущему Театру эстрадных миниатюр Е. Петросяна. В 1979 году появилась небольшая труппа (Е. Степаненко, Е. Грушин, В. Войнаровский), состав ее с годами менялся (среди постоянных участников — заслуженная артистка РФ Е. Степаненко). Расширяя жанровую палитру театра миниатюр, Евгений Ваганович вводил в спектакли сценки, куплеты, песенки, интермедии, пародии, синхробуффонаду, музыкальную мозаику — спектакль «Доброе слово и кошке приятно» (1980, авторы А. Хайт и А. Левенбук). В 1985 году Евгений Петросян окончил ГИТИС, отделение режиссеров эстрады.

Евгений Ваганович — артист неутомимый, коллеги по театру называют его «трудоголиком». Им подготовлено и выпущено семь пластинок-гигантов миллионными тиражами, десятки сольных программ и телепередач.

На протяжении многих лет и по сей день в Московском театре эстрады с большим успехом проходят программы и спектакли Петросяна, в большинстве из которых он участвует не только как главный артист, но и как режиссер-постановщик. Среди них: «Как поживаете?» (1986, авторы М. Задорнов, А. Хайт и А. Левин, режиссеры М. Задорнов и А. Бармак), «Инвентаризация» (1989, авторы М. Задорнов, С. Кондратьев и др.), «Дураки мы все…» (1991, авторы А. Хайт, Г. Териков, В. Коклюшкин и другие, режиссеры Е. Петросян и А. Вишневецкий), «Страна Лимония, деревня Петросяния» (1995, авторы М. Задорнов, С. Кондратьев, Л. Французов, режиссеры Е. Петросян и С. Кондратьев), «Когда финансы поют романсы» (1997, авторы М. Задорнов, Л. Французов, Л. Измайлов, Г. Териков, Н. Коростелева и др., режиссер Е. Петросян), «Семейные радости» (1999, авторы, Н. Коростелева, Л. Натапов, А. Цапик, Л. Французов, Г. Териков, Г. Бугаев и др., режиссер Е. Петросян).

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Умение привлекать авторов, терпеливо и требовательно работать с ними постоянно обогащает искусство Евгения Петросяна свежими идеями, современными характерами, которые в интерпретации актера приобретают гротесковую, комическую, драматическую, в иных случаях — трагикомическую окраску. Гражданская позиция актера, его яркая индивидуальность «скрепляют» разные по стилю и жанру произведения, придают целостность («сюжетность») спектаклям, составленным из разных миниатюр. Сквозная мысль проходит преимущественно через монологи, которые все же остаются главным жанром Евгения Вагановича. Лучшие из них он исполняет в «сборных» концертах, на телевидении. Среди них «Резидент» (1985), «Постепеннее надо …» (1987), «Не плачь, Федя…» (1988) и «Не понимаю…» (1982-1999) М. Задорнова; «Спокойной ночи, взрослые» (1980) и «Энтузиазизм или Аля-улю» (1986) А. Хайта; «Либо-либо» (1989) И. Виноградского; «Японский городовой» Г. Терикова (1991); «О рекламе» Л. Французова (1993-1999); «А музыка звучит» А. Дудоладова (1997); «Человек за бортом» (1997) и «Воскресный папа» (1999) Н. Коростелевой; «Необыкновенные ощущения» А. Новиченко; «Шпингалеты» С. Кондратьева (1997); «Телешизофрения» и «Родные мои» (2001) Н. Коростелевой; «Бобры» А. Цапика (1999), «Обезьяна» Г. Бугаева (2001), «Нервы» Л. Натапова (1999).

В 1991 году Е.В. Петросян удостоен почетного звания «Народный артист России».

Круг творческих интересов Евгения Петросяна необычайно широк. Кроме активной работы на сцене и театральной режиссуры, он известен как автор книг по теории и практике эстрадного искусства и как автор и ведущий целого ряда телевизионных передач.

Книга Е. Петросяна «Хочу в артисты» (М., 1994), в которой обобщены результаты многолетнего труда артиста на эстраде, а также целый ряд его статей и монографий о комическом вообще и остроумии в частности — это его личный взгляд на тысячелетний опыт человечества по созданию смешного, пониманию его и умению анализировать его структуру. Эти работы стали учебным пособием при подготовке молодых специалистов в области юмористики — писателей, артистов, режиссеров жанра.

Признанным бестселлером 1994 года стала книга «Петросян в стране анекдотов» (М., 1994-1998, пять переизданий), где автор пытается осмыслить наиболее популярный вид фольклора. Популярны у читателя вышедшие следом книги «От смешного до великого» (М., 1995), «Петросмешки» (М., 1999), «Над чем смеется Петросян» (Антология репертуара) (М., 2000), «Записные «Хиханьки-хаханьки» (М., 2001).

При своем театре он создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории эстрады XIX-XX веков: журналы, афиши, фотографии и многое другое.

Свойство, делающее творчество Петросяна ярким явлением в искусстве юмористической эстрады, — новаторство. В спектакле «Дураки мы все» (1991) Петросян читал вступительный фельетон, который длился 50 минут (беспрецедентный случай для эстрадного фельетона), зрители смеялись и плакали, сопереживая мыслям артиста. В своих спектаклях Петросян непредсказуем: неожиданно появляется театр предмета — монолог Груши, Телефона, Пугала огородного. Или вдруг он поет молодежный рэп, или блистательно танцует канкан. В программе «Инвентаризация-89» во время исполнения фельетона «Не могу понять» (С. Кондратьев), когда Петросян говорил о погибших в Афганистане, зрители на каждом концерте сами вставали в траурной минуте — бесценное единение артиста и зала. Артист мгновенно откликается на все события жизни: уже на третий день после открытия первого Съезда народных депутатов Петросян выпустил фельетон о работе съезда, подмечая даже то, чего не заметила пресса. Лирическая и драматическая нота всегда присутствовала в его спектаклях и это делало его юмор еще более художественным и значимым (монолог «Не плачь, Федя» о непростой жизни простого человека (М. Задорнов, 1988)). В моносцене «Японский городовой» (А.Хайт, Г. Териков, 1991) артист изображал старика, уезжающего навсегда в Америку к дочери, и залу казалось, будто старик рассказывает о своей судьбе каждому лично. Вершиной серии трагикомических номеров, без сомнения, стала монопьеса Н. Коростелевой «Родные мои» (2002), которую Петросян играет в новом спектакле «Страсти-мордасти». В ней слилась жизнь сразу нескольких поколений, в каждом слове сквозит доброта и любовь к своему народу, живущему очень нелегкой и непредсказуемой жизнью.

Остроумный номер «Бестолковый словарь» (Б.Брайнин, М.Задорнов и др. 1981-2000) на деле оказывался не бестолковым, а сгустком юмора умных и веселых изречений, что тоже являлось в свое время новаторством. Постоянно обновляясь, этот номер прочно «осел» в памяти зрителя, с восторгом принимающего новые варианты, так же, как многосерийный фельетон «Не понимаю» (1974-2000), имеющий около двадцати серий за многие годы. К этому же можно добавить и серию удивительно смешных, острых фельетонов «О рекламе» (1993-2002). Можно перечислять еще много работ, каждая из которых является событием в жанре эстрадной юмористики. Искусство Петросяна помогает нашему народу улыбаться, поверить в то, что мир все равно станет лучше — в этом предназначение артиста.

Евгений Петросян — создатель и участник множества телепередач. Он был одним из первых ведущих новогоднего «Голубого огонька», «Утренней почты», «Артлото», программы «Аншлаг, Аншлаг…», в разные годы создал сольные передачи «С различных точек зрения» (1985), «Приглашение на вечер Петросяна» (1988), «Ангажемент Петросяна» (1990), «Операция Петросян» (1991), «Кто этот Петросян?» (2001)…

С января 1994 года по первому каналу российского телевидения (ныне — ОРТ) с успехом демонстрируется цикловая передача «Смехопанорама», в которой Евгений Ваганович является не только исполнителем, но и автором, и режиссером, и ведущим. Это, по сути, первая на отечественном телеэкране передача, которую можно определить как «занимательное эстрадоведение». С момента своего появления в эфире «Смехопанорама» сохраняет один из самых высоких рейтингов. У телевизионщиков есть даже термин «феномен Петросяна», отражающий его уникальную способность собирать у экрана многочисленных зрителей.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

396

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке