О годах учения будущего художника сохранились весьма скупые сведения: семейное предание гласит, что он начинал как подмастерье у прославленного в те годы антверпенского живописца; в 1551 был принят в члены Антверпенской гильдии св. Луки, где получил звание мастера (в это время ему было около 20 лет). 1552 году молодой живописец отправился в Италию, посещение которой считалось непременным условием достижения художественного совершенства. В Италии Брейгель прожил около года, но остался равнодушным к изучению древних памятников и почти не водил знакомства с итальянскими художниками. После путешествия в Италию работал в Антверпене, затем в Брюсселе. В Брюсселе он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей.
Мало найдется в истории искусства личностей столь загадочных и неоднозначных. В течение всей своей жизни Брейгель оставался «немым». Он не писал статей и трактатов, не оставил переписки. Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей, ни друзей. Полагают, что он иногда изображал самого себя среди собственных персонажей — однако никаких подтверждений тому нет. Его портреты, выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой.
Брейгель был разносторонне просвещенным человеком, дружеские узы связывали его с нидерландскими учеными-гуманистами. Высокая образованность мастера сочеталась с независимостью ума, щедрым юмором, прекрасным знанием людей и жизненных обстоятельств — чему служат живым свидетельством его картины.
Брейгель с помощью живописи, наполненной глубоким философским смыслом, пропагандировал идеалы добра и справедливости. Его картины полны раздумий о судьбах родины и народа, страдавшего под гнетом испанской монархии.
Падение Икара
В бесконечном, всеобъемлющем мире теряется, поглощается человек «Сеятель» (1557), «Падение Икара» (между 1555 и 1558 гг.)
Вавилонская башня
1563 г
По темпу роста Антверпену не было равных в Европе, он стал новым финансовым и экономическим центром западного мира. В этом городе-«базаре» с крупнейшим морским портом жило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. Людей не объединяла ни вера, ни единая церковь. Католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили по соседству. Так образовалось «поликультурное общество», где особенно остро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве.
Современники находили параллели этой непривычной ситуации в библейском сказании о Вавилонской башне.
Охотники на снегу
В 1565 году художник выполнил цикл пейзажей, состоящий из четырех картин (впрочем, распространено другое мнение, – что их было шесть или двенадцать), посвященных временам года.
Л.Д. Любимов пишет об этом цикле:
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
«Смысл человеческого существования – в слиянии с природой, в труде, благодаря которому человек уже не просто затерян в мироздании, а занимает в нем главное, подобающее ему место.
«Хмурый день» (весна), «Жатва» (лето), «Возвращение стад» (осень), «Охотники на снегу» (зима) – это поистине величественная панорама природы, как бы апофеоз пейзажной живописи.
Умер Брейгель в сентябре 1569 года в Брюсселе. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), также стали известными художниками.