Первый интерес детей проявился с появлением первого набора в храме. И пусть он был непритязателен (мобильная звонница, поставленная на ярусе звона, в наборе которой была рында, два стареньких полутора пудовых колокола и пять лёгких вновь отлитых колоколов). Тем не менее, это позволяло производить уставные звоны и, в некоторой степени, можно было пытаться вызванивать русские традиционные звоны, адаптируя их к данному набору. Это обращало на себя внимание и взрослых, и детей. Они собирались перед и после службы, слушали звоны, и однажды в какой-то момент моего появления на колокольне дети проявили своё уважение к звонарю, нарисовав на песке большими буквами «Дядя Паша – привет!». С этого каким-то образом и начался непосредственный интерес к обучению: где-то родители, а где-то и сами дети подходили и пытались выяснить, каким образом можно обучиться колокольному звону. Господь управил так, что в храме набор колоколов увеличился и высвободившиеся колокола со звонницы перекочевали в подвальное помещение на передвижную конструкцию.
Это решило несколько проблем: звоны вне службы – это и беспорядочный шум, и недовольство жителей. Но всех минусов непосредственно обучения было не избежать. При наборе из пяти колоколов и П-образной конструкции работа левой руки сильно отличается от работы на пульте. И дети понимали, что учатся они звонить так, а на колокольне всё происходит иначе. В этот момент, когда у некоторых перестаёт получаться, важно обратить внимание на то, чтобы они, достигнув определённого уровня, не остановились в своём совершенствовании.
И далее случилось так, что храмом был приобретён тренажёр колокольного звона производства Сибирского колокольного центра, в котором изначально достигнута полная имитация управления звоном настоящей колокольни и звука большого набора. Появилась возможность отработки фигур и структуры канонических звонов, достигнута реальная работа левой руки и правой ноги. Более того, регулировка/подгонка тренажёра позволила адаптировать инструмент для детей небольшого роста и универсализировать звон для старших детей, а также использовать ансамблевый звон. Ещё задолго до того, как тренажёр был приобретён, а только был заказан, появлялось много вопросов учащихся о том, как вообще дальше будет проходить обучение, как будем звонить и пр. То есть неподдельный интерес к тренажёру стал ещё одним фактором горения детских глаз и желания продолжать чему-либо ещё учиться. Продолжительность занятий заметно увеличилась, порой было трудно оторвать детей от занятий, за соблюдением очерёдности звонящих дети сами строго следили.
В какой-то момент обучения появилась мысль вывести детей на иной уровень обучения звону. Этому могли помочь фестивали (и взрослые, и детские) – как способ обмена опытом и его накопления, как некий объединяющий звонарей момент и как фактор «околоколокольности» — всего того, что окружает звонаря в Православной культуре. Можно было ознакомиться с особенностями звона в локальных традициях и расширить кругозор наблюдениями за продвинутыми звонарями. Большое значение в посещении фестивалей имеют и народные темы, ремёсла, красота храмов, многонациональные ярмарки, музеи, информация о местных почитаемых святых, особенности известных колоколов и колоколен.
Важный момент в общении с детьми – это постоянный вброс информации, с глазу на глаз или по электронной почте, необходимо находить какую-либо тему или факт из той же поездки и обсуждать с ними. И после того, как они сами куда-нибудь съездят, родители увидят, насколько взахлёб дети могут делиться с ними впечатлениями и задавать интересующие их вопросы.
Итог. Звонарское обучение, события и околоколокольные мероприятия закладывают основу катехизаторской работы по глобальному вовлечению ребёнка в Православную веру. И это возможно только при непосредственной поддержке и заинтересованности родителей ребёнка.