Хронологические рамки (возрастные границы). От 1 года до 3 лет. Поведение ребенка раннего возраста импульсивно, желания его неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать, соблюдать правила и удерживать поставленную цель. B.C. Мухина приводит такой пример: детям двух-трёх лет дали после завтрака по конфетке и попросили, когда придет мама, дать ей попробовать, а пока не есть. Больше половины детей съели кон­фету, а остальные по многу раз ее доставали, разворачивали, обли­зывали и т.д.

Ребенок учится сдерживать возникающие желания под влияни­ем настойчивых указаний взрослого, под влиянием его наказаний или поощрений. Все желания ребенка обладают одинаковой силой: в раннем возрасте отсутствует соподчинение мотивов.

В данный возрастной период, согласно теории Э. Эриксона, фор­мируются волевые качества, закладывается самостоятельность, не­зависимость, поэтому ребенка нужно учить самому принимать ре­шения и нести ответственность за их выполнение. Это прежде все­го касается еды, туалета, одевания и пр. Ребенок может сам решить, положить ему еще каши или не надо; будет он рисовать или играть в кубики и т.д. Однако в раннем возрасте дети, как правило, чаще ошибаются, чем принимают правильные решения, и неспособны по­стоянно контролировать свои поступки, поэтому, когда у детей на­чинает развиваться стремление к самостоятельности, они остро нуж­даются в поддержке и огромном терпении со стороны взрослых, особенно в конфликтных ситуациях. Внешний контроль со стороны взрослых необходим, но он должен быть поощряющим, излишняя строгость, наказания за ошибки, так же как и гиперопека, могут привести к формированию чувства стыда за свои поступки и поведение, сомнения в собственных силах и способностях. Поло­жительное самоощущение развивается у ребенка в том случае, если взрослые, с одной стороны, поощряют его самостоятельность, а с другой — устанавливают согласованные, четкие, разумные ограни­чения, с любовью относясь к маленькому «изобретателю» и «экспе­риментатору» (К. Флэйк-Хобсон и др.).

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенок эмоци­онально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.

У детей раннего возраста достаточно широкий диапазон стра­хов. Они могут бояться труб в туалете («вода их унесет с собой»), масок, куклу без руки, бородатого мужчину, пылесоса (который их может «схватить»), темноты, спать в одиночестве и т.д. Со време­нем большинство страхов сами исчезнут. Необходимо помнить, что чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев, равно как и чрез­мерная родительская опека, лишь усиливают страхи. Нужно посте­пенное приучение, терпеливое объяснение, а не упреки, назидания или наказания. Весьма эффективен в преодолении страха нагляд­ный пример «бесстрашия» взрослых. Иногда справиться со стра­хом или подготовиться к сложным ситуациям детям помогают чтение книг и игра в куклы с элементами драматизма, приключенческими сюжетами.

С восьми месяцев у детей развивается боязнь разлуки с родителями («тревожное предчувствие разлуки»), эта универсальная реакция, характерная для большинства детей: ее пик приходится на полтора-два года.

Близкие взрослые служат безопасной нишей: даже если мать неподалеку, ребенок периодически возвращается к ней, чтобы лиш­ний раз убедиться, что все в порядке, мама здесь, можно быть спо­койным. Однако кроме непосредственного эмоционального общения в раннем возрасте развивается и «деловое» общение — общение по поводу предмета. В ходе такого общения начинают развиваться мотивы сотрудничества.

Общение с другими детьми в раннем возрасте обычно только начинается и не является еще полноценным. Двух-трехлетние дети скорее играют «рядом», а не вместе, так называемая «параллельная игра»: ребенок играет один в непосредственной близости от других играющих детей (М. Партец). В процессе игры могут возникать ссоры из-за игрушек, проявляться вспышки гнева и агрессивности. Ребенок раннего возраста рассматривает игрушки как свою соб­ственность, общаясь с другими детьми, из-за свойственного ему эго­центризма всегда исходит из собственных желаний, совершенно не учитывая интересы другого ребенка, не понимая его и не сопережи­вая ему.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В раннем детстве происходит зарождение самосознания. Образ «Я» формируется на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе деятельности. Ребенок приобретает новые знания о самом себе в процессе контактов с окружающими людьми, сравнивая себя с другими, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других людей. Благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками постепенно накапливаются знания о своих возможностях. Представления ребенка о себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.

Примерно с полутора-двух лет ребенок начинает уверенно узнавать себя на фотографиях, в зеркале и готов к более целенаправленной социализации. Восприятие собственного зеркального отражения, узнавание себя является начальным этапом становления самосознания, его элементарной первичной формой. Ребенок смотрится в зеркало, пытается изменить или поправить свой внешний облик, что является началом перехода «пассивной» составляющей рефлексии – восприятия самого себя – в активную ее фазу, создание образа «Я», соотнесение его со сформированными ранее представлениями, переход к активным действиям «самосовершенствования», затрагивающим пока только внешность.

Практический пример

Американские психологи Льюис и Брукс-Ганн в результате экспериментов с зеркалом выявили следующее. До полутора лет дети не узнают себя в отражении зеркала. После же полутора-двух лет дети могут установить разницу между своим изображением и отображениями в зеркале других людей. Это свидетельствует о начале установления взаимосвязей между определенными особенностями внешности с образом «Я».

Каким образом это выяснили? Экспериментатор подводил детей к зеркалу, затем незаметно оставлял на носу пятнышко красной краски. Смотрев в зеркало, дети до двух лет никак не реагировали на свои испачканные носы. В возрасте около полутора-двух лет дети, увидев своё отражение, дотрагивались пальцами до носа, следовательно, они узнавали в отражении себя. К двухлетнему возрасту самосознание совершенствуется и подразумевает не только знание своей внешности, но и осознание своих действий.

Речь двухлетнего ребенка полна утверждений обладания, преж­де всего они устанавливают границы своих владений: «мой боти­нок, моя кукла, моя машинка», что свидетельствует о понимании себя как отдельного существа. Новый этап в развитии самосознания отмечается, когда ребенок начинает называть себя – сначала по имени, («Саша хочет гулять»),  а затем в третьем лице. осознаёт себя отдельным чело­веком: он начинает говорить и действовать со своей позиции. Примерно к трем годам появляется местоимение «Я». У ребенка возникают определенные представления о себе: он знает к какому полу он относится, какими физическими особенностями об­ладает, что он делает хорошо, а что — плохо, что он может, а что нет. Кроме того, у ребенка появляется эмоциональное отношение к себе: осознание не только своего «Я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой» (И.Ю. Кулагина). Возникновение сознания «я», «я хороший», «я сам» приводят к рас­паду прежней социальной ситуации, который проявляется в кризи­се трех лет.

К концу раннего детства у детей развивается первичная половая идентич­ность: они твердо знают, к какому полу принадлежат, безошибочно причисляют сверстников к тому или иному полу, основываясь на внешних характеристиках (волосы, одежда, физическая сила и др.). Психологически самосознание половой принадлежности начинает формироваться со второго и закрепляется к третьему году жизни ребенка. Осознание своей принадлежности к определенному полу формируется у детей уже к полутора годам. Однако формируемая половая идентичность на первых порах мо­жет быть неустойчивой, например мальчик может верить словам мамы, которая говорит, что он превратится в девочку, если будет плакать, или девочка, зная свой пол, думает, что в будущем она смо­жет стать «дядей, потому что хочет быть пожарным» (B.C. Каган).

Таким образом, на протяжении периода раннего детства интенсивно развиваются различные стороны самосознания.  Дети постепенно накапливают знания о себе как части социального мира, о своей половой принадлежности, о некоторых своих физических особенностях и возможностях. Формируется первичная самооценка, имеющая недифференцированный и ярко окрашенный эмоциональный характер. К концу раннего возраста существенно возрастает стремление к самоутверждению и самостоятельности («Я сам»).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

646

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке