B.C. Мухина приводит такой пример: детям двух-трёх лет дали после завтрака по конфетке и попросили, когда придет мама, дать ей попробовать, а пока не есть. Больше половины детей съели конфету, а остальные по многу раз ее доставали, разворачивали, облизывали и т.д.
Ребенок учится сдерживать возникающие желания под влиянием настойчивых указаний взрослого, под влиянием его наказаний или поощрений. Все желания ребенка обладают одинаковой силой: в раннем возрасте отсутствует соподчинение мотивов.
В данный возрастной период, согласно теории Э. Эриксона, формируются волевые качества, закладывается самостоятельность, независимость, поэтому ребенка нужно учить самому принимать решения и нести ответственность за их выполнение. Это прежде всего касается еды, туалета, одевания и пр. Ребенок может сам решить, положить ему еще каши или не надо; будет он рисовать или играть в кубики и т.д. Однако в раннем возрасте дети, как правило, чаще ошибаются, чем принимают правильные решения, и неспособны постоянно контролировать свои поступки, поэтому, когда у детей начинает развиваться стремление к самостоятельности, они остро нуждаются в поддержке и огромном терпении со стороны взрослых, особенно в конфликтных ситуациях. Внешний контроль со стороны взрослых необходим, но он должен быть поощряющим, излишняя строгость, наказания за ошибки, так же как и гиперопека, могут привести к формированию чувства стыда за свои поступки и поведение, сомнения в собственных силах и способностях. Положительное самоощущение развивается у ребенка в том случае, если взрослые, с одной стороны, поощряют его самостоятельность, а с другой — устанавливают согласованные, четкие, разумные ограничения, с любовью относясь к маленькому «изобретателю» и «экспериментатору» (К. Флэйк-Хобсон и др.).
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.
У детей раннего возраста достаточно широкий диапазон страхов. Они могут бояться труб в туалете («вода их унесет с собой»), масок, куклу без руки, бородатого мужчину, пылесоса (который их может «схватить»), темноты, спать в одиночестве и т.д. Со временем большинство страхов сами исчезнут. Необходимо помнить, что чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев, равно как и чрезмерная родительская опека, лишь усиливают страхи. Нужно постепенное приучение, терпеливое объяснение, а не упреки, назидания или наказания. Весьма эффективен в преодолении страха наглядный пример «бесстрашия» взрослых. Иногда справиться со страхом или подготовиться к сложным ситуациям детям помогают чтение книг и игра в куклы с элементами драматизма, приключенческими сюжетами.
С восьми месяцев у детей развивается боязнь разлуки с родителями («тревожное предчувствие разлуки»), эта универсальная реакция, характерная для большинства детей: ее пик приходится на полтора-два года.
Близкие взрослые служат безопасной нишей: даже если мать неподалеку, ребенок периодически возвращается к ней, чтобы лишний раз убедиться, что все в порядке, мама здесь, можно быть спокойным. Однако кроме непосредственного эмоционального общения в раннем возрасте развивается и «деловое» общение — общение по поводу предмета. В ходе такого общения начинают развиваться мотивы сотрудничества.
Общение с другими детьми в раннем возрасте обычно только начинается и не является еще полноценным. Двух-трехлетние дети скорее играют «рядом», а не вместе, так называемая «параллельная игра»: ребенок играет один в непосредственной близости от других играющих детей (М. Партец). В процессе игры могут возникать ссоры из-за игрушек, проявляться вспышки гнева и агрессивности. Ребенок раннего возраста рассматривает игрушки как свою собственность, общаясь с другими детьми, из-за свойственного ему эгоцентризма всегда исходит из собственных желаний, совершенно не учитывая интересы другого ребенка, не понимая его и не сопереживая ему.
В раннем детстве происходит зарождение самосознания. Образ «Я» формируется на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе деятельности. Ребенок приобретает новые знания о самом себе в процессе контактов с окружающими людьми, сравнивая себя с другими, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других людей. Благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками постепенно накапливаются знания о своих возможностях. Представления ребенка о себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.
Примерно с полутора-двух лет ребенок начинает уверенно узнавать себя на фотографиях, в зеркале и готов к более целенаправленной социализации. Восприятие собственного зеркального отражения, узнавание себя является начальным этапом становления самосознания, его элементарной первичной формой. Ребенок смотрится в зеркало, пытается изменить или поправить свой внешний облик, что является началом перехода «пассивной» составляющей рефлексии – восприятия самого себя – в активную ее фазу, создание образа «Я», соотнесение его со сформированными ранее представлениями, переход к активным действиям «самосовершенствования», затрагивающим пока только внешность.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Практический пример
Американские психологи Льюис и Брукс-Ганн в результате экспериментов с зеркалом выявили следующее. До полутора лет дети не узнают себя в отражении зеркала. После же полутора-двух лет дети могут установить разницу между своим изображением и отображениями в зеркале других людей. Это свидетельствует о начале установления взаимосвязей между определенными особенностями внешности с образом «Я».
Каким образом это выяснили? Экспериментатор подводил детей к зеркалу, затем незаметно оставлял на носу пятнышко красной краски. Смотрев в зеркало, дети до двух лет никак не реагировали на свои испачканные носы. В возрасте около полутора-двух лет дети, увидев своё отражение, дотрагивались пальцами до носа, следовательно, они узнавали в отражении себя. К двухлетнему возрасту самосознание совершенствуется и подразумевает не только знание своей внешности, но и осознание своих действий.
Речь двухлетнего ребенка полна утверждений обладания, прежде всего они устанавливают границы своих владений: «мой ботинок, моя кукла, моя машинка», что свидетельствует о понимании себя как отдельного существа. Новый этап в развитии самосознания отмечается, когда ребенок начинает называть себя – сначала по имени, («Саша хочет гулять»), а затем в третьем лице. осознаёт себя отдельным человеком: он начинает говорить и действовать со своей позиции. Примерно к трем годам появляется местоимение «Я». У ребенка возникают определенные представления о себе: он знает к какому полу он относится, какими физическими особенностями обладает, что он делает хорошо, а что — плохо, что он может, а что нет. Кроме того, у ребенка появляется эмоциональное отношение к себе: осознание не только своего «Я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой» (И.Ю. Кулагина). Возникновение сознания «я», «я хороший», «я сам» приводят к распаду прежней социальной ситуации, который проявляется в кризисе трех лет.
К концу раннего детства у детей развивается первичная половая идентичность: они твердо знают, к какому полу принадлежат, безошибочно причисляют сверстников к тому или иному полу, основываясь на внешних характеристиках (волосы, одежда, физическая сила и др.). Психологически самосознание половой принадлежности начинает формироваться со второго и закрепляется к третьему году жизни ребенка. Осознание своей принадлежности к определенному полу формируется у детей уже к полутора годам. Однако формируемая половая идентичность на первых порах может быть неустойчивой, например мальчик может верить словам мамы, которая говорит, что он превратится в девочку, если будет плакать, или девочка, зная свой пол, думает, что в будущем она сможет стать «дядей, потому что хочет быть пожарным» (B.C. Каган).
Таким образом, на протяжении периода раннего детства интенсивно развиваются различные стороны самосознания. Дети постепенно накапливают знания о себе как части социального мира, о своей половой принадлежности, о некоторых своих физических особенностях и возможностях. Формируется первичная самооценка, имеющая недифференцированный и ярко окрашенный эмоциональный характер. К концу раннего возраста существенно возрастает стремление к самоутверждению и самостоятельности («Я сам»).