Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Развитие пространственной ориентации у подростков с лёгкой умственной отсталостью средствами игры в баскетбол»

Дети, подростки и взрослые с нарушением интеллектуального развития имеют различные нарушения двигательной сферы и наиболее сильно это проявляется в отношении координационных способностей (Л.В.Шапкова, 2001).

Написание доклада за 4 часа

Широко известна незаменимая роль игры в развитии ребенка. Для подростков с легкой умственной отсталостью интересны, прежде всего, игры, близкие к спортивным. В частности, игра в баскетбол.

Для баскетбола характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Подобные действия зачастую крайне сложны для освоения лицами, имеющими нарушения интеллекта и во многом это связано с координационной трудностью техники игры в баскетбол.

В процессе игры в баскетбол, по сравнению с другими спортивными играми, наилучшим образом развиваются способности к ориентированию, к реакции, к кинестетическому дифференцированию (Ю.Ф.Курамшин, О.А.Двейрина, 2003).

Для детей с умственной отсталостью требуется больше времени для освоения каждого элемента техники игры, в связи с чем возрастает значимость подготовительных и подводящих упражнений.

На наш взгляд, необходимо оптимизировать процесс изучения техники баскетбола путем частичного включения подготовительных и подводящих упражнений в начале года, когда занимающиеся проходят курс общей физической подготовки и легкой атлетики.

Объект исследования: адаптивное физическое воспитание подростков с легкой умственной отсталостью.

Предмет исследования: развитие пространственной ориентации у подростков с легкой умственной отсталостью.

На основании данных, полученных при изучении научно-методической литературы, была выдвинута следующая ГИПОТЕЗА: предполагалось, что применение игровых заданий с элементами игры в баскетбол на занятиях адаптивным физическим воспитанием подростков с легкой умственной отсталостью, положительно повлияет на развитие их пространственной ориентации.

Цель исследования: изучить эффективность формирования пространственной ориентации у подростков с легкой умственной отсталостью средствами игры в баскетбол.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен педагогический эксперимент с начала октября по средину декабря 2007 года на базе Специальной (коррекционной) школы VIII вида №4 города Санкт-Петербурга.

Задачи исследования:

  1. Выявить исходный уровень сформированности пространственной ориентации у учеников контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце эксперимента.
  2. Проверить и оценить эффективность применения разработанного комплекса упражнений для формирования пространственной ориентации у подростков с легкой умственной отсталостью.
  3. Разработать практические рекомендации по применению разработанных упражнений с элементами баскетбола.

Для проведения исследования были выделены две группы по девять человек: контрольная и экспериментальная. Их составили ученики пятого класса в возрасте 11 – 12 лет. Уроки в экспериментальной группе проводились с применением разработанной методики в рамках школьного расписания 2 раза в неделю, уроки в контрольной группе проводились в другой коррекционной школе без включения в урок специальных упражнений, подводящих к баскетболу.

Методы исследования

  • Анализ научно-методической литературы по теме исследования
  • Анализ выписок из медицинских карт
  • Тестирование (контрольные испытания) (ПЕРЕЧИСЛИТЬ И УКАЗАТЬ АВТОРОВ)
  • Педагогический эксперимент
  • Математико-статистические методы.

1. Данные, полученные при анализе научно-методической литературы, представлены в первой главе работы.

2. Контрольные испытания.

В качестве контрольных испытаний применялись тесты для определения уровня сформированности пространственной ориентации:

  • «слаломный бег» 30 м.

((Для его выполнения вдоль прямой линии необходимо поставить 5 кеглей через одинаковое расстояние. Фиксируется время оббегания предметов с максимальной скоростью. Затем определяется разность между результатами гладкого и слаломного бега. Чем выше развитие ориентировочной способности, тем меньше данная разница (О.А.Барабаш, 2007))).

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

  • «челночный бег» на время (4 по 5 м);

((Испытания проводились с учащимися обеих групп в основной части урока после разминки. Повторные (контрольные) испытания проводились спустя 2,5 месяца в те же дни недели после той же разминки)).

3. Педагогический эксперимент.

В течение 2,5 месяцев проводился сравнительный (параллельный) констатирующий эксперимент.

Эксперимент являлся естественным, так как проводился в привычных для учащихся условиях: в спортивном зале школы. Эксперимент был закрытым, так как учащиеся не знали о цели применения разработанных методов и проводимых тестов.

Занятия проводились два раза в неделю в рамках школьного расписания. На каждом уроке экспериментальной группы применялась подобранные упражнения с элементами игры в баскетбол в подготовительной или заключительной его части, для того, чтобы не препятствовать изучению основного предмета – легкой атлетики.

В процессе занятий с учениками, из многообразия существующих упражнений с элементами баскетбола, были отобраны 10 наиболее оптимальных для решения поставленных нами задач. Данное количество упражнений занимающиеся за указанный промежуток времени способны освоить достаточно хорошо. Более сложные упражнения, требующие подробного объяснения и показа, приводят к дезорганизованности учеников на занятии и снижают их интерес к предлагаемым заданиям, так как внимание подростков с умственной отсталостью крайне неустойчиво и легко переключается.

4. Математико-статистические методы

Обработка экспериментальных данных осуществлялась при помощи статистического пакета SPSS. Рассчитывались числовые характеристики выборки: среднее арифметическое (x), ошибка среднего арифметического (Sx).

При сравнении тестовых показателей в каждой группе применялся критерий Вилкоксона для связанных выборок.

Оценка результатов исследования

Следует помнить о том, что каждый ребенок с умственной отсталостью имеет комплекс индивидуальных особенностей. Следовательно, показатели уровня сформированности пространственной ориентации могут широко варьироваться в рамках одной группы. В связи с этим, сравнивалась динамика исследуемых показателей в контрольной и экспериментальной группах.

У учащихся обеих школ выявлен недостаточно хороший уровень развития пространственной ориентации, о чем свидетельствуют показатели теста «слаломный бег». Разница во времени между бегом на 30 м с ориентирами и без достаточно высокая, составляет в среднем 8,7 с.

1. Анализ экспериментальных данных при помощи методов математической статистики позволяет утверждать, что улучшение показателя сформированности пространственной ориентации у подростков с легкой умственной отсталостью по тесту «слаломный бег» в экспериментальной группе после проведения эксперимента (на 3,7 с) статистически достоверно, p=0,05 (Приложение 2). Следовательно, применение разработанных упражнений действительно оказывает положительное влияние на развитие пространственной ориентации как одной из составляющих координационных способностей.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Улучшение же показателя у учащихся в контрольной группе после проведения эксперимента составило всего 0,9 с и статистически недостоверно, p=0,05.

2. Улучшение показателя по тесту «челночный бег» на 5,1 с у подростков с легкой умственной отсталостью в экспериментальной группе после проведения эксперимента статистически достоверно, p=0,01. Что также подтверждает правильность выбранного направления в развитии пространственной ориентации у занимающихся.

Улучшение показателя у учащихся в контрольной группе после проведения эксперимента составило 2,6 с и также статистически достоверно, p=0,05. Достоверное улучшение показателей теста «челночный бег» в обеих группах, несомненно, связано с их занятиями легкой атлетикой. Однако в экспериментальной группе уровень значимости составляет 0,01,а в контрольной – 0,05, что, по нашему мнению, дополнительно указывает на большую эффективность воздействия предложенных упражнений.

Указанные результаты позволяют нам судить о том, что выдвинутая в начале эксперимента гипотеза подтверждается на практике.

Изученные упражнения с элементами игры в баскетбол в цикле общей физической подготовки и легкой атлетики стимулировали интерес учащихся к дальнейшему изучению игры в баскетбол, занимающиеся проявляли заметную активность к командному взаимодействию, выполняли передачи в парах с перемещением шагом в отличие от учащихся другой школы, которые в то же время только начинали осваивать технику передач.

Выводы разрешите не зачитывать, поскольку они вытекают из содержания доклада и представлены в иллюстрационном материале.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

871

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке