Широко известна незаменимая роль игры в развитии ребенка. Для подростков с легкой умственной отсталостью интересны, прежде всего, игры, близкие к спортивным. В частности, игра в баскетбол.
Для баскетбола характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Подобные действия зачастую крайне сложны для освоения лицами, имеющими нарушения интеллекта и во многом это связано с координационной трудностью техники игры в баскетбол.
В процессе игры в баскетбол, по сравнению с другими спортивными играми, наилучшим образом развиваются способности к ориентированию, к реакции, к кинестетическому дифференцированию (Ю.Ф.Курамшин, О.А.Двейрина, 2003).
Для детей с умственной отсталостью требуется больше времени для освоения каждого элемента техники игры, в связи с чем возрастает значимость подготовительных и подводящих упражнений.
На наш взгляд, необходимо оптимизировать процесс изучения техники баскетбола путем частичного включения подготовительных и подводящих упражнений в начале года, когда занимающиеся проходят курс общей физической подготовки и легкой атлетики.
Объект исследования: адаптивное физическое воспитание подростков с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования: развитие пространственной ориентации у подростков с легкой умственной отсталостью.
На основании данных, полученных при изучении научно-методической литературы, была выдвинута следующая ГИПОТЕЗА: предполагалось, что применение игровых заданий с элементами игры в баскетбол на занятиях адаптивным физическим воспитанием подростков с легкой умственной отсталостью, положительно повлияет на развитие их пространственной ориентации.
Цель исследования: изучить эффективность формирования пространственной ориентации у подростков с легкой умственной отсталостью средствами игры в баскетбол.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен педагогический эксперимент с начала октября по средину декабря 2007 года на базе Специальной (коррекционной) школы VIII вида №4 города Санкт-Петербурга.
Задачи исследования:
- Выявить исходный уровень сформированности пространственной ориентации у учеников контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце эксперимента.
- Проверить и оценить эффективность применения разработанного комплекса упражнений для формирования пространственной ориентации у подростков с легкой умственной отсталостью.
- Разработать практические рекомендации по применению разработанных упражнений с элементами баскетбола.
Для проведения исследования были выделены две группы по девять человек: контрольная и экспериментальная. Их составили ученики пятого класса в возрасте 11 – 12 лет. Уроки в экспериментальной группе проводились с применением разработанной методики в рамках школьного расписания 2 раза в неделю, уроки в контрольной группе проводились в другой коррекционной школе без включения в урок специальных упражнений, подводящих к баскетболу.
Методы исследования
- Анализ научно-методической литературы по теме исследования
- Анализ выписок из медицинских карт
- Тестирование (контрольные испытания) (ПЕРЕЧИСЛИТЬ И УКАЗАТЬ АВТОРОВ)
- Педагогический эксперимент
- Математико-статистические методы.
1. Данные, полученные при анализе научно-методической литературы, представлены в первой главе работы.
2. Контрольные испытания.
В качестве контрольных испытаний применялись тесты для определения уровня сформированности пространственной ориентации:
- «слаломный бег» 30 м.
((Для его выполнения вдоль прямой линии необходимо поставить 5 кеглей через одинаковое расстояние. Фиксируется время оббегания предметов с максимальной скоростью. Затем определяется разность между результатами гладкого и слаломного бега. Чем выше развитие ориентировочной способности, тем меньше данная разница (О.А.Барабаш, 2007))).
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
- «челночный бег» на время (4 по 5 м);
((Испытания проводились с учащимися обеих групп в основной части урока после разминки. Повторные (контрольные) испытания проводились спустя 2,5 месяца в те же дни недели после той же разминки)).
3. Педагогический эксперимент.
В течение 2,5 месяцев проводился сравнительный (параллельный) констатирующий эксперимент.
Эксперимент являлся естественным, так как проводился в привычных для учащихся условиях: в спортивном зале школы. Эксперимент был закрытым, так как учащиеся не знали о цели применения разработанных методов и проводимых тестов.
Занятия проводились два раза в неделю в рамках школьного расписания. На каждом уроке экспериментальной группы применялась подобранные упражнения с элементами игры в баскетбол в подготовительной или заключительной его части, для того, чтобы не препятствовать изучению основного предмета – легкой атлетики.
В процессе занятий с учениками, из многообразия существующих упражнений с элементами баскетбола, были отобраны 10 наиболее оптимальных для решения поставленных нами задач. Данное количество упражнений занимающиеся за указанный промежуток времени способны освоить достаточно хорошо. Более сложные упражнения, требующие подробного объяснения и показа, приводят к дезорганизованности учеников на занятии и снижают их интерес к предлагаемым заданиям, так как внимание подростков с умственной отсталостью крайне неустойчиво и легко переключается.
4. Математико-статистические методы
Обработка экспериментальных данных осуществлялась при помощи статистического пакета SPSS. Рассчитывались числовые характеристики выборки: среднее арифметическое (x), ошибка среднего арифметического (Sx).
При сравнении тестовых показателей в каждой группе применялся критерий Вилкоксона для связанных выборок.
Оценка результатов исследования
Следует помнить о том, что каждый ребенок с умственной отсталостью имеет комплекс индивидуальных особенностей. Следовательно, показатели уровня сформированности пространственной ориентации могут широко варьироваться в рамках одной группы. В связи с этим, сравнивалась динамика исследуемых показателей в контрольной и экспериментальной группах.
У учащихся обеих школ выявлен недостаточно хороший уровень развития пространственной ориентации, о чем свидетельствуют показатели теста «слаломный бег». Разница во времени между бегом на 30 м с ориентирами и без достаточно высокая, составляет в среднем 8,7 с.
1. Анализ экспериментальных данных при помощи методов математической статистики позволяет утверждать, что улучшение показателя сформированности пространственной ориентации у подростков с легкой умственной отсталостью по тесту «слаломный бег» в экспериментальной группе после проведения эксперимента (на 3,7 с) статистически достоверно, p=0,05 (Приложение 2). Следовательно, применение разработанных упражнений действительно оказывает положительное влияние на развитие пространственной ориентации как одной из составляющих координационных способностей.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Улучшение же показателя у учащихся в контрольной группе после проведения эксперимента составило всего 0,9 с и статистически недостоверно, p=0,05.
2. Улучшение показателя по тесту «челночный бег» на 5,1 с у подростков с легкой умственной отсталостью в экспериментальной группе после проведения эксперимента статистически достоверно, p=0,01. Что также подтверждает правильность выбранного направления в развитии пространственной ориентации у занимающихся.
Улучшение показателя у учащихся в контрольной группе после проведения эксперимента составило 2,6 с и также статистически достоверно, p=0,05. Достоверное улучшение показателей теста «челночный бег» в обеих группах, несомненно, связано с их занятиями легкой атлетикой. Однако в экспериментальной группе уровень значимости составляет 0,01,а в контрольной – 0,05, что, по нашему мнению, дополнительно указывает на большую эффективность воздействия предложенных упражнений.
Указанные результаты позволяют нам судить о том, что выдвинутая в начале эксперимента гипотеза подтверждается на практике.
Изученные упражнения с элементами игры в баскетбол в цикле общей физической подготовки и легкой атлетики стимулировали интерес учащихся к дальнейшему изучению игры в баскетбол, занимающиеся проявляли заметную активность к командному взаимодействию, выполняли передачи в парах с перемещением шагом в отличие от учащихся другой школы, которые в то же время только начинали осваивать технику передач.
Выводы разрешите не зачитывать, поскольку они вытекают из содержания доклада и представлены в иллюстрационном материале.