Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Речевое развитие у детей дошкольного возраста»

Одной из самых впечатляющих особенностей человека является использование языка. Именно язык отвечает за прогресс человеческой цивилизации. Язык выступает как основное средство хранения и передачи знания от одного поколения к другому. Без языка не было бы способов для установления правил по управлению группами, так как он является основным средством установления законов и нравственности. В устной форме язык представляет собой важное средство искусства, знакомства, ухаживания, а в письменной форме язык позволяет людям общаться через пространство и время.

Введение
Глава 1. Развитие речи у детей дошкольного возраста
1.1. Проблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии
1.2. Проблемы развития речи дошкольника в зарубежной психологии
Заключение
Список использованных источников

Введение

Одной из самых впечатляющих особенностей человека является использование языка. Именно язык отвечает за прогресс человеческой цивилизации. Язык выступает как основное средство хранения и передачи знания от одного поколения к другому. Без языка не было бы способов для установления правил по управлению группами, так как он является основным средством установления законов и нравственности. В устной форме язык представляет собой важное средство искусства, знакомства, ухаживания, а в письменной форме язык позволяет людям общаться через пространство и время.

Язык — система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, которая служит для целей коммуникации, формирования и формулирования мыслей, закрепления и передачи общественно-исторического опыта. Речь же – это всегда конкретный процесс использования языковых знаков, специфический человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.

Развитие речи у ребенка зависит от определенных закономерностей. Существует специфический возрастной период ее развития – первые три года. По истечении этой стадии процесс слухо-речевого развития и обучения замедляется и требует больших усилий.

В целом, ребенок проходит три этапа становления речи:

  1. Подготовительный — от рождения до 1,5 – 2 лет.
  2. Этап самостоятельной речи — 1,5-2 до 7 лет.
  3. Этап систематического обучения и развития речи — школьный период. Особенное значение приобретает развитие речи для человека в дошкольном возрасте.

Глава 1. Развитие речи у детей дошкольного возраста

1.1. Проблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии

Российский психолог А. Н. Леонтьев в своих работах — «Психологическое исследование речи» и «Речевая деятельность» рассматривал — язык и речь, как частное использование языка с точки зрения специфической деятельности человека. В работах поднимаются вопросы общения как деятельности, социального смысла коммуникации, корректности и правомерности использования такого термина как «речевая деятельность».

По словам психолога считается, что:

С одной стороны — язык есть продукт специфической, адекватной ему деятельности.

С другой стороны — объективная основа речевой деятельности индивида.

А. Н. Леонтьев приводит следующие факты, доказывающие, что речь является деятельностью:

  • «Будучи психологическим действием, речевое действие должно обладать и всеми характеристиками, присущими любому действию».

Д. Б. Эльконин подчеркивал, как развивается предметное действие, так происходит и формирование речи. Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя. Подобно овладению любым другим орудием, слово дифференцируется, насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается. В развитии пассивная речь опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря.

Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, то есть понимание контекстной речи. В раннем возрасте происходит развитие функции речи, переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.

По словам Д. Б. Эльконина, называние одним и тем же словом разных предметов и есть та операция, которая создает возможность обозначения. Освобождение слова от предмета в результате его переноса на другие предметы и изображения делает его носителем предметного содержания. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Развитие речи — это одна из составляющих в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Исследования изучения соотношения речи и мышления у детей показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи. У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память.

В ходе развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи.

Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета Важно выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий.

Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, по мнению Е. М. Мастюкова: ««У ребенка с общим недоразвитием речи, наряду с патологией формирования всех ее сторон, могут отмечаться отклонения в его психическом развитии, темп его психического развития может замедлиться, развитие гностических мыслительных процессов, эмоционально волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может проходить аномально». Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления.

1.2. Проблемы развития речи дошкольника в зарубежной психологии

В период дошкольного детства особое значение для психического развития приобретает — становление речи.

А. Х. Штерн провел систематическое наблюдение за формированием речи. Он подчеркивал, выделив несколько периодов в этом процессе, что наиболее важен из них тот, который связан с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое название (такое открытие ребенок делает примерно в полтора года). Он выделил пять основных этапов развития речи у детей и детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет.

На первой стадии — ребенок открывает значение слов путем наблюдения за воздействием на взрослых звуковых комплексов, которые изобретает ребенок. Ребенок начинает манипулировать взрослыми при помощи вокализации, осознает, что определенные звуки приводят к определенной реакции взрослого (дай, боюсь, хочу и т. д.), и начинает пользоваться этими звуковыми комплексами целенаправленно.

На второй стадии — ребенок открывает, что каждая вещь имеет свое имя, чем расширяет свой словарный запас, так как он уже не только сам изобретает названия для вещей, но и начинает задавать взрослым вопросы о названиях.

На третьей стадии — ребенок открывает значение грамматики, это также происходит самостоятельно. В ходе наблюдения к ребенку приходит понимание того, что отношения между предметами и их число могут выражаться изменениями звуковой стороны слова, например изменением окончания (стол – столы).

Начало формирования грамматики связано у ребенка с использованием соединения слов и с построением внутренней системы категорий слов и словесных элементов. Важный факт, что если первые детские слова появляются обычно после 12-13 месяцев жизни и развития ребенка, то сопоставимое, а иногда даже и большее количество времени требуется, чтобы возникло связывание слов.

Интересным примером о сроках речевого развития, Д. Фельдман приводит примеры исключительно ранних проявлениях речевой способности. По его описанию, а именно случай с мальчиком (его звали Адам), которого исследователь начал наблюдать в возрасте 3, 5 лет. В этом возрасте мальчик умел писать и читать. Он также изучал математику, сочинял музыку для гитары. По сообщениям родителей, Адам заговорил в возрасте 3-х месяцев и наряду с отдельными словами стал употреблять предложения. В 6 месяцев он уже успешно общался с окружающими, в 1 год читал простые детские книжки.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Внешние выражения развития грамматики языка ребенка заключаются в том, что малыш вырабатывает способность называть объекты своего высказывания, присоединяя к нему глагол для обозначения действия, научается сближать слова, обозначающие объект и его признаки, использует словоизменительные формы слов. Появление новых языковых форм связано с возникновением новых коммуникативных намерений. Ребенок  не усваивает, а «открывает» новые средства для выражения своих намерений.

Также развитие речи ребенка зависит от гендерного фактора. Ф. Шахтер выявил, что в детском возрасте существуют различия между мальчиками и девочками в словарном запасе, речевой активности и ясности речи.

Девочки начинают использовать предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным и зрелым по своей структуре предложениям. Именно девочки быстрее продвигаются в обучении чтению.

Заключение

Речь тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и оказывает значительное влияние на их формирование. Она играет исключительно важную роль в становлении человеческого сознания, высших психических функций, развитии и социализации личности.

Соотношения речи и мышления у детей показывают, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи. Формирование грамматики связано у ребенка не только с использованием соединения слов, но и с построением внутренней системы категорий слов и словесных элементов. Развитие грамматики языка ребенка выражается в том, что малыш вырабатывает способность называть объекты своего высказывания, присоединяя к нему глагол для обозначения действия, научается сближать слова, обозначающие объект и его признаки, использует словоизменительные формы слов.

Список использованных источников

1. А. Н. Леонтьев Избранные психологические произведения: «Педагогика», — 1983, — 322 с.
2. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. – 217 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В.6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии: М., «Педагогика», 1982 –
504 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2812

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке