Введение
Глава 1. Развитие речи у детей дошкольного возраста
1.1. Проблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии
1.2. Проблемы развития речи дошкольника в зарубежной психологии
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одной из самых впечатляющих особенностей человека является использование языка. Именно язык отвечает за прогресс человеческой цивилизации. Язык выступает как основное средство хранения и передачи знания от одного поколения к другому. Без языка не было бы способов для установления правил по управлению группами, так как он является основным средством установления законов и нравственности. В устной форме язык представляет собой важное средство искусства, знакомства, ухаживания, а в письменной форме язык позволяет людям общаться через пространство и время.
Язык — система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, которая служит для целей коммуникации, формирования и формулирования мыслей, закрепления и передачи общественно-исторического опыта. Речь же – это всегда конкретный процесс использования языковых знаков, специфический человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.
Развитие речи у ребенка зависит от определенных закономерностей. Существует специфический возрастной период ее развития – первые три года. По истечении этой стадии процесс слухо-речевого развития и обучения замедляется и требует больших усилий.
В целом, ребенок проходит три этапа становления речи:
- Подготовительный — от рождения до 1,5 – 2 лет.
- Этап самостоятельной речи — 1,5-2 до 7 лет.
- Этап систематического обучения и развития речи — школьный период. Особенное значение приобретает развитие речи для человека в дошкольном возрасте.
Глава 1. Развитие речи у детей дошкольного возраста
1.1. Проблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии
Российский психолог А. Н. Леонтьев в своих работах — «Психологическое исследование речи» и «Речевая деятельность» рассматривал — язык и речь, как частное использование языка с точки зрения специфической деятельности человека. В работах поднимаются вопросы общения как деятельности, социального смысла коммуникации, корректности и правомерности использования такого термина как «речевая деятельность».
По словам психолога считается, что:
С одной стороны — язык есть продукт специфической, адекватной ему деятельности.
С другой стороны — объективная основа речевой деятельности индивида.
А. Н. Леонтьев приводит следующие факты, доказывающие, что речь является деятельностью:
- «Будучи психологическим действием, речевое действие должно обладать и всеми характеристиками, присущими любому действию».
Д. Б. Эльконин подчеркивал, как развивается предметное действие, так происходит и формирование речи. Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя. Подобно овладению любым другим орудием, слово дифференцируется, насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается. В развитии пассивная речь опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря.
Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, то есть понимание контекстной речи. В раннем возрасте происходит развитие функции речи, переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.
По словам Д. Б. Эльконина, называние одним и тем же словом разных предметов и есть та операция, которая создает возможность обозначения. Освобождение слова от предмета в результате его переноса на другие предметы и изображения делает его носителем предметного содержания. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Развитие речи — это одна из составляющих в развитии самостоятельной предметной деятельности.
Исследования изучения соотношения речи и мышления у детей показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи. У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память.
В ходе развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи.
Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета Важно выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий.
Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, по мнению Е. М. Мастюкова: ««У ребенка с общим недоразвитием речи, наряду с патологией формирования всех ее сторон, могут отмечаться отклонения в его психическом развитии, темп его психического развития может замедлиться, развитие гностических мыслительных процессов, эмоционально волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может проходить аномально». Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления.
1.2. Проблемы развития речи дошкольника в зарубежной психологии
В период дошкольного детства особое значение для психического развития приобретает — становление речи.
А. Х. Штерн провел систематическое наблюдение за формированием речи. Он подчеркивал, выделив несколько периодов в этом процессе, что наиболее важен из них тот, который связан с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое название (такое открытие ребенок делает примерно в полтора года). Он выделил пять основных этапов развития речи у детей и детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет.
На первой стадии — ребенок открывает значение слов путем наблюдения за воздействием на взрослых звуковых комплексов, которые изобретает ребенок. Ребенок начинает манипулировать взрослыми при помощи вокализации, осознает, что определенные звуки приводят к определенной реакции взрослого (дай, боюсь, хочу и т. д.), и начинает пользоваться этими звуковыми комплексами целенаправленно.
На второй стадии — ребенок открывает, что каждая вещь имеет свое имя, чем расширяет свой словарный запас, так как он уже не только сам изобретает названия для вещей, но и начинает задавать взрослым вопросы о названиях.
На третьей стадии — ребенок открывает значение грамматики, это также происходит самостоятельно. В ходе наблюдения к ребенку приходит понимание того, что отношения между предметами и их число могут выражаться изменениями звуковой стороны слова, например изменением окончания (стол – столы).
Начало формирования грамматики связано у ребенка с использованием соединения слов и с построением внутренней системы категорий слов и словесных элементов. Важный факт, что если первые детские слова появляются обычно после 12-13 месяцев жизни и развития ребенка, то сопоставимое, а иногда даже и большее количество времени требуется, чтобы возникло связывание слов.
Интересным примером о сроках речевого развития, Д. Фельдман приводит примеры исключительно ранних проявлениях речевой способности. По его описанию, а именно случай с мальчиком (его звали Адам), которого исследователь начал наблюдать в возрасте 3, 5 лет. В этом возрасте мальчик умел писать и читать. Он также изучал математику, сочинял музыку для гитары. По сообщениям родителей, Адам заговорил в возрасте 3-х месяцев и наряду с отдельными словами стал употреблять предложения. В 6 месяцев он уже успешно общался с окружающими, в 1 год читал простые детские книжки.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Внешние выражения развития грамматики языка ребенка заключаются в том, что малыш вырабатывает способность называть объекты своего высказывания, присоединяя к нему глагол для обозначения действия, научается сближать слова, обозначающие объект и его признаки, использует словоизменительные формы слов. Появление новых языковых форм связано с возникновением новых коммуникативных намерений. Ребенок не усваивает, а «открывает» новые средства для выражения своих намерений.
Также развитие речи ребенка зависит от гендерного фактора. Ф. Шахтер выявил, что в детском возрасте существуют различия между мальчиками и девочками в словарном запасе, речевой активности и ясности речи.
Девочки начинают использовать предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным и зрелым по своей структуре предложениям. Именно девочки быстрее продвигаются в обучении чтению.
Заключение
Речь тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и оказывает значительное влияние на их формирование. Она играет исключительно важную роль в становлении человеческого сознания, высших психических функций, развитии и социализации личности.
Соотношения речи и мышления у детей показывают, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи. Формирование грамматики связано у ребенка не только с использованием соединения слов, но и с построением внутренней системы категорий слов и словесных элементов. Развитие грамматики языка ребенка выражается в том, что малыш вырабатывает способность называть объекты своего высказывания, присоединяя к нему глагол для обозначения действия, научается сближать слова, обозначающие объект и его признаки, использует словоизменительные формы слов.
Список использованных источников
1. А. Н. Леонтьев Избранные психологические произведения: «Педагогика», — 1983, — 322 с.
2. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. – 217 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В.6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии: М., «Педагогика», 1982 –
504 с.