Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Реформация в Англии»

Реформацией называют религиозное и общественно-политическое движение, протекавшее в XVI – начале XVII века в Западной и Центральной Европе, а соответствующий временной период – «эпохой Реформации» (или «Северным Возрождением»). На первый взгляд это движение было направленно лишь на реформирование в соответствии с Библией христианского вероучения (католицизма), но в социокультурном плане оно стало выступлением против устаревших феодальных порядков, теоцентрической науки и картины мира и средневековой культуры в целом, которые защищала католическая церковь. Этот процесс стал важнейшим шагом в секуляризации общественной жизни и становлении светской культуры.

Написание доклада за 4 часа

Протестантизм получил распространение во всей Европе, хотя и в форме различных вероучений: лютеранства, кальвинизма, анабаптизма, цвинглианства и англиканства. В истории европейской культуры английская Реформация занимает особое место. Как явление неоднозначное и во многом противоречивое, она оценивается зачастую необъективно, с впадением в некоторые крайности, обозначившиеся в традиционной «школьной» историографии. Одна из этих крайностей – сведение сложного социокультурного процесса к событиям жизни короля Генриха VIII (развод с Екатериной Арагонской и брак с Анной Болейн). Противоположная точка зрения, согласно которой Реформация в Великобритании является величайшим поворотным моментом современной истории, характерна прежде всего для британских историков. Например, Джеймс Фроуд писал: «Я убежден, что Реформация стала величайшим в истории Англии событием, мощной силой, распространившей англо-саксов по всей планете и оставившей след английского гения и характера в жизни человечества», а Дэвид Гум утверждал, что «английская Реформация стала via media между папизмом и радикализмом». Объективная оценка английской Реформации находится где-то между этими крайними точками, не лишенными, впрочем, субъективности и эмоциональности.

Характеризуя Реформацию в Англии, можно сказать, что, во-первых, она была движением скорее политическим, нежели теологическим (как в случае с Лютером), во- вторых, она была «островной» – имела четко ограниченные рамки распространения, не выходя за пределы Англии, и, в-третьих, это была не народная, а аристократическая реформа, осуществляемая «сверху». Именно этим объясняется и «половинчатость» данной реформы, ее гораздо менее радикальный характер, нежели на континенте. В частности, это можно увидеть, анализируя важнейший документ английской Церкви – «39 статей» (1571 г.).

Данный документ является суммарным изложением веры Церкви Англии. Статьи соответствуют умеренному курсу правления Елизаветы I, поэтому характеризуются вероучительной широтой и полиинтерпретативностью. Они сформулированы достаточно пространно и неопределённо, однако их анализ позволяет достаточно четко выявить основные особенности Реформации в Англии.

«39 статей» являются частью «Книги общих молитв», которая также содержит изложение всех богослужений и треб Англиканской церкви. Однако исследователи указывают на ряд противоречий между текстами «39 статей» и другими разделами «Книги общих молитв». Принято говорить о большей традиционности «Книги общих молитв» и о протестантском радикализме «39 статей». Возможно, это связано с конкретными историческими реалиями: статьи рождались в полемике не только с католиками, но и с крайними течениями материковой Реформации, что отражало две культурные тенденции: унификацию на общеевропейский манер и выделение культуры Англии как уникальной. С точки зрения современного человека, большинство статей посвящены малоактуальным для современного богословия вопросам (целибат духовенства, власть римского епископа, присяга в суде и т.д.), но совершенно не касаются фундаментальных вопросов, относящихся к систематической теологии (например, эсхатологии). Эти особенности документа хорошо отражают специфику английской Реформации в целом – она не была «реформацией богословской», подобно лютеровской.

По своему характеру английская Реформация менее радикальна, чем европейская. И дело не столько в обособленном, островном положении Великобритании (которое делало контакты протестантов более редкими), сколько в религиозности и традиционности сознания широких масс населения. Для английской Реформации, инициированной «сверху», факт возможного противодействия со стороны населения в случае радикальной смены культурного курса был определяющим. Поэтому правительство нашло некий срединный курс, реформируя часть внешних элементов религиозной составляющей (брак священников, уменьшение количества таинств, отмена иконопочитания, причастие мирян под двумя видами и пр.), не касаясь фундаментальных доктрин, носящих не столь явный для массы подданных характер.

Особенно важным в аспекте рассматриваемой проблемы является отношение к церкви. «39 статей» подчёркивают, что христианское учение основано исключительно на Священном Писании, то есть последовательно развивает в этом отношении тезис, весьма существенный для протестантов в их борьбе с католической церковью.

В существенных чертах англиканская церковь сохраняется и до сих пор в том виде, какой она имела в первые годы царствования Елизаветы.

Англиканская реформация вообще только усилила королевскую власть, и Елизавета до конца жизни пользовалась ей в самом широком объеме. Епископы всецело зависели от короны, светские лорды большей частью были нового происхождения и вели себя очень покорно за полученные земли из бывших монастырских имений.

Рядом с этой королевской реформацией в Англии происходила и реформация народная. Уже в первой половине XVI в. здесь были отдельные протестанты, не желавшие признавать королевского главенства в делах веры и находившие, что англиканская церковь недостаточно «очищена» от католицизма. При Елизавете эти люди уже начали составлять особую религиозную партию пуритан. Пуритане  объявляли основой религии личную веру каждого и отрицали священную монополию духовенства. Они отрицали обряды и утварь, иконы, скульптуры – всё, что противоречило идеалу мирского аскетизма. Пуритане отрицали иерархический епископальный строй. Организационные принципы пуританской церкви, получившей название пресвитерианской, строилась таким образом, что во главе общины стоял пресвитер (старейшина), избранный из среды наиболее почитаемых людей. В сущности это были большей частью кальвинисты, но в конце царствования Елизаветы среди пуритан появились и сектанты, восставшие против всякой государственной церкви (кальвинистической) и требовавшие независимости отдельных религиозных общин, без всякого принуждения принадлежащих к тому или другому исповеданию. Впоследствии их стали называть индепендентами.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Итоги реформации в Англии оказались очень серьезными для ее общественно-политического и религиозного устройства. Раздав конфискованные у монастырей земли новой знати и буржуазии, король тем самым создал в их лице себе опору. Таким образом, в стране сформировался слой людей, заинтересованных в продолжении реформ и закреплении существующего положения. Новые дворяне хотели сохранить за собой полученные земли, и поэтому все они единодушно поддержали воцарение Елизаветы I, дочери короля от Анны Болейн, которая взяла курс на сохранение тех изменений, который осуществил ее отец.

Ещё одним результатом реформации стало создание новой, англиканской, церкви, которая существует и поныне. Умеренный характер преобразований способствовал ее сохранению и даже распространению, в то время как более радикальные течения теряли число своих сторонников.

Реформация в Англии сыграла определяющую роль в развитии капитализма в стране. Дело в том, что новая религия провозглашала главной целью необходимость материального обогащения и накопления экономических средств. Эта идеология полностью соответствовала чаяниям предпринимателей и буржуазии. Отныне их стремление к увеличению своих доходов получило догматическое обоснование. О дальнейшем углублении реформационных идей говорит факт распространения пуританского течения, которое ратовало за углубление реформ.

Список использованных источников

1. История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. / Л.Т. Мильская, В.И. Рутенбург, М.А. Барг и др. – М : Наука, 1993. – Т. 3. От средневековья к новому времени (конец XV – первая половина XVII в.). 653 с.
2. Кареев Н. И. Учебная книга по новой истории [Электронный ресурс]. –URL:http://rushist.com/index.php/tutorials/kareev-tutnewtime/479-reformation-in-england
3. Новая история стран Европы и Америки. Первый период: Учеб. по спец. «История» / В. Н. Виноградов, Н. М. Гусева и др.; под ред. Е. Е. Юровской и И. М. Кривогуза. – М.: Высшая школа, 1998. 415 с.
4. Норт, Дж. История Церкви / Джеймс Норт. – М.: Протестант, 1993. 413 с.
5. Соколов, В. Реформация в Англии / В. Соколов. – М.: Б.И., 1881. 548 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2869

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке